Спецкурс по философии науки МГИУ — 2002

 

Вопросы и задания к экзамену

 

Список экзаменационных вопросов:

 

1.    Что такое наука? Проблема ее демаркации. Критерии научности. Концепция науки П. Флоренского (по его статье Наука как символическое описание).

2.    Наука как новоевропейский феномен. Концепция науки и техники М. Хайдеггера (по его статьям Время картины мира, Наука и осмысление, Вопрос о технике (кн. «Время и бытие»)).

3.    Структура (строение) научного знания (концепция В.С. Степина). Понятие «парадигмы» Т. Куна «научно-исследовательской программы» И. Лакатоса.

4.    Основные концепции развития науки. Соотношение концепций К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Соотношение преемственности и новаций в науке.

5.    Онтологический базис научного знания. «Вещная» онтология Аристотеля («Метафизика», «Категории») и онтология фактов Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»; аф.1—2).

6.    ** «Вещная» онтология Аристотеля: учение о четырех причинах, гилеоморфизме (по его работам «Метафизика», «Категории»).

7.    Онтологические предпосылки научного знания. Тезис об онтологической относительности У. Куайна (по его статьям «Вещи и их место в теориях», «Онтологическая относительность»).

8.    Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (подход М. Розова в: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники»; книга А. Уемова «Вещи, свойства и отношения»; статья У. Куайна «Вещи и их место в теориях»)).

9.    ** Наука и язык. Языковая обусловленность знания. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. статьи Э. Сэпира (Сепира), Б. Уорфа в сб. «Зарубежная лингвистика» / (или) статью о концепции «языковых каркасов» Р. Карнапа «Эмпиризм, семантика и онтология»).

10.Социокультурная обусловленность научного знания. Концепция репрезентаторов М. Вартофского (по его работе «Рисунок, репрезентация и понимание»).

11.** Категориальные сетки Аристотеля и Канта: сравнительный анализ, преимущества и недостатки каждой (по работам Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума», Г. Райла «Категории»). Их использование в современной физической картине мира.

12.Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (см. кн. Д. Дубровского Обман).

13.Основные концепции познания в истории мысли. Модельная теория познания. Соверменные концепции познания (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»)

14.** Рассудочное познание. Теория познания Аристотеля (по его работе «О душе»).

15.*** Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту: соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка (по его «Критика чистого разума» (разд. «Трансцендентальная эстетика», «Трансцендентальная аналитика»), «Пролегомены…»; + см. Ю. Бородай «Воображение и теория познания»). В чем состоит «коперниканский переворот» И. Канта?

16.Интуитивное познание. Гуссерлевская (феноменологическая) схема познавательного процесса. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции, редукции. Эйдетическая и категориальные интуиции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» (см. Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии; Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии).

17.Что такое математика? Специфика математического мышления (см. статьи Г. Вейля). Аксиоматический метод (см. статью Д. Гильберта «Математическое мышление»).

18.Математизация современной науки. Теоретико-множественная парадигма современной математики (по статье Н. Бурбаки «Архитектура математики»). Основные программы обоснования математики (логицизм-формализм, интуиционизм-конструктивизм).

19.Сформулируйте основные положения атомистической научной программы античности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.1).

20.Сформулируйте основные положения платоно-пифагорейской научно-исследовательской программы (по книге П.П. Гайденко ч.1).

21.Сформулируйте основные положения континуалистской (аристотелевской) научно-исследовательской программы (по книге П.П. Гайденко ч.1).

22.Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Декарта. Декартовская физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2).

23.Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Ньютона (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2).

24.Сформулируйте основные положения научно-исследовательской программы Лейбница (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2).

 

Список литературы

Общие учебные пособия:

1.      Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.

2.      П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).

3.      Г. Фоллмера Эволюционная теория познания (можно использовать как учебное пособие для подготовки к вопросам по гносеологии №№ 12—16).

4.      Философия (учебник) (под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова) (разделы «Онтология», «Эпистемология»).

5.      Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней (особенно Т.4).

