С.Л. Катречко

КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА? <**>

1.Уточнение поставленной проблемы

Данная постановка проблемы восходит к Канту. Однако если обратиться к кантовской «Критике чистого разума», то видно, что свой первоначальный вопрос «как возможна метафизика в качестве природной склонности?» Кант редуцирует к вопросу «как возможна метафизика как наука?». На наш взгляд такая сциентистская редукция вопроса неправомерна, поскольку философия как область рационально-дискурсивного знания, отлична как от науки, так и от искусства, например от литературы (тезис 1). Тем самым вынесенный на обсуждение вопрос можно уточнить так: как возможна философия (метафизика) в качестве рациональной деятельности?

2. Предмет философствования

В отличие от естествознания (искусства), предмет изучения которой достаточно четко определен, ответ на вопрос о возможности метафизики необходимо предварить обсуждением того, а есть ли у философии свой предмет исследования, отличный от предмета других научных дисциплин (искусства)? На этот вопрос мы даем положительный ответ. Предметом философии являются особые метафизические объекты, или «целостности» [1], примерами которых являются, например, кантовские идеи разума (тезис 2). Они представляют собой «мысленные конструкты», наподобие созданных сознанием человека при созерцании звездного неба созвездий.

С одной стороны, важной особенностью «целостностей» является то, что они имеют объемлющий человека характер, т.е. не являются объектами в привычном понимании этого слова. Вследствие этого метафизические объекты не могут адекватно исследоваться научными методами, хорошо зарекомендовавшими себя при изучении объективно данного, например физических, химических или биологических объектов.

С другой стороны, предмет философии отличается от предмета искусства, которая занимается исследованием «внутреннего мира» человека, т.е. другой «частью» нововременного субъектно-объектного различения.

В этом смысле «целостности» являются пограничными — трансцендентальными — феноменами, имеющими субъектно-объектный характер.

3. Homo metaphysics

Таким образом, поставленный вопрос о возможности метафизики приобретает следующую редакцию: как возможны метафизические объекты? Общий ответ на него уже был дан выше, когда эти объектны были охарактеризованы как «мысленные конструкты».

Более точный ответ на этот вопрос сформулируем так: метафизические объекты есть результат деятельности способности творческого воображения, или фантазирования (тезис 3) [2, 3]. Развернем его чуть подробнее.

В составе этой способности можно выделить два взаимосвязанных механизма. Первый из них может быть назван механизмом опережающего «схватывания идей». Поясним суть его работы на простом примере. Допустим, мы смотрим на дом и видим какую-нибудь его часть. Мы говорим при этом, что видим дом. Зададимся вопросом: что позволяет нам говорить о видении всего — «целостности» — дома (дома как целого)? Понятно, что никакой опыт не дает нам видения «целостности». Увидеть дом как целое можно, если у нас уже есть «идея» дома. Отвергая платоно-декартовский подход (концепция анамнезиса — «врожденных идей»), который совершенно неприемлем для Канта, мы должны постулировать наличие у человека особой способности к формированию «идей»: что-то наподобие гуссерлевской эйдетической интуиции. Однако в этой способности нет ничего мистического. Человек, благодаря имеющейся у него способности к синтезу, с помощью творческого воображения конструирует гипотетическую «идею» происходящего, в данном случае «идею» дома (заметим, что используемое словосочетание «схватывание идеи» употребляется нами примерно в том же смысле, когда говорят о схватывании (понимании) «идеи» математического доказательства или понимании «идеи» (= принципа) работы какого-нибудь технического устройства). Именно этот механизм и позволяет увидеть дом, т.е. сконструировать дом как целое, или увидеть на небе созвездия, или увидеть красоту цветка. Или на основании восприятия некоторой последовательности музыкальных звуков услышать — сконструировать — мелодию...

Подтверждением обоснованности предложенного нами подхода к формированию «идей» служит феномен «творческой ошибки», возникающий при формулировании человеком ошибочной гипотезы происходящего.

Другим механизмом — «срезом» — творческой способности воображения является способность человеческого сознания менять «масштаб» рассмотрения. Если обратиться к примеру с «видением дома», то для того чтобы увидеть дом, необходимо «переключить» внимание с его деталей на видение целого, с «содержания» на «форму» дома. Такое «переключение» происходит, когда человек занимается позицию как бы более удаленного наблюдателя по отношению к воспринимаемому, т.е. изменяет «масштаб» рассмотрения. Например, для того чтобы заняться — метафизическим! — анализом мира как целого, необходимо как бы выпрыгнуть из объемлющего нас мира, т.е. занять положение стоящего на границе мира наблюдателя [4].

Обратим внимание на еще одну интересную особенность творческой способности воображения. Для того чтобы сформулировать «идею» происходящего и/или изменить «масштаб» рассмотрения необходимы более мощные выразительные средства, т.е. необходим переход от языка (синтаксиса) к менее формализуемому метаязыку (семантике). Причем человек должен уметь работать в этом «смешанном» семантически незамкнутом языке, свободно меняя «масштаб» рассмотрения и переходя от языка к метаязыку.

4. Заключение

Благодаря творческой способности воображения сознание человека, как особый орган переработки информации, отличается от животной психики и существующих систем «искусственного интеллекта». Именно это позволяет человеку порождать «целостности» (конструировать метафизические объекты типа «идей разума» Канта), т.е. обеспечивает возможность философии (метафизики) как «работы» с метафизическими объектами.

<**> — более ранний (хотя и немного расширенный вариант) онлайновый вариант данного текста опубликован в  Поволжском журнале по философским и социальным наукам N 4, 1999

Литература:

1. Катречко С.Л. Философия как метафизика //Человек - Философия - Гуманизм: тезисы докл. и выст. I Российского философского конгресса (4 — 7 июня 1997 г.). В 9 томах. — Т.8. — СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1998.

2. Катречко С.Л.  Знание как сознательный феномен //Что значить знать? (сборник научных статей). — М.: Центр гуманитарных исследований, 1999.

3. Катречко С.Л. О творческой способности воображения //Тезисы докладов международного семинара «Антропология с современной точки зрения». — Калининград: Калинингр. ун-т, 1998.

4. Катречко С.Л. Философия как пограничный феномен //Особенности философского дискурса. — М.: Изд-во Университета РАО, 1998.

 

Hosted by uCoz