| Введение в философию |
Философская пропедевтика.
Особенности философского (метафизического) рассуждения.
"qui bene distinguit bene docet" (лат)
кто хорошо выявляет различия, тот хорошо учит

Предисловие

Данное учебное - методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс философии по программам бакалавров и специалистов как очного, так и дистантного обучения. Оно также может быть полезно препо-авателям при подготовке к лекциям по общеобразовательному курсу философии.

Структура пособия включает в себя текст основного учебного пособия, при-ечания к этому тексту, содержащие более раззвернутые ссылки, не вошедщую в основную часть, и хрестоматию, включающую в себя небольшие произведения и отрывки из работ философов. В основную часть пособия включено задания для самостоятельной работы студентов, а также контрольные вопросы и рефератив-ные задания, на которые необходимо дать письменные ответы. В конце пособия приведены вопросы для проверки остаточных знаний, которые могут быть ис-пользованы для самопроверки степени и глубины освоения общего курса философии.

Предисловие для преподавателей

(Концепция учебного пособия)

Данное пособие, несмотря на то, что значительное место в нем уделено классическим философским текстам, имеет авторский характер, т.е. представ-ляет определенный взгляд на понимание философии, что в конечном счете и предопределило структуру учебного пособия и отбор хрестоматийных текстов. В основе авторской позиции лежит глубокое убеждение, что специфика способа бытия (деятельности) современного человека связана с постулированием им не-которых целостностей. Это утверждение может быть развернуто в двух направ-лениях. С одной стороны, указание на то, что человек - существо, постулирую-щее эти целостности, которые, в свою очередь, во многом определяют его даль-нейшее поведение, предполагает раскрытие этой специфики способа бытия че-ловека, который проявляется в любой его деятельности, будь то экономика, на-ука или искусство. С другой стороны, объемлющий человека характер этих це-лостностей не позволяет применить к их анализу научные методы, поскольку любая наука занимается изучением каких-то фрагментов этих целостностей. Философия же центрирует свое внимание на анализе этих целостностей как таковых, и, следовательно, специфика философской деятельности, особенности ее языка и методов исследования, в конечном итоге, определяются спецификой объектов ее изучения. Например, один из важных методологических вопросов в данном аспекте является вопрос о возможности изучения этих целостностей рациональным путем, ответ на который приводит к выделению двух типов фи-лософствования: рационального и иррационального.

Именно этим определяется характер данного учебного пособия, в кото-ром сделана попытка не рассказа о философии извне, а показа философской работы изнутри. Это попытка реализована путем переклички разных фило-софских текстов, одним из которых является авторский комментарий. Такой замысел во многом не совпадает с существующими учебными пособиями по философии, которые в той или иной степени представляют собой историко-философский пересказ наиболее значимых философских концепций, т.е. явля-ются учебными пособиями по истории философии. Не умаляя значимости исто-рико-философского подхода к изложению философии, данное учебное пособие дополняет его другим альтернативным подходом, который может быть назван собственно философским, или мета-философским исследованием. Тем самым, в центре внимания оказывается феномен философии как таковой (т.е. философия рассматривается как одна из "целостностей", включающих в себя человека), а не пестрая и разнородная совокупность различных философских учений.

Другой аргумент в пользу такого выбора, при котором приоритет от-дается не систематическому изложению истории философии, а выборке пока-зательных философских текстов и анализу на их базе специфики собственно философской деятельности, имеет более прагматический характер и связан с тем, что в условиях перегруженности учебного плана специальными дисципли-нами, когда на освоение философии отводится сравнительно небольшое время (1-2 семестра), необходимо более чем 2500-летний пласт философского знания

представить посильным для среднего индивида образом, т.е. необходимо су-щественно ограничить "длину" философского фрагмента. Хотя, для более детального знакомства с творчеством того или иного философа при наличии учебного времени желательны как раз курсы историко-философского характера.

С другой стороны, рассмотрение феномена философии как некоторой целостности блокирует изложение философии в рамках дисциплинарной матрицы, т.е. изложению философии как совокупности различных философских дисциплин (среди которых можно выделить онтологию, гносеологию, аксиологию, этику, эстетику и т.д.).

