К.С.Хруцкий

ОНТОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Институт медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

 

Author argues in the paper, that contemporary philosophy and science do not consider individual health a major object of philosophical and scientific exploration. He underlines, however, the actual importance of elaboration of a new philosophical underpinning of this important theoretical and practical trend.  Author introduces an original framework of ontological assumptions, named as the system of ‘Absolute Cosmist Wholism’, which is aimed to create a useful basis for the scientific comprehension and analysis of the phenomenon of individual’s health. His ontological system builds on the: 1) Russian cosmist philosophical tradition of pan-unity and active evolution; 2) positive exploration of the object of Process – one common autonomous universal cosmic evolutionary process of the life on the Earth. Working on this basis, a new definition of the individual’s health is proposed.

 

ВВЕДЕНИЕ: К СОЗДАНИЮ ТЕОРИИ ‘БИОМЕДИЦИНЫ ЗДОРОВЬЯ

В последние десятилетия мировая медицинская наука и практика дос­тигла огромных успехов в деле сохранения здоровья человека. В свою очередь, эти успехи неравномерно распределены в общей биомедицинской сфере. В наибольшей степени прогресс достигнут в изучении и профилак­тике инфекционных заболеваний, а также в использовании новых хирурги­ческих технологий. В то же время, в области терапевтического лечения хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) успехи выглядят куда бо­лее скромными. Последние (ХНИЗ) еще именуют как "болезни цивилизации"; мы же предпочитаем обозначать их как "экологические антропогенные бо­лезни" [1].

Все дело в том, что биомедицина здесь до сих пор не владеет эти­отропным, а значит и индивидуальным подходом к пациенту (в лечении и профилактике "болезней цивилизации"). В результате, современный чело­век (проживая в демократическом обществе!) полностью лишен сегодня де­мократических прав на информацию по вопросу своего индивидуального здоровья, ведь он должен сначала заполучить Болезнь, или иметь пред­расположение к Болезни, или находиться в состоянии Пред-Болезни (иначе в "III-состоянии" - составляющем центральное валеологическое понятие), или попасть под воздействие внешнесредовых факторов, ассоциируемых с Болезнью, - чтобы получить полноценную консультацию и/или помощь от специалиста с высшим биомедицинским образованием. "К сожалению, внима­ние современной медицины в значительной степени направлено на уже сло­жившиеся заболевания, на лечение уже сформировавшихся психосоматичес­ких болезней" [2].

Отсутствие индивидуального подхода - это отсутствие собственно медицины Здоровья, отсутствие поиска непосредственно этиогенных меха­низмов развития современных хронических неинфекционных заболеваний. Этиология же последних составляет в себе суть психосоматического гене­зиса. Фактически, современная клиническая биомедицина включается в процесс диагностики и лечения лишь с момента обнаружения повреждения 'сомы', подчиняясь первичности морфо-функционального анализа. "Главным этиологическим фактором ИБС является атеросклероз коронарных артерий" [3]. Но при этом, "атеросклероз - общее заболевание организма, пато­морфологическим субстратом которого является накопление липидов во внутренней и средней оболочках артерий крупного и среднего калибра с последующим отложением соей кальция, развитием рубцовой соединительной ткани" [4]. Таким образом 'круг замыкается', а современная медицина (в отношении ХНИЗ) 'железным занавесом' отделяет себя от реально сущест­вующего психологического мира человека, равно как и окружающего его действительного социального и экологического мира.

В то же время, как точно подмечает суть сложившейся в медицине (внутренних болезней) ситуации академик Е.И.Чазов, "пусть мы пока не знаем этиологического фактора, но как развивается болезнь (атероскле­роз. - К.Х.), механизмы этой болезни мы познаем больше и больше" [5]. В этом замечании раскрывается суть бурного прогресса, в настоящем, т.н. "медицины точных фактов" (evidence based medicine) и современной доминантной медицинской стратегии в изучении "биологических дефектов". Оба направления медицинской науки и практики, признаваемые сегодня как наиболее перспективные, в принципиальном порядке не ставят перед собой целей обнаружения и исследования собственно первичных этиологических факторов, но преследуют и достигают - на высочайшем уровне - целей на­учно-практической характеристики УЖЕ состоявшихся структурно-функцио­нальных повреждений, включая и ассоциирующихся с ними - на биохимичес­ком и молекулярном уровне - биологических маркеров.

