Общие требования для сдачи
(«допуска») экзамена:
1. Написание небольших письменных самостоятельных работ (объем
– до 3 с.)
2. Освоение первоисточников (см. примерный список
первоисточников – ниже)
3. Освоения основных философских терминов (см. глоссарий -
ниже)
4. Написание самостоятельного реферата по философии (объем – 25
страниц + соответствующее оформление) или выполнение альтернативной самостоятельной
работы по переводу философских статей или сканированию философских текстов (см.
список тем рефератов в конце текста).
5. Проработка экзаменационных вопросов (2 списка вопросов – см.
ниже; в качестве третьего списка вопросов выступает список первоисточников).
Глоссарий философских терминов (примерный список)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (примерный список)
1.
Специфика философии
как формы общественного сознания. Соотношение философии, науки, искусства,
религии (см., работы Ж. Делеза «Что такое философия?»,
Х. Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?», М. К. Мамардашвили
«Введение в философию» //Его же. Необходимость себя (= переиздание «Нетипичность
моей мысли») – все есть на сервере.
2.
Структура
философского знания. Основные разделы философии.
3.
Онтология как
философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии.
4.
Бытие как первая
философская категория. Основные вехи ее осмысления (милетцы, Парменид; различение
бытия и единого у Платона (диалог «Парменид»); различение бытия и сущего у
Хайдеггера («Вещь», «Искусство и пространство») и присутствия и со-присутствия у Х. Ортеги-и-Гассета
«Что такое философия?», гл.5). Бытие как «вещь», «свойство», «отношение». «Онтологический
поворот» в философии XX века.
5.
Онтология
«Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Как вы понимаете его положение
о том, что «мир состоит не из вещей, а из фактов» (см. его «Логико-философский
трактат», аф. 1 — 2).
6.
Тезис об
онтологической относительности У. Куайна (см. его статьи «Онтологическая
относительность», «Вещи и их место в теориях»).
7.
Что такое вещь?
Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (подход М. Розова (см.
учебник Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники»),
А. Уемова (см его работу «Вещи, свойства и отношения», У. Куайна
«Вещи и их место в теориях»)).
8.
Что такое
(физическая) волна? Каков ее категориальный (онтологический) статус. Как соотносятся
«волна» и «вещь»? Понятие «куматоида» М. Розова.
9.
Категориальные сетки
Аристотеля и Канта: сравнительный анализ, преимущества и недостатки каждой (по
работам Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума»,
Г. Райла «Категории»). Их использование в современной физической картине мира.
10.
Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции
познания в истории философии.
11.
Современные концепции познания (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория
познания»).
12.Что
такое знание? Его типы и уровни (знание и мнение (Платон); «идолы» разума
(Бэкон); истины факта и разума (Лейбниц); априорное и апостеорное знание
(Кант); синтетическое и аналитическое знание (Кант)). Знание и информация (см.
сборник «Что значит знать?»).
13.
Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк
«Предмет знания»). Модельная теория познания. Основные этапы познавательного
процесса (см. кн. Д. Дубровского Обман).
14.
Рассудочное познание. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по
И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности
суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам И. Канта
«Критика чистого разума», «Пролегомены…»; + см. Ю. Бородай «Воображение и
теория познания»).
15.
Интуитивное познание. Гуссерлевская (феноменологическая) схема познавательного
процесса. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции,
трансцендентального субъекта. Феноменологическая редукция. Эйдетическая и
категориальные интуиции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» (см.
Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии;
Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопеди).
16.
Гносеологические взгляды Вл. Соловьева. Критика им декартовского «cogito». Необходимые предпосылки познавательного процесса (по его
работе «Теоретическая философия»).
17.
Что такое язык? Семиотика как общая наука о знаковых системах. Семантический
треугольник Фреге — Ричардса-Огдена (см. статью Г. Фреге «Значение и
смысл»). Язык и сознание.
18.
Знание и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. сб. «Зарубежная
лингвистика». Т.1; статьи Э. Сэпира (Сепира) и Б. Уорфа). Концепция
«языковых каркасов» в логическом позитивизме (см. работу Р. Карнапа
«Эмпиризм, семантика и онтология»).
19.
Основные парадигмы языка («эпистемы») в истории западной философии (по работе
М. Фуко «Слова и вещи»). Поворот к языку» в философии ХХ века.
20.
