С.Л. Катречко

ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА

ПРОГРАММА КУРСА

Москва

1997

Утверждено редакционно-издательским советом УРАО (c) Катречко С.Л., 1997

Содержание:

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ КУРСА


КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ КУРСА

В платоновском диалоге "Менон" на вопрос Сократа: "Что такое добродетель?" Менон начинает перечислять различные добродетели - добродетели мужчины, женщины, ребенка, на что Сократ иронически замечает: "Сдается, Менон, что мне выпало большое счастье: я искал одну добродетель, а нашел как бы целый рой добродетелей, осевших здесь, у тебя. Но, все-таки, Менон, если я, продолжая сравнение с роем, спрошу тебя, какова сущность пчелы и что она такое [выделено мной. - К.С.]... чем, по-твоему, они вовсе не отличаются друг от друга... есть [ли] у всех их одна определенная идея?". Затем собеседники переходят к исследованию добродетели самой по себе.

Ситуация, которая описана в этом диалоге, чем-то напоминает ситуацию с современной философией, имеющей более чем 2500-летнюю историю. С одной стороны, имеется огромное множество концепций и систем философии, с другой - в рамках философского знания выделяется множество более "специальных" философских дисциплин, таких как онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, философия и методология науки и др. Можем ли мы, как это сделано в диалоге "Менон", совершить сократовское "переключение" и спросить о сущности философии как таковой?

В каком-то смысле в данном курсе делается попытка вопрошания о том, что представляет собой философия.

Философия - это особый тип деятельности, принципиально отличающийся от деятельности "политика", "ученого", "поэта", "ремесленника"... Специфика философского подхода - работа с "целостностями, одной из которых является "мир"". Объемлющие человека целостности не позволяют применить к их анализу научные методы, поскольку любая наука занимается изучением фрагментов этих целостностей. Философия же концентрирует свое внимание на анализе этих целостностей как таковых, и, следовательно, специфика философской деятельности, особенности ее языка и методов исследования, в конечном итоге, определяются спецификой объектов ее изучения, которые являются "умопостигаемыми", "метафизическими" объектами. Именно метафизика, ее категориальный аппарат, составляет суть философии, ее основной нерв. Поэтому главная цель курса - не рассказ о "результатах" историко-философского процесса, а показ внутренней специфики философствования и развитие навыков работы с "умопостигаемыми" метафизическими конструкторами. Без этого невозможны не только освоение какой-либо более специальной философской дисциплины, но и любая теоретическая деятельность вообще.

Указание на "метафизический" характер философии предопределяет и две другие особенности данного курса.

Во-первых, образование современного человека невозможно представить без знания им "бытия" Парменида, "атомистики" Демокрита, "мира идей" Платона, "метафизики" Аристотеля, "cogito" Декарта, "коперниканского переворота" Канта, "хитрости мирового разума" Гегеля, ибо без этого невозможно быть просто культурным человеком. Однако не менее важно дать общую картину философской мысли. Это позволит в условиях перегруженности учебного плана специальными дисциплинами, когда на освоение философии (как и других гуманитарных дисциплин) отводится сравнительно небольшое время, дать общий подход и методологию для самостоятельного осмысления классических философских текстов, без освоения которых невозможно научиться философии. Поэтому в данном курсе предпринята попытка выявления "логики" философского вопрошания. Результатом этого является выделение трех крупных "парадигм" философствования (античной, классической и современной), которые определяют тип мировидения, миросозерцания соответствующей эпохи.

Во-вторых, указание на специфику философии как работу с "целостностями" предполагает обсуждение вопроса о специфике самого человека как "логосного" существа, об особенностях деятельности его сознания, поскольку постулирование "целостностей" и составляет суть собственно человеческого способа бытия. Эта тема является сквозной на протяжении всего курса и находит свое завершение в специальной лекции, посвященной проблематике онтологии сознания.

Основу дидактической методики курса составляет "сократический" метод преподавания философии, при котором упор делается не на заучивание историко-философской фактуры, а на активацию творческих способностей учащихся и научение их "уму", т.е. привитие навыков самостоятельного грамотного мышления (рассуждения) на образцах классических философских текстов. Например, семинарское занятие, посвященное разбору "антиномий разума" (Кант) целесообразно проводить в виде диспута, в ходе которого разные группы студентов отстаивают "тезис" или "антитезис" одной из антиномий, что, с одной стороны, позволяет им усвоить аргументацию самого Канта, а с другой - предложить собственные аргументы в защиту своей позиции. Понятно, что при таком подходе, когда аудитория превращается в сообщество исследователей, роль преподавателя существенно меняется и стандартная схема преподавания "непогрешимый учитель - внимающий ученик" уже не срабатывает. В рамках курса целесообразно использовать также приемы метода преподавания "философии для детей", разработанные американским педагогом М. Липманом.

