ПРОГРАММА  КУРСА
                      
   "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ  И  КОГНИТИВНЫЕ  НАУКИ"

   Ответственный редактор и составитель:
            д.ф.н. В.А.Лекторский


     1. Познание как проблема философии

     Необходимость исторического  подхода  к
вечным проблемам  эпистемологии.  Онтология,
эпистемология   и   философия   человека   в
исторической   перспективе.   Эпистемология,
философия  и   методология  науки.  Проблема
знания  в   античной  философии:   знание  и
созерцание. Эпистемология в философии Нового
Времени:  знание   и  деятельность.  Кант  и
классическая  эпистемологическая   традиция.
Проблема  познания   в  русской  философской
культуре:  онтологический   смысл  познания.
Познание, переживание, ценностное отношение.
Познание  и   полнота  человеческого  опыта.
Познание в  экзистенциальном измерении и как
ценность культуры. Изменение представлений о
взаимоотношении познания,  личного  опыта  и
науки  в   истории   культуры.   Современные
подходы в  эпистемологии  как  выражение  ее
неклассического   характера:    эволюционная
эпистемология,  новые  связи  эпистемологии,
психологии,  социальных   наук,  когнитивных
наук.   Эпистемология    и   проблемы    ис-
кусственного     интеллекта.     Перспективы
"информационной  цивилизации"   XXI  века  и
новый контекст обсуждения эпистемологических
проблем.

                 Литература


                     87

Гносеология    в     системе    философского
мировоззрения. М., 1983.
Теория познания.  М.,  1992.  Т.  2,  гл.  1
(автор - В.С.Швырев).
Рассел Б. Человеческое познание, М., 1957.
Хилл Т.И.  Современные теории  познания. М.,
1965.
Ракитов    А.И.    Философия    компьютерной
философии. М., 1991.


 2. Познание - социально-культурный феномен

     Поли-субъективный              характер
познавательной  деятельности.  Личностное  и
коллективное  знание.  Роль  коммуникации  и
социальной   трансляции   в   познавательной
деятельности. Понятие  познающего субъекта и
эпистемологического  коллектива.  Внешняя  и
внутренняя      социальность       познания.
Познавательная   традиция    как    единство
когнитивных,   социальных    и    культурных
компонентов.       Понятие        социальной
эпистемологии.

                 Литература

Теория  познания.  Т.  2,  гл.  10  (авторы:
А.Ф.Зотов и Н.С.Смирнова).
Лекторский В.А.  Субъект, объект,  познание.
М., 1980. Разд. 2, гл. 4, п. 4.
Касавин И.Т.  Познание в  мире традиций. М.,
1990.
Харре   Р.Социальная    эпистемология//Вопр.
философии.1992. № 2.


       3. Проблема обоснования знания

     Обоснование  знание   как   центральная
проблема     классической     эпистемологии.

                     88

Сенсуалистическая и  рационалистическая про-
граммы         обоснования.          Понятие
эпистемологического  фундаментализма.  Анти-
фундаментализм   как    черта    современной
эпистемологии.     Возможна     ли     анти-
фундаменталистская эпистемология?  Программа
"натуралистической"  эпистемологии  (Куайн).
Эпистемологический   анти-фундаментализм   и
пост-модернизм.

                 Литература

Лекторский В.А.  Субъект, объект,  познание.
Разд. 1, гл. 2, п.1; разд. 2, гл. 4, п. 2.
Никитин Е.П. Природа обоснования. М., 1981.
Никитин Е.П.  Открытие  и  обоснование.  М.,
1988.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии
науки. М., 1986.


 4. Анти-реализм и реализм в эпистемологии

     Анти-реализм  как   характерная   черта
западной    эпистемологической     традиции:
феноменализм    (Беркли),     конструктивизм
(логический  позитивизм).   Трудности  анти-
реалистической    интерпретации    познания.
Реализм в  современной эпистемологии:  непо-
средственный      реализм       (Армстронг),
критический реализм  (Бунге),  символический
реализм  (Максвелл).  Проблемы  и  трудности
реалистической    интерпретации    познания.
Презентационизм и репрезентационизм. "Теория
отражения"   как    неадекватное   выражение
реалистической эпистемологии,  необходимость
критического  переосмысления   этой  теории.
Спор реализма  и анти-реализма  в  контексте
эволюционной  эпистемологии   и  современных
когнитивных наук. Референция и репрезентация
в составе  знания. Операциональный  характер

                     89

репрезентации.     Виды     репрезентаторов.
Историческое развитие репрезентации.








































                     90

                 Литература

Хилл Т.И.  Современные теории  познания. М.,
1965.
Бунге М. Философия физики. М., 1975.
Вартофский  М.   Модели.   Репрезентация   и
научное познание. М., 1988.
Розов М.А.  Проблемы  эмпирического  анализа
научных знаний. Новосибирск, 1977.


