В.А.Лекторский

Программа курса по теории познания

Познание и знание. Отличение знания от псевдо-знания как главная проблема в философском подходе к изучению познания. Миф, религия, наука, философия в исследовании познания. Роль критицизма в науке и философии. Проблема достоверности знания, границ знания и философский скептицизм. Знание и реальность.

Взаимодействие теории познания и психологии познания: роль философских предпосылок в психологических исследованиях - осмысление данных психологии в теории познания; нормативизм философской теории познания - описание процессов и выявление их механизмов в психологии. Взаимоотношения теории познания и логики: изучение логики языка и правил рассуждения в логике - исследование возможностей и норм получения знания и отличения его от не-знания в теории познания. Роль культурного контекста в производстве и функционировании знания: теория познания, история культуры и история науки. Теория познания и философия науки: изучение вне-научного знания (миф, обыденное знание), взаимодействия вне-научного и научного знания в общем курсе теории познания; теоретико-познавательные проблемы в курсе философии науки. Теория познания и философская антропология: изучение познания в контексте человеческой жизнедеятельности в современной теории познания; взаимодействие познания, эмоций и ценностей; место проблематики сознания, самосознания, понимания и общения в курсе теории познания.

Информационная цивилизация и роль в ней производства и использования знаний. Современная когнитивная наука и теория познания. "Когнитивная революция" в психологии, социальных науках и теория познания.

Литература.

Теория познания.(под ред В.А.Лекторского и Т.И. Ойзермана). М., 1991, т. 2, гл. 1 (автор -В.С.Швырев)

Выделение ощущений и восприятий как источников опыта в классическом эмпиризме. Ощущения, восприятия, представления и общие идеи с точки зрения эмпиризма. Эмпиризм и сенсуализм. Трудности в осуществлении змпиристской программы. Эмпиризм как способ критики наличной системы знания, как нормативная программа.

Первичные и вторичные качества у Локка. Критика этой теории со стороны Беркли. Тезис Беркли о том, что "существовать значит быть воспринимаемым", его обоснование Беркли и его современная оценка. Сенсуализм Беркли и критика им с этих позиций традиционной метафизики и классической науки (идеи об абсолютности пространства и времени классической механики и исчисления бесконечно-малых величин в математике). Критика Юмом понятия причинности. Юм об основных видах ассоциации идей, влияние Юма на развитие ассоциативной психологии. Мысленный эксперимент Кондильяка с одинокой статуей и его современный смысл. Особая роль осязания в отнесении ощущений к внешнему миру с точки зрения Беркли и Кондильяка. Элементы опыта по Маху. Способы отличения иллюзии от реальности по Маху. Критика Махом классической физики с позиций сенсуализма и его роль в становлении неклассической физики и в развитии психофизики.

Изучение ощущений и восприятий в экспериментальной ассоцианистской психологии. Некоторые факты, полученные в этом изучении: пороги чувствительности, взаимодействие экстеро- и интерорецепторов, ассоциации ощущений, взаимодействие ощущений разной сенсорной модальности. Философский эмпиризм как предпосылка ассоцианистской психологии. Философские трудности объяснения восприятия в ассоцианистской психологии: несходство рецепторного образа с реальным предметом (проблема Гельмгольца), проблема "гомункулюса", "теория специфических энергий органов чувств".

Литература

Дж. Беркли. "Три разговора Гиласа с Филонусом". Разговор первый. В кн. Д.Беркли. Сочинения. М., 1978, сс. 256-298

Д.Юм. "Исследования о человеческом познании". В кн. Д.Юм. Сочинения в 2-х томах, том 2. М., 1965, сс. 19-26, 61-74

Э. Кондильяк. "Трактат об ощущениях". В кн. Э. Кондильяк. Сочинения в 3-х томах, том 2. М., 1982, сс. 190, 195-227, 235-240. 247-248, 288-314.

Э.Мах. "Анализ ощущений и отношение физического к психическому". М., 1908. сс. 23-47

Восприятие как результат конструирования опыта априорными формами (чувственности и рассудка) по Канту. Понятие опыта по Канту. Знание как совпадение с опытом в кантовском понимании. Трансцендентализм в теории познания. Критика Кантом классической метафизики с позиций его понимания опыта. Отличение субъективной связи восприятий от объективного опыта по Канту. Трансцендентальное единство самосознания и его роль в обосновании объективности чувственного опыта в философии Канта. Центральная роль восприятия в феноменологии Гуссерля. Очевидность, восприятие и понятие феномена по Гуссерлю.

