Д. Дидро

О НЕТЕРПИМОСТИ


Абсолютная и совершенная терпимость — это почти химера,
коснется ли дело министра, священника или частного
человека.
Люди, придерживающиеся различных мнений о божестве,
кончают тем, что начинают ненавидеть друг друга; та же
рознь наблюдается между семьями, между городами, между
государствами.
В Константинополе не может найти справедливости человек,
над которым не совершен обряд обрезания.
Священник нетерпим уже по самому своему положению: он
превратил бы свой культ в ничто, если бы признал, что и
другие культы угодны богу. Он вбил себе в голову, что вся
мораль покоится на религии, то есть на его религии. Без
веры в бога, то есть в его бога, нет и социальных уз.
Неверующий или тот, кто не верит в то, во что верует сам
священник, есть враг бога, и бог есть его враг; он
является величайшим злодеем, величайшим преступником в
этом мире и проклятым в загробной жизни. Нельзя любить
его, помогать ему, нельзя жить вместе с ним, и народ
всегда согласен со священником в этом вопросе.
Министр, если он не безбожник, а таковым он быть не
может, всегда будет, не обращая внимания на заслуги,
отдавать предпочтение тому, кто разделяет его мнения.
Только долгий опыт нации учит ее понимать, что государь
должен требовать от человека лишь одного — быть
просвещенным и честным.
Религиозная мораль состоит из многочисленных
обязанностей, которые занимают в сознании людей всегда
более важное место, нежели гражданская мораль или
естественные обязанности. Нет, вероятно, такого
религиозного человека, который не считал бы осквернение
священного сосуда большим злом, чем развращение невинной
молодой девушки; для обозначения первого из этих
проступков придумали даже особое слово — “святотатство”.
Но в таком случае ясно, что, если попрана одна мораль,
нельзя ожидать уважения к другой. Поэтому и дурной
пастырь, и светская ханжа одинаково опасны.
Пусть священник проповедует свою религию, но у ступеней
тропа только добродетель и добрые нравы должны иметь
цену. Это — единственное средство поставить со временем
религию на надлежащее место.
Гоббс говорит: человек, который не следит за тем, что
люди ставят превыше собственной жизни, забывает об
общественном спокойствии.

Hosted by uCoz