Глава 6. ИНДУИЗМ

При описании любой восточной философии важно подчеркнуть, что все они носят религиозный характер. Их основная цель - непосредственное мистичес- кое восприятие мира, а поскольку такое восприятие по природе своей рели- гиозно, они неотделимы от религии. Больше, чем для любой другой восточ- ной религии, это справедливо для индуизма, где особенно сильна связь между философией и религией. Неоднократно утверждалось, что практически вся индийская философия в некотором отношении религиозна, а индуизм не только в течение многих столетий оказывал значительное влияние на ин- дийскую философию, но и почти полностью определял социальную и культур- ную жизнь страны.

Индуизм нельзя назвать ни философией, ни религией в полном смысле этого слова. Это, скорее, большой и сложный социорелигиозный организм, включающий бесчисленное количество сект, культов и философских систем, различные ритуалы, церемонии, духовные дисциплины, а также почитание многочисленных богов и богинь. Многие аспекты этой сложной и до сих пор развивавшейся мощной духовной традиции отражают разнообразные географи- ческие, расовые, лингвистические и культурные особенности огромного по- луострова. Идеи индуизма воплощаются как в высокоинтеллектуальных фило- софиях, располагающих концепциями невероятной широты и глубины, так и в наивных ритуалах простонародья. И хотя большинство индийцев - простые крестьяне, не забывающие приносить жертвы своим богам, индуизм дал рож- дение выдающимся духовным учениям.

Источник идей индуизма - Веды, собрание древних анонимных произведе- ний. Существует четыре собрания Вед, старейший из которых - "Ригведа". Веды, написанные на санскрите, священном языке Индии, являются высшим религиозным авторитетом для большинства сект индуизма. Любая философская система, не признающая авторитета Вед, считается в Индии неортодок- сальной.

Каждая из Вед состоит из нескольких частей, которые датируются разны- ми периодами, приблизительно между 1500 и 500 годами до н. э. Древнее всего священные гимны и молитвы. Более поздние имеют отношение к священ- ным ритуалам, связанным с ведическими гимнами, а написанные последними Упанишады разрабатывают философское и прагматическое содержание гимнов. Упанишады - ядро духовного наследия индуизма. На протяжении последних двадцати пяти столетий они направляли и вдохновляли величайших мыслите- лей Индии, в соответствии с рекомендацией, высказанной в их строках:

"Взяв, словно лук, великое оружие Упанишад,
Следует возложить на него стрелу,
отточенную медитацией.
Натянув его силою мысли, устремленной к
существу Этого,
Пронзи Это Неуничтожимое, словно мишень, мой друг".
"Мундака Упанишада", 2,2,3

Однако основная масса индийцев получала представление об индуизме не из Упанишад, а из многочисленных популярных сказаний, из которых состоя- ли объемные эпические повествования, лежащие в основе обширной и цветис- той индийской мифологии. Один из эпосов, "Махабхарата", содержит наибо- лее известное в Индии религиозное произведение, "Бхагавадгиту". "Гита", как ее принято называть, представляет собой беседу бога Кришны и воителя Арджуны, который повержен в глубокое отчаяние из-за необходимости вести кровопролитную войну со своими родственниками, лежащую в основе сюжета "Махабхараты". Кришна, воплотившийся в колесничего Арджуны, направляет колесницу прямо в пространство между двумя армиями, и в этой драматичес- кой обстановке на поле битвы звучит обращенный к Арджуне рассказ Кришны об основных истинах индуизма. По мере повествования реальная война двух семейств отходит на второй план, и становится ясно, что битва Арджу- ны-духовная битва человека, занятого поисками просветления. Сам Кришна советует Арджуне:
"Поэтому рази мечом мудрости сомнения, порожденные невежеством твоего сердца. Стань цельным в согласии с самим собой, в йоге, поднимайся, ве- ликий воитель, поднимайся" {54, 4, 42].

В основе наставлений Кришны, как и всего индуизма, лежит мысль о том, что многообразие вещей и явлений, окружающих нас, по-разному воплощает одну и ту же высшую реальность. Эта реальность, называемая Брахман, представляет собой понятие, существованию которого индуизм обязан своим принципиально моническим характером, несмотря на почитание огромного ко- личества богов и богинь.