Критика ассоцианизма в психологии восприятия. Гештальт-психология и влияние трансцендентальной философии и феноменологии на ее философские предпосылки. Отрицание понятия ощущения в гештальт-психологии. Опыты гештальт-психологов по изучению непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Проблема инвариантности восприятия в гештальт-психологии. Иллюзии восприятия как психологическая и философская проблема. Кантовский конструктивизм и понимание восприятия в психологической концепции Ж.Пиаже. Восприятие как действие. Объективное восприятие и "децентрация опыта" по Пиаже. Стадии интеллектуального развития и разные типы восприятия по Пиаже. Восприятие как опробование "объект-гипотез" в сенсорном опыте по Р.Грегори.

Литература

.И.Кант. Сочинения в 6 томах. Том 4, часть 1. Пролегомены ко всякой будущей метафизике... М. 1965, сс. 95-122

Р. Арнхейм Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

Э. Гуссерль. Философия как строгая наука. "Логос", М., 1910, .1

Восприятие в системе деятельности. Восприятие как процесс целостного взаимодействия человека с воспринимаемой реальностью. Критика рецепторной теории восприятия. Критика понимания восприятия как простого продукта внешнего воздействия на воспринимающего человека и как особого "идеального предмета" (percept), существующего в мире субъективности. Восприятие как непрерывный процесс извлечения информации из внешнего мира, включенный в саму структуру реальности. "Образ мира" как предпосылка восприятия отдельных предметов и их чувственных качеств. Амодальная "схема мира" как условие восприятия. Взаимодействие "схемы мира" и "схемы тела" в процессе восприятия. Самоотнесенность как условие объективности восприятия.

Исследования в советско-русской психологии по изучению восприятия в системе человеческой деятельности (А.Н.Леонтьев, А.А.Запорожец, В.П.Зинченко). "Экологический подход" к изучению восприятия у Дж.Гибсона. Принципиально новое понимание онтологии воспринимаемого мира в "экологическом подходе". Физический мир и "окружающий мир". Феноменализм, реализм и "экологический подход" в понимании восприятия. Понятие "окружающего мира" Гибсона и понятие "жизненного мира" Гуссерля. Снятие проблемы первичных и вторичных качеств в концепции Гибсона. Философский смысл "экологического подхода" в теории восприятия.

Философия и психология в исследовании восприятия: различия и взаимодействие. Сенсуализм и индуктивная модель знания. Кантовское понимание восприятия и априористская модель знания. Перцептивная теория Р.Грегори и гипотезный подход к пониманию знания. Советско-российская традиция анализа восприятия и теория Дж.Гибсона: онто-праксеологический подход.

Понимание восприятия в рамках феноменализма, реализма, "теории отражения" и онто-праксеологического подхода.

Литература

Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию.

М, 1988, сс. 30-81

А.Запорожец, Л.Венгер, В. Зинченко, А. Рузская. Восприятие и действие. М., 1957

А.Н.Леонтьев. О путях исследования восприятия. В кн. : Восприятие и деятельность. М. 1976

В.М. Розин. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996. 31-92

Мышление и восприятие. Восприятие как вид интеллектуальной деятельности. Визуальное мышление. Общие представления и понятия.

Понятия и категории. Примеры категорий. Кант о роли категорий в восприятии и мышлении. Гуссерль об "эйдетической" структуре восприятия и о роли "эйдосов" в мышлении. Современная психология о категоризации восприятия и о роли категорий в мышлении. Эволюционный подход к пониманию категорий: развитие категориальной структуры мышления в процессе онтогенеза (Ж.Пиаже), в процессе исторического развития культуры (сравнение категориальных структур обыденного знания, мифа, научного знания, изменение категориальных структур мысли в историческом развитии науки).

Индукция и дедукция как процедуры мышления. Несводимость мышления к индукции и дедукции. Абстракция и идеализация. Мышление как продуктивное воображение. Роль аналогии и наглядных моделей в мышлении.

Научное мышление и обыденное мышление: их отличие и взаимосвязь. Понятие научной теории. Теория и гипотеза. Теоретическое и эмпирическое знание. Эмпирическое знание и восприятие.