Тема 1. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ (8 ч)

Лекция 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (2 ч)

Анализ различных определений философии. Преобладание научных подходов к определению феномена философии. Невозможность стандартного определения феномена философии. Общая структура научной (теоретической) деятельности. Философия versus наука (теория). Определение versus понимание. "Функциональное" понимание философии как необходимого момента теоретической деятельности ("слабое" понимание философии).

Литература

Библер В.С. Что есть философия // Вопр. философии (далее - ВФ). 1995. . 1.

Виндельбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.

Розеншток-Хюсси О. Университет логики, лингвистики, литературы // Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.

Соловьев Вл. Первое начало теоретической философии // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988.

Лекция 2. КАК МОЖНО ПОНИМАТЬ ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ? (2 ч)

"Философия-теория" versus миф. Философия как "удивление" [Аристотель], как состояние "остановки". Притча о сороконожке и ее соотношение с цепочкой "миф-философия-теория". Философия как "пограничный" феномен на стыке мифа и науки.

Основная "статическая" характеристика философии как состояния "введения - не-знания": анализ утверждения " я знаю, что ничего не знаю" [Сократ], "многознание уму не научает" [Гераклит]. Различие: "знание" versus "ведение". "Ведение" как пред-знание, как трансцендентальное условие "знания".

Сократический метод как попытка "перевода" собеседника в состояние удивления. "Динамическая" характеристика философии как деятельности по выявлению трансцендентальных условий ("сильное" понимание философии).

Литература

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1. Гл. 1.

Дубровский Д.И. Обман (философско-психологический анализ). М., 1994. Гл. "Взаимосвязь знания и незнания".

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Введение в философию науки и техники. М., 1995. Гл. 2.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. Гл. "Гераклит".

Лекция 3. КАК РАБОТАЕТ ФИЛОСОФИЯ? (2 ч)

Трансцендентальное (априорное) versus апостеорное. Трансцендентальное versus трансцендентное. Трансцендентальное как "всеобщее".

Анализ фразы "Я вижу стол": выявление основных трансцендентальных условий. Различение: "смотрение" versus "видение". Гегелевский анализ этапа "чувственной достоверности". "Бытие" как итог (результат) первого этапа познания (этапа "чувственной достоверности").

Литература

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1992. Гл. "Чувственная достоверность или "это" и мнение".

Ильенков Э.В. О всеобщем // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; или статья "Всеобщее" // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Мамардашвили М.К. Как я помню философию. М., 1992.

Семинарское занятие 1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ МУДРОСТЬ СОКРАТА? (2 ч)

Литература

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

Дубровский Д.И. Обман (философско-психологический анализ). М., 1994. Гл. "Взаимосвязь знания и незнания".

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1.

Тема 2. АНТИЧНАЯ ПАРАДИГМА ФИЛОСОФИИ (10 ч)

Лекция 4. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
КАТЕГОРИЯ "БЫТИЯ" (2 ч)

Основная интуиция античности - космос. "Космос" versus "хаос". Первый подход к категории бытия: "бытие" как субстанция, первовещество ("архе"). Натуралистическая трактовка бытия в философии милетской школы.

Введение категории "бытия" Парменидом. Первый тезис Парменида. Бытие versus небытие. Бытие и существование. Различие чувственнопостигаемого и умопостигаемого "миров". Второй тезис Парменида - принцип тождества бытия и мышления. Бытие как условие "непотаенности" (познания) вещей и "интенциональность" мышления (сознания).

Бытие как сущее и критика такого понимания бытия. Небытие versus ничто. Бытие как ничто [М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет].

"Логосный" аспект бытия: "бытие" как принцип "единения". "Гармония" Пифагора и "вражда" Гераклита.

Литература

Гуссерль Э. Феноменология (статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991. . 1.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.

Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. Гл. "Фалес", "Анаксимандр", "Анаксимен", "Пифагор", "Гераклит", "Парменид".