Иначе говоря, вся колоссальная мощь современной биомедицины нап­равлена на изучение состоявшихся Следствий (механизмов патогенеза), но не прямых Причин возникновения современных "болезней цивилизации". Действительно, давно уже пришла пора биомедицине выйти за пределы био­логического организма и биостатистического подхода в оценке нормально­го функционирования человека, и признать единство человека (как лич­ности) с окружающим его целостным миром - рассматривать человека как неотделимую часть единого био-эко-социо-космического процесса универ­сальной эволюции жизни на Земле. Пока же, по-прежнему, медицина инди­видуализирует (на основании биостатистических норм), но при этом 'де­персонализирует' человека. Как раз в этом моменте и заключается неспо­собность современной биомедицины подступить к исследованию собственно первопричин возникновения ХНИЗ. Но если последовать новому исследова­тельскому пути, то, естественно, первично должны быть созданы новые фундаментальные допущения на философском (онтологическом) уровне, предпосылающие дедук­цию необходимых теоретических предложений, как раз охватывающих науч­ным пониманием рассматриваемый феномен действительности - индивидуаль­ное здоровье человека. Именно в этом состоит план авторского исследования.

           ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНЫ

Автор твердо убежден, что причина 'отставания' современной медицины внутренних болезней заключается не в недостаточности текущих научных уси­лий, а именно в некомпетентности современной философии, не обеспечи­вающей науку и практику биомедицины необходимыми основами и подходами к рассмотрению и постижению феномена индивидуального здоровья челове­ка. В этой связи следует в полной мере согласиться с  мнением Владимира Коновало­ва, что:

"Любой специалист, стоящий на позициях современной медицины, просто не может иметь правильного представления о том, что такое лече­ние первопричины, а не следствия, индивидуальный подход... Те теории, которые выдвигаются изначально обречены на провал, поскольку основаны на частностях... В основе же должно лежать философское понимание ми­роздания и человека как его неотъемлемой части. А поскольку в наше время нет стройной теории мироздания, т.е. философия переживает кри­зис, то кризис медицины есть следствие кризиса науки наук - философии" [6].

Сам Владимир Коновалов объясняет нам, на примере пациента с ал­лергией, что индивидуальный подход в рамках современной научной биоме­дицинской парадигмы означает определение "индивидуального набора ал­лергенов", с последующим подбором противоаллергического препарата и проведением специфического "курса гипосенсибилизации к выявленному ал­лергену". Принципиально, однако, что полностью вне поля зрения совре­менного научно-медицинского сообщества оказывается сущностный вопрос: "Почему у данного человека есть аллергия на то, на что у тысяч других людей ее нет?" [7].

Прямым доказательством существующей некомпетентности современной философии и науки (в отношении к индивидуальному здоровью человека) служит так нами называемый парадокс творения. Здесь подразумевается, что современный человек, являясь творением Природы, в свою очередь ак­тивно создает (творит) социальные и экологические формы бытия на пла­нете Земля, и, в настоящем, реально управляет всем (Земным) жизненным процессом в целом. В то же самое время, однако, не менее чем на 90% все существующие факторы риска современных хронических неинфекционных заболеваний имеют своим происхождением экологическую и социальную дея­тельность человека и, таким образом, - напрямую проистекают из челове­ческой (творческой) деятельности. Иначе говоря, 90% всех хронических неинфекционных заболеваний имеют антропогенное происхождение, являясь 'творением' рук и разума человека. Как прямой вывод следует, что современные хро­нические неинфекционные заболевания фактически происходят из существу­ющей онтологической, аксиологической, эпистемологической и этической некомпетентности и неразумности современной философии, науки и челове­ка.

В любом случае, одна позиция является предельно ясной: справиться с кризисом современной биомедицины (в отношении к постижению феномена индивидуального здоровья человека) возможно только на пути выстраива­ния новой системы базисных онтологических принципов, которая бы оказа­лась хорошо подготовленной для выдвижения новых веских теоретических предложений, надежных и достаточных, в свою очередь, для обоснования собственно процесса рационального постижения и познания индивидуально­го здоровья человека.

