Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества

И.Н. Дубина

В творчестве всегда присутствует технический элемент, хотя часто мы не замечаем, что перед нами результат не только художественного или научного творчества,  но в определенной степени и уровень развития технологий, в том числе  коммуникационных.

Впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала  века , основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникавшими технологиями,  они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества.

Радио стало первым средством массовой коммуникации,  открывшим новые пути творчества. В 1928 г. немецкий режиссер - абстракционист В.Рутман впервые поставил радио - пьесу,  которая вначале была принята лишь как акустический фильм без изображения.  Но вскоре стало понятно,  что на основе радио - технологий может быть создано особое поле для творчества, открывающее перед художником совершенно новые перспективы. В одном из своих футуристических манифестов Ф.Маринетти провозгласил, что только радио свободно от художественной и литературной традиции, только радио может стать новым искусством, действующим там, где недейственными оказываются кино и театр.  Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов [1].

Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного  экспериментирования. В 1922 г. был осуществлен первый опыт дистанционной живописи,  когда художник,  выполняя рисунок, одновременно передавал его  по телефону путем пикселизации (обозначения положения и цвета определенной точки изображения).  Этот опыт положил начало  многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений с помощью коммуникационных технологий. Интерактивное экспериментирование с телефоном, факсом и устройствами, сканирующими и передающими по телефонным проводам графическую информацию, в конце концов вылилось в так называемое телефонное искусство.

С появлением и развитием глобальных коммуникационных  сетей   телефонное  искусство  трансформировалось в прошлом десятилетии в телекоммуникационное.  Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании  телекоммуникационных событий, представляющих собой не столько произведения - результаты, сколько произведения - процессы, подобно хеппинингу или искусству перфоманса. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно.  Возможен,  например, визуальный диалог, в процессе которого один художник по телекоммуникационным каналам отправляет электронное изображение другим художникам, а те, в свою очередь, некоторым образом трансформируют исходное изображение (или используют  его в качестве фона для нового изображения) и передают его для следующих изменений и т.д.,  такой процесс может повторяться  многократно.  На  аналогичных принципах строится очень распространенное в настоящее время интерактивное сочинительство в коммуникационных  сетях -- совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и  сюжетов  (взятых,  например, из произведений детективного, фантастического жанра, из  классики и др.).

Как видим,  новые  коммуникационные технологии использовались и используются художниками не только для демонстрации - репрезентирования результатов  своей деятельности. Технологии интегрируются в сам креативный процесс,  становятся средствами и способами создания  оригинально - нового.

Художественное освоение новых технологий заметно опережало теоретическую разработку проблемы связи творчества, искусства и техники. В научных и философских кругах эта проблема стала активно обсуждаться только с середины  60-х гг.,  вместе  с  выделением философии техники в качестве особого научно - философского направления.  При этом вопрос о роли  коммуникационных технологий  в творчестве обозначился в качестве особой проблемы лишь в начале 70-х гг. В последнее время, помимо многочисленных выставок произведений - инсталляций нового телекоммуникационного искусства, проводятся мощные дискуссии и представительные симпозиумы, объединяющие культурологов, философов, представителей изобразительных искусств, кинематографа, компьютерной индустрии и др. [2].

Изучая характер влияния коммуникационных технологий на процессы создания и восприятия  произведений  искусства, исследователи обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени  приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат [3],  с одной стороны, законченный, но, с другой стороны, требующий в дальнейшем продолжения (например, озвучивания в музыке). Эта особенность довольно ярко проявляется уже в кино. Актерское исполнение есть законченное  произведение,  но одновременно и материал , полуфабрикат для дальнейшего развития другими, в частности, оператором, который моделирует  структуру  фильма в соответствии с общей концепцией,  задаваемой режиссером.  В свою очередь, продукт операторского искусства изменяется в процессе отбора и монтажа и т.д.

В конце XX в. такая тенденция стала основой интерактивного телекоммуникационного творчества, широко открытого для продолжения и со-участия. В телекоммуникационных событиях изображения, графика, тексты и т.п. создаются как бы попутно, они не являются целью креативного процесса. Телекоммуникационное творчество направлено главным образом на создание коммуникативного контекста, в котором  каждый  из  участников может реализовать свою креативность. В этом контексте изображения и тексты создаются и развиваются так же, как в диалоге рождаются и развиваются новые идеи.  В телекоммуникационном искусстве  продукты  креативной деятельности становятся не результатами,  а, скорее, документами, фиксирующими креативный процесс своеобразного телекоммуникационного диалога.

В традициях европейской культуры всегда присутствовала объектность -- апелляция к объекту - посреднику в отношениях между  субъектами. Искусство новых технологий претендует на разрушение этой  традиции, порождая связь со зрителем без материализации работ в виде  объектов. Резкое смещение акцентов с субъектно -- объектного к субъектно -- субъектному взаимодействию и с результатов деятельности к процессуальности не только дематериализует объект искусства, но и радикально изменяет представление о субъекте творчества.

В классической линейной  модели  креативной  коммуникации   и творчества художник имеет привилегированный статус создателя произведения -- сообщения (картины,  скульптуры,  текста,  фотографии и т.п.). Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы,  представляющей художника в качестве инициатора открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие. В первом случае произведение - сообщение имеет физическую,  знаковую и семантическую  целостность и открыто лишь для интерпретаций;  оно представляет собой следы - репрезентации случившегося и оставшегося в прошлом креативного поиска и авторской интенции. Во втором случае произведения как такового не существует,  система смыслов и значений не репрезентируется, а непосредственно присутствует,  демонстрируя ход существующего и длящегося креативного процесса, она создается  художником совместно с бывшим зрителем,  который теперь сам стал участником телекоммуникационного диалога.

