Вопросы по курсу «Философия математики» (В.Я. Перминов
(№1—7) и С.Л. Катречко (№8—10))
1. Пифагореизм и эмпиризм в философии математики.
2. Априоризм и формализм в
философии математики.
3. Современные представления о
предмете математики.
4. Методологические установки
логицистского обоснования математики.
5. Методологические установки
интуиционистского обоснования математики.
6. Методологические установки
формалистского обоснования математики.
7. Методологическая функция
философии в математики.
8. Теоретико-множественная
парадигма современной математики и ее возможные альтернативы.
9. Математика и онтологические
допущения (критерии У.Куайна и А.Черча; тезис Куайна об онтологической
относительности (см. его статью «Онтологическая относительность»).
10. Философский смысл теорем об
ограниченных возможностях математики (теоремы Геделя, Тарского, Черча—Россера).
Вопросы по семинарских занятиям (группа
С.Л. Катречко; обратите внимание на обязательную проработку
первоисточников! + это же относится к вопросу № 9 из лекционных
вопросов по «Философии математики» - см. выше):
1. Проблема бессмертия души в
диалоге Платона «Федон». Как Платон определяет душу? Какие (четыре) аргумента
он приводит в пользу своего тезиса? Согласны ли вы с ними?