              5. Знание и вера

     Доверие,       уверенность,       вера.
Уверенность,     очевидность,      интуиция.
Очевидность   и    дискурсивность    знания.
Психологическая уверенность и эпистемическая
очевидность.  Религиозная   вера  и  знание.
Эпистемология и  философия религии. Разумная
и  противоразумная   вера.  Вера  и  мнение.
Очевидное знание,  вероятное  знание,  вера.
Вера и  предрассудок. Вера и критицизм. Вера
и   познавательная    парадигма.   Пересмотр
взаимоотношений  веры   и  знания   в  свете
современной когнитивной социологии.

                 Литература

Кун  Т.  Структура  научных  революций.  М.,
1975.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Кураев А.В.  Вера и знание//Вопр. философии.
1992. № 7.


         6. Явное и неявное знание

     Фокус, периферия  и фон знания. Понятие
неявного знания.  Роль неявных компонентов в
личностном и  коллективном  знании.  Неявное
знание  в   опыте,  мышлении,   действии   и

                     91

коммуникации.  Проблема  неявного  знания  в
современной когнитивной  социологии (Полани,
Малкей)    и     неклассические    пути    в
эпистемологии.

                 Литература

Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Малкей М.  Наука и  социология  знания.  М.,
1983.
Лекторский В.А.  Субъект, объект,  познание.
Разд. 2, гл. 4, п. 1.
Теория познания.  Т.  2,  гл.  II  (автор  -
Микешина Л.А.).


  7. Перцепция как проблема эпистемологии,
       психологии и когнитивных наук

     Классическая    постановка     проблемы
перцепции   в   западной   эпистемологии   и
психологии  (Локк,   Беркли,  Юм,   Кант)  и
необходимость  ее   пересмотра.  Особенности
анализа   восприятия   в   эпистемологии   и
психологии. Восприятие  как данность  и  как
деятельность.    Восприятие    и    проблема
очевидности.    Реальность     и    иллюзия.
Восприятие  внешнего   и  внутреннего  мира.
Чувственные модальности  и амодальная  схема
мира.    Операционалистская    интерпретация
восприятия (Пиаже), и "экологический подход"
в  теории   восприятия  (Гибсон).   Проблема
восприятия  в   лингвистической   философии:
поздний Виттгенштейн, Ст. Тулмэн. Восприятие
и    познавательная     парадигма:    Т.Кун.
Возможность   познания    "без   восприятия"
(П.Фейерабенд).  Феноменологический   анализ
восприятия  (Гуссерль,  Мерло-Понти)  и  его
современное   значение.   Феноменологический
анализ восприятия  (Гуссерль, Мерло-Понти) и
его современное значение. Феноменологическая

                     92

и интутивистская традиция анализа восприятия
в  русской   философии:  Г.Шпет,  Н.Лосский.
Понятие "чувственных  универсалий".  Воспри-
ятие и понятие "жизненного мира". "Жизненный
мир"  и   "экологический  подход"  в  теории
восприятия. Восприятие  и когнитивные науки.
Возможность моделирования восприятия.

                 Литература

Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. Казань,
1912.
Мах   Э.   Анализ   ощущений   и   отношение
физического к психическому. М., 1907.
Пиаже Ж.  Избранные  психологические  труды.
М., 1969.
Кун  Т.  Структура  научных  революций.  М.,
1975.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества
и философия//Вопр. философии. 1986. № 7.
Запорожец  А.,   Венгер  Л.,   Зинченко  В.,
Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957.
Гибсон   Дж.    Экологический    подход    к
зрительному восприятию. М., 1988.
Восприятие и деятельность. М., 1976.


8. Схема мира, схема тела, структура опыта и
                 проблема я

     Взаимосвязь знания о мире и знания о Я.
Уникальность места  эмпирического субъекта в
структуре опыта. Схема тела и схема мира. Я,
мое  тело   и  "другие",  "здесь"  и  "там",
"теперь" и  "тогда". Личный  опыт и проблема
интер-субъективности.         Гетерогенность
субъектов   и    возможность   разрывов    в
познавательном        опыте.        Проблема
"онтологической  релятивности".  Единство  и
множественность Я.


