Магистры МАРХИ — весенний семестр 2002
 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

Название курса:   Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы

Для допуска к экзамену каждый магистр должен представить:

    Реферат на тему  «Особенности современного постиндустриального общества» (по работам М. Фуко, Ж. Бодрийяра, М. Хайдеггера (см. ниже), Х. Маклюэна) 

    гипертекстовый глоссарий основных терминов своей магистерской работы:

Глоссарий представляет собой самостоятельно-методологическую работу студента старших курсов (магистра, аспиранта). Его суть заключается в выявлении основных (10-15) понятий дипломной (магистерской, кандидатской) работы, их кратком определении и установлении их взаимных связей, т.е. в экспликации «концептуальной сетки» научной работы. Цель этого задания — дать концептуальное представление о своей научной работе.

    две самостоятельные работы по логике: примеры содержательных рассуждений по основным правильным пропозициональным схемам и правильным модусам силлогизма (— см. «Самостоятельные работы по логике»).

На экзамене будет 16 билетов. В каждом билете будет 4 вопроса: первый и второй вопросы  — теоретические (по философии и логике); третий и четвертый вопросы — практическое задание, состоящее из 3-4 задач: 2 задачи на исчисление высказываний и 1-2 задачи на силлогистику Аристотеля.

Экзаменационные вопросы

Вопросы по философии (первый вопрос билета)

1.         Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (Д. Дубровский «Обман»).

2.         Основные концепция познания в истории философии. Концепция «видиков» Демокрита. Концепция «анамнезиса» Платона. Концепция «врожденных идей» Декарта vs. концепция «чистой доски» Дж.Локка (рационализм и эмпиризм Нового времени). (= по кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»).

3.         Современные концепции познания. Модельная концепция познания (гипотетический реализм). Идея эволюционной эпистемологии (по книге Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»).

4.         Теория познания Аристотеля (по его работе «О душе»).

5.         Проблема «первичных» — «вторичных» качеств  в истории философии (Демокрита, Эпикура, Локк). «Идолы» познания Фр. Бэкона.

6.         Коперниканский переворот И. Канта. Общая кантовская схема познавательного процесса (по работе И. Канта "Критика чистого разума": гл. «Трансцендентальная эстетика», «Трансцендентальная логика», «О схематизме чистых рассудочных понятий»; его же «Пролегомены к…..» + см. работу Ю.М. Бородай «Воображение и теория познания»). «Коперниканский переворот» И.Канта.

7.         Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту: соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка.

8.         Основные идеи работы И. Канта «Критика способности суждения». Учения Канта о гении и «прообразном» расссудке.

9.         Основные идеи феноменологии Э. Гуссерля. Его тезис «Назад к самим вещам». Понятия интенциональности и феноменологической редукции (см. Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии; Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии); Философия как строгая наука + см. работу В.И.  Молчанова «Время и сознание»)

10.     Интуитивное познание. Гуссерлевская (феноменологическая) схема познавательного процесса. Основные составляющие познания: понятие ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции. Эйдетическая и категориальные интуиции. (см. работы Р. Ингардена «Введение в феноменологию» и М. Хайдеггера «Пролегомены к понятию времени» == /physics)

11.     Учение Аристотеля о категориях. Развитие аристотелевского подхода Порфирием и Боэцием (по работе Аристотеля «Категории» и работам «Введение» Порфирия + «Комментарии» Боэция). Какие виды сущностей выделяет Аристотель? Чем первая сущность отличается от остальных категорий? Можно ли редуцировать кат. сетку Аристотеля (есть ли у него «лишние» категории) или, наоборот, эта сетка неполна? Какие типы признаков (качеств, свойств) выделяет Порфирий (Боэций)?

12.     Учение о четырех причинах и концепция гилеоморфизма Аристотеля (показать понимание на примерах; см. его работы «Метафизика», «Категории»).

13.     Сравнительный анализ категориальной сетки Аристотеля и Канта. Чем отличаются эти два подхода. Критика этих подходов в современной философии (Г.Райла) (см. работу Аристотеля «Категории», Г. Райл «Категории», Кант «Критика чистого разума» //отд. «Трансцендентальная аналитика»: «О чистых рассудочных понятиях, или категориях»).