В этом вопросе мы твердо убеждены, что давно уже наступило время для реабилитации и реализации онтологических и эпистемологических потенциалов русской философской космистской традиции всеединства и активной эволюции. По­лагаясь на заключения ведущих отечественных и зарубежных исследовате­лей философского космизма [С.Семенова, 1993;  В.Сагатовский, 1994; А.Алешин, 1995; О.Шубаро, 1998; И.Калчев, 1999; Е.Гутов, 1996; и др.], мы указываем здесь десять наиболее характерных черт русского космизма (как семантический инвари­ант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского космизма):

1) Идея всеединства - центральная идея русского космизма;

2) Идея незавершенности развития мира и человека;

3) Идея творческого призвания человека;

4) Идея преображения мира как смысла человеческой жизни;

5) Идея активной эволюции;

6) Понимание восходящего характера эволюции;

7) Идея об ответственности человека за судьбу мира;

8 ) Идея синтеза наук;

9) Эпистемологическая позиция "гносеологического реализма", под­разумевающая в себе "идеал цельного познания, т.е. познания как орга­нического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомя­ковым...", объединяющий "чувственный опыт, рациональное мышление, эс­тетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание...", и развивающий "такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим син­тезом" [8]; другими словами, - понимание истинного знания как резуль­тата правильного целостного взаимоотношения эмпирического, рациональ­ного и мистического (интуитивного) знания;

10) Аксиологическое понимание, что все человеческие страдания укоренены в недолжном космическом состоянии человека (и мира).  В этом отношении уместным будет отличать понятия культуры и цивилизации: Культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов. Цивилизация есть соответственно система средств, обеспечивающих эффективную реализацию ценностей, смыслов культуры” [9].

Как известно, философский космизм составлял собой основное тече­ние самобытной философской мысли России конца 19-го и начала 20-го ве­ка. Кроме того, в начале 20-го века сформировались предпосылки к его будущему великому расцвету и выходу на мировую арену. Однако, начиная с 1917 года русский космизм был безобразным образом репрессирован, по­давлен большевистским режимом именно физическим образом ('гулаги', все виды идеологического и физического террора); так что, в конечном ито­ге, он оказался практически удаленным как из российской культурной среды, так и из Западного и мирового сознания в целом.

Начиная с 1990-х годов, на волне демократических преобразований, в стране происходит некоторое оживление интереса к философскому кос­мизму. По крайней мере, на космистских позициях выстроена валеологичес­кая система академика В.П.Казначеева. Последняя несомненно заслуживает отдельного рассмотрения; здесь же автором подчеркивается основная позиция, что В.П.Казначеев рассматривает здоровье человека не как состояние, но именно как "валеологический процесс (выделено мною. - К.Х.) формирова­ния организма и личности" [10].

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ:        ПОНЯТИЕ О HOMO SAPIENS COSMICUS

Вся суть состоявшегося положения дел заключается в том, что сов­ременная биомедицина, в рамках состоявшегося научно-философского миро­воззрения, рассматривает человека как автономного субъекта и объекта для исследования, в то время как на самом деле человек является безус­ловно самостоятельным субъектом, но одновременно и неотделимой частью от единого мирового целого. При этом, это единое мировое целое являет собой не текущее состояние, а именно Единый (универсальный, целостный) Восходящий (эмерджентный) Космический процесс эволюции жизни на плане­те Земля (Процесс). Важно, что высказанная характеристика Процесса яв­ляется не 'мнением' автора, а именно естественнонаучной истиной:

- Эволюционный характер Процесса жизни на Земле, - подтверждение тому поступает из разных источников, среди которых главное место зани­мают данные палеонтологии, сравнительного исследования структур и функций различных организмов, сравнительной эмбриологии и сравнитель­ной биохимии.

- Единство и универсальность Процесса является непреложным науч­ным фактом как минимум с 1953 года, с момента открытия и описания Дж.Уотсоном и Ф.Криком структуры ДНК, доказавшем единство всех видов жизни на Земле, и генетическую передачу психологических свойств от ро­дителей к потомству посредством молекул ДНК. Равным образом, все живые организмы, независимо от их уникальности, составлены из одинаковых элементов - из клеток, и из одинаковых химических субстанций (даже у бактерии и человека, у казалось бы несопоставимых организмов). Более того, поскольку все клетки взаимодействуют во многом одинаковым обра­зом, то и их функционирование у всех организмов, в своей основе, явля­ется подобным.

