Эдмунд Гуссерль

 

Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии

 

Книга I. Общее введение в чистую феноменологию

 

(пер. с нем. А.В. Михайлова)

 

 

Источник сканирования: Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.I / пер. с нем. А.В. Михайлова. — М.: ДИК, 1999. — 336.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 19

 

Книга первая ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ЧИСТУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ

Раздел первый СУЩНОСТЬ И СУЩНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ

Глава первая ФАКТ И СУЩНОСТЬ

§ 1. Естественное познание и опыт 25

§ 2. Факт. Неотделимость факта и сущности 26

§ 3. Высматривание сущности и индивидуальное созерцание 28

§ 4. Высматривание сущности и фантазия. Познание сущности независимо от любого познания фактов 30

§ 5. Суждение о сущностях и суждения эйдетической всеобщности 31

§ б. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость 33

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях 34

§ 8. Отношения зависимости между наукой о фактах и наукой о сущностях 36

§ 9. Регион и региональная эйдетика 37

§ 10. Регион и категория. Аналитический регион и его категории 38

§ 11. Синтактические предметности и последние субстраты. Синтактические категории 41

§ 12. Род и вид 43

§ 13. Генерализация и формализация 44

§ 14. Категории субстрата. Сущность субстрата и τόδε 45

§ 15. Самостоятельные и несамостоятельные предметы. Конкрети индивид 46

§ 16. Регион и категория в содержательной сфере. Синтетическое познание a priori 48

§ 17. Завершение логических рассуждении 49

Глава вторая НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ЛЖЕИСТОЛКОВАНИЯ

§ 18. Введение в критические дискуссии 50

§ 19. Отождествление опыта и акта, дающего из самого первоисточника, в эмпиризме 52

§ 20. Эмпиризм — это скептицизм 54

§ 21. Неясное на стороне идеализма 56

§ 22. Упрек в Платоновом реализме. Сущность и понятие 57

§ 23. Спонтанность идеации, сущность и факт 59

§ 24. Принцип всех принципов 60

§ 25. Позитивист на практике в качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве позитивиста 61

 § 26. Науки с догматической и науки с философской установкой 63

Раздел второй

ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ

 

Глава первая ТЕЗИС ЕСТЕСТВЕННОЙ УСТАНОВКИ И ЕГО ВЫКЛЮЧЕНИЕ

 

§ 27. Мир естественной установки: я и мой окружающий мир 65

§ 28. Cogito. Мой естественный окружающий мир и идеальные окружающие миры 67

§ 29. „Иные" субъекты Я и интерсубъективный естественный окружающий мир 68

§ 30. Генеральный тезис естественной установки 69

§ 31. Коренное изменение естественного тезиса. „Выключение", „выведение за скобки" 70

§ 32. Феноменологическая эпохе 72

Глава вторая СОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

§ 33. Предварительные указания на „чистое", или „трансцендентальное сознание"как на феноменологический остаток 74

§ 34. Сущность сознания в качестве темы 76

§ 35. Cogito в качестве „акта". Модификация в направлении неактуальности 77

§ 36. Интенциональное переживание. Переживание вообще 80

§ 37. „Направленность-на" чистого Я в cogito и схватывающее принятие к сведению 81

§ 38. Рефлексия над актами. Имманентные и трансцендентные восприятия 83

§ 39. Сознание и естественная действительность. „Наивный" человек с его постижением 85

§ 40. „Первичные" и „вторичные" качества. Вещь, данная в своей живой телесности — „простое явление" „физически истинного" 87

§ 41. Реальная наличность восприятия и ее трансцендентный объект 88

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания 91

§ 43. Разъяснение принципиального заблуждения 93

§ 44. Исключительно феноменальное бытие трансцендентного, абсолютное бытие имманентного 95

§ 45. Невоспринятое переживание, невоспринятая реальность 98

§ 46. Несомненность имманентного — сомнительность трансцендентного восприятия 100

Глава третья ОБЛАСТЬ ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ

 

§ 47. Мир естества как коррелят сознания 103

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира 105

§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира 106

§ 50. Феноменологическая установка и чистое сознание как поле феноменологии 109 § 51. Значение предварительных трансцендентных рассуждении 111