 

Литература для подготовки к отдельным вопросам:

(как правило вся литература есть на www.philosophy.ru + см. также директорию ../physics):

1.         Аристотель: Категории (+ ком. Порфирия); Метафизика (кн.1); О душе (см. также хороший реферат по теории познании Аристотеля в ../physics)

2.        И. Кант Критика чистого разума (разделы: трансцендентальная эстетика и аналитика); Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки (+ Ю. М. Бородай «Воображение и теория познания».)

b.       Основные виды суждений (аналитические vs. синтетические; априорные vs. апостеорные)

c.       «Коперниканский переворот» Канта: априорные формы чувственности и рассудка.

d.       Принципы построения категориальной сетки Канта. Ее отличие от аристотелевской сетки и применимость к современной физической картине мира.

1.        Г. Райл Категории.

2.        П. Флоренский Наука как символическое описание //Сочинения в 4 тт. Т.3(1) с.104-118

3.        М. Вартофский Модели //статья «Рисунок, понимание и репрезентация (обсуждение рисунка «тарелка на столе»)

4.        Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (афоризмы 1 — 2).

e.       Смысл его высказывания «мир состоит из фактов, а не предметов»?

1.        М. Хайдеггер Время и бытие (статьи)

2.        Э. Сепир, Б.Л. Уорф сб. «Зарубежная лингвистика». Т. 1 (переизд. «Новое в лингвистике», вып. 1, 1960)) // Р. Карнап Значение и необходимость //Эмпиризм, семантика и онтология.

3.        Д. И. Дубровский Обман //приложение «Взаимосвязь знания и незнания».

4.        А.И. Уемов Вещи, свойства и отношения.

5.        У. Куайн Онтологическая относительность; Вещи и их место в теориях.

6.        Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии;

7.        Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии).

8.        Д. Гильберт Математическое мышление.

9.        Г. Вейль Математическое способ мышления Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике //Математическое мышление.

10.    Н. Бурбаки Архитектура математики.

11.    С.Л. Катречко О гипотезе "языковой относительности" (комментарий + первоисточники).

12.    С.Л. Катречко К вопросу об "априорности" математического знания

13.    С.Л. Катречко Теоретико-множественная (бурбакистская) парадигма математики и ее возможные альтернативы (конспект лекции).

                 ========  + см. название статей и работ в вопросах =========

 

«Глоссарий»

Представляет собой самостоятельно-методологическую работу студента старших курсов (магистра, аспиранта). Ее суть заключается в выявлении основных (10-15) понятий дипломной (магистерской, кандидатской) работы, их кратком определении и установлении их взаимных связей, т.е. в экспликации «концептуальной сетки» научной работы. Цель этого задания — дать концептуальное представление о своей научной работе.

 

Примерный список тем рефератов.

1.      Концепция развития науки Т. Кун (по его работе «Структура научных революций»).

2.      Концепция развития науки И. Лакатоса (по работе «Методология научно-исследовательских программ»).

3.      Философия науки К. Поппера (по его работе «Логика и рост научного знания»).

4.      Философские взгляды Х. Патнема (по его работам «Философия сознания», «Разум, истина и история»).

5.      Философские взгляды Р. Рорти (по его работе «Философия и зеркало природы»).

6.      Философские взгляды Н. Гудмена (по его работе «Способы создания миров»).

7.      Философские взгляды Я. Хакинга (по его работе «Представление и вмешательство»).

8.      Концепция науки и техники М. Хайдеггера (по его статьям с сб. «Время и бытие», «Новая технократическая волна на Западе»).

9.      Концепция эволюционной эпистемологии (работы К. Лоренца «Оборотная сторона зеркала», Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания», сб. «Эволюционная эпистемология…»).

10.    Философские взгляды К. Хюбнера (по его работе «Критика научного знания»).

11.    Концепция знания и сознания М. Мамардашвили (по его работе «Классический и неклассический идеал рациональности» и др.)