- Восходящий характер эволюционного Процесса. Как хорошо извест­но, современная биология выделяет иерархические (в порядке от низшего к высшему) уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, ткане­вой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотичес­кий, биосферный. "Соответствие выделяемых уровней узловым моментам эволюционного процесса, вне которого не стоит ни одно живое существо, делает их всеобщими, распространяющимися на всю область жизни, включая человека" [11].

- Космическое происхождение Процесса жизни на Земле, - это не в меньшей степени неоспоримый научный факт. На самом деле, какой бы кон­цепции возникновения жизни на Земле не придерживался исследователь: креативного сотворения живого; многократного самопроизвольного зарож­дения жизни; концепции стационарного состояния (предсуществования жиз­ни); концепции панспермии (внеземного происхождения жизни и ее заноса на Землю); либо происхождения жизни на Земле в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, - во всех случаях эво­люционный процесс жизни на Земле имеет космическое начало (происходит из космической энергии и вещества).

- Эмерджентный характер эволюционного Процесса. Научные данные позволяют судить об основных этапах эволюции жизни на Земле: зарожде­ние жизни и появление прокариотов; происхождение одноклеточных орга­низмов с ядром - простейших; происхождение форм, размножающихся поло­вым путем; возникновение чувствующих животных, с нервной системой и примитивным мозгом; появление сознательных животных, именно людей; далее состоялось восхождение уровней общественной эволюции (истории) жизни на Земле: родов, племен, возникновения и истории общественно-го­сударственных организаций людей и цивилизаций; следующим эмерджентным уровнем неминуемо должно состояться целостное человечество. Все восхо­дящие эволюционные уровни организации жизни эмерджентны, т.е. для них ха­рактерна внезапность возникновения, самостоятельность в своем целост­ном существовании, как и необъяснимость этой автономности на основании законов существования предшествующего целостного уровня организации жизни. Так же существенно, что с момента появления человека - биологи­ческого вида Homo sapiens, мы имеем качественно отличный этап в мировом эволюционном процессе, - отныне, в нарастающем значении, имен­но сознательное конструктивное вмешательство человека в мировой эволю­ционный процесс определяет его будущую судьбу: в настоящем современный человек в целом управляет процессом эволюции жизни на Земле.

Из всего вышесказанного следуют четыре существенных вывода:

1) Концептуальный анализ характера происхождения жизни на Земле не имеет ровным счетом никакого значения для научного рассмотрения обозначенной нами проблемы - индивидуального здоровья человека. Во всех вариантах (сотворения человека Богом, Космосом или Природой) че­ловек выступает как универсальная составная часть единого Процесса эволюции жизни на Земле. Уместно здесь допустить понятие 'космистского дуализма': а) освободить себя от изучения вопроса происхождения жизни на Земле, имеющего во всех случаях (на текущий момент) непостижимый трансцендентный характер, и никоим образом не влияющего на объект науч­ного изучения индивидуального благополучия (здоровья) человека; б) од­новременно, направить наличные ресурсы на изучение Процесса - автоном­ного позитивного универсального космического эволюционного процесса жизни на Земле.

2) Процесс в действительности является автономным субъектом, имея единое - космическое, трансцендентное - происхождение; при этом су­ществование Процесса ни в коей мере не зависит от нашего толкования источника его происхождения (Бог, Природа, Космос, и т.д.); Процесс существует автономно и независимо, и использует человеческий разум и человеческую разумную деятельность лишь как средство для продолжения эволюционного процесса жизни на Земле. Разумно, также, что Процесс произвел Человека на выходе всей биологической эволюции не только для наделения его ролью (функцией) создателя Общества (организатора миро­вого общественного и культурного исторического процесса), но и, в еще бо­лее значительной мере, как творца будущих целостных стадий благополучного существования самого Процесса - всего единого космического эволюционного процесса жизни на Земле.