§ 52. Дополнения. Физическая вещь и „неведомая причина явлений" 113

§ 53. Животные существа и психологическое сознание 120

§ 54. Продолжение. Трансцендентное психологическое переживание случай но и относительно, трансцендентальное переживание необходимо и абсолютно 122

§ 55. Заключение. Любая реальность суща через „наделение смыслом". Отнюдь не „субъективный идеализм" 123

Глава четвертая ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

 

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе 125

§ 57. Вопрос о выключении чистого „я" 126

§ 58. Выключение трансцендентности бога 127

§ 59. Трансцендентность эйдетического. Выключение чистой логики как mathesis universalis. Феноменологическая норма 129

§ 60. Выключение материально-эйдетических дисциплин 130

§ 61. Методологическое значение систематики феноменологических редукций 132

§ 62. Теоретико-познавательные предзнаменования. „Догматическая" и феноменологическая установка 134

 

Раздел третий

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ И ПРОБЛЕМАТИКИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Глава первая ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

 

§ 63. Особое значение методических соображений дли феноменологии 137

§ 64. Самовыключение феноменолога139

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой 139

§ 66. Адекватное выражение ясных данностей. Однозначные термины141

§ 67. Метод прояснения. Наделяющее сознание. „Близость" и „дальность" данностей 142

§ 68. Подлинные н неподлинные ступени ясности. Сущность нормального прояснения 144

§ 69. Метод совершенно ясного схватывания сущности 145

§ 70. Метод прояснения сущности и роль восприятия в нем. Преимущественное

положение нескованной фантазии 146

§ 71. Проблема возможности дескриптивной эйдетики переживаний 149

§ 72. Конкретные, абстрактные, „математические" науки о сущности 150

§ 73. Применение к проблеме феноменологии. Описание и точное определение 153 § 74. Дескриптивные и точные науки 154

§ 75. Феноменология как дескриптивное учение о сущности чистых переживаний 156

 

Глава вторая ВСЕОБЩИЕ СТРУКТУРЫ ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ

 

§ 76. Тема последующих изысканий 158

§ 77. Рефлексия как фундаментальная особенность сферы переживания. Этюды рефлексии 160

§ 78. Феноменологическое изучение рефлексий переживания 164

§ 79. Критический экскурс. Феноменология и трудности „самонаблюдения" 167

§ 80. Сопряженность переживаний с чистым Я 175

§ 81. Феноменологическое время и сознание времени 177

§ 82. Продолжение. Троякий горизонт переживания, и одновременно он же в качестве горизонта рефлектируемого переживания 180

 § 83. Схватывание единого потока переживания как „идеи" 181

§ 84. Интенциональность как главная феноменологическая тема 183

§ 85. Сенсуальная «гиле» интенциональная «морфе» 187

§ 86. Функциональные проблемы 191

 

Глава третья НОЭСИС И НОЭМА

 

§ 87. Предварительные замечания 194

§ 88. Реальные и интенциональные компоненты переживания. Ноэма 196

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция 199

§ 90. „Ноэматический смысл" и различение „имманентных" и „действительных объектов" 200

§ 91. Перенос на предельно расширенную сферу интенционального 203

§ 92. Аттенционалъные сдвиги в поэтическом и ноэматическом аспекте 205

§ 93. Переход к ноэтически-ноэматическим структурам сферы высшего сознания 208

§ 94. Ноэсис и ноэма в области суждения 209

§ 95. Аналогичные различения в сфере души и воли 212

§ 96. Переход к последующим главам. Заключительные замечания 214

 

Глава четвертая К ПРОБЛЕМАТИКЕ НОЭТИЧЕСКИ-НОЭМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР

 

§ 97. Гилетические и поэтические моменты в качестве реальных, ноэматические — в качестве нереальных моментов переживания 216

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм 220

§ 99. Ноэматическое ядро и его характеристики в сфере актуализаций и реактуализаций 223