Превращение эпохи репрезентаций в эру презентаций (М. Бьелицки), наблюдаемое в телекоммуникационном искусстве, вызывает полный метаморфоз роли художника: вместо создания, выражения или передачи некоторого содержания и значения он создает контекст, смысл которого конструируется реципиентом. В таком креативном процессе происходит  не просто смена ролей художник -- зритель, но полное снятие этого противопоставления. Вклад каждого участника оказывается не произведением,  а элементом общего коммуникационного поля, который может использоваться и трансформироваться любым субъектом, оказавшимся в сети коммуникаций.

В интерактивном творчестве нет произведения, есть система создания и производства культуры в реальном времени,  где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя,  так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. В новой  парадигме понятие автора заменяется понятием авторства общей задачей так называемых "художников",  и так называемых  "реципиентов".  Новые коммуникационные технологии способствуют решению этой задачи и расширению креативного сотрудничества и взаимодействия.

Еще в 60-е годы особенности и потенциальные возможности только зарождавшегося тогда искусства новых технологий привлекли внимание канадского  коммуникативиста и культуролога Х.М.Маклюэна,  полагавшего,  что литература и вся печатная культура насаждает человеку  одномерно - линейное видение мира,  способствует культивированию индивидуализма и национализма,  и только современные коммуникационные технологии, основанные на естественном аудио - визуальном восприятии, вернут человечество к исходному коллективизму и гуманистической свободе,  превратив планету в виртуальную мировую деревню.  Идеи Маклюэна послужили первоначальным базисом изучения телекоммуникационного творчества  через его сопоставление с  фольклором, основным характерным признаком которого является коллективное  сотворчество. Эта и другие особенности, с которой связаны и другие атрибуты фольклора (поливариантность,  текучесть,  анонимность и отсутствие  претензий на авторскую собственность) характеризуют и телекоммуникационное творчество. Маклюэн считал,  что фольклорно - созидательный потенциал не погиб, а сублимировался  на новом  витке  культурного  развития уже в новых коммуникативных формах творчества [4].

В последние годы в качестве теоретической базы для исследования и осмысления происходящих трансформаций в искусстве, связанных с развитием коммуникационных технологий, выступают концептуальные конструкты и методы философии постмодернизма, открывающие полную свободу для интерпретации образов действительности [5]. Искусство новых технологий, порывая с идеей репрезентации, выражает, в частности, те же основания, что и философия деконструктивизма Ж.Дерриды [6].  Ни состояние нового искусства,  ни его статус в культуре не могут быть зафиксированы или точно определены, поскольку оно представляет собой в принципе бесконечный процесс конструирования, становления и трансформации смыслов, не выливающийся в нечто законченное и готовое к трансляции. 

Изучение и понимание телекоммуникационного искусства возможно и с позиций социально - коммуникативного подхода к творчеству как моменту человеческого бытия, пронизанного коммуникациями [7]. Согласно такому подходу, становление креативной идеи осуществимо только в поле социальных коммуникаций. Будучи феноменом социальных коммуникаций, творчество тесно связано с действующими в культуре коммуникативными механизмами, в том числе технологическими. Развивающееся сегодня интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые субъектно креативные потоки, совершенно отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную  природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности.

Новая парадигма творчества, которая складывается в наши дни, оппозиционна классической, построенной на дилемме  автор  -- публика. В ее утверждении не заинтересованы многие творческие люди, воодушевленные культом креативности  и мифами о гордо - самодостаточной творческой индивидуальности и божественной одаренности. Они не готовы принять парадигму, разрушающую существующую иерархию, и отказаться  от  привилегированного  положения  творца - пророка, пусть не всегда услышанного,  но всегда исключительного, единственного и особенного. Новая парадигма, отчетливо выражающаяся в телекоммуникационном искусстве, отчасти демистифицирует роль художника, сводя ее к функции инициатора коммуникативно креативных контекстов.

В заключение подчеркнем, что вопрос о  коммуникационных технологиях далеко не технический вопрос. Новые технологии изменяют не только средства выражения в культуре,  они  меняют  и  способы культуросозидания,  и культуру в целом, провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов [8].  Мы  можем  дискутировать о значимости коммуникационных технологий для творчества,  о том, является ли наша культура культурой репродуцирования или культурой симуляции,  но мы не можем не признать, что это культура тотальных коммуникаций. Новейшие коммуникационные технологии уже практически превратились  в  парадигму  человеческого существования в современном мире,  и необходимо серьезное осмысление их влияния на культуру и творчество.

Литература

1. Kac E. Aspects of the Aesthetics of Telecommunications // Siggraph Visual Proceedings, John Grimes and Gray Lorig, Editors. New York: ACM, 1992. -  pp. 47-57

2. Прохоров А.,  Шульга Т.  Из истории теоретических взглядов на новые медиа // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.25-28.

3. Гершкович З.И. Художественное творчество и техника массовой коммуникации  (эстетико-социологические проблемы) // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. с.209-236.

4. Землянова Л.М.  Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции,  проблемы, прогнозы.  - М.: Изд-во МГУ, 1995. 271 с. 

5. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества // Известия АГУ. - 1997. - №2. - с.85-88.

6. Клусзински Р.В. Интерактивность и проблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.54-56.

7. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 1999.

8. Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.62-65.

РЕЗёМЕ

Современные коммуникационные технологии стимулируют возникновение новых видов искусства и значительно изменяют классическую парадигму творчества, построенную на оппозиции автора и публики. Интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые индивидуальные креативные потоки, отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную  природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности. В статье рассматриваются принципы формирования новой концепции творчества как открытого субъектно субъектного креативного взаимодействия.


 

Hosted by uCoz