Эдмунд Гуссерль
Идеи
чистой феноменологии и феноменологической философии
Книга I. Общее введение в чистую
феноменологию
(пер. с
нем. А.В. Михайлова)
Источник сканирования: Гуссерль Э. Идеи чистой
феноменологии и феноменологической философии. Т.I / пер. с нем. А.В. Михайлова. — М.: ДИК, 1999. —
336.
Введение 19
Книга
первая ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ЧИСТУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ
Раздел
первый СУЩНОСТЬ И СУЩНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ
Глава
первая ФАКТ И СУЩНОСТЬ
§ 1. Естественное познание и опыт
25
§ 2. Факт. Неотделимость факта и
сущности 26
§ 3. Высматривание сущности и
индивидуальное созерцание 28
§ 4. Высматривание сущности и
фантазия. Познание сущности независимо от любого познания фактов 30
§ 5.
Суждение о сущностях и суждения эйдетической всеобщности 31
§ б. Некоторые
из основных понятий. Всеобщность и необходимость 33
§ 7. Науки
о фактах и науки о сущностях 34
§ 8.
Отношения зависимости между наукой о фактах и наукой о сущностях 36
§ 9.
Регион и региональная эйдетика 37
§ 10.
Регион и категория. Аналитический регион и его категории 38
§ 11.
Синтактические предметности и последние субстраты. Синтактические категории 41
§ 12. Род
и вид 43
§ 13.
Генерализация и формализация 44
§ 14.
Категории субстрата. Сущность субстрата и τόδε 45
§ 15.
Самостоятельные и несамостоятельные предметы. Конкрети индивид 46
§ 16.
Регион и категория в содержательной сфере. Синтетическое познание a priori 48
§ 17.
Завершение логических рассуждении 49
Глава
вторая НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ЛЖЕИСТОЛКОВАНИЯ
§ 18. Введение в критические дискуссии
50
§ 19. Отождествление опыта и акта,
дающего из самого первоисточника, в эмпиризме 52
§ 20. Эмпиризм — это скептицизм 54
§ 21. Неясное на стороне идеализма
56
§ 22. Упрек в Платоновом реализме.
Сущность и понятие 57
§ 23. Спонтанность идеации, сущность
и факт 59
§ 24. Принцип всех принципов 60
§ 25. Позитивист на практике в
качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве
позитивиста 61
§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой 63
Раздел второй
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Глава
первая ТЕЗИС ЕСТЕСТВЕННОЙ УСТАНОВКИ И ЕГО ВЫКЛЮЧЕНИЕ
§ 27. Мир естественной установки:
я и мой окружающий мир 65
§ 28. Cogito. Мой естественный окружающий мир и идеальные окружающие
миры 67
§ 29. „Иные" субъекты Я и
интерсубъективный естественный окружающий мир 68
§ 30. Генеральный тезис
естественной установки 69
§ 31. Коренное изменение
естественного тезиса. „Выключение", „выведение за скобки" 70
§ 32. Феноменологическая эпохе 72
Глава
вторая СОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
§ 33. Предварительные указания на
„чистое", или „трансцендентальное сознание"как на феноменологический
остаток 74
§ 34. Сущность сознания в качестве
темы 76
§ 35. Cogito в качестве „акта". Модификация в направлении
неактуальности 77
§ 36. Интенциональное переживание.
Переживание вообще 80
§ 37. „Направленность-на"
чистого Я в cogito и
схватывающее принятие к сведению 81
§ 38. Рефлексия над актами.
Имманентные и трансцендентные восприятия 83
§ 39. Сознание и естественная
действительность. „Наивный" человек с его постижением 85
§ 40. „Первичные" и
„вторичные" качества. Вещь, данная в своей живой телесности — „простое
явление" „физически истинного" 87
§ 41. Реальная наличность
восприятия и ее трансцендентный объект 88
§ 42. Бытие как сознание и бытие
как реальность. Принципиальное различие способов созерцания 91
§ 43.
Разъяснение принципиального заблуждения 93
§ 44.
Исключительно феноменальное бытие трансцендентного, абсолютное бытие
имманентного 95
§ 45.
Невоспринятое переживание, невоспринятая реальность 98
§ 46.
Несомненность имманентного — сомнительность трансцендентного восприятия 100
§ 47. Мир
естества как коррелят сознания 103
§ 48. Логическая
возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира 105
§ 49.
Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира 106
§ 50.
Феноменологическая установка и чистое сознание как поле феноменологии 109 § 51.
Значение предварительных трансцендентных рассуждении 111
§ 52. Дополнения.
Физическая вещь и „неведомая причина явлений" 113
§ 53.
Животные существа и психологическое сознание 120
§ 54.
Продолжение. Трансцендентное психологическое переживание случай но и
относительно, трансцендентальное переживание необходимо и абсолютно 122
§ 55.
Заключение. Любая реальность суща через „наделение смыслом". Отнюдь не
„субъективный идеализм" 123
Глава
четвертая ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
§ 56.
Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе
125
§ 57.
Вопрос о выключении чистого „я" 126
§ 58.
Выключение трансцендентности бога 127
§ 59.
Трансцендентность эйдетического. Выключение чистой логики как mathesis universalis. Феноменологическая норма 129
§ 60. Выключение
материально-эйдетических дисциплин 130
§ 61.
Методологическое значение систематики феноменологических редукций 132
§ 62.
Теоретико-познавательные предзнаменования. „Догматическая" и
феноменологическая установка 134
Раздел третий
ВОПРОСЫ
МЕТОДИКИ И ПРОБЛЕМАТИКИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Глава
первая ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
§ 63. Особое значение методических
соображений дли феноменологии 137
§ 64. Самовыключение
феноменолога139
§ 65. Обратная возвратная
соотнесенность феноменологии с самой собой 139
§ 66. Адекватное выражение ясных
данностей. Однозначные термины141
§ 67. Метод прояснения. Наделяющее
сознание. „Близость" и „дальность" данностей 142
§ 68. Подлинные н неподлинные
ступени ясности. Сущность нормального прояснения 144
§ 69. Метод совершенно ясного
схватывания сущности 145
§ 70. Метод прояснения сущности и
роль восприятия в нем. Преимущественное
положение
нескованной фантазии 146
§ 71.
Проблема возможности дескриптивной эйдетики переживаний 149
§ 72.
Конкретные, абстрактные, „математические" науки о сущности 150
§ 73.
Применение к проблеме феноменологии. Описание и точное определение 153 § 74.
Дескриптивные и точные науки 154
§ 75.
Феноменология как дескриптивное учение о сущности чистых переживаний 156
Глава
вторая ВСЕОБЩИЕ СТРУКТУРЫ ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ
§ 76. Тема
последующих изысканий 158
§ 77. Рефлексия
как фундаментальная особенность сферы переживания. Этюды рефлексии 160
§ 78.
Феноменологическое изучение рефлексий переживания 164
§ 79.
Критический экскурс. Феноменология и трудности „самонаблюдения" 167
§ 80.
Сопряженность переживаний с чистым Я 175
§ 81.
Феноменологическое время и сознание времени 177
§ 82.
Продолжение. Троякий горизонт переживания, и одновременно он же в качестве
горизонта рефлектируемого переживания 180
§ 83. Схватывание единого потока переживания
как „идеи" 181
§ 84.
Интенциональность как главная феноменологическая тема 183
§ 85.
Сенсуальная «гиле» интенциональная «морфе» 187
§ 86.
Функциональные проблемы 191
Глава третья НОЭСИС И НОЭМА
§ 87. Предварительные замечания
194
§ 88.
Реальные и интенциональные компоненты переживания. Ноэма 196
§ 89.
Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в
психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция 199
§ 90.
„Ноэматический смысл" и различение „имманентных" и „действительных
объектов" 200
§ 91.
Перенос на предельно расширенную сферу интенционального 203
§ 92.
Аттенционалъные сдвиги в поэтическом и ноэматическом аспекте 205
§ 93.
Переход к ноэтически-ноэматическим структурам сферы высшего сознания 208
§ 94.
Ноэсис и ноэма в области суждения 209
§ 95.
Аналогичные различения в сфере души и воли 212
§ 96.
Переход к последующим главам. Заключительные замечания 214
Глава четвертая К ПРОБЛЕМАТИКЕ
НОЭТИЧЕСКИ-НОЭМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР
§ 97. Гилетические и поэтические
моменты в качестве реальных, ноэматические — в качестве нереальных моментов
переживания 216
§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о
формах ноэс. Учение о формах ноэм 220
§ 99. Ноэматическое ядро и его
характеристики в сфере актуализаций и реактуализаций 223
§ 100. Шкала
представлений в ноэсисе и ноэме согласно закону сущности 225
§ 101.