                     93

                 Литература

Лекторский В.А.  Субъект, объект,  познание.
Разд. 2, гл. 1,2.
Леонтьев   А.Н.    О   путях    исследования
восприятия//Восприятие и  деятельность.  М.,
1976.
       9. Опыт, интуиция и интеллект

     Узкое  и   широкое   понимание   опыта.
Возможность       опытного        восприятия
категориальных схем  и "сущностных  эйдосов"
познания     (Гуссерль).     Возможна     ли
интеллектуальная      интуиция?      Понятие
"визуального   мышления"   (Арнхейм).   Роль
очевидности и интеллектуальной деятельности,
наглядности   и    дискурсии   в   мышлении.
Операционалистская  концепция  восприятия  и
мышления.  Мышления   как  деятельность  как
процесс и  как интеллектуальное схватывание.
Восприятие,    мышление    и    продуктивное
воображение.  Прерывность   и   непррывность
мышления.   Творчество   и   отрывание   как
проблемы     эпистемологии.      Возможность
моделирования мышления.

                 Литература

Арнхейм   Р.    Искусство    и    визуальное
восприятие. М., 1974.
Пиаже  Ж.   Роль  действия   в  формировании
мышления//Вопр. психологии. 1965. № 6.
Гуссерль   Э.    Философия    как    строгая
наука//Логос. М., 1910. № 1.
Библер В.С.  Мышление  как  творчество.  М.,
1975.
Бородай Ю.М.  Воображение и теория познания.
М., 1966.


       10. Познание другого человека

                     94


     Я и  "другой".  Я  для  себя  и  Я  для
"другого". Необходимая роль "другого" в моем
познавательном  опыте.   Мой  опыт   глазами
"другого"   и    опыт   "другого"   в   моей
перспективе. Отношение  к  "другому"  как  к
себе и  к себе  как к  "другому". Диолог как
взаимодействие   познавательных   горизонтов
моего и  "другого".  Познание  и  понимание.
Современное значение  идей  М.Бахтина.  Я  и
"другом".

                 Литература

Бахтин М.  Эстетика  словесного  творчества.
М., 1986.
Рубинштейн С.Л.  Человек  и  мир//Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.


11. Коммуникация как проблема эпистемологии

     Взаимосвязь   познания,   понимания   и
интерпретации  в   контексте   коммуникации.
Диолог,  полилог  и  проблема  интерпретации
текстов. Речь  и текст. Язык, познавательная
онтология   и    тезис    и    невозможности
"радикального   перевода"    (Куайн).   Меж-
субъективная      и      внутри-субъективная
коммуникация  в   процессе   познания.   Акт
познания     как      акт      коммуникации.
Структуралистские  и  пост-структуралистские
интерпретации познания.  Эпистемология, ана-
лиз    познавательных     коммуникаций     и
герменевтика.

                 Литература

Библер В.С.  Мышление  как  творчество.  М.,
1975.


                     95

Теория  познания.  Т.  2,  гл.  6  (автор  -
Г.С.Батишев).
Автономова   Н.С.    Философские    проблемы
структурного анализа  в гуманитарных науках.
М., 1977.


   12. Познание, деятельность и артефакты

     Противопоставление   естественного    и
искусственного   (сделанного)   в   античной
культуре   и    философии.   Снятие    этого
противопоставления   в    философии   Нового
Времени.    Интерпретация     знания     как
возможности сконструировать.  Проблема связи
познания и  порождения  предметного  мира  в
немецкой филсофской  традиции: Кант,  Фихте,
Гегель,  Маркс.  Роль  предметов-посредников
(орудия, вещи,  приборы, инструменты,  знаки
языка, изображения  и т.д.) в познавательной
деятельности:     восприятие,      мышление,
коммуникация.    Деятельность,     данность,
очевидность. Деятельность  и операция. Схемы
деятельности и  схемы познания.  Познание  и
проективно-конструктивная      деятельность.
Деятельностный  подход   в  эпистемологии  и
когнитивных науках.  Теория  деятельности  в
отечественной     психологии     (Выготский,
Леонтьев, Рубинштейн). Традиция исследования
проективно-конструктивной   деятельности   в
отечественной       философии:        работы
А.А.Богданова,  исследдования  за  последние
тридцать лет.
                      
                 Литература

Деятельность: теория, методология, проблемы.
М., 1990.
Степин  В.С.,  Томильчик  Л.С.  Практическая
природа познания и методологические проблемы
современной физики. Минск, 1970.