3) Современный человек (Человек) выступает как равная эволюцион­ная единица по отношению к Обществу и Природе. Иначе говоря, наравне с понятиями биологической эволюции и общественной эволюции (истории), должно быть утверждено понятие Личностной Космистской Эволюции Свобод­ного Цивилизованного Человека. Естественным образом, дальнейшее благо­получие Процесса в целом не зависит сегодня ни от биологической эволю­ции (она уже достигла своей высшей точки с появлением Homo sapiensanimalis), ни от общественной эволюции (достигающей сегодня своего высшего уровня в завершении оформления современного Западного пост-ин­дустриального цивилизованного общества и появлении Homo sapienssapiens). Будущее продолжение Процесса эволюции жизни на Земле явля­ется как раз задачей нового эволюционно активного субъекта - Homo sapienscosmicus: человека, освобождаемого цивилизованным обществом от физических, биологических, экологических и социальных вредоносных и угнетающих воздействий, а также просвещаемого культурно и наделяемого технологическими возможностями (тем же цивилизованным обществом),  - всеми необходимыми условиями, позволяющими человеку свободно и целесообразно осуществить свою эволюционную (космическую) специфическую функ­циональную способность  - внести личный вклад в сохранение и продолжение Процесса.

4) Наконец, логически закономерным образом следует, что личное благополучие (здоровье) человека являет собой прямую зависимость от степени его/ее принадлежности и целостной включенности в единый Процесс эволюции жизни на Земле.

                 ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "АБСОЛЮТНОГО КОСМИСТСКОГО ХОЛИЗМА"

Как выше уже отмечалось, на основе возрождения истинных установок русского философского космизма и в результате специальных исследований рассматриваемой проблемы [12], автор в первую очередь стремился  достиг­нуть оригинального уровня онтологического обоснования, способ­ного обеспечить научное рассмотрение и объяснение индивидуального здо­ровья человека. Прежде всего, однако, требуется указать, что термин "субъект" приобретает у него особое значение - 'целостно интегрирован­ного функционального субъекта'. Это означает, с космистской точки зре­ния, любой живой организм на Земле: молекулу, клетку, биологический организм, биосферу, человека, семью, общину, общественную организацию, общество в целом, и, в конечном итоге, сам Процесс эволюции жизни на Земле. Ниже приводятся 10 основных принципов, составивших онтологи­ческую систему "Абсолютного Космистского Холизма":

1) Принцип универсальной функциональной интеграции - 'все живое является целостным - функционально интегрированным субъектом'.

2) Принцип универсального эмерджентного эволюционизма - 'все жи­вое является процессом': каждый субъект (человек) развивается (эволю­ционирует) как через возрастающую способность адаптироваться к воз­действиям и требованиям окружающей среды, так и посредством своей ин­теграции в восходящие (в сложности) уровни биологической, региональной или всей Земной живой экологической (общественной) целостности: моле­кулы, клетки, органа, био-организма, экосистемы (биоценоза, биосферы), человека, семьи, общины, общественной организации, общества, следующей целостностью неминуемо должно последовать целостное человечество.

3) Принцип креативности - 'человек является творцом': здесь мы вводим и представляем две новые категории человеческой креативности: адаптационной креативности и креативной креативности.

а) Адаптационная креативность (синонимы: Микро-эволюционная, Ак­туальная, Конструктивная к.). Она главным образом согласуется с пони­манием эволюционного эмерджентизма Карлом Поппером, подразумевая пос­тоянное производство новых пробных поведенческих и познавательных спо­собов существования в текущем времени; здесь человек целесообразно ис­пользует метод проб и ошибок, равно как он эффективно использует уже существующий ("3-го мира" Поппера) научный и культурный материал; средства позитивизма, рационализма, субъективизма, эклектизма, экзис­тенциализма и феноменологии в одинаковой степени здесь уместны; Адап­тационная креативная деятельность человека завершается в конечном ито­ге в достижении высшего уровня стабильности его/ее жизнедеятельности в данной среде существования;

б) Креативная креативность (синонимы: Макро-эволюционная, Восхо­дящая, Космистская к.). Это креативная деятельность, лично приносящая удовлетворение человеку, нацеленная на производство специфических лич­ностных эффектов или результатов деятельности, направленных на удов­летворение потребностей и интеграцию в последовательно высший уровень его/ее целостного существования (отсутствующий в текущей - настоящей - действительности бытия человека) и достижение, здесь, своего личного благополучного существования.

