содержание

Л И Ч Н О С Т Ь

БЫЧКОВ  ВИКТОР  ВАСИЛЬЕВИЧ (1942 г. р.) - специалист в областях эстетики, искусствоведения, культурологии; доктор философских наук. С 1972  работает в Ин-те философии АН СССР (РАН), с 1992 - гл. н. с., руководитель исследовательской группы «Неклассическая эстетика», с 1998 - заведующий сектором эстетики.Канд. дисс. «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве» (1973), докт. дисс. «Эстетические идеи патристики» (1981). Лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996) за исследования в области византийской эстетики. Член Ассоциации искусствоведов России и Московского союза художников; член нескольких Ученых советов и ряда редколлегий. Автор более 300 научных работ, среди них - 20 монографий, опубликованных в разных странах.

Начиная с 1970 г. ведет исследования в обл. патристической культурологии и эстетики, византийской и древнерусской эстетики, русской религиозной эстетики XIX-XX вв. На основе этих исследований Бычков ввел  в научный оборот понятие «православной эстетики» (религиозной эстетики культур и народов православного ареала) и исследует ее двухтысячелетнюю историю (и предысторию) от Филона Александрийского и ранних отцов Церкви до П.Флоренского, С.Булгакова, современных представителей. Считает православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от путей и принципов западноевропейской культуры (эстетики). Под эстетикой Бычков понимает не только одну из дисциплин философского цикла, как она сложилась в новоевропейской культуре, и имплицитные интенции к ней в вербальной культуре прошлого, но и особую сущностную характеристику культуры, выражающую специфический неформализуемый духовный опыт, органически присущий человеку; опыт предельно высокого уровня. Эстетическое осмысливается Бычковым как характеристика одной из высших неутилитарных форм взаимоотношения субъекта и объекта (созерцательного или творческого характера, эстетического акта),в результате которого субъект возводится до гармонии с Универсумом, до переживания абсолютной полноты бытия, сопровождающегося эстетическим  наслаждением; искусство и художественная культура понимаются как концентрированное выражение эстетического опыта и, соответственно, один из высших уровней Культуры наряду с религией, философией, наукой, а эстетика - как синтетическая наука гуманитарного цикла, за которой большое будущее.  
          Одной из существенных особенностей православной эстетики Бычков считает ее принципиально нерефлективный, во многом недискурсивный характер; отмечает повышенную пронизанность эстетическим сознанием всей православной культуры, органическое единство религиозно-мистического и художественно-эстетического опыта. К основным категориям православной эстетики (наиболее полно разработанным в патристике и византийскими мыслителями) относит образ, символ, знак, икону, слово, возвышенное, прекрасное, творение, свет, цвет; к главным характеристикам эстетического сознания (получившим предельное выражение в искусстве Древней Руси) - соборность, софийность, символизм, каноничность, духовность, повышенную нравственно-этическую ориентацию в их целостной взаимообусловленности. Важными сферами православной эстетики считает эстетику аскетизма и литургическую эстетику (понятия, введенное и разработанные Бычковым). Для последнего этапа православной эстетики, именуемого Бычковым неоправославным (Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков и др.), характерна повышенная философско-богословская рефлексия эстетической окраски, высокая оценка художественно-эстетического опыта, связь эсхатологических чаяний с теургической эстетикой; замыкание богословия и философии на софиологии как новом этапе православной эстетики. Сильное влияние (или типологические параллели) православной эстетики Бычков усматривает в эстетике русского символизма и у некоторых теоретиков русского авангарда. Итоги исследований по православной эстетике подведены им в монографии «2000 лет христианской культуры
sub specie aesthetica» (в 2-х томах. М.-СПб, 1999). Фактически это первая и единственная в мире полная история православной эстетики.
          Еще одна сфера научных интересов Бычкова - художественная культура ХХ в. в ее новейших направлениях и поисках от авангарда до постмодернизма. Бычков рассматривает «бессистемную систему» наиболее «продвинутых» арт-практик ХХ в., которую он называет ПОСТ-культурой (пост-культурой),  в качестве важнейшего свидетельства глобального переходного периода в культуре, преобразования Культуры как носителя Духа  в некое иное качество, одной из главных причин которого явился взрыв научно-технического прогресса последнего столетия как следствие каких-то глубинных космоантропных процессов. ПОСТ-культура (или ПОСТ-), отказавшись ото всех традиционных ценностей культуры, форм и способов бытия и презентации культурных феноменов, уравняв традиционно антитетические явления, ценности, понятия (добро и зло, прекрасное и безобразное, жизнь и смерть, любовь и ненависть, истинное и ложное и т. п.), представляет собой уникальное экспериментальное поле проектно-продуктивной и репродуктивной деятельности по отысканию принципиально иных  парадигм социально-индивидуального бытия и арт-бытия, в частности. (Подробнее эти проблемы изложены в Разделе втором (Нонклассика)  книги: Эстетика. М., 2002).

Бычков, полагая, что применительно к ситуации современной арт-культуры недостаточны традиционные дискурсивно-аналитические способы исследования, разработал особый метод философско-поэтическо-медитативного проникновения в ее арте-феномены и арте-факты; его результаты фиксируются вербально в форме ПОСТ-адекваций - специфического жанра неклассической эстетики, введенного им  в обиход современной науки в ряде публикаций, и в частности в экспериментальном исследовательском проекте «КорневиЩе. Неклассическая эстетика» (М., 1998, 1999, 2000). При разработке этого метода Бычков исходит из предпосылки, что дух и форма современного эстетического исследования должны быть конгруэнтны анализируемому феномену.

 

Hosted by uCoz