Хайдеггер М. Вещь. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хорунжий С.С. "Ничто" (статья) // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.

Лекция 5. БЫТИЕ КАК СВОЙСТВО И ОТКЛОНЕНИЕ (2 ч)

Вещи, свойства и отношения. Три возможных типа онтологии. Парменидовская трактовка бытия как вещи (бытие как Единое). Различение Единого и бытия в диалоге Платона "Парменид". Трактовка бытия как первопредиката (свойства). Платоновская онтология: "мир идей" как мир свойств. Онтология Платона и "воображаемая логика" Н. Васильева. "Когерентная" теория истинности. Диалектика Платона.

Бытие как отношение. Анализ утверждения "мир состоит из фактов, а не из предметов" [Л. Витгенштейн]. Онтология "Логико-философского трактата" как третий возможный тип онтологии.

Литература

Борхес Х.Л. Вымышленные истории (1944). Тлен, Укбар, Орбис Терциус // Борхес Х.Л. Соч.: В 3 т. Рига, 1994. Т. 1.

Васильев Н.А. Воображаемая (неаристотелева) логика; Логика и металогика // Васильев Н.А. Воображаемая логика. М., 1989.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.

Платон. Парменид // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 2.

Лекция 6. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЧНОЙ ПАРАДИГМЫ (2 ч)

Учение Аристотеля о четырех причинах как систематизация результатов античной философии. "Материальные" и "идеальные" причины. "Статические" и "динамические" причины. "Целевая" причина.

Категории Аристотеля. Категории сущности. "Вещная" онтология Аристотеля и ее роль в современном мировоззрении. Специфика диалектики Аристотеля. "Корреспондентная" теория истинности.

Литература

Аристотель. Категории // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1978. Т. 2.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.

Семинарское занятие 2. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ
И МОЖНО ЛИ ЕЙ НАУЧИТЬСЯ? (2 ч)

Литература

Платон. Менон // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 1.

Семинарское занятие 3. БЕССМЕРТНА ЛИ ДУША? (2 ч)

Литература

Платон. Федон // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 2.

Тема 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ФИЛОСОФИИ (10 ч)

Лекция 7. ОТКРЫТИЕ СУБЪЕКТА (2 ч)

Различение в составе "космос" трех структур: "я", "мир" и "Бог". Теоретицизм философии средневековья и антропоцентризм философии Возрождения. Понятие "внутреннего человека" у А. Августина. Постановка проблемы субъекта познания у Р. Декарта. Различение субъект versus объект. Бытие как объективная данность. Проблема метода познания. Поиск достоверных оснований. Декартовская максима "cogito ergo sum". Понятие науки Нового времени и классический идеал научности.

Литература

Августин А. Исповедь. М., 1991.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Лекция 8. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО (2 ч)

Различение субъект versus объект и проблема соотношения "субъективного" и "объективного". Предыстория этой проблематики: проблема "первичных" и "вторичных" качеств (Демокрит-Локк); учение об "идолах" Фр. Бэкона. Декартовское решение - дуализм: субстанция "протяженная" и субстанция "мыслящая". Субъективизм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма.

Литература

Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания // Беркли Дж. Соч. М., 1978.

Бэкон Фр. Новый органон // Бэкон Фр. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р.. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Книга вторая // Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1983. Т. 1.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. Гл. "Демокрит".

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2.

Лекция 9. "КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ" КАНТА (2 ч)

"Коперниканский переворот" И. Канта как попытка нового перераспределения "субъективных" и "объективных" моментов познания. Постановка этой проблемы в "Критике чистого разума": априорное и апостеорное, аналитическое и синтетическое знание, чувственность и рассудок. Трансцендентальная эстетика Канта - учение об априорных формах чувственности (учение о пространстве и времени). Трансцендентальная аналитика Канта - учение об априорных "формах" рассудка.

Литература

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993.

Семинарское занятие 4. КАКОВ СМЫСЛ ФРАЗЫ Р. ДЕКАРТА
"COGITO ERGO SUM"? (2 ч)

Литература

Айер А. Я мыслю, следовательно, я существую // Логос. 1996. . 8.

Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Семинарское занятие 5. В ЧЕМ СМЫСЛ АНТИНОМИЙ РАЗУМА? (2 ч)

Литература

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Тема 4. СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ФИЛОСОФИИ (10 ч)

Лекция 10. КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ (2 ч)

Два основных различения классической философии. "Снятие" первого различения "субъект-объект". Открытие факта "непрозрачности" сознания. Критика классического субъекта. Бытие субъекта. Трансцендентальный субъект. Антиантропоцентрический поворот современной философии и тезис о "смерти субъекта". Слова Ницше о "смерти Бога".

