ГУСЕЙНОВ

Абдусалам Абдукеримович

08.03.1939

 

Доктор философских наук, профессор. Действительный член Международной Академии информатизации.

Специалист по этике. В 1961 окончил филос. ф-т МГУ, в 1964 - аспирантуру того же ф-та. С 1965 по 1987 преподавал философию и этику в МГУ. С 1987 - зав. сектором этики Ин-та философии АН СССР (ныне РАН), затем руководитель Центра этических исследований, зав. отделом, ныне заместитель директора ИФ РАН по научной работе.

Ведет разнообразную научно-организационную работу, является инициатором многих общественных и издательских проектов, среди которых - создание научно-просветительского центра "Этика ненасилия", выпуск альманахов "Этическая мысль" (1988, 1990, 1991). Является председателем секции этики и членом президиума Российского философского общества; отв. ред. книжной серии "Библиотека этической мысли", член редколлегий журналов "Философские науки", "Воскресение (новая Россия)"; отв. ред. "Словаря по этике" (М., 1989), научный консультант "Философской энциклопедии", ред. многих коллективных трудов: "Этика ненасилия" (М., 1991); "Освобождение духа" (М., 1991) и др.

Канд. дисс.- "Условия происхождения нравственности" (1964), докт. дисс. - "Социальная природа нравственности" (1977).

А.А.Гусейнов сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности. Он первым в отечественной философии в начале 70-х исследовал золотое правило нравственности как наиболее точное выражение специфики моральной регуляции, способствовал его популяризации в обществе. С конца 80-х разрабатывает концепцию этики ненасилия. С его именем связан ряд оригинальных идей: интерпретация классической европейской этики как различных опытов духовного преодоления противоречия между счастьем и добродетелью; обоснование того, что этика и моральное сознание образуют единый духовный комплекс, не укладывающийся в схему науки и ее предмета; описание морализаторства как фетишистской формы сознания.


Сочинения

Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // ФН. 1964. № 3;

Золотое правило нравственности // В.МГУ. Сер. Философия. 1972. № 4;

Начальный этап античной этики // Там же. 1973. No 4;

Социальная природа нравственности. М., 1974;

Проблема специфики нравственности в этике Аристотеля / / Социальная сущность и функции нравственности. М., 1975;

Отношение к природе как нравственная проблема // ФН. 1975. № 5;

Структура нравственного поступка / / Структура морали и личность. М., 1977;

Sittliches Verhalten der i personlichkeit: Absicht, Motiv, Bewertung // Deutsche Zeitschrift f. Philosophic. 1978. № 5;

Золотое правило нравственности. М., 1979 (2-е изд.- 1982, 3-е изд.- 1988);

Моральность личности: характер детерминации // Моральный выбор. М., 1980;

Предмет этики / / Марксистская этика (Учебное пособие). 2-е изд. М., 1980;

Долг и склонности. (Анализ противоречивости моральной мотивации в домарксистской этике) // ВФ. 1981. № 10;

Этика (Аристотеля. М., 1984; Этика и мораль // ФН. 1984. № 5;

Введение в этику. М., 1985; Мораль // Общественное сознание и его формы. М., 1986;

Этика Демокрита // В.МГУ. Сер. философия. 1986. № 2;

Краткая история этики. (В соавт. с Г.Иррлитцем). М., 1987;

Die neue Stellung der Wissenschart: ethische Aspckte // Zeitschrift f. Wissenschaftsforschung. Graz, 1989;

Soviet ethics and new thinking //In the interest of peace. A spectrum of philosophical views. N.Hampshire. 1990;

Мораль и насилие // ВФ. 1990. № 5;

Двухуровневая структура ценностей в стоической этике / / Этика стоицизма: традиции и современность. М., 1991;

Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. 42. 1991;

Этика ненасилия // ВФ. 1992. № 3;

Благоговение пред жизнью: евангелие от Швейцера. (Послесловие) // А.Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992;

Понятия насилия и ненасилия // ВФ. 1994. № 6;

Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием / / Свободная мысль. 1994. № 6;

Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral / / Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Munchen, 1994.

Моральная демагогия как форма апологии насилия // ВФ.1995. №5.

Любите врагов ваших


E-mail: gussein@iph.ras.ru


Hosted by uCoz