Мышление и опыт. Эмпиристские концепции отношения мышления и опыта: мышление как особый способ описания данных опыта (сенсуализм), как гипотетико-дедуктивная конструкция, сопоставляемая с опытом (логический эмпиризм), как конструкция, принципиально опровергаемая в опыте (Поппер). Рационализм как понимание отношения мышления и опыта, как исследовательская программа. Понятие априорного знания в программе рационализма. Математика, логика и метафизика как исторические примеры априорного знания. Априорное знание как знание мира идеальных объектов (Платон). Априорное знание и теория "врожденных идей" (Декарт). Априорность как сознание структуры трансцендентального сознания (Кант, Гуссерль). Априорное знание как аналитическое знание (логический эмпиризм). Аналитические и синтетические суждения. Аналитические суждения и тавтологии. Логика и математика как примеры аналитического знания. Программа аналитической философии. Критика дихотомии суждений на аналитические и синтетические (Куайн). Возможность понимания отношения мышления и опыта как их взаимной критики. Концепция исследовательских программ Лакатоса и возможность ее применения не только к научному мышлению, но также к математике, философии и обыденному опыту.

Понятие существования. Реальное и идеальное существование. Применимость понятия существования к абстрактным объектам (кривизна, прекрасное, справедливость, истина), к идеальным объектам (математическая точка, идеально-твердое тело), теоретическим объектам (атом, электрон, кварк). Идеи чистого разума по Канту и невозможность заключения от их идеального существования к их реальному существованию. Кант о невозможности метафизики в традиционном смысле. Критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога. Кант об антиномиях чистого разума.

Литература

Арнхейм Р. Визуальное мышление. В кн. Хрестоматия по общей психологии. М. 1981

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Там же.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, сс. 95-117, 182-204

Теория познания (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана).М., 1993. т.3, гл 3 (автор -В.С.Швырев)

Кант И. Пролегомены. Сочинения. т.4, часть 1.М.1965, сс. 147-189

Познание и время. Прошлое, настоящее и будущее: их границы. Проблема существования прошлого и будущего. "Настоящий момент" и трудности с его определением. Взаимопроникновение прошлого, настоящего и будущего в любом познавательном акте.

"Объективная память" как неосознаваемый процесс. Роль памяти в процессе восприятия. Долговременная и кратковременная память. Восприятие как узнавание. Восприятие как восприятие того, что частично уже перешло в прошлое (пример Б. Рассела с восприятием звезд). Память и мышление. Роль памяти в единстве личности.

"Субъективная память" как сознательный процесс построения собственного прошлого. Воспоминание как знание о прошлом. Физическое время, культурное время и субъективное время воспоминаний. Кант о времени как о внутреннем чувстве. Субъективное воспоминание как социально-культурный феномен. Невозможность воспоминаний у животных и ребенка в раннем возрасте. Воспоминание как конструкция и проблема его объективности. Возможность ложных воспоминаний (воспоминание как самообман). Воспоминания, образ себя и субъективное единство личности.

Коллективная память. Память, культурные артефакты и традиция. Значение письменности для коллективной памяти. Возможность ложной коллективной памяти. Познание прошлого как специализированная деятельность. Невозможность "прямого доступа" к прошлым событиям. Знание о прошлом как его реконструкция на основе "следов" в настоящем. Влияние настоящего на знание прошлого. Гипотеза в знании о прошлом. Проблема исторического источника. Проблема исторического факта. Альтернативность прошлого. Роль контр-фактических допущений в познании исторического прошлого.

Роль антиципаций (предвосхищения будущего) и ожиданий в процессе восприятия. Цель деятельности и восприятие. Проектирование будущего и образ себя. Проект и прогноз. Возможность предсказания будущих событий. Границы предсказания. Предсказание в закрытых, открытых и сложных самоорганизующихся системах. Альтернативность будущего и сценарное прогнозирование. Трудности футурологии. Возможность самоосуществляющегося прогноза ("эффект Эдипа"). Утопизм как тип сознания: критика настоящего с позиций образа будущего, не укорененного в действительности.

Объяснение и предсказание. Критика теории симметрии между объяснением и предсказанием. Возможность предсказания без объяснения и объяснения без предсказания. Возможность объяснения в историческом познании, невозможность использовать эти знания для предсказания. Границы познания прошлого и будущего.