Брахман, высшая реальность, понимается как "душа", или внутренняя сущность всех вещей. Он бесконечен и превосходит все представления. Он не может восприниматься при помощи интеллекта и быть адекватно описанным при помощи слов: "Брахман, безначальный, верховный: за пределами всего, что есть и чего нет" [54, 13, 12]. "Непостижима эта высшая Душа. Безгра- ничная, нерожденная, не подлежащая обсуждению, не допускающая мыслей" ["Майтри Упанишада", 6, 171 И все люди хотят говорить об этой реальнос- ти, и индуистские патриархи, с любовью к мифологизации, описывают Брах- ман как божественное начало и, говоря о нем, используют язык мифологии. Различные аспекты Божественного получили имена различных почитаемых ин- дуистами божеств, однако сочинения не оставляют сомнения в том, что все эти божества - только воплощения одной высшей реальности:
"То, что люди говорят: "Почитай этого бога!
Почитай того бога!" - воистину творение его
Брахмана! И сам он - это все боги".
"Брихадараньяка Упанишада", 1,4,6

Воплощение Брахмана в душе человека называется Атман, и основной мыслью Упанишад является то, что Атман и Брахман, личная и высшая ре- альность, едины:
"То, что является тончайшей сущностью,
то, что является душой всего этого мира.
Это реальность. Это Атман. Это ты".
"Чхандогья Упанишада", 6,9,4

Основной сюжет мифологии индуизма-сотворение мира путем самопожертво- вания Бога, самопожертвования в его первоначальном смысле "превращения в жертвенное, священное", при котором Бог становится миром, который в ито- ге снова становится Богом. Созидательная деятельность Божественного но- сит название "ЛИЛА", "божественная игра", и весь мир-это действия этой игры. Как большая часть мифов индуизма, миф о "ЛИЛЕ" имеет сильную маги- ческую окраску. Брахман -великий маг, превращающий себя в мир, использу- ющий для этого подвига "магическую созидательную силу", которая называ- ется в "Ригведе" словом "МАЙЯ". За столетия значение слова "МАЙЯ" - од- ного из наиболее важных индуистских терминов - изменилось. Вместо "мо- щи", или "силы" божественного мага оно стало означать психологическое состояние любого человека, находящегося под чарами божественной игры. До тех пор, пока мы считаем реальностью мириады форм божественной ЛИЛЫ, не осознавая целостности Брахмана, лежащего в основе всех этих форм, мы на- ходимся под властью чар МАЙИ.

Следовательно, МАЙЯ не означает, что мир есть иллюзия, как часто неп- равильно утверждают. Иллюзорны лишь наши представления о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как все это - лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризи- руя. МАЙЯ-иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или кар- ты с местностью.

Итак, индуисты считают все формы проявлениями относительной, текучей и изменчивой МАЙИ, преобразованной великим магом. Мир МАЙИ непрерывно изменяется под воздействием ритмичной динамической ЛИЛЫ. Движущая сила последней-КАРМА, еще одно важное понятие всей индийской философии. "КАР- МА" означает "действие". Это активный принцип, приводящий в движение Вселенную, все части которой динамически связаны друг с другом. Как ут- верждает "Гита", "КАРМА" - это созидательная сила, посредством которой все вещи получают свою жизнь" [54, 8, 3].

На психологическом уровне слово "КАРМА", так же, как и "МАЙЯ", полу- чило новую трактовку. До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами МАЙИ и думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и незави- симо, мы сковываем себя КАРМОЙ. Для того, чтобы освободиться от уз КАР- МЫ, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим. "Гита" недвусмысленно замечает по этому поводу:

"Все действия занимают свое место во времени благодаря взаимоперепле- тению сил Природы, однако человек, погрязший в заблуждениях эгоизма, ду- мает, что он сам-деятель. Однако тот, кто знает о связи сил Природы с действиями, видит, как одни силы Природы оказывают воздействие на другие силы Природы и избегает участи их раба" {54, 3, 27}.

Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления - проявления одной и той же ре- альности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что все, включая нас самих, есть Брахман. Это ощущение называется "МОКША", или "освобождение", и составляет основное содержание индуизма.

Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисципли- ны. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприим- чивость индуизма к различным влияниям.

Самая высокоинтеллектуальная школа индуизма -Веданта, основывающаяся на Упанишадах и воспринимающая Брахмана как неперсонифицированное мета- физическое понятие, лишенное какого бы то ни было мифологического содер- жания. Несмотря на высокий уровень философии Веданты, она значительно отличается от любой школы западной философии, так как включает обяза- тельную ежедневную медитацию и другие духовные практики, направленные на достижение слияния с Брахманом.

Еще один важный и популярный путь к освобождению известен под назва- нием "йога" (это слово означает "сопрягать", "соединять" и подразумевает соединение индивидуальной души с Брахманом). Существует несколько школ йоги, каждая из которых использует в качестве основы физические упражне- ния и различные психологические практики, предназначенные для людей раз- личного склада и различного духовного развития.

Для большинства индуистов слияние с Божественным заключается в почи- тании какого-либо персонифнцированного бога или богини. Богатое индийс- кое воображение породило в буквальном смысле тысячи божеств, имеющих бесчисленные воплощения. Три наиболее популярных божества индуизма - Ши- ва, Вишну и Божественная Мать. Шива - один из древних индийских богов, способный представать во многих обличиях. Олицетворяя полноту Брахмана, он приобретает имя Махешвара, или Великий Господин; помимо этого, он мо- жет воплощать много различных самостоятельных аспектов божественного на- чала, и самым знаменитым его воплощением является Натараджа, Король Тан- цоров. Будучи Космическим Танцором, Шива является богом созидания и раз- рушения, в ритме танца которого пульсирует бесконечное дыхание Вселен- ной.

Вишну тоже имеет много обличий, одно из которых - бог Кришна из "Бхага- вадгиты". В общем, роль Вишну сводится к сохранению Вселенной. Третье божество этой триады - Шакти, Божественная Мать,- древняя богиня, вопло- щающая во многообразии своих проявлений женское начало и женскую энергию Вселенной.

Шакти также выступает в роли жены Шивы, и изображения двух страстно обнимающихся божеств часто можно видеть в храмовых скульптурных произве- дениях искусства, которые отличаются удивительной чувствительностью, со- вершенно незнакомой в такой степени церковному искусству Запада. В отли- чие от большинства западных религий, индуизм никогда не стремился заста- вить своих последователей отказаться от чувственного наслаждения, не от- деляя тело от духа и видя в нем неотъемлемую часть человеческой природы. Поэтому индуист не старается контролировать желания тела при помощи соз- нательной воли, но видит свою цель в осознании себя со всем своим су- ществом, телом и духом. В индуизме даже появилось течение, средневековый тантризм, в котором путь к просветлению лежит через глубокое погружение в переживания чувственной любви, в которой "каждый воплощает в себе обо- их", согласно утверждению Упанишад:
"Подобно тому, как мужчина в объятиях
любимой жены не сознает ничего ни внутри, ни
снаружи, так и такой человек в объятиях разумной
Души не сознает ничего ни внутри, ни снаружи".
"Брихадараньяка Упанишада", 4, 3, 21

Образ Шивы был тесно связан с этой средневековой формой эротического мистицизма, также как Шакти н большое количество других богинь мифологии индуизма. Обилие женских божеств, опять же, говорит о том, что в индуиз- ме физическая и чувственная сторона человеческой природы, которая всегда ассоциировалась с женским началом, является неотъемлемой частью Божест- венного. Богини индуистов изображаются не в облике святых дев, а в объятиях своих божественных супругов. Огромное количество богов и бо- гинь, населяющих мир популярной мифологии индуизма, со всеми своими воп- лощениями и перерождениями, легко приводят к смятению ум западного чело- века. Для того, чтобы понять, как индуисты могут иметь дело с таким мно- жеством божеств, нам нужно знать об основном положении индуизма, заклю- чающееся в том, что все божества по сути своей одинаковы. Все они-прояв- ление одной и той же божественной реальности, воплощения различных ас- пектов бесконечного, вездесущего и - в высшей степени-непостижимого Брахмана.

Hosted by uCoz