Билеты ДУБНА — 2000 (декабрь 2001/2002) // АСПИРАНТЫ

Б И Л Е Т 1

1. Структура философского знания. Основные разделы философии.

2. Кантовская концепция пространства -- времени. Коперниканский переворот И. Канта (по работам И. Канта Критика чистого разума (гл. “трансцендентальная эстетика”); Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки + см. Ю. Бородай Воображение и теория познания”). Основные идеи кантовского текста “Физическая монадология” (концепции поля).

Б И Л Е Т 2

1. Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии.

2. Ситуация (понятие) “абсурда” и “стратегии” выхода из нее (на основании проработки одного из следующих текстов: С. Кьеркегор Страх и трепет /// А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Книга Иова (см. статьи Мусхелишвили Н.Л., Шрейдера Ю.А. Иов-ситуация: искушение абсурдом”; Иов-ситуация Йозефа К.) // В.С. Соловьев Судьба Пушкина // Бхагавад-Гита (пер. В.С. Семенцова + его комментарии): как разрешается конфликт Арджуны Кришной?

Б И Л Е Т 3

1. Интуитивное познание. Гуссерлевская (феноменологическая) схема познавательного процесса. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции, трансцендентального субъекта. Феноменологическая редукция. Эйдетическая и категориальные интуиции. Тезис Э. Гуссерля “Назад к самим вещам” (см. Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии; Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии).

2. Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Ньютона (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.2 // История нововременной философии в ее связи с наукой).

Б И Л Е Т 4

1. Гносеологические взгляды Вл. Соловьева. Критика им декартовского “cogito”. Необходимые предпосылки познавательного процесса (по его работе “Теоретическая философия”).

2. Структура (строение) научного знания. Понятие “парадигмы” Т. Куна (Т. Кун Структура научных революций), “научно-исследовательской программы” И. Лакатоса. Специфика различных типов научного знания: естественнонаучное и гуманитарное знание, эмпирическое и теоретическое знание.

Б И Л Е Т 5

1. Что такое язык? Семантический треугольник Фреге — Ричардса-Огдена (см. статью Г. Фреге “Значение и смысл”). Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. сб. “Зарубежная лингвистика”. Т.1 -- статьи Э. Сэпира и Б. Уорфа). Концепция “языковых каркасов” в логическом позитивизме (см. работу Р. Карнапа Эмпиризм, семантика и онтология). Основные парадигмы языка (“эпистемы”) в истории западной философии (по работе М. Фуко Слова и вещи).

2. Сформулируйте основные положения континуалистской (аристотелевской) научно-исследовательской программы (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.1 // История греческой философии в ее связи с наукой).

Б И Л Е Т 6

1. Человек как предмет философского осмысления. Современные философские представления о человеке (экзистенциализм, неокантианство, психоанализ, постструктурализм). Специфика способа бытия человека. Временность (длительность) и сознание. Сопоставьте взгляды И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Бергсона, А. Аскольдова (А. Бергсон Творческая эволюция, С. Аскольдов Время онтологическое, психологическое, физическое; + см. также работу В.И. Молчанова Время и сознание).

2. Наука и философия. Онтологические предпосылки научного знания. Соотношение научных и философских проблем. Социокультурная и языковая обусловленность науки: “категориальная сетка” научного познания.

Б И Л Е Т 7

1. Категориальные сетки Аристотеля и Канта: сравнительный анализ, преимущества и недостатки каждой (по работам Аристотеля Категории (+ комментарий Порфирия и Боэция), И. Канта Критика чистого разума, Г. Райла Категории). Их использование в современной физической картине мира.

2. Математизация современной науки. Теоретико-множественная парадигма современной математики и ее возможные альтернативы. Основные программы обоснования математики (логицизм-формализм, интуиционизм-конструктивизм).

Б И Л Е Т 8

1. Онтология “Логико-философского трактата” Л. Витгенштейна. Как вы понимаете его положение о том, что “мир состоит не из вещей, а из фактов” (см. его “Логико-философский трактат”, аф. 1 — 2).

2. Основные концепции развития науки. Соотношение концепций К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса. Соотношение преемственности и новаций в науке (Т. Кун Структура научных революций // К. Поппер Логика и рост научного знания // И. Лакатос Методология научно-исследовательских программ).

Б И Л Е Т 9

1. Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии. Что такое знание? Его основные типы и уровни (знание и мнение (Платон); “идолы” разума (Бэкон); истины факта и разума (Лейбниц); априорное -- апостеорное и синтетическое -- аналитическое знание (Кант)).

2. Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Лейбница (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.2 // История нововременной философии в ее связи с наукой). Основные идеи лейбницевской “Монадологии”.

Б И Л Е Т 10

1. Рассудочное познание. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам И. Канта Критика чистого разума, Пролегомены…; + см. также работу Ю.М. Бородай “Воображение и теория познания”).

2. Наука как “символическое описание” (по одноименной статье П. Флоренского). Концепция репрезентаторов М. Вартофского (по книге М. Вартофского Модели).

Б И Л Е Т 11

1. Тезис об онтологической относительности У. Куайна. Что такое вещь? Чем вещь категориально (онтологически) отличается от волны? Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (см. статьи Куайна Онтологическая относительность; Вещи и их место в теориях, а также подходы М. Розова (см. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (гл.2)), А. Уемова (см. его работу “Вещи, свойства и отношения”).

2. Сформулируйте основные положения платоно-пифагорейской научно-исследовательской программы (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.1 // История греческой философии в ее связи с наукой).

Б И Л Е Т 12

1. Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк Предмет знания). Модельная теория познания и идея эволюционной эпистемологии (по кн. Г. Фоллмера Эволюционная теория познания). Основные этапы познавательного процесса (по кн. Д. Дубровского Обман).

2. Диалог Платон “Федон”: основные идеи и структура. Платоновское понятие души. Какие аргументы в пользу бессмертия души приводит Платон и можно ли с ними согласиться?

Б И Л Е Т 13

1. Современные концепции познания. Дайте характеристику идейного содержания одной из следующих книг: Р. Рорти Философия и зеркало природы // К. Хюбнер Критика научного разума // Н. Гудмен Способы создания миров // Я. Хакинг Представление и вмешательство // М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал рациональности.

2. Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Декарта. Декартовская физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.2 // История нововременной философии в ее связи с наукой).

Б И Л Е Т 14

1. Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления (милетцы, Парменид; различение бытия и единого у Платона (диалог “Парменид”); различение бытия и сущего у Хайдеггера (“Вещь”, “Искусство и пространство”) и присутствия и со-присутствия у Х. Ортеги-и-Гассета (“Что такое философия?”, гл.5). Бытие как “вещь”, “свойство”, “отношение”. “Онтологический поворот” в философии XX века.

2. Что такое наука? Проблема ее демаркации. Наука и вненаучные формы познания. Критерии научности: принцип верификации и фальсификации.

Б И Л Е Т 15

1. Специфика философии как формы общественного сознания. Соотношение философии, науки, искусства, религии (см. работы Ж. Делеза и Фр. Гваттари Что такое философия?, Х. Ортеги-и-Гассета “Что такое философия?, М. К. Мамардашвили Введение в философию //Его же. Необходимость себя (= переиздание в: Его же. Нетипичность моей мысли).

2. Сформулируйте основные положения атомистической научной программы античности (по книге П.П. Гайденко Эволюция понятия науки ч.1 // История греческой философии в ее связи с наукой).

Hosted by uCoz