12.    Соотношение априорной и апостеорной информации в познавательном процессе (по работам В.В. Налимова «Вероятностная модель языка»; А.И. Голицына и др.).

13.    Сравнительный анализ понятий «пустоты» (Демокрит), «пространства» (Платон), «места» (Аристотель). Их соотнесенность с понятием пространства в современной квантовой механике (по книгам П.П. Гайденко).

14.    Концепции пространства и времени в новоевропейской философии. Сравнительный анализ взглядов Ньютона, Декарта, Лейбница, Канта. Субстанциональная и реляционная модели. Их востребованность в теории относительности (по книгам П.П. Гайденко).

15.    Феноменологическая теория познания (по работам Р. Ингардена «Введение в феноменологию» или М. Хайдеггера «Пролегомены к истории понятия времени»).

16.    Философская концепция науки (концепция «социальных эстафет») М.А. Розова (часть 2 учебника Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники» + статьи в журнале «Вопросы философии» + др.).

17.    Философская концепция (эмпирическое и теоретическое знание) В.С. Степина (по его работе «Теоретическое знание» + др.).

18.    Философско-методологические взгляды (концепция) Г.П. Щедровицкого (проработка работ автора).

19.    Философская концепция (концепция «социокодов») М.К. Петрова (по его работае «Язык, знак, культура» и др.).

20.    Концепция эфиродинамики В.А. Ацюковского (www.atsuk.dart.ru/online/index.htm; http://www.atsuk.dart.ru/online/general_ether_dynamics/index.htm).

21.    Концепция геометрофизики Ю.С. Владимирова (http://www.chronos.msu.ru/Public/ vladimirov_binarnaya_geom.html)

22.    Философская концепция (конструктивный реализм) Б. Ван Фрассена (статья в сборнике «Современная философия науки + перевод с англ Bas C. van Fraassen http://webware.princepton.edu/vanfraas/abstract; http://webware.princepton.edu/vanfraas/pubs)

23.    Философская концепция У.Селларса (перевод с англ. Wilfrid Sellars Empiricism and the philosophy of mind - http://www.ditext.com/sellars/epm.html  + other (“Is There a Synthetic A Priori?» - http://www.ditext.com/sellars/itsa.html).

24.    Философские взгляды Х.Прайса (перевод с англ. Hum Price ---  htpp://plato.stanford.edu/~price/publications.html).

25.    Философские взгляды С. Броада (пер. с англ. C.D.Broad  Sctentific Thought --- www.ditext.com/broad/st-con.html; smsp.html; philof/pm.html).

26.    Философия «фризиенской» школы (пер. с англ. --- www.friesian.com/friesian.htm).

27.    Философская концепция (концепция сознания, ИИ, аргумент «китайской комнаты» Дж. Серля (статьи Дж. Серля в сборнике «Антология аналитической философии» + пер. с англ. John Searle The rediscovery of the Mind www.friesian.com/searle.htm; Chinese Room Argument — http://www.utm.edu/research/iep/c/chineser.htm).

28.    Философские взгляды С. Палквеста (пер. с англ. ---  http://www.hkbu.edu.hk/srpp/pubs.html).

29.    Философские взгляды У. Матураны (пер. с англ. http://inteco.cl/biology/ ; /biology/nature.htm).

30.    Философские взгляды МРедхеда (пер. с англ/ “From physics to metaphysics”, “Incompletness, Nonlocality and Realism”, “From physics to Philosophy”).

 

====== Перевод подборки статей из on-line журналов по философии науки: =======

 

-          The British journal for the Philosophy of science == http://www3.oup.co.uk/philsci/hdb/

-          Minnesota Studies in the Philosophy of Science == http://www.mcps.edu/mnstud.html

-          Austalasian Journal of Philosophy == http://www.une.edu.au/Philosop/ajahome.html

-          PSYCHE == http://psyche.cs.monash.edu.au/psyche-index-v5.html

-          Elect. Journal of Analitic Philosophy == http://www.phil.indiana.edu/ejap/archivees.html

Hosted by uCoz