В содержательном плане концепция данного учебного пособия может быть представлена так:

  1. Для понимания феномена философии (в его отличии, прежде всего, от феномена науки) приводится притча о сороконожке, анализ которой позволяет выделить три состояния: "сороконожка идущая" - "сороконожка, застывшая в удивлении" - "сороконожка, объяснившая сама себе механизм своего хождения" - замыкание на первое состояние. В свете этой притчи философия соотносится с состоянием "остановки", "схоле", т.е. со вторым состоянием сороконожки.
  1. Философская остановка - необходимый момент любой деятельности совре-менного европейского человека, поэтому философия не есть нечто экзотичес-кое, а достаточно повсеместное явление, результаты которого можно встретить на каждом шагу. Одна из задача учебного пособия - показать эту необходимость философии (философствования) в рамках любой деятельности.
  1. Специфика философии заключается в следующем:
  1. философия как особый тип деятельности по "распутыванию" узелков в состоянии схоле, тщательное продумывание под знаком вопроса "как возмож-о...?" (именно этот вопрос и является "основным философским вопросом") - философия как аналитическая деятельность различения;
  2. философия как особый (символьный) философский язык работы с целостностями.
  3. философия как метафизическая деятельность, как работа с особыми мета-физическими объектами - философия как синтетическая деятельность по конституированию этих целостностей.
  1. Структура учебного пособия определяется последовательностью "остановок" при продумывании феномена видения дома, который фиксируется фразой "Я вижу дом". В этом смысле поводом к написанию данного учебного пособия можно считать следующее рассуждение М. Мамардашвили [1, с.3], которое приведено в вопросах для самопроверки.
  2. Анализ этого феномена позволяет, с одной стороны, выделить основные этапы философской мысли ("остановки"), которые заключаются в выявлении основных трансцендентальных условий этого феномена. В данном учебном пособии в той или иной мере эксплицированы следующие остановки следующих мыслителей:
(классическая парадигма философствоания)
С другой стороны, данная последовательность основных этапов пока-зывает преемственность философской деятельности и позволяет подтвердить тезис о наличии единого поля философских размышлений.

6. При обсуждении "остановок" освещаются ключевые философские проблемы:

Поскольку основная задача данного учебного пособия - знакомство с спецификой философского (метафизического) рассуждения. Поэтому тексты занимают большое место не только в хрестоматии, но и в самом учебном по-собии. Однако большинство текстов хрестоматии предназначено для самостоя-тельной проработки, возможно с использованием дополнительной учебной ли-тературы или при помощи преподавателя. В будущем предполагается дополнить данное учебное пособие книгой "Философский практикум", предназначенной для семинарских занятиях по философии, в которой во главу угла будет постав-лен подробный анализ собственно философских текстов (в основном, диалогов Платона). Образцом такого комментария может служить блестящий анализ П.Гайденко "Проблема единого и многого и решение ее Платоном" [П. П. Гайденко Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ) М., Наука, 1980, С.142 - 163], посвященный диалектике единого и многого в диалоге Платона "Парменид". Отметим также, что попыткой такого подхода к изучению философии является книга G.Bedell Philosophizing with Socrates: an itroduction to the Study of Philosophy University Press of America, Inc, 1980.

Вопросы для самопроверки

При ответах на данные вопросы необходимо прежде всего постарайтесь его понять, т.е. постарайтесь понять то смысловое поле в рамках которого дол-жен быть сформулирован Ваш ответ. Поэтому прежде чем отвечать на вопрос постарайтесь уяснить для себя его смысл. Без этого понимания Ваш ответ заве-домо не будет правильным. Во-вторых, необходимо обосновать свой ответ, при-чем это должно быть именно Ваше собственное обоснование, по возможности, без ссылок на какие-либо авторитеты. Это означает не запрещение грамотного использования наследия какого-либо мыслителя, а запрещение бездумного ци-тирования по любому поводу известных суждений. И ,наконец, Вы должны четко и кратко выразить свою мысль, сделать свой ответ доступным для понимания другим человеком.

  1. Какие типы философствования можно выделить в истории философии. Каковы основные периоды развития философии? Перечислите имена наиболее крупных, на Ваш взгляд, философов. Кратко охарактеризуйте философское учение, наиболее близкое Вашему воззрению на мир. Обоснуйте свой ответ.
  2. Что такое философия? Зачем нужна философия? Ее предмет, место в культуре. Какова специфика языка философии? Чем философия отличается от феноменов науки, религии, мифа, искусства? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какой смысл вкладывается в философскую категорию Бытие? Чем категория "бытия" отличается от категории "существования"? Как Вы понимаете высказывание Парменида "Бытие есть, а небытия вовсе нет"? Какие типы онтологии можно выделить в истории философии? Перечислите другие известные Вам философские категории?
  4. Какие типы знания можно выделить? Является ли добродетель знанием? Почему, на Ваш взгляд, не существует учебника добродетели подобно учебникам математики, химии, физики? Почему нельзя стать добродетельным, прочитав какую-нибудь книгу, например Библию? (если Вы не согласны с данной постановкой вопроса, то обоснуйте свое несогласие). Обоснуйте свой ответ.
  5. В чем особенности способа бытия человека? Сравните свой ответ с ответом М. Бахтина, высказанным ниже. Попробуйте ответить на следующие вопросы, связанные с данным отрывком:

