V.7 СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ИДЕИ ЧАСТНЫХ ВЕЩЕЙ

1. Мы должны разобраться с тем, существует ли идеальный архетип индивидуумов, то есть, возвращаюсь ли я и любое другое человеческое существо в Мыслящее, из которого произошли все живые вещи и принципы.

Если Сократ (душа Сократа) — вечен, то тогда Подлинный Сократ (введем такой термин) должен пребывать Там, то есть, индивидуальная душа существует, как в Высшем, так и в нашем мире. Если такого постоянства не существует, и тот, кто был Сократом, может с течением времени стать другой душой и быть Пифагором или кем-нибудь еще — то индивидуальный Сократ не существует в Божественном.

Но если Душа индивидуума содержит Принципы Разума всего, с чем она сталкивается на своем пути, то опять можно утверждать, что все люди архетипически существуют Там: и мы убеждены, что каждая душа содержит все существующие в Космосе Принципы Разума: из этого следует, что если Космос содержит Принципы Разума не только людей, но и всех индивидуальных живых существ, то же самое можно сказать и о Душе. Она содержит Принцип Разума, стало быть, должна являться безграничной, если, конечно, она не подвергается периодическим обновлением, заключающимся в ограничении безграничного путем возврата его в предыдущее состояние.*

____________
* Речь идет о выдвинутой стоиками доктрине циклического уничтожения и возрождения Вселенной, принятой некоторыми последователями Платона. Прим. Дж. Диллона.

Но если (в силу этого периодического возвращения) каждый архетип мог бы воспроизводиться многочисленными существующими, то зачем тогда нужны отдельные Принципы Разума и архетипы для каждого существующего в любой данный период? Разве недостаточно одного архетипического человека и ограниченного количества душ, производящих безграничное количество людей?

Нет: один Принцип Разума не может быть ответственным за разные и отличающиеся друг от друга индивидуумы: для того, чтобы создать многочисленные человеческие существа, которые отличаются друг от друга не только в физическом смысле, но также представляют собой различные варианты идеального типа, недостаточно иметь только одно человеческое существо в качестве образца; не может быть и речи о длинной веренице корпий изначального Сократа; наличие отличных друг от друга порожденных существ объясняется наличием различных Принципов Разума. Полный период души содержит в себе все требуемые Принципы Разума и потому те же самые существующие еще раз появляются под их воздействием.

Нам нет нужды задерживаться на безграничности Мыслящего: эта бесконечность не имеет ничего общего с числом или частью: что бы мы не думали о его стремлении наружу, оно есть ни что иное, как его характерное Деяние.

2. Но индивидуумы появляются на свет в результате соединения Принципов Разума их родителей — мужчины и женщины: на первый взгляд, этот факт опровергает представление о том, что новорожденный создан определенным отдельным Принципом Разума, и позволяет предположить, что источником является один из родителей (скажем, мужчина) и что дети отличаются друг от друга не потому, что отличаются их Принципы Разума, а потому, что отличаются Принципы Разума их отцов и дедов.

Нет: ребенок может быть порожден отдельным, отличным от других, Принципом Разума, потому что его родитель содержит в себе все эти Принципы; просто они приходят в действие в разное время.

То же самое можно сказать и о разных детях одних и тех же родителей; нельзя сказать (хотя внешне это может выглядеть именно так), что потомство сейчас порождено Принципом отца, а потом — Принципом матери: несмотря на то, что Принцип каждого родителя задействован полностью и передается потомству, плотская субстанция может быть сформирована как обоими принципами одновременно, так и каждым из них в отдельности.

А как тогда объяснить различия, возникающие из-за рождения в различных частях матки?

Является ли причиной различия разная сопротивляемость различных участков тела?

Нет: если бы это было так, то все люди, за исключением одного человека, представляли бы собой природную аномалию.

Различия зачастую проявляются в красоте и, стало быть, должны существовать различные архетипы. Только уродство может быть объяснено способностью Материи унизить природу, преодолев совершенные Принципы Разума, присутствующие, пусть и в скрытом виде, в любом человеке.

Хорошо, Принципы Разума отличаются друг от друга, но почему их в каждый данный Период должно быть столько же, сколько и людей, коль скоро мы их знаем, что различные существа внешне проявляются в присутствии одних и тех же принципов?

Я могу согласиться с тем, что они проявляются в присутствии всех принципов: но разве доминируют всегда одни и те же принципы? Это по-прежнему открытый вопрос.

Можем ли мы не согласиться с идеей, что в разные Периоды могут иметься идентичные воспроизведения Принципов Разума, но в одном и том же Периоде такое невозможно?

3. Если у человеческих существ рождаются близнецы, то как в таком случае можно говорить о различии Принципов Мышления: еще большее сомнение этот тезис вызывает тогда, когда мы обращаемся к животным и, в особенности, к скотам?

Если дети (детеныши) похожи друг на друга как капли воды, то здесь существует один Принцип Разума.

Но не значит ли это, что Принципов Разума все же меньше чем отдельных существ?

Их столько же, сколько и различных существ, которые отличаются друг от друга чем-то большим, чем простым несовершенством воплощения Идеи.

Даже если и существуют люди, которых не коснулось разнообразие, то почему в них не могут находиться различные Принципы Разума?

Даже в том случае, когда мастеровой создает предмет, идентичный модели, он должен по другому осмыслить эту модель, чтобы суметь создать вещь, тождественную модели, и, в то же время, чем-то отличающуюся от нее: так и в природе, где новая вещь рождается не в процессе рассуждения, а исключительно благодаря Принципу Разума, это отличие должно быть включено в архетипическую идею, хотя постичь его нам и не дано.

Размышления о Количестве приводят к такому же выводу: Если при воспроизводстве Количество во внимание не принимается, то нам нужен другой подход, но если поддающаяся измерению система все же существует, то и Количество должно быть определено разворачиванием Принципов Разума всех существующих.

Стало быть, когда один срок существования Вселенной подходит к концу, то тут же должен начаться новый срок, поскольку все Количество, которое имеется в Космосе, каждая его единица, с самого начала присутствует в Существе, содержащем все Принципы Разума.

Выходит, утверждая, что количество Принципов Разума равняется количеству различных созданий, в том числе и рожденных в хлеву, мы говорим и о животном царстве?

Почему бы и нет? В подобной безграничности воспроизводящих сил и Принципов Разума нет ничего опасного, если есть Душа, которая поддержит их всех.

Эта бесконечность циклических воспроизводящих сил присутствует, как в Душе (принципе Жизни), так и в Божественном Разуме (принципе Идеи): в этом смысле Существа — безупречны.

——————————

Далее
К оглавлению