§ 100. Шкала представлений в ноэсисе и ноэме согласно закону сущности 225

§ 101. Характеристики ступеней. Разного рода "рефлексии" 226

§ 102. Переход к новым измерениям характеристик 227

§ 103. Характеристики верования и характеристики бытия 228

§ 104. Модальности доксы как модификации 229

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие 231

§ 106. Утверждение и отрицание, а также их ноэматические корреляты 232

§ 107. Повторные модификации 233

§ 108. Ноэматические характеристики — отнюдь не определенности „рефлексии" 234 § 109. Модификации нейтральности 235

§ 110. Нейтрализованное сознание и правосудие разума. Принимание 237

§ 111. Модификация нейтральности и фантазия 238

§ 112. Повторяемость модификации фантазии. Неповторяемость модификации нейтральности 240

§ 113. Актуальные и потенциальные полагания 242

§ 114. Дальнейшее о потенциальности тезиса и модификации нейтральности 245

§ 115. Применения. Расширенное понятие акта. Совершения и копошения акта 249

§ 116. Переход к новым анализам. Фундируемые ноэсы и их ноэматические корреляты 251

§ 117. Фундируемые тезисы и завершение учения о модификации нейтрализации. Общее понятие тезиса 254

§ 118. Синтезы сознания. Синтактические формы 258

§ 119. Преобразование актов политетических в монотетические 260

§ 120. Позициональность и нейтральность в сфере синтезов 262

§ 121. Доксические синтаксисы в сфере душевного и волевого 263

§ 122. Модусы совершения артикулируемых синтезов. „Тема" 265

§ 123. Запутанность и отчетливость как модусы совершения синтетических актов 267 § 124. Ноэтически-ноэматический слой „логоса". Означивание и значение 268

§ 125. Модальности совершения в сфере логического выражения и метод прояснения 272

§ 126. Полнота состава и всеобщность выражения 273

§ 127. Выражение суждений и выражений ноэм душевного 274

 

Раздел четвертый РАЗУМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Глава первая НОЭМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И СОПРЯЖЕННОСТЬ С ПРЕДМЕТОМ

 

§ 128.Введение 277

§ 129. „Содержание" и „предмет"; содержание как „смысл" 279

§ 130. Ограничивание сущности „ноэматический смысл" 281

§ 131. „Предмет", „определимое Х в ноэматическом смысле" 282

§ 132. Ядро как смысл в модусе своей полноты 285

§ 133. Ноэматическое предложение. Тетические и синтетические предложения. Предложения в области представлений 285

§ 134. Апофантическое учение о формах 287

§ 135. Предмет и сознание. Переход к феноменологии разума 290

 

Глава вторая ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗУМА

 

§ 136. Первая из основных форм сознания разума: первозданно дающее „видение" 293

§ 137. Очевидность и усмотрение. „Первозданная" и „чистая", ассерторическая и аподиктическая очевидность 296

§ 138. Адекватная и неадекватная очевидность 297

§ 139. Сплетенности всех видов разума. Истина — теоретическая, аксиологическая и практическая 300

§ 140. Подтверждение. Оправдание помимо очевидности. Эквивалентность позиционального и нейтрального усмотрения 302

§ 141. Непосредственное и опосредованное полагание разума. Опосредованная очевидность 304

§ 142. Тезис разума и бытие 306

§ 143. Адекватная данность вещи как идея в кантовском смысле 307

§ 144. Действительность и первозданно дающее сознание: заключительные определения 308

§ 145. Критическое к феноменологии очевидности 310

 

Глава третья СТУПЕНИ ВСЕОБЩНОСТИ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ РАЗУМА

 

§ 146. Наиболее общие проблемы 313

§ 147. Разветвления проблем. Формальная логика, аксиология и практика 314

§ 148. Проблемы формальной онтологии, относящиеся к теории разума 317

§ 149. Проблемы региональных онтологии, относящиеся к теории разума. Проблемы феноменологического конституирования 319

§ 150. Продолжение. Регион „вещь" как трансцендентальная руководящая нить 323

§ 151. Слои трансцендентального конструирования вещи. Дополнения 326

§ 152. Перенос проблемы трансцендентального конституирования на другие регионы 327

§ 153. Полная протяженность трансцендентальной проблемы. Членение исследований 329

Hosted by uCoz