Гермес Трисмегист

ПЭМАНДР


   Однажды  размышлял  я  о существах;  мысль  моя  реяла  в
высотах,  и  все телесные чувства застыли словно  в  тяжелом
сне,  последствии  насыщения, излишеств или  утомления.  Мне
почудилось,   будто  огромное  существо   без   определённых
очертаний по имени звало меня и говорило мне: Что хочешь  ты
услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать? Я
сказал  ему:  Кто же ты? Он отвечал: "Я Пэмандр -  верховный
разум.  Я  знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду."  И  я
сказал: "хочу быть сведущим в тварях, постигнуть их естество
и  познать  Бога".  - "Прими в свой ум всё,  что  ты  хочешь
знать,  я научу тебя", сказал он. При этих словах он изменил
свой  облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение,  и
увидел  я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный  и
приятный   свет,  чарующий  взоры.  Вслед  затем  опустился,
колыхаясь,  страшный ужасающий мрак. Мне привиделось,  будто
мрак  превращается в какое-то неведомое естество, влажное  и
трепетное, издающее, дымясь, словно огонь, какой-то зловещий
шум.  И  раздался оттуда вопль, как будто голос огня. Святое
слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся
из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен,  и
в   тоже  время  деятелен.  И  воздух,  по  лёгкости  своей,
последовал за огнём; от земли и воды он поднялся  к  огню  и
там  как-будто повис. Земля и вода пребывали в  смешении,  и
нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были  они
дыханием верховного Слова.
   И  сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?"  -  "Я
научусь  этому" - отвечал я. "Этот свет, - сказал он,  -  Я,
разум,  твой  Бог,  предтеча влажной природы,  выходящей  из
мрака. Лучезарное Слово, исходящее от разума, сын божий". "И
что  же?"  -  молвил я. - "Узнай: то, что видит и  слышит  в
тебе,  есть  Слово  Господне; Разум же -  Бог  Отец.  -  Они
неотделимы  один от другого, ибо единство  -  их  жизнь".  -
"Благодарю тебя", - отвечал я. - "Постигни же свет и  познай
его."
   Говоря  так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал  от
взора  его; и по знаку его, увидел я в уме моём свет  и  его
неисчислимые  могущества,  порождение  бесконечного  мира  и
приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. Это
постиг я из слов Пэмандра.
   И  так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь
в уме своём первичный образ, предтечу безграничного начала".
Так  сказал мне Пэмандр. - "Откуда, - возразил я, -  явились
стихии  природы?" Он сказал мне: "По воле  Бог  Он  же  взяв
Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил мир  по
этому  образцу,  со  стихиями,  исшедшими  из  него  же,   и
зачатками  душ.  Разум, Бог мужской и женский.  Он  же  есть
жизнь  и  свет,  порождает словами другой творческий  разум,
Бога   огня  и  дыхания,  который  образовал  в  свой  черёд
правителей, в их круги заключил чувственный мир  и  стал  им
op`bhr| посредством того, что называется роком.
   Слово  или  разум  божий  устремилось  вскоре  от  низших
стихий  и  примкнуло  к  творческой мысли,  ибо  они  одного
естества.  И  низшие,  неразумные стихии  оставлены  были  в
состоянии  простой материи. Творческая мысль, соединённая  с
разумом,   охватив  круги  и  придав  им  быстрое  вращение,
возвратила  создания свои к себе и установила круговорот  от
начала  к  концу, как между двумя недоступными гранями,  ибо
там,  где  всё  кончается, всё начинается вечно.  И  повелел
Разум,    да   произведёт   круговращение   низших    стихий
бессловесных  животных,  лишённых  рассудка,  воздух   понёс
летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были  одна
от  другой,  ибо так повелел Разум; и земля извела  из  недр
своих     содержащихся    там    животных,     четвероногих,
пресмыкающихся,  зверей  диких и домашних.  Но  Разум,  Отец
всех,  он  же есть жизнь и свет, породил человека, подобного
себе  самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою
воспроизводил  он образ Отца, и Бог возлюбил  воистину  свой
собственный  образ  и  вручил ему всех тварей.  Но  человек,
размыслив над делом творения, захотел творить в свою очередь
и   разлучился  с  отцом,  вступая  в  область   творчества.
Полновластный, он задумал дело сотворения братьев  своих,  и
те  полюбили  его,  и  каждый из них  уподоблял  его  своему
положению.  Тогда,  зная  своё  естество  и  участвуя  в  их
природе,  захотел  преступить он грани  кругов  и  превзойти
могущество, что зиждется на огне.