Человек как предмет философского осмысления. Современные философские представления
о человеке (экзистенциализм, неокантианство, психоанализ, постструктурализм).
21.
Специфика способа бытия человека. Временность (длительность) и сознание.
Сопоставьте взгляды И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера,
А. Бергсона. Можно ли согласиться с характеристикой времени
А. Аскольдова? (А. Бергсон Творческая эволюция, С. Аскольдов
Время онтологическое, психологическое, физическое; + см. также
В.И. Молчанов Время и сознание).
1.
Что такое наука?
Проблема ее демаркации. Наука и вненаучные формы познания. Критерии научности.
2.
Наука и философия.
Онтологические предпосылки научного знания. Соотношение научных и философских
проблем.
3.
Структура (строение)
научного знания. Понятие «парадигмы» Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций»),
«научно-исследовательской программы» И. Лакатоса.
4.
Социокультурная и
языковая обусловленность науки: «категориальная сетка» научного познания.
5.
Наука как
«символическое описание» (по одноименной
статье П. Флоренского). Концепция репрезентаторов М. Вартофского
(по книге М. Вартофского «Модели»).
6.
Классический и
неклассический идеал рациональности. В поисках альтернативы нового эталона
научности (этот вопрос можно подготовить, например, по книге М.Мамардашвили «Классический и неклассический
идеал рациональности» и/или программе
А.В. Кезина).
7.
Специфика различных
типов научного знания Естественнонаучное и гуманитарное знание, эмпирическое и
теоретическое знание.
8.
Сформулируйте
основные положения атомистической научной программы античности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки»
ч.1).
9.
Сформулируйте
основные положения платоно-пифагорейской научно-исследовательской программы (по
книге П.П. Гайденко).
10.
Сформулируйте основные положения континуалистской (аристотелевской) научно-исследовательской
программы (по книге П.П. Гайденко).
11.
Эволюция понятия науки в Средние века и эпоху Возрождения (по книге П.П. Гайденко).
12.
Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Декарта. Декартовская
физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки»
ч.2).
13.
Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Ньютона (по
книге П.П. Гайденко «Эволюция
понятия науки» ч.2).
14.
Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Лейбница
(по книге П.П. Гайденко «Эволюция
понятия науки» ч.2).
15.
Атомистическая научная программа в XVII — XVIII вв. (по книге П.П. Гайденко).
16.
Синтез основных программ Нового времени в концепции И.Канта.
17.
Классическая и современная физическая картины мира (специфика
квантово-механической и теоретико-относительной картины мира).
18.
Причинность в современной физике (в ее сравнении с концепцией Аристотеля о 4
причинах и классической («механистической») причинностью.
19.
Основные концепции развития науки. Соотношение концепций К. Поппера,
Т. Куна, И. Лакатоса. Соотношение преемственности и новаций в науке.
20. Математизация современной науки. Теоретико-множественная
парадигма современной математики и ее возможные альтернативы. Основные
программы обоснования математики (логицизм-формализм,
интуиционизм-конструктивизм).
21. Семинарские вопросы ???
Общие учебные
пособия:
1. Х. Ортега-и-Гассет
Что такое философия?
2. П.П. Гайденко
Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в
ее связи с наукой (www.philosophy.ru).
3. Б.Г. Кузнецов
История философии для физиков и математиков.
4. Философия
(учебник) (под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова)
5.
Дж. Реале,
Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней.
6.
Л.В. Блинников
Великие философы.
7.
Современная западная
философия. Словарь.
8.
Философский
энциклопедический словарь.
9.
Философская
энциклопедия в 5 тт.
10.
История философии:
Запад—Россия—Восток (под ред. Н.В. Мотрошиловой).
11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и
техники.
Литература для подготовки к
отдельным вопросам:
1. Гипотеза Сепира-Уорфа: см. статьи Б.Л. Уорфа в сборнике «Зарубежная лингвистика». Т. 1 (переиздание сб. «Новое в лингвистике», вып.1, 1960)).
2. Д. И. Дубровский Обман //Приложение «Взаимосвязь знания и незнания».
3. Ю. М. Бородай Воображение и теория познания.
4. В. И. Молчанов Время и сознание
5. Г. Фреге «Смысл и значение»
6. А.И. Уемов Вещи, свойства и отношения.
7.