Характеристики ступеней. Разного рода "рефлексии" 226
§ 102.
Переход к новым измерениям характеристик 227
§ 103.
Характеристики верования и характеристики бытия 228
§ 104.
Модальности доксы как модификации 229
§ 105.
Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие 231
§ 106.
Утверждение и отрицание, а также их ноэматические корреляты 232
§ 107.
Повторные модификации 233
§ 108.
Ноэматические характеристики — отнюдь не определенности „рефлексии" 234 §
109. Модификации нейтральности 235
§ 110.
Нейтрализованное сознание и правосудие разума. Принимание 237
§ 111.
Модификация нейтральности и фантазия 238
§ 112.
Повторяемость модификации фантазии. Неповторяемость модификации нейтральности
240
§ 113.
Актуальные и потенциальные полагания 242
§ 114.
Дальнейшее о потенциальности тезиса и модификации нейтральности 245
§ 115.
Применения. Расширенное понятие акта. Совершения и копошения акта 249
§ 116. Переход
к новым анализам. Фундируемые ноэсы и их ноэматические корреляты 251
§ 117.
Фундируемые тезисы и завершение учения о модификации нейтрализации. Общее
понятие тезиса 254
§ 118.
Синтезы сознания. Синтактические формы 258
§ 119.
Преобразование актов политетических в монотетические 260
§ 120.
Позициональность и нейтральность в сфере синтезов 262
§ 121.
Доксические синтаксисы в сфере душевного и волевого 263
§ 122.
Модусы совершения артикулируемых синтезов. „Тема" 265
§ 123.
Запутанность и отчетливость как модусы совершения синтетических актов 267 §
124. Ноэтически-ноэматический слой „логоса". Означивание и значение 268
§ 125.
Модальности совершения в сфере логического выражения и метод прояснения 272
§ 126.
Полнота состава и всеобщность выражения 273
§ 127.
Выражение суждений и выражений ноэм душевного 274
Раздел
четвертый РАЗУМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Глава
первая НОЭМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И СОПРЯЖЕННОСТЬ С ПРЕДМЕТОМ
§
128.Введение 277
§
129. „Содержание" и „предмет"; содержание как „смысл" 279
§
130. Ограничивание сущности „ноэматический смысл" 281
§
131. „Предмет", „определимое Х в ноэматическом смысле" 282
§
132. Ядро как смысл в модусе своей полноты 285
§ 133.
Ноэматическое предложение. Тетические и синтетические предложения. Предложения
в области представлений 285
§ 134.
Апофантическое учение о формах 287
§ 135.
Предмет и сознание. Переход к феноменологии разума 290
Глава
вторая ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗУМА
§ 136.
Первая из основных форм сознания разума: первозданно дающее „видение" 293
§ 137.
Очевидность и усмотрение. „Первозданная" и „чистая", ассерторическая
и аподиктическая очевидность 296
§ 138.
Адекватная и неадекватная очевидность 297
§ 139.
Сплетенности всех видов разума. Истина — теоретическая, аксиологическая и
практическая 300
§ 140.
Подтверждение. Оправдание помимо очевидности. Эквивалентность позиционального и
нейтрального усмотрения 302
§ 141.
Непосредственное и опосредованное полагание разума. Опосредованная очевидность
304
§ 142.
Тезис разума и бытие 306
§ 143.
Адекватная данность вещи как идея в кантовском смысле 307
§ 144.
Действительность и первозданно дающее сознание: заключительные определения 308
§ 145. Критическое к феноменологии
очевидности 310
Глава
третья СТУПЕНИ ВСЕОБЩНОСТИ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ РАЗУМА
§ 146.
Наиболее общие проблемы 313
§ 147.
Разветвления проблем. Формальная логика, аксиология и практика 314
§ 148.
Проблемы формальной онтологии, относящиеся к теории разума 317
§ 149.
Проблемы региональных онтологии, относящиеся к теории разума. Проблемы
феноменологического конституирования 319
§ 150.
Продолжение. Регион „вещь" как трансцендентальная руководящая нить 323
§ 151.
Слои трансцендентального конструирования вещи. Дополнения 326
§ 152.
Перенос проблемы трансцендентального конституирования на другие регионы 327
§ 153.
Полная протяженность трансцендентальной проблемы. Членение исследований 329