4) Принцип единства эволюционных уровней - 'постоянного осущест­вления человеком активной креативной деятельности': в каждый постна­тальный период человеческой жизни он/она оказываются вовлеченными как в необходимый микро-эволюционный процесс текущего уровня адаптации и достижения собственного благополучия - от 'инфантильных до зрелых форм стабильного существования' (в метафоре, 'от ассистента - до профессо­ра'); и, в то же самое время, он/она с необходимостью и постоянно - ради собственного благополучия и здоровья - должен интегрироваться в макро-процесс собственной (личностной) удовлетворяющей космистской де­ятельности: производить эффекты и достигать результатов своей деятель­ности, так, чтобы они смогли быть доступными (и заметными для селек­ции) с высшего уровня будущего целостного существования (благополучия) человека.

5) Принцип космистской иерархии эволюционных уровней - 'управляю­щего приоритета вышеорганизованного уровня'. Так, управляющие элементы высших уровней всегда имеют приоритет в отношении селекции и использо­вания функциональных способностей (и активностей) целостных элементов (субъектов) нижеорганизованных уровней в цели осуществления эффекта и достижения необходимого результата для целостного благополучного бытия данного высшего уровня: молекулы, клетки, ткани, органа, организма, экосистемы, биосферы, человека, семьи, общественной организации, об­щества, целостного человечества.

6) Принцип космистского функционализмакаждый субъект нижеорга­низованного уровня, от молекулы до современного цивилизованного об­щества, - является Функцией более высокого, единородного, целостно ор­ганизованного уровня (субъекта): молекула - клетки, человек - семьи, и/или общественной организации, общественная структура - общества в целом, общество - является функцией собственно Процесса.

7) Принцип эволюционной селекции Сверху - 'эволюционной селекции из Будущего'. Изначально, эволюционная селекция это не только "выжива­ние сильнейшего" в данной окружающей среде, но, главным образом, - это осуществление субъектом своей специфической функциональной способнос­ти, а значит, - обнаружение субъектом (человеком) возможности приме­нить свою, приносящую ему удовольствие, личностную деятельность (и эф­фекты и результаты этой деятельности) по удовлетворению потребностей грядущего (будущего) уровня собственного целостного существования. Та­ким образом происходит селекция функционально подходящего субъекта с нижеорганизованного уровня для удовлетворения потребностей и требова­ний вышеорганизованного уровня существующей реальности, что являет со­бой как раз селекцию "из будущего", поскольку "выше- (сверху) органи­зованный уровень" актуальным образом отсутствует в текущем существова­нии человека. Например, ребенка отбирает в школу школьная администра­ция; школьника в университет - приемная комиссия университета; студен­та в трудовой профессиональный коллектив - управляющий производством, и т.д. Всякий раз, при этом, для ребенка, школьника, студента их буду­щие уровни целостного существования (соответственно: школа, универси­тет, производственный коллектив) являются именно "будущими", поскольку отсутствуют в текущем существовании и ребенка, и школьника, и студен­та.

8) Принцип особой роли современного человека в существовании еди­ного космического эволюционного процесса (Процесса) жизни на Земле: 'будущее благополучие единого Процесса (жизни на Земле) всецелозависит от сознательной активной космической креативной деятельности современного человека'.

9) Принцип личностного функционального элитизма: 'смысл человечес­кой жизни заключен в последовательно восходящей эволюции человека че­рез все макро-уровни его/ее благополучного бытия для достижения, в конечном итоге, в периоде зрелости, собственно креативного уровня личностного бытия, позволяющего человеку осуществить здесь свой функциональный специфический (элитной селекции) личностный вклад в благополучие еди­ного целостного Процесса'.

10) Принцип индивидуального благополучия субъекта - 'благополучие субъекта напрямую зависит от степени его принадлежности и интегриро­ванности в Процесс'. Индивидуальное благополучие субъекта - это про­цесс осуществления предустановленного (космического) функционального назначения дан­ного субъекта. Здесь подразумевается (для человека): а) стадия благополучного мак­ро-эволюционного восхождения через все биологические (внутриутробные и постнатальные) и общественные макро-уровни чело­веческого бытия напрямую к собственно космистскому уровню персональ­ной креативной деятельности человека; б) стадия непосредственного осу­ществления человеком  специфического (функционального) личностного вклада в благополучие Процесса в целом.