"С появлением сознания в мире (в бытии), а может быть, с появлением биологической жизни (может быть, не только звери, но и трава свидетельствуют и судят) мир (бытие) радикально меняется. Камень остается каменным, солнце - солнечным, но событие бытия в его целом (незавершимое) становится совер-шенно другим, потому что на сцену земного бытия впервые выходит новое и главное действующее лицо события - свидетель и судия. И солнце, оставаясь физически тем же самым, стало другим, потому что стало осознаваться свидете-лем и судиею. Оно перестало просто быть, а стало быть в себе и для себя (эти категории появились здесь впервые) и для другого, потому что оно отразилось в сознании другого (свидетеля и судии): этим оно в корне изменилось, обогати-лось, преобразилось. (Дело идет не об "инобытии".)

Этого нельзя понимать так, что бытие (природа) стало осознавать себя в человеке, стало самоотражаться. В этом случае бытие осталось бы самим собою, стало бы только дублировать себя самого (осталось бы одиноким, каким и был мир до появления сознания - свидетеля и судии). Нет, появилось нечто абсо-лютно новое, появилось надбытие. В этом надбытие уже нет ни грана бытия, но все бытие существует в нем и для него.

Это аналогично проблеме самосознания человека. Совпадает ли сознаю-щий с сознаваемым? Другими словами, остается ли человек только сами собою, то есть одиноким? Не меняется ли здесь в корне все событие бытия человека? Это действительно так. Здесь появляется нечто абсолютно новое: надчеловек, над-я, то есть свидетель и судья всего человека (всего я), следовательно, уже не человек, не я, а другой. Отражение себя в эмпирическом другом, через которого надо пройти, чтобы выйти к я-для-себя (может ли это я-для-себя быть одино-ким?). Абсолютная свобода этого я. Но эта свобода не может изменить бытие, так сказать, материально (да и не может этого хотеть) - она может изменить только смысл бытия (признать, оправдать и т.п.), это свобода свидетеля и судии. Она выражается в слове. Истина, правда присуща не самому бытию, а только бытию познанному и изреченному.

Проблема относительной свободы, то есть такой свободы, которая оста-ется в бытии и меняет состав бытия, но не его смысл. Такая свобода меняет ма-териальное бытие и может стать насилием, оторвавшись от смысла и став гру-бой и голой материальной силой. Творчество всегда связано с изменением смысла и не может стать голой материальной силой.

Пусть свидетель может видеть и знать лишь ничтожный уголок бытия - все непознанное и увиденное им бытие меняет свое качество (смысл), становясь непознанным и неувиденным бытием, а не просто бытием, каким оно было без отношения к свидетелю".

(М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества М., 1979, С.341-342; отр. "Свидетель и судия").

  1. Проанализируйте следующий отрывок М.Мамардашвили и дайте ответы на следущие вопросы:

"Существуют предметы и существует еще бытие существующего. На первый взгляд, очень странная вещь, указывающая на то, что есть, видимо, еще нечто в мире, что требует своего особого языка для того, чтобы это нечто выразить. И этот особый язык... есть метафизика. Или философия, что в данном случае одно и то же...

Допустим, что мы видим дом. Но если мы вдумаемся, видим ли мы его в действительности, то окажется, что не видим. То есть мы можем видеть всякий раз лишь какую-то часть дома, в зависимости от выбора точки наблюдения. Это может быть его крыша, та или иная стена, двери и т.д. И тем не менее мы гово-рим, что видим дом. По смыслу самого термина, по законам существования нашего языка и его мысленных предметов, которые в языке выражаются, где все существует только целиком. И вот то, что мы видим не видя, и есть бытие. Или, как сказал бы Платон, форма или идея. Бытийствуют только идеи, не в том смысле, что существуют бесплотные призраки, называемые идеями, а именно их существования как , бытия существующего. В смысле горизонта возможностей нашего рассуждения о такого рода мысленных образований, когда принимается во внимание, что видение стены или угла дома, на основании чего мы заключа-ем, что видим дом, живет по законам восприятия и его научного изучения, а утверждение, что видим дом, хотя видим только стены и никогда целиком его не увидим, живет по законам философского понимания." [1, С.3]

| Назад | Далее |


Hosted by uCoz