Литература

А.Бергсон. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992. Материя и память сс. 160-270

Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1993, сс. 79-95, 163-174

М.С.Роговин. Философские проблемы теории памяти. М.1966, сс 20-68

К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992, гл 25

Тема 7. Познание и язык

Язык как средство коммуникации и средство познания. Язык животных и язык человека. Язык жестов и словесный язык. Естественный и искусственные языки. Значение и смысл. Влияние языка на процесс и результат восприятия. Язык и мышление. Возможность мышления без языка и языка без мышления. Письменные тексты и объективация знаний. Искусственные предметы (орудия труда, приборы, инструменты и т.д.) как средства коммуникации. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Возможность адекватного перевода информации с одного языка на другой. Опыт интеллектуального воспитания слепоглухонемых детей в Загорской школе-интернате.

Литература

Новое в лингвистике. Вып 1, М., 1960, сс. 130-160

Теория познания (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана). М., 1991. т.2., гл. 14 (автор Г.А.Брутян)

С.А.Васильев. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974

Э.В.Ильенков. Становление личности: к итогам научного эксперимента. Коммунист, М., 1977, .2

Достоверность, очевидность и знание. Знание как вера, предмет которой реально существует и которая может быть обоснована. Психологическая уверенность и эпистемическая очевидность. Роль веры в восприятии. Роль веры в мышлении. Вера и гипотеза. Вера и мнение. Вера и убеждение. Вера необоснованная, вера фанатичная и вера рациональная. Степени рациональности веры. Очевидность, вероятное знание, вера. Вера как доверие авторитету. Роль авторитета и традиции в познании. Роль веры в принятии парадигмы познания, познавательной традиции. Вера и предрассудок. Вера и критицизм.

Сходства и отличия веры в научном познании и в религии. Вера и знание в науке, вера и знание в религии.

Юм о роли веры в принятии положений о существовании внешнего мира, других людей, причинно-следственных зависимостей. Кант о "чистой вере", противостоящей познанию, но остающейся в пределах разума.

Литература

Б.Рассел. "Человеческое познание". М.,1957. Часть 2. Глава V. Задержанные реакции: познание и вера. Глава XI. Факт, вера, истина и познание. сс.178-182

У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта. М. 1993. Лекция III, лекции XVI и XVII

С.Л.Франк. Духовные основы общества. М., 1992. сс.220-230

П.Вайнгартнер. Сходство и различие между научной и религиозной верой. "Вопросы философии", 1996, . 5

Понятие личного знания. Неявное знание и личное знание. Фокус, периферия и фон знания. Неявное знание и вера. Возможности экспликации неявного знания и "инженерия знания".

Коллективное знание. Виды коллективного знания: знание, объективированное в текстах, распределенное знание. Коллективное знание и мир идеального. Физический мир, субъективный мир, идеальный мир. Коллективная память и коллективные представления. Роль неявных компонентов в коллективном знании. Платон об идеальном мире. Гегель об объективном знании. Концепция Поппера об объективном знании как не предполагающем познающего субъекта. Концепция идеального Э.В. Ильенкова.

Литература:

М.Полани. Личностное знание. М., 1985. гл. 4

К. Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983, сс. 439-459

Э.В.Ильенков. Проблема идеального. "Вопросы философии", .. 6,7. 1979

Теория познания.т.2.М.1991 (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана). гл. 11 (автор-Л.А.Микешина)

Понятие чувственной интуиции в истории теории познания. Сходство и отличие чувственной интуиции и восприятия. Интуиция и очевидность. Понятие интеллектуальной интуиции в истории теории познания. Интеллектуальная интуиция и априорное познание. Декарт и рационализм об интеллектуальной интуиции. Кант об интеллектуальной интуиции. Кантовское понимание интуиции и современный интуиционизм в философии математики. Гуссерль об интуиции. Интуитивистская теория познания Н.Лосского. Интуитивизм в рамках философского интеллектуализма и в рамках иррационализма (интуитивизм А. Бергсона).

Неявное знание и интуиция: их взаимосвязь и отличия. Интуиция как форма непосредственного постижения истины и как форма познавательного открытия. Творчество и открытие как проблемы теории познания. Интуиция и инсайт. Интуиция как форма мышления. Интуиция в обыденной жизни, в математике и в науке.