                     96



    13. Сознание, бессознательное и язык

     Познание, сознание  и  бессознательное.
Европейская  традиция   философии  сознания.
Проблема сознания  в работах М.Мамардашвили.
Роль бессознательного  в познавательной  де-
ятельности. Бессознательное,  воображение  и
творчество. Бессознательное  и  подсознание.
Бессознательное  и  неявное  знание.  Бессо-
знательное и проблема единства Я. Роль языка
в      структурировании      сознания      и
бессознательного. Подход  к бессознательному
с точки  зрения теории  языкового  дискурса.
Психоанализ  как   поле  для  эпистемологии.
Эпистемологический статус  психоанализа  как
интерпретации текста и как объясняющей науки
(Фрейд, Лакан)

                 Литература

Мамардашвили М.К.  Анализ сознания в работах
Маркса//Вопр. философии. 1968. № 6.
Зинченко В.П.,  Мамардашвили  М.К.  Проблема
объективного  метода   в   психологии//Вопр.
философии. 1977. № 7.
Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А.
Сознание:      опыт       междисциплинарного
подхода//Вопр. философии. 1988. № 11.
Михайлов Ф.Т.  Загадка человеческого  Я. М.,
1976.


 14. Субъективированное и объективированное
                   знание

     Возможность  существования   знания   в
субъективированной      (личностной)       и
объективированной (коллективной) форме. Объ-
ективированное    знание     и    артефакты.

                     97

"Коллективная   память"    и   "коллективные
представления". Объективированное  знание  и
меж-субъективная     коммуникация.      Идея
К.Поппера о  "3-х  мирах":  мире  физических
предметов, мире  индивидуально-психическом и
мире    объективного    знания.    Концепция
Э.Ильенкова  о  природе  идеального.  Анализ
этих   идей   в   контексте   информационной
эпистемологии.

                 Литература

Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,
1983.
Ильенков  Э.В.   Проблема  идеального//Вопр.
философии. 1979. №6.


   15. Познание, самопознание и рефлексия

     Рефлексные  и   не-рефлексные  системы.
Познание   как    система   с    рефлексией.
Самосознание и  саморефлексия. Самосознание,
самопознание и  "образ  Я".  Адекватность  и
неадекватность  "образ   Я".  Взаимодействие
рефлективных и  нерефлективных  процессов  в
развитии  индивидуального   и  коллективного
знания. Пересмотр классических представлений
обо обосновании  знания и о роли рефлексии в
этом   процессе.   Пересмотр   классического
представления об эпистемологии как философии
самосознания.









                     98

                 Литература

Михайлов  Ф.Т.   Общественное   сознание   и
самосознание индивида. М., 1990.
Лекторский В.А.  Субъект, объект,  познание.
Разд. 2, гл.4, п.1 и 3.
Швырев В.С.  Анализ научного  познания.  М.,
1988.


16. Рациональность в познании и деятельности

     Рациональность как  ценность  культуры.
Возможность    исторического    подхода    к
рациональности.  Единство  рациональности  и
различие ее типов. Ценностная рациональность
и  целе-рациональность.   Рациональность   и
особенности   технологической   цивилизации.
Становление  неклассической  рациональности.
Рациональность  в   научном   и   не-научном
познании.   Структурное   и   функциональное
понятие   о    рациональности.   Возможность
рациональной  цивилизации.  Проблема  нового
типа     рациональности     и     "философия
нестабильности"    И.Пригожина.     Проблема
рациональности познания и действия в работах
К.Поппера, М. Фуко и Ю.Хабермаса.

                 Литература

Мамардашвили     М.К.     Классический     и
неклассический  идеал  рациональности.  Тби-
лиси, 1985.
Швырев В.С.  Анализ научного  познания.  М.,
1988.
Автономова     Н.С.     Рассудок,     разум,
рациональность. М., 1988.
Пружинин Б.И.  Рациональность и историческое
единство научного знания. М., 1986.



                     99

        17. Вненаучные формы знания

     Многообразие  форм   и  типов   знания.
Обыденное знание  и его роль в становлении и
функционировании науки. Философское знание и
его взаимоотношение  с наукой.  Миф как  вид
познания.    Паранаучные    формы    знания.
Историческая изменчивость отношений научного
и вненаучного  знания. Научная  экспертиза и
вненаучное  знание.   Проблема   вненаучного
знания с точки зрения эпистемологии.

                 Литература

Заблуждающийся      разум?      Многообразие
вненаучного знания  /Под ред.  И.Т.Касавина.
М., 1990.
Знание  за   пределами   науки   /Под   ред.
И.Т.Касавина. М., 1990.























                     100