В завершение можно привести следующий пример. Так, на уровне уни­верситетского медицинского образования, для студента-медика примером Адаптационной креативности может послужить результат успешного приспособления к тре­бованиям высшего образования по специальности и достижения устойчивой отличной успеваемости по всем обучающим дисциплинам. В свою очередь, примером Креативной креативности послужит активная деятельности сту­дента, в свободное от занятий время, по обнаружению, совершенствованию и демонстрации своих особых, глубоко его/ее удовлетворяющих, склоннос­тей и способностей (например, к хирургической деятельности). Таким об­разом, расходуя свое свободное время на необязательную дополнительную деятельность (в нашем примере, в хирургическом стационаре), студент как бы ничего не выигрывает в настоящем времени (студенчества), но за­то он постоянно испытывает гармонизирующие (поскольку доставляющие удовольствие) чувства от осваиваемой им/ею профессиональной деятель­ности; и, кроме того, он/она напрямую обеспечивает себе благополучное будущее (поскольку его/ее энтузиазм и старания всегда будут замечены и должным образом оценены - специалистами 'сверху', как бы 'из будуще­го'), и в последующем он/она обеспечит себе глубоко удовлетворяющее (и значит - здоровое) существования на новом - профессиональной деятель­ности - целостном уровне своей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Представляемые нами здесь онтологические основания, упрощенно го­воря, составляют собой философию 'будущего благополучного всеединства и настоящего активного действия'; еще более упрощенно - философию 'бу­дущего и действия'. Иначе говоря, для того, чтобы достигнуть личного благополучия (здоровья), человек должен активно действовать (как в адаптационном, так и в креативном отношении) в текущем настоящем, но постоянно преследовать при этом главную цель подняться и интегрироваться в новый высший (будущий) уровень его/ее целостного существования, в конечном итоге - достигнуть в зрелом периоде жизни уровня собственно космистской креа­тивной деятельности и осуществления специфического (функционального) личностного вклада в благополучие - сохранение и продолжение - единого Про­цесса жизни на Земле.

В заключение, с представленных космистских диалектических пози­ций, становится возможным изложить новое оригинальное определение ин­дивидуального здоровья человека. В космистском контексте оно звучит следующим образом: Индивидуальное здоровье человека - это успешное космистское единство адаптационных и креативных процессов человеческого организма и личности. В ином выражении, индивидуальное здоровье человека - это "Процесс процессов", "Онтогенез онтогенезов" благополучия человека. Этот "Процесс процессов" заключает в себе:

а) Успешную онтогенетическую макро-эволюцию человека - процесс восходящей интеграции в последовательные иерархические уровни (восхо­дящего усложнения) специфического (в данных обстоятельствах) целостно­го благополучия человека, - для конечного осуществления собственного (личного) функционального назначения по сохранению и благополучному продолжению единого Процесса жизни на Земле; и, в то же самое время,

б) постоянную и необходимую микро-эволюцию человека - процесс ус­пешного развития и адаптации человека, от начальных, элементарных (ин­фантильных) форм вплоть до зрелых 'гомеостатических' форм и стадий це­лостного благополучия человека на данном макро-эволюционном уровне его/ее существования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Петленко В.П., Вебер В.Р., Хруцкий К.С. Стратегическая перс­пектива конституционологического развития отечественной экологической медицины. К созданию основ "целостной личностной медицины здоровья" //Экология человека. - N2, 1998. - С. 11-17.

2. Судаков К.В. Медико-социальные проблемы психоэмоционального стресса //Медикал Маркет. - N17 (1, 1995) - С. 5-8.

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. - 3-е изд. доп. - М.: Медицина, 1994. - С. 191.

4. Госпитальная терапия: Учебник / Под ред. Г.И.Дорофеева. - Ле­нинград, Изд-во ВМедА, 1983. - С. 29.

5. Чазов Е.И. Кардиология на пороге XXI века //Медицинские новос­ти. - 1995г., N3(6). - С.4.

6. Коновалов В.  Кризис медицины на рубеже XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N8(11). - С. 10-11.

7. Коновалов В. Целительство: бесы XX века //Медицинские новости. - 1998г., N4(47). - С.9.

8. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Со­ветский писатель, 1991. - С. 470-471.

9.  Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994г. – С.14.

10. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. - С. 21.

11. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. для медиц. спец. вузов/Под ред. В.Н.Ярыгина. - М.: Высш. шк., 1997. - С. 29.

12. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии: Дисс. канд. фил. наук. - Великий Новгород, 2000. - 170 с. (Интернет-публикация: www.auditorium.ru)

 

Hosted by uCoz