Краткий трактат о романе.

     Давайте спросим себя, что такое "Дон Кихот"? Обыкновенно на этот вопрос
(если  брать его с чисто внешней стороны) отвечают, что "Дон Кихот" - роман,
и, по-видимому, справедливо  добавляют, что роман, занимающий первое место и
по времени своего появления и  по своему значению.  Нынешнему  читателю "Дон
Кихот" доставит немалое удовольствие как  раз благодаря тем  чертам, которые
роднят его  с современным романом,  излюбленным жанром нашей эпохи. Пробегая
взглядом  страницы  старинной  книги,  мы  повсюду встречаем  тот дух нового
времени,  который делает ее  особенно близкой нашему сердцу. "Дон Кихот" так
же волнует нас, как и произведения Бальзака, Диккенса, Флобера, Достоевского
- первооткрывателей современного романа.
     Но что такое роман?
     Возможно,  рассуждения о сущности литературных  жанров  вышли из  моды,
многие даже сочтут подобный вопрос риторическим. Есть и такие, что отвергают
само существование литературных жанров.
     Но мы не сторонники моды. Взяв  на  себя смелость сохранять спокойствие
фараонов среди людской суеты, мы задаемся вопросом: что такое роман?


1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ


     Античная  поэтика  понимала  под  литературными   жанрами  определенные
творческие правила, которые должен был соблюдать поэт,- пустые схемы, своего
рода  соты и  ячейки,  в которые муза,  словно  старательная пчела, собирала
поэтический мед.
     Однако  я рассуждаю о  литературных  жанрах  совершенно в ином  смысле.
Форма и содержание нераздельны, а поэтическое содержание настолько свободно,
что ему нельзя навязать абстрактные нормы.
     И тем не менее между  формой и содержанием  следует проводить различие,
ибо они не  одно и то же; Флобер  говорил: "Форма исходит из содержания, как
жар  из огня". Верная метафора.  Но правильнее сказать, что форма - орган, а
содержание -  функция,  его  создающая. Иными  словами,  литературные  жанры
представляют собой  поэтические функции, направления, в которых  развивается
поэтическое творчество.
     Современная  тенденция  отрицать  различие  между содержанием (темой) и
формой  (арсеналом выразительных  средств,  присущих данному содержанию) мне
представляется столь же тривиальной, как и  схоластическое разделение того и
другого. На  самом  деле  речь  идет  о различии,  совершенно  тождественном
различию между направлением и путем. Избрать определенное направление еще не
значит  дойти  до  намеченной  цели.  Брошенный  камень  заключает  в   себе
траекторию,   которую   он   опишет  в   воздухе.  Данная  траектория  будет
представлять  как   бы  разъяснение,  развитие,  осуществление  изначального
импульса.
     Так,     трагедия    представляет    собой    развитие    определенного
фундаментального поэтического содержания, и только его, развитие трагической
темы. Итак,  в форме присутствует то же, что было и в содержании. Но то, что
в содержании имело характер  намерения или  чистого  замысла, представлено в
форме как  нечто выраженное, упорядоченное и развернутое. Именно  в  этом  и
состоит неразрывный характер формы и содержания как двух  моментов  одного и
того же.
     Таким образом, мое понимание  литературных жанров противоположно  тому,
которое  выдвинула  античная  поэтика;  литературные  жанры  -  определенные
основные   темы,   принципиально  несводимые   друг  к   другу,-   подлинные
эстетические  категории.  Например,  эпопея -  это  название  не поэтической
формы,  а субстанциального  поэтического  содержания, которое в ходе  своего
развития  или  выражения  достигает  полноты. Лирика не  условный  язык,  на
который  можно перевести что-то  уже сказанное на языке драмы или романа, но
одновременно и нечто, что следует сказать, и единственный способ сказать это
с достаточной полнотой.
     Так  или  иначе, основная тема искусства всегда человек. Жанры, понятые
как  эстетические темы, которые несводимы  друг к  другу и в равной  степени
имеют  окончательный  и необходимый характер, суть не что иное,  как широкие
углы  зрения, под которыми рассматриваются важнейшие  стороны человеческого.
Каждая  эпоха  привносит  с собой свое истолкование человека,  принципиально
отличное от предыдущего.  Вернее,  не привносит  с  собой, а сама есть такое
истолкование. Вот почему у каждой эпохи - свой излюбленный жанр.

Hosted by uCoz