   И  этот  властитель  мира  и смертных  существ,  лишённых
рассудка,  через  гармонию и мощную  преграду  кругов,  явил
низшей  природе  прекрасный образ  Бога.  Пред  этой  дивной
красотою,  в  которой все силы семи правлений  сочетались  с
подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела  она
красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в
воде   отражение  своего  собственного  облика,   возгорелся
любовью к нему и захотел обладать им. Усилие последовало  за
желанием  и  зачата  была форма, лишённая рассудка.  Природа
охватила  возлюбленного  своего  и  окутала  его  всего,   и
соединились они обоюдной любовью. И вот почему, один из всех
существ,  живущих  на  земле, человек двойственен,  смертный
телом,  в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию
мира, он раб своих оков; мужеский и женский, как его Отец, и
превышая сон, он под властью сна."
   Чарует  меня эта речь, - молвил тогда мой ум.  А  Пэмандр
сказал: "Вот тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь  с
человеком,  произвела удивительнейшее из чудес. Он  состоял,
как   я  сказал  тебе,  из  воздуха  и  огня,  подобно  семи
начальникам  гармонии; природа не остановилась  и  произвела
семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи
правителям."  "О  Пэмандр, - воскликнул я, -  продолжай,  лю
бознание моё усугубляется." - "Умолкни же, - молвил Пэмандр,
ибо не кончил я мою речь." - "Молчу", - отвечал я.
   "Порождение   этих  семерых  человек,   как   сказал   я,
произошло таким образом: земля явила женское естество,  вода
-  произрождающее  начало,  огонь  доставил  жар,  воздух  -
дыхание и природа произвела тела человеческого вида. Человек
onkswhk от жизни и света душу и разум; душа явилась  к  нему
от  жизни, от света же разум. И все части чувственного  мира
пребывали  так  до полного развития начал  и  родов.  Теперь
выслушай остальное, желаемое тобою услышать. И тогда  период
закончился, всемирная связь расторгнута была волею Бога; ибо
все  животные,  вначале двуполые, одновременно  с  человеком
разделились и образовались самцы с одной стороны и  самки  с
другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово: возрастайте в
произращении и умножайтесь в приумножении, и всё моё  деяние
и  творенья  мои;  и  да знает обладающий  разумом,  что  он
бессмертен, и что причина смерти есть любовь к  плоти  и  да
познает он все существа.
   И  при  этих словах Провидение соединило четы, по законам
необходимым  и гармоническим, и установило произрождения.  И
все существа размножились по родам, а тот, кто познал самого
себя, пришёл к совершенному благу; но тот, кто в заблуждении
любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во мраке, из-
за  чувств  подвластный условиями смерти." - "Какова  же,  -
воскликнул  я,  - великая ошибка невежд, что из-за  неё  они
лишаются  бессмертия?" - "Кажется, - ответил он, - не  понял
ты  того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?" - "Я
размышляю, - сказал я, - и вспоминаю, и благодарю  тебя."  -
"Если  ты  обдумал, скажи мне, почему пребывающие  в  смерти
достойны смерти?" - "Потому что наше тело происходит от  той
угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа; поэтому и  тело,
построенное  в  чувственном мире,  кладезь  смерти."  -  "Ты
понял,  - сказал он, - почему тот, кто размышлял над  собою,
идёт  к  Богу, как сказано божественным словом?" Я  возразил
ему:  "Потому что из жизни и света состоит Отец всех  вещей,
от него же родился человек." - "Благие слова, - сказал он, -
Бог  и  Отец, от которого родился человек, - свет  и  жизнь.
Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и сос
тоишь  из  них  -  пойдёшь ты в жизнь."  Таковы  были  слова
Пэмандра.  -  Скажи мне ещё, о Разум, как  я  могу  войти  в
жизнь",  - сказал я. И ответил мой Бог: "Человек, обладающий
разумом,  да  познает  себя самого в бессмертии  сущего."  -
"Итак,  не  все люди обладают разумом." - "Благие  слова,  -
сказал  он, - подумай, о чём говоришь. Я, разум, присутствую
у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых.
Моё  могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи  и
призывают  Отца  с  любовью,  и  к  нему  обращают  молитвы,
благословения и хвалы, ему подобающие, и прежде даже, нежели
покинуть тело своё смерти, ненавидят чувства, деяния которых
им  ведомы;  или,  вернее, я, разум, не допускаю  свершиться
деяниям  плоти.  Словно привратник закрываю я  вход  деяниям
дурным  и  постыдным,  отвращая  желанья.  Но  что  касается
безрассудных, порочных и злых, завистливых и корыстных убийц
нечестивых,  я далёк от них и предаю их демону-мстителю,  он
же  изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их  всё
больше  ко  злу,  чтобы  усугубить  их  кару  и  беспрерывно
растравляет  их  страсти ненасытными  желаниями,  пытает  их
невидимый враг и живёт в них неугасимое пламя."
