ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУКАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ (2005 г.)
1.
Что такое философия?
(на основе текстов: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? //
К. Ясперс Введение в философию // С. Лангер Философия в новом ключе и
др.). Соотношение философии, науки и искусства (Ж. Делез,
Ф. Гваттари «Что такое философия?»).
2.
Проблема бессмертия
души в диалоге Платона «Федон»: структура диалога, платоновское понимание души,
4 аргумента в пользу ее бессмертия.
3.
Специфика способа
бытия человека (сам.раб. № 1). Человек как «символическое животное»
(С. Лангер).
4.
Смысл и цель
человеческого существования. Работа Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (сам.раб.
№ 2). Стратегии человеческого существования: концепция
жизненного «бунта» А. Камю: понятия абсурда и «абсурдного героя» (Эссе об
абсурде. Миф о Сизифе) // модусы «быть»
и «иметь» по Э. Фромму.
5.
«Иов-ситуация»
абсурда. Как разрешается эта ситуация в Библии? (библ.
кн. Иова
+ ст. Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдера) // Понимание человека в исихазме (православии) //
«Арджуна–ситуация» и ее разрешение в «Бхагавадгите».
6.
Платоновская
концепция души в «Федоне». Аргументы в пользу бессмертия души. Особенности
«разумной души» по Аристотелю: Ум как «форма форм».
7.
Понимание личности у
Д. Скота: личность как «несообщаемое существование…» или как
«индивидуальная субстанция…» (по тексту «О личности»).
8.
Основные идеи
трактата Аристотеля «Категории». Основные разряды сущего (гл.2), типы сущностей
у Аристотеля. Учение о четырех причинах (гилеоморфизм) и «категориальная сетка»
Аристотеля (раскрыть
вопрос на примере). Развитие
категориального подхода Аристотеля у Порфирия и Боэция («Введение» Порфирия //
комментарий Боэция): учение о родах и видах («древо Порфирия»), типы признаков
по Порфирию, классификация категорий у Боэция («Теологические трактаты»); факультатив: Могут ли Единое и Сущее быть
наивысшими родами? (Аристотель, Метафизика, 998в).
9.
Сравнительный анализ
категорий Платона, Аристотеля и Канта (сам. раб. №4). Райловский подход:
понятия «категориальной ошибки» (по работе Г. Райла «Категории»).
10.
Развитие онтологии у
Боэция. Основные идеи его «Теологических трактатов»: (1) проблема
единства Троицы (тр. Боэция «О троице»); (2) различение сущности и существования,
простого и сложного в (тр. «О благости субстанций»).
11. Онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта и
Ансельма Кентербирийского («Прослогион»). Сходство и различие. Критика
доказательства у И. Канта (почему бытие не является реальным предикатом?).
12.
Основные идеи работы
Р. Декарта «Размышления о первой философии»: концепт cogito.
Концепт «cogito» и его критика у
Вл. Соловьева. Учение о типах идей.
13. Основные идеи текста Г. Лейбница «Монадология»:
онтология Лейбница; что такое монада? (фак.: сравните решение проблемы
теодицеи у Лейбница и Боэция (см. «О благости субстанций»); интерпретация монад
Лейбница в «Физической монадологии» И. Канта).
14.
Современные концепции
сознания (по книге С. Приста Теории сознания http://www.philosophy.ru/library/katr/text/prist01.zip): Концепция сознания Х. Патнема // Концепция сознания
М. Мамардашвили (кн. «Символ и сознание») // Концепция сознания
Дж. Серля («Проблема
сознания» (http://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc)
+ (аргумент «китайской комнаты» (Chinese Room Argument): http://plato.stanford.edu/entries/chinese-room/;
http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/chinese.html; http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/chinesebiblio.html;
http://host.uniroma3.it/progetti/kant/field/searle_r.html)) // Подход У. Селларса (см. ст.: http://www.ditext.com/sellars/bib-s.html; "Aristotelian Philosophies of Mind", http://www.ditext.com/sellars/apm.html;
"Empiricism and the Philosophy of Mind,", http://www.ditext.com/sellars/epm.html; "The Role of Imagination in Kant's Theory of Experience,", http://www.ditext.com/sellars/ikte.html; http://www.ditext.com/sellars/itsa.html
+ перевод EMP) //
подход Г. Райла
(«О понятии сознания»): http://www.philosophy.ru/library/katr/ryle_mind.zip).
15.
Современные концепции
социума. Что представляет собой современная цивилизация (сам.раб. № 6). Концепция дисциплинарного
общества М. Фуко (кн. «Надзирать и наказывать»)
— общества контроля Ж. Делеза (ст.
«Общество контроля») (см. также статьи З.А. Сокулер «Структура
субъективности, рисунки на песке и волны времени»: http://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip;
М.В. Желнов «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного
общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве»: http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm].
16.
Что такое математика?
Ее онтологический статус и категориальный базис. Место математики в структуре
знания (сам. раб. № 5).