ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУКАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ 2004 г.

 

Вопросы (25) по семинарским занятиям в гр. Катречко С.Л. на физфаке МГУ

1.      ** Специфика философского знания (на основании проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж. Делез, Ф. Гваттари Что такое философия // С. Лангер Философия в новом ключе // Э. Корет Основы метафизики).

2.      Проблема бессмертия души в диалоге Платона «Федон»: структура диалога, платоновское понимание души, 4 аргумента в пользу ее бессмертия.

3.      Учения Платона о познании. Концепция анамнезиса (диалоги «Федон», «Менон») и «линейка» познавательных способностей («Государство», кн. 6). Платоновский «миф о пещере» («Государство», кн. 7).

4.      Трактовка бытия у Платона («Софист» + «Парменид»). Платоновская система категорий. Онтология Платона: мир идей и мир вещей («Федон»), механизмы их соотношения (1 часть «Парменида»). Геометрическая теория вещества в диалоге Платона «Тимей».

5.      Основные идеи трактата Аристотеля «Категории». Основные разряды сущего (гл.2), типы сущностей у Аристотеля. «Категориальная сетка» Аристотеля, его учение о четырех причинах (раскрыть вопрос на одном – двух примерах). Могут ли Единое и Сущее быть наивысшими родами? (см. «аргумент» Аристотеля «Метафизика» (кн. 3, фр.998в)).

6.       Учение о категориях Аристотеля и ее развитие у Порфирия и Боэция («Введение» Порфирия + комм. Боэция): учение о родах и видах («древо Порфирия»); типы признаков по Порфирию, классификация категорий у Боэция (трактат «О благости субстанций»).

7.      Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств. Аристотелевский Ум как «форма форм».

8.      Сформулируйте основные положения атомистической (Демокрит), платоно-пифагорейской (Платон) и континуалистской (Аристотель) научных программ античности. Чем отличаются концепты «пустоты», «пространства» и «места». Как в этих программах решается проблема движения (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.1 / «Древнегреческая философия в ее связи с наукой»).

9.      Развитие физики в эпоху Средневековья (по книге В.П. Гайденко, Г.А. Смирнова «Эволюция понятия науки» в Средние века») [см. реферат А. Хохлова].

10.    Различение сущности — существования в «Теологических трактатах» Боэция (по текстам «О Троице»», «О благости субстанций»). Понимание личности у Д. Скота: личность как «несообщаемое существование…» или как «индивидуальная субстанция…». Учение о «несообщаемости» личности Д.Скота (см. его текст «О личности»).

11.    Онтологическое доказательство бытия Бога у Ансельма Кентербирийского («Прослогион»). Его модификация у Декарта («Размышления о первой философии», разм.3). Критика доказательства у И. Канта.

12.    Эпистемологический поворот Нового времени. Проблема первичных/вторичных качеств и варианты ее решения у Локка, Декарта, Лейбница. Канта.

13.    Учение о типах идей и познавательных способностях в работе Р. Декарта «Размышления о первой философии». Учение Декарта о «врожденных идеях». Онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта. Сходство и различие. С доказательством Ансельма.

14.    Концепт «cogito» Р. Декарта в работе «Размышления о первой философии». Его критика у Соловьева и Гуссерля (см. реферат А. Заякина).

15.    Научно-исследовательская программа («физика») Декарта. Декартовская физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2 // «Новоевропейская философия в ее связи с наукой»).

16.    Основные идеи работы Г. Лейбница «Монадология». Что такое монада? Монада и атом: можно ли согласиться с контраргументами Лейбница против существования атомов (см. его работу «Опровержение атомов…»).

17.    Интерпретация лейбницевской монады в работе И. Канта «Физическая монадология». Соотношение (мета–)физического и геометрического подходов по Канту.

18.    В чем состоит «коперниканский переворот» Канта? Учение Канта о пространстве и времени. Доказательство Канта априорности пространства и времени («Критика чистого разума», гл. ««Трансцендентальная эстетика»).

19.    Концепция познания И.Канта. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; процедуры анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам «Критика чистого разума») [см. реферат Кузнецова].

20.    Категориальная сетка Канта (КЧР, гл. «Категории; см. также: Г.Райл «Категории»). Сравнительный анализ категорий Аристотеля и Канта. Райловский подход к проблеме категорий: понятия «категориальной ошибки».

21.    Понимание современной математизированной науки (физики) у Хайдеггера и Флоренского.

21.2. Теория физики Канта в «Opus postumum». Концепция «косвенного явления» И. Канта (см. ст. С.А. Чернова, С.Л. Катречко, рефераты А.Беднякова и К.Хабаровой).

21.3. Современные интерпретации квантовой механики (по работе А.Ю. Севальникова)

22.    Онтология Л. Витгенштейна: «мир состоит не из вещей, а из фактов» (ЛФТ, аф.1–2). В чем специфика (преимущество//недостатки) этого подхода по сравнению с аристотелевской «вещной» онтологией?

23.    **Социум как предмет философского осмысления.

23.1Концепции дисциплинарного общества М. Фуко («Надзирать и наказывать») и общества контроля у Ж. Делеза как развитие подхода Фуко («Общество контроля») [см также ст. З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»: http://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip и М.В. Желнова «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве» (в свете философских идей М.Фуко, Ж.Делёза, Ж.Бодрийяра): http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm]

23.2Философский анализ власти и демократии Фр. Федье и А. Бадью (по текстам Фр. Федье «Власть»: http://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html; А. Бадью «Тайная катастрофа. Конец гос. истины»: http://sociologos.narod.ru/textes/badiou.htm или http://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html

24.    Современные концепции сознания:

24.1 Концепция сознания А.Бергсона

24.2. Концепция сознания в аналитической философии

1.        подход УСелларса (см. статьи (англ.): http://www.ditext.com/sellars/bib-s.html; "Aristotelian Philosophies of Mind", http://www.ditext.com/sellars/apm.html; "Empiricism and the Philosophy of Mind,", http://www.ditext.com/sellars/epm.html; "The Role of Imagination in Kant's Theory of Experience,", http://www.ditext.com/sellars/ikte.html; http://www.ditext.com/sellars/itsa.html + перевод EMP)

2.        подход Г. Райла («О понятии сознания»: http://www.philosophy.ru/library/katr/ryle_mind.zip)

3.        подход Дж. Серля «Проблема сознания» (http://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc) + (аргумент «китайской комнаты» (Searle's Chinese Room Argument): http://plato.stanford.edu/entries/chinese-room/; http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/chinese.html; http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/chinesebiblio.html ; http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/searle_r.html).

Hosted by uCoz