14.     Концепция науки П. Флоренского (по его статье Наука как символическое описание). Наука как новоевропейский феномен. Концепция науки и техники М. Хайдеггера (по его статьям Время картины мира, Наука и осмысление, Вопрос о технике).

15.    Что такое математика? Специфика математического мышления (по статьям Г. Вейля или Д. Гильберта). Теоретико-множественная парадигма современной математики (по статье Н. Бурбаки «Архитектура математики»).

16.    Метафора «правого — левого полушария» в познании и истории (по ст. С. Маслова «Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия»). Можно ли согласиться с его чередованием периодов в истории архитектуры /// (как 2-ая альтернатива) Соотношение априорного и апостеорного в познании. Концепция Г. Голицына (см. его ст. в …/physics) ///  (как 3-ья альтернатива) Концепция Г.Фреге о смысле и значении (по его ст. «Смысл и значение»).

 

Теоретические вопросы по логике (второй вопрос билета)

(ниже дана ссылка на программу Катречко С.Л. «Введение в логику» ; zip-файл документа Word  + какой-то учебник по логике: В.А.Бочаров В.И. Маркин «Основы логики; В.Н. Брюшинкин «Практический курс логики для гуманитариев» или др.)

1.      Что такое логика? Общее понятие логической форме. Сформулируйте 4 основных принципа логики (основных логических закона).

2.      Традиционная логика (силлогистика Аристотеля) и современная логика: сходство и различие.

3.      Что такое понятие? Виды понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятия (приведите свой пример).  Обобщение и ограничение понятий.

4.      Определение. Основные виды определений. Определение через род и видовое отличие.. Дайте свое определение термина «архитектура» и обоснуйте его правильность.

5.      Что такое рассуждение? Критерий правильности рассуждений.

6.      Основные логические союзы. Выражение их в естественном языке. Табличное задание логических союзов. Пропозициональные схемы: правильные и неправильные. Основные правильные пропозициональные схемы. Приведите содержательные примеры

7.      Атрибутивные (категорические) суждение. Особенности выявления их логических форм. Процедура их отрицания (приведите примеры). Непосредственные заключения из атрибутивных суждений: обращение, превращение, умозаключения по логическому квадрату (приведите примеры).

8.      Простой категорический силлогизм. Состав, фигура, модус силлогизма. Понятие о правильных модусах.

 

Литература для подготовки к отдельным вопросам:

(как правило вся литература есть на www.philosophy.ru + см. также директорию ../physics):

1.        Аристотель: Категории (+ комментарии Порфирия и Боэция); Метафизика (кн.1); О душе (см. также хороший реферат Е.Быченковой по теории познании Аристотеля в ../physics) +  Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка (лингвистический анализ аристотелевского текста "Категории")

2.        И.Кант Критика способности суждения (особенно пар. №77—78)

3.        И. Кант Критика чистого разума (разделы: трансцендентальная эстетика и аналитика); Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки (+ Ю. М. Бородай «Воображение и теория познания»):

===  Основные виды суждений (аналитические vs. синтетические; априорные vs. апостеорные

=== «Коперниканский переворот» Канта: априорные формы чувственности и рассудка.

=== Принципы построения категориальной сетки Канта. Ее отличие от аристотелевской сетки

4.        Г. Райл Категории.

5.        П. Флоренский Наука как символическое описание //Сочинения в 4 тт. Т.3(1) с.104-118

6.        Д. И. Дубровский Обман //приложение «Взаимосвязь знания и незнания».

7.        Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии;

8.        Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии).

9.        М. Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени (гл.1-2: хорошее введение в феноменологию)

10.    Р. Ингарден Введение в феноменологию Э.Гуссерля (гл.1-3: доступное изложение феноменологии)

11.    Д. Гильберт Математическое (аксиоматическое) мышление.

12.    Г. Вейль Математическое способ мышления Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике //Математическое мышление.

13.    Н. Бурбаки Архитектура математики.

14.    С. Ю. Маслов Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия

15.    Г.А. Голицын Роль априорной информации в творческом процессе

16.    Г.Фреге Смысл и значение

17.    С.Л. Катречко К вопросу об "априорности" математического знания

18.    С.Л. Катречко Теоретико-множественная (бурбакистская) парадигма математики и ее возможные альтернативы (конспект лекции).

Hosted by uCoz