"Снятие" второго различения классической философии "внешнее-внутреннее". Переключение внимания на анализ "пограничных", "поверхностных" структур: "общественные отношения", "феномен", "бессознательное", "язык", "текст"
и т.д. Поворот к языку. Гипотеза "лингвистической относительности" Сэпира-Уорфа. Концепция "языковых каркасов".

Литература

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972; (см. также Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.).

Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989.

Сэпир Э. Избранные статьи по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Якимович А.К. Магические игры на горизонтальной плоскости. Картина мира в конце XX века // Мировое дерево. 1994. . 2.

Лекция 11. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (2 ч)

Ренессанс античного "космоцентризма" в современной философии. Анализ основных направлений современного философствования: сциентизм и антисциентизм. Выявление допущений и предпосылок процесса философствования. Философский модернизм и постмодернизм. Возможности и перспективы философской мысли современности.

Литература

Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.

Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна // ВФ. 1992. . 4.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.

На путях постмодернизма. М., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // ВФ. 1992. . 4.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени (справочник по философии Запада XX века). М., 1994.

Семинарское занятие 6. КАРТЕЗИАНСКИЙ СУБЪЕКТ И ЕГО КРИТИКА (2 ч)

Литература

Айер А. Я мыслю, следовательно, я существую // Логос. 1996. . 8.

Соловьев Вл. Достоверность разума // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Семинарское занятие 7. ПРЕОДОЛЕНИЕ "ЕСТЕСТВЕННОЙ" УСТАНОВКИ СОЗНАНИЯ И ПОНЯТИЕ "ФЕНОМЕНА" У ГУССЕРЛЯ (2 ч)

Литература

Гуссерль Э. Феноменология (статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991. . 1.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Семинарское занятие 8. "АРХЕОЛОГИЯ" МИШЕЛЯ ФУКО (2 ч)

Литература

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Порядок дискурса; Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА (6 ч)

Лекция 12. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ И СПЕЦИФИКА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СПОСОБА БЫТИЯ (2 ч)

Неживая природа, жизнь, сознание как три возможных способа бытийствования. Основные характеристики сознания. Онтологическая структура сознания. Филогенез и онтогенез сознания. Сознание, бессознательное сверх-сознание. Сознание и мышление. Сознание и язык.

Человек как "био-логосное" существо. "Логосная" компонента человека. Человек как присутствие. Понятие "культурных машин". Основные феномены человеческого бытия, их "мерцающий" характер.

Человек как "символическое" существо. Структура "символического пространства". Исторические типы ментальности. Трансцендентальные условия порождения символов: декларативность и способность человека к синтетическим актам. Право человека на ошибку. Понятие "превращенная форма". Символы как "целостности".

Литература

Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Катречко С.Л. Рефлексивный подход к исследованию феномена сознания // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты (психология, философия). М., 1996.

Катречко С.Л. Способ сознательных объектов // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1997.

Леви-Брюль А. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамардашвили М.К. О сознании. - Сознание как философская проблема. - Органы онтологии. - Проблема человека в философии. - Лекция о психоанализе // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Мамардашвили М.К. Превращенные формы (о необходимости иррациональных выражений) // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1995.

Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структура опыта // Логос. 1992. . 3.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Симонов П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание // Природа. 1983. . 3.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1994.

Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.

Лекция 13. ПОНЯТИЕ "МЕТАФИЗИЧЕСКОГО" ОБЪЕКТА
И ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО РАССУЖДЕНИЯ (2 ч)

"Космос" как основной "объект" исследования в философии античности. Кантовские "идеи" разума: "душа" - "мир" - "Бог" как три "объекта" исследования классической философии. "Поверхностные структуры" как "объекты" исследования современной философии. Общая характеристика "метафизических" объектов философского исследования как "целостностей", объемлющих человека. Основные характеристики "метафизических" объектов.

Невозможность научного изучения "метафизических" объектов. Особенности философского языка и ошибки "натурализации": бытие versus сущее, мир versus окружающая среда, сознание versus мозг. Особенности философского рассуждения. Неизбежность и необходимость метафизики.