статьи У. Куайна «Онтологическая относительность», «Вещи и их место в
теориях»
Изучение (список) первоисточников (третьи вопросы
билета):
1.
Х. Ортега-и-Гассет
Что такое философия?
n
Специфика философской деятельности
n
Основные периоды философии по Ортеге
2.
М.К. Мамардашвили
Введение в философию /Его же. Необходимость себя //// Ж. Делез,
Фр. Гваттари Что такое философия?
n
Что представляет собой философия в понимании Мамардашвили,
Делеза?
3.
Платон: Федон, Менон, Тимей
n Какие
аргументы в пользу бессмертия души приведены в диалоге Платона «Федон»? Согласны
ли Вы с ними?
n Что такое
добродетель?
n Основы физики
Платона
n Основы
платоновской научно-исследовательской программы
4.
Аристотель: Категории (+ комментарии Порфирия и
Боэция); Физика
n
Учение Аристотеля о 4 причинах и его применимость в
современной науке (работа Аристотеля «Метафизика» + «Физика»).
n
Категориальная сетка Аристотеля и ее модификации в истории
философии Ее применимость к современной физической картине мира.
n Основы
аристотелевской научно-исследовательской программы
5.
Сенека Нравственные
письма к Луцилию //// Августин Исповедь
6.
Р. Декарт
Рассуждения о методе //// Его же. Метафизические размышления
n
Научно-исследовательская программа Декарта.
7.
Лейбниц Монадология
n Научно-исследовательская программа Лейбница.
8.
И. Кант Критика
чистого разума (разделы: трансцендентальная эстетика и аналитика; апории чистого
разума) (+ Его же. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
возникнуть в качестве науки» + Ю. М. Бородай «Воображение и теория познания».)
n Основные виды
суждений (аналитические vs.
синтетические; априорные vs. апостеорные)
n
«Коперниканский переворот» Канта: априорные
формы чувственности и рассудка.
n Антиномии
разума И. Канта. Их философский смысл
n Принципы построения категориальной сетки
Канта. Ее отличие от аристотелевской сетки и применимость к современной
физической картине мира.
9.
П. Флоренский
Наука как символическое описание //Сочинения в 4 тт. Т.3(1) с.104-118 ////
М. Вартофский Модели
n
Что такое наука по Флоренскому?
n
Концепция репрезентаторов (моделей) Вартофского.
10. Вл. Соловьев Теоретическая философия
n
Как Вы понимаете положение Декарта «cogito ergo sum» (Декарт
Сочинения т.1. «Разыскание истины посредством естественного света»). Какие
неточности подмечает Вл. Соловьев в декартовском обосновании?
11. Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс
n
Особенности современного состояния общества
12. К. Поппер Открытое общество и его враги // Макиавелли
Государь
n
Демократия или тоталитаризм
12. Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (пропуская
«логическую часть»).
n
Онтология мира в «Логико-философском трактате»
Л. Витгенштейна. Смысл его высказывания «мир состоит из фактов, а не
предметов»?
13. М. Хайдеггер Вещь; Искусство и пространство // Его же.
Время и бытие
n
Что такое бытие? Различение бытия и сущего; бытие и ничто
14. С. Кьеркегор Страх и трепет /// А. Камю Миф о
Сизифе. Эссе об абсурде
n
Понятие абсурда в произведениях А. Камю
n
«Абсурдная» ситуация Авраама и ее анализ у
С. Кьеркегора.
15. Т. Кун Структура научных революций /// К. Поппер
Логика и рост научного знания /// И. Лакатос Методология
научно-исследовательских программ.
16. Основные
модели развития науки: концепции К. Поппера, Т. Куна,
И. Лакатоса. Соотношение преемственности и новаций в науке.
17. М. Фуко Слова и вещи
n
Три основный «эпистемы».
18. Х. Патнем Философия сознания /// Р.Рорти Философия и
зеркало природы /// Г.Райл Понятие сознания
19. Г. Фоллмер Эволюционная теория познания /// К. Хюбнер
Критика научного разума
20. Н. Гудмен Способы создания миров // Э. Кассирер
Опыт о человеке
21. М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал
рациональности // Его же. Стрела познания
22. Работа современного мыслителя по выбору: напр. Ницше, Фрейд,
Фуко, Бергсон.
23. Работа одного из русских мыслителей «СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА»: Вл. Соловьев,
Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, П. Флоренский,
И. Ильин, Н. Бердяев.