Литература

Н.О.Лосский. Избранное. М., 1991. сс. 100-105, 300-307

М.Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. сс. 92-150

Интуиция, логика, творчество. М., 1987. Я.А.Пономарев. Основные звенья психологического механизма творчества. сс. 5-23

Критерии отличения сна от реального опыта. Тезис о том, что весь наш опыт является лишь сновидением (Декарт, Шопенгауэр) и способы его опровержения. Сновидения как часть осмысленного опыта. Сновидения в рамках культурно-исторической концепции познания. Конструирование сновидений.

Галлюцинации и реальный опыт. Непрерывность опыта и галлюцинации как нарушения этой непрерывности по Канту. Способы различения иллюзии и реальности (как функциональной связи элементов) по Маху. Иллюзии и реальность в рамках деятельностно-онтологической концепции опыта.

Т.н. экстра-сенсорное восприятие и невозможность непосредственного восприятия прошлых и будущих событий. Возможности психического общения без посредников.

Литература

Л.Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1962, гл. VI, VII, VIII.

З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. Часть вторая. Сновидения. М.,1989

П.Гарфильд. Т.Тулку Ринпоче. Управление сновидениями. М., 1994. Творческий сон. Главы 1-5

Познание и переживание. Переживание, эмоции, чувства. Понимание эмоций в качестве помехи познанию в истории теории познания. Спиноза о "страстях души". Эмоции как способы постижения неразумной сущности мира в философском иррационализме (Шопенгауэр, Бергсон). Понимание эмоций как рудиментов неудавшихся инстинктов в современной психологии. Сартр об эмоциях как о способе ухода от принятия ответственного решения. Феноменология эмоций у Гуссерля и Шелера.

Понимание эмоций как способов когнитивной деятельности. Информационная теория эмоций. Эмоции как способ культурно-социального конструирования мира (Р. Харре).

Роль эмоций в принятии и защите познавательной парадигмы (страстность, приверженность, доверие). Беспристрастность и страстность в обыденном и научном познании. Роль эмпатии в изучении человека в обыденной жизни и в науке (история, искусствознание, психология, психиатрия).

Литература

Ж.-П. Сартр. Очерк теории эмоций. В кн. :Психология эмоций. Тексты. М. 1984, сс. 108-137

П.В.Симонов. Информационная теория эмоций. Там же. сс.178-185

М. Полани. Личностное знание. М., 1985, гл. 6 .Страстность научного познания. Гл.9. Самоотдача.

Взаимосвязь знания о мире и знания о Я. Схема тела и схема мира. Я как тело, как сознание, как центр психической жизни. Я и субъект познания и деятельности. Я и личность. Возможность существования личности без Я и Я без личности.

"Сogito ergo sum" (Декарт) и классическая традиция теории познания: познание как самосознание. Понимание Я в философии эмпиризма (Юм, Мах) и трансцендентализма (Кант, Гуссерль). Эмпирический субъект, трансцендентальный субъект, коллективный субъект.

Я, "другие" и проблема интер-субъективности. Единство и множественность Я.

Самосознание и саморефлексия. Интроспекция, ее возможности и границы. Самосознание, самопознание и образ Я. Рефлективное и действующее Я. Адекватность и неадекватность образа Я. Проблема личной самоидентификации и кризисы индивидуальной и личной самоидентификации.

Литература

С.Л.Рубинштейн. Человек и мир. В кн.: С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., 1976

В.А.Лекторский. Субъект, объект, познание. М., 1980, Раздел 2, гл. 1 ,2

Ф.Т. Михайлов. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

В. Хесле. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. "Вопросы философии", . 10, 1994

М.А.Розов. Рефлектирующие системы, ценности и цели. В кн. :Идеал, утопия и критическая рефлексия (под ред В.А.Лекторского), М., 1996, с. 188-242

Я и другой. Я для себя и Я для другого. Необходимая роль другого в моем познавательном опыте. Мой опыт глазами другого и опыт другого в моей познавательной перспективе. Отношение к другому как к себе и к себе как к другому. Диалог как взаимодействие познавательных горизонтов моего и другого. Познание и понимание.

Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте коммуникации. Диалог, полилог и проблема интерпретации текстов. Речь и текст. Меж-субъектная и внутри-субъектная коммуникация в процессе познания. Акт познания как акт коммуникации. Анализ познавательных коммуникаций и герменевтика.

Современное значение идей М.Бахтина о Я, другом и диалоге.

Литература.

М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986

В.С.Библер. От наукоучения к логике культуры. М., 1991, сс. 288-302

Познание, сознание и бессознательное. Европейская традиция теории познания как философии сознания. Роль бессознательного в познавательной деятельности. Бессознательное и неявное знание. Бессознательные компоненты в восприятии. Бессознательные мысли. Возможность неосознаваемых эмоций. Бессознательное, воображение и творчество. Бессознательное и проблема единства Я. Бессознательное, подсознательное, сверхсознательное. Роль языка в структурировании сознания и бессознательного.

Как возможно сознательное знание о бессознательном. Теоретико-познавательный статус психоанализа как интерпретации и как объясняющей науки.

Литература

М.К. Мамардашвили. Анализ сознания в работах Маркса. "Вопросы философии", 1968, .1

В.П.Зинченко, М.К. Мамардашвили. Проблема объективного метода в психологии. "Вопросы философии", 1977, .7

Ф.Т.Михайлов. Загадка человеческого Я. М., 1976

А. Шерозия. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979

Противопоставление естественного и искусственного (сделанного) в античной культуре и философии. Снятие этого противопоставления в философии Нового Времени. Интерпретация знания как возможности сконструировать. Проблема связи познания и порождения предметного мира в немецкой философской традиции: Кант, Фихте, Гегель, Маркс. Роль предметов-посредников (орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображения и т.д.) в познавательной деятельности:восприятие, мышление, коммуникация. Данность, очевидность и деятельность. Деятельность и операция. Схемы деятельности и схемы познания. Познание и проективно-конструктивная деятельность. Деятельностный подход в теории познания и когнитивных науках. Теория деятельности в отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн). Традиции исследования проективно-конструктивной деятельности в отечественной философии.

Литература

Деятельность: теория, методология, проблемы (под ред. В.А.Лекторского). М., 1990

В.С.Степин, Л.С. Томильчик. Практическая природа познания и методологические проблемысовременной физики. Минск, 1970

Рациональность как ценность культуры. Возможность исторического подхода к рациональности. Единство рациональности и различие ее типов. Ценностная рациональность и целе-рациональность. Рациональность и особенности технологической цивилизации. Становление неклассической рациональности. Рациональность в научном и не-научном познании. Структурное и функциональное понятие о рациональности. Возможность рациональной цивилизации. Проблема нового типа рациональности и "философия нестабильности" И.Пригожина. Проблема рациональности познания и действия в работах К.Поппера, М.Фуко и Ю.Хабермаса.

Литература

М.К.Мамардашвили. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985

Н.С.Автономова. Рассудок, разум, рациональность. М., 1986

Исторические типы рациональности. Том 1 (под ред В.А.Лекторского). М., 1995, Раздел 1

Многообразие форм и типов знания. Обыденное знание и его роль в в становлении и функционировании науки. Философское знание и его взаимоотношение с наукой. Миф как вид познания. Паранаучные формы знания. Историческая изменчивость отношений научного и вненаучного знания. Научная экспертиза и вненаучное знание. Проблема вненаучного знания с точки зрения теории познания.

Литература

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990 (под ред И.Т.Касавина)

Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996 (под ред И.Т.Касавина, В.Н. Поруса)

Истина как центральная тема теории познания. Классическая концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Истина как когеренция: Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дьюи. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

Истина и ложь. Истина и заблуждение. Истина и иллюзия. Скептицизм, феноменализм, релятивизм и реализм в теории познания. "Теория отражения" как неадекватная формулировка реалистической позиции в теории познания. Смена познавательных парадигм, познавательных традиций и возможность объективной истины. Истина и правдоподобие. Понятие степени правдоподобия (Поппер). Истина как идеал познавательной деятельности. Концепция многослойности реальности и наличия истин разного типа. Взаимоотношение истин науки и истин здравого смысла: конфликт и взаимодействие. Проблема "двух стульев" А. Эддингтона (стул с точки зрения обыденного познания и с точки зрения атомной физики).

Литература.

Теория познания (под ред. В.А.Лекторского, Т.И. Ойзермана), М., 1991, т.2, гл 17 (автор- Т.И.Ойзерман), гл. 18 (автор Ф.А. Лазарев)


Hosted by uCoz