   "Ты  научил  меня  всему,  чего  я  желал,  о  Разум;  но
просвети  меня  ещё в том, как совершается восхождение."  На
}rn  Пэмандр  сказал:  "Сначала  тление  материального  тела
предаст  его  составные  части превращениям;  видимый  облик
становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу, предаётся
демону, чувства возвращаются сообразно к своим источникам  и
расплываются  в силах (мира). Страсти и желания возвращаются
в  неразумную природу; остальное возносится через  гармонию,
покидая в первой зоне свойства роста или ущерба, во второй -
сноровку зла и уже бессильную хитрость; в третьей - иллюзию,
отныне  не  властную над желаниями, в четвёртой -  тщеславие
власти,   отныне  неудовлетворимое;  в  пятой  -  нечестивую
надменность и безрассудное дерзновение; в шестой -  привязан
ность  к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную
ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира),
он  является  в  восьмую  зону, сохраняя  лишь  свою  личную
сущность и поёт с существами гимны в честь Отца. Пребывающие
там ликуют с ним, а он, уподобленный им, внемлет мелодичному
голосу  сил, которые превосходят восьмую природу и распевают
хвалы  Богу.  И  тогда  стройно  возносятся  они  к  Отцу  и
примыкают к силам, и, ставши сами силами, рождаются в  Боге.
Таково  конечное  благо  для обладающих  знамением  -  стать
Богом.  Чего  же  ты  теперь ожидаешь?  Ты  научился  всему;
надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя
человеческий род."
   Сказавши   так,   Пэмандр  примкнул   к   силам.   А   я,
благословляя Отца всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул
укреплённый  им,  постигнув  природу  вселенной  и   великое
видение.  И  начал я проповедовать людям красоту  религии  и
Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение,
дрёму  и  Неведение Бога, стряхните ваши чувственные  оковы,
очнитесь от вашего оцепенения.
   Они  услышали  и собрались вокруг меня. Я  же  заговорил:
"Почему,  о  земнородные люди, предаётесь вы  смерти,  когда
дозволено  вам  достигнуть  бессмертия?  Придите   в   себя,
шествующие  в  заблуждении, изнывающие в  неведении,  бегите
мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от тлена."
   И  одни,  насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие,
припадая  к  ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув,
стал  руководителем человеческого рода, наставлял  их  моими
речами  на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости,  и
питаемы  они  были  водою  амброзии (бессмертия);  когда  же
настал  вечер,  и  померкли последние  проблески  солнца,  я
призвал   их   к   молитве.  И  совершив  евхаристию   (дела
благочестия), каждый вернулся к себе на ложе. А я начертал в
себе   повесть  благостыни  Пэмандра  и,  обладая  предметом
желаний  моих,  почил  исполненный  радости.  Дремота   тела
произвела  прояснение  души,  мои  сомкнутые  очи  лицезрели
истину,   плодотворное  молчание  принесло  в   своём   лоне
всевышнее  благо, наречённые слова были семенами  благ.  Вот
благодать,  высказанная  мною от  разума  моего,  т.  е.  от
Пэмандра, верховного ума; так через божественное вдохновение
овладел я истиной. Вот почему всей душою моею и всеми силами
благословляю я божественного Отца:
   Свят   Бог,  Отец  всего  сущего,  свят  Бог,  чья   воля
совершается  его  могуществом. Свят  Бог,  восхотевший  быть
ongm`mm{l  теми,  что принадлежат ему.  Свят  Ты,  создавший
бытиё словом твоим; свят ты, чей образ являет природа.  Свят
ты,  не сотворённый природою. Свят ты и сильнее всякой мощи.
Свят  ты и превыше всякого величия. Свят ты и превыше всякой
хвалы.   Прими  чистую,  словесную  жертву  души  и  сердца,
возносящегося  к  тебе, о Неизречённый, Неисповедимый,  кого
познать  может  одно молчание. Не введи меня в  заблуждение,
дай познание нашего естества, дай силу, озари милостью твоею
непосвящённых  братьев племени моего, твоих детей.  Верую  в
тебя  и  свидетельствую о тебе, шествую в жизни и  свете.  О
Отец,  будь благословен; человек, принадлежащий тебе,  волит
причаститься святыне твоей, по данной тобою власти.

Hosted by uCoz