Литература

Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

Катречко С.Л. Символьный язык философии // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты: Тезисы докл. и выст. Всерос. науч. конф. Курск, 1995.

Маритен Ж. Величие и нищета метафизики // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 1. М., 1990.

Пассмор Дж. Философское рассуждение // Путь. 1995. . 8.

Филатов Т.В. Введение в технологию философствования. Самара, 1996.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? - Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // ВФ. 1993. . 7.

Семинарское занятие 9. РОЛЬ "ОПИСАНИЯ" В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ (2 ч)

Литература

Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988.

Флоренский П.А. Наука как символическое описание // Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. У водоразделов мысли.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Напишите реферат на тему "Что такое философия?". Примерный объем реферата - 10 стр. Для написания реферата используйте литературу, рекомендованную к лекции 1, а также литературу, рекомендованную ниже:

Гройс Б. О философии // Беседа. . 1. Ленинград; Париж, 1983.

Зотов А.Ф. Феномен философии // ВФ. 1991. . 12.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // ВФ. 1993. . 9.

Соловьев Вл. Исторические дела философии // ВФ. 1988. . 8.

Франк С.Л. Введение в философию. М., 1993.

Хайдеггер М. Что такое - философия? // ВФ. 1993. . 8.

Ясперс К. Введение в философию // Филос. науки. 1993. . 4-6.

Задание 2

Попробуйте ответить на вопрос: в чем специфика способа бытия человека? Сравните свой ответ с ответом М. Бахтина, высказанным ниже. При анализе отрывка М. Бахтина "Свидетель и судия" попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Как М. Бахтин характеризует способ бытия человека?

2. Какие типы свободы человека выделяет М. Бахтин?

3. Как вы думаете, можно ли говорить о "свободе раба, осознавшего свое рабство", или о свободе Сизифа, беспрерывно вкатывающего камень на гору, с которой камень постоянно скатывается?

4. Совместим ли этот отрывок с утверждением Гегеля "свобода - осознанная необходимость"?

"С появлением сознания в мире (в бытии), а может быть, с появлением биологической жизни (может быть, не только звери, но и трава свидетельствуют и судят) мир (бытие) радикально меняется. Камень остается каменным, солнце - солнечным, но событие бытия в его целом (незавершимое) становится совершенно другим, потому что на сцену земного бытия впервые выходит новое и главное действующее лицо события - свидетель и судия. И солнце, оставаясь физически тем же самым, стало другим, потому что стало осознаваться свидетелем и судиею. Оно перестало просто быть, а стало быть в себе и для себя (эти категории появились здесь впервые) и для другого, потому что оно отразилось в сознании другого (свидетеля и судии): этим оно в корне изменилось, обогатилось, преобразилось. (Дело идет не об "инобытии".)

Этого нельзя понимать так, что бытие (природа) стало осознавать себя в человеке, стало самоотражаться. В этом случае бытие осталось бы самим собою, стало бы только дублировать себя самого (осталось бы одиноким, каким и был мир до появления сознания - свидетеля и судии). Нет, появилось нечто абсолютно новое, появилось надбытие. В этом надбытии уже нет ни грана бытия, но все бытие существует в нем и для него.

Это аналогично проблеме самосознания человека. Совпадает ли сознающий с сознаваемым? Другими словами, остается ли человек только самим собою, то есть одиноким? Не меняется ли здесь в корне все событие бытия человека? Это действительно так. Здесь появляется нечто абсолютно новое: надчеловек, над-я, то есть свидетель и судья всего человека (всего я), следовательно, уже не человек, не я, а другой. Отражение себя в эмпирическом другом, через которого надо пойти, чтобы выйти к я-для-себя (может ли это я-для-себя быть одиноким?). Абсолютная свобода этого я. Но эта свобода не может изменить бытие, так сказать, материально (да и не может этого хотеть) - она может изменить только смысл бытия (признать, оправдать и т.п.), это свобода свидетеля и судии. Она выражается в слове. Истина, правда присуща не самому бытию, а только бытию познанному или изреченному.

Проблема относительной свободы, то есть такой свободы, которая остается в бытии и меняет состав бытия, но не его смысл. Такая свобода меняет материальное бытие и может стать насилием, оторвавшись от смысла и став грубой и голой материальной силой. Творчество всегда связано с изменением смысла и не может стать голой материальной силой.

Пусть свидетель может видеть и знать лишь ничтожный уголок бытия - все непознанное и увиденное им бытие меняет свое качество (смысл), становясь непознанным и неувиденным бытием, а не просто бытием, каким оно было без отношения к свидетелю". (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 341-342; отрывок "Свидетель и судия").

Задание 3

Попробуйте ответить на вопрос: какие трансцендентальные условия необходимы для "видения" дома? Сопоставьте свой ответ с ответом на этот вопрос М.К. Мамардашвили, приведенным в отрывке. При анализе отрывка попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Как вы понимаете выражение "бытие существующего"? Чем "бытие" отличается от "существующего"?

2. Каковы особенности языка философии (метафизики)?

3. Почему бытие (идеи) задают смысловой горизонт возможностей нашего рассуждения?

4. Что такое "идея" Платона?

5. Чем законы научного изучения отличаются от философского понимания?

6. Можно ли элиминировать "понимание" из состава науки?

"Существуют предметы и существует еще бытие существующего. На первый взгляд, очень странная вещь, указывающая на то, что есть, видимо, еще нечто в мире, что требует своего особого языка для того, чтобы это "нечто" выразить. И этот особый язык... есть метафизика. Или философия, что в данном случае одно и то же.

Допустим, что мы видим дом. Но если мы вдумаемся, видим ли мы его в действительности, то окажется, что не видим. То есть мы можем видеть всякий раз лишь какую-то часть дома; в зависимости от выбора точки наблюдения. Это может быть его крыша, та или иная стена, двери и т.д. И тем не менее мы говорим, что видим дом. По смыслу самого термина, по законам существования нашего языка и его мысленных предметов, которые в языке выражаются, где все существует только целиком. И вот то, что мы видим не видя, и есть бытие. Или, как сказал бы Платон, форма или идея. Бытийствуют только идеи, не в том смысле, что существуют бесплотные призраки, называемые идеями, а именно в смысле их существования как бытия существующего. В смысле горизонта возможностей нашего рассуждения о такого рода мысленных образованиях, когда принимается во внимание, что видение стены или угла дома, на основании чего мы заключаем, что видим дом, живет по законам восприятия и его научного изучения, а утверждение, что видим дом, хотя видим только стены и никогда целиком его не увидим, живет по законам философского понимания". (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 5).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие типы философствования можно выделить в истории философии? Каковы основные периоды развития философии? Перечислите имена наиболее крупных, на ваш взгляд, философов. Кратко охарактеризуйте философское учение, близкое вашему воззрению на мир. Обоснуйте свой ответ.

2. Что такое философия? Зачем нужна философия? Ее предмет, место в культуре. Какова специфика языка философии? Чем философия отличается от феноменов науки, религии, мифа, искусства? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое Бытие? Чем категория "бытия" отличается от категории "существования"? Как вы понимаете высказывание Парменида: "Бытие есть, а небытия вовсе нет"? Какие типы онтологии можно выделить в истории философии? Перечислите другие известные вам философские категории.

4. Какие типы знания можно выделить? Является ли добродетель знанием? Почему, на ваш взгляд, не существует учебника добродетели подобно учебникам математики, химии, физики? Почему нельзя стать добродетельным, прочитав какую-нибудь книгу, например Библию? (Если вы не согласны с данной постановкой вопроса, то обоснуйте свое несогласие.) Обоснуйте свой ответ.

При оценке ответов будет учитываться следующее. Во-первых, умение понять вопрос, т.е. то смысловое поле, в рамках которого должен быть сформулирован ответ. Во-вторых, фактическое знание историко-философского материала. В-третьих, умение обосновать свой ответ, по возможности, без ссылок на какие-либо авторитеты. И наконец, умение кратко выразить свою мысль.

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

Учебные пособия

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995. Кн. 1, 2.

История философии в кратком изложении / Пер. с чешского; Под ред. И.И. Богута. М., 1991.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.

Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996.

Хрестоматии

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969-1972.

Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч. 1, 2.

Проблема человека в западной философии. М., 1991.

Русская философия. Антология. М., 1996.

Сумерки богов. М., 1989.

Хрестоматия по истории философии. М., 1994. Ч. 1, 2.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Кн. 1.; М., 1995. Кн. 2.

Справочные пособия

Русская философия: Словарь. М., 1995.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

106 русских философов. М., 1995.

Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.

Философский словарь. 6-е изд. М., 1993.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени (справочник по философии Запада XX века). М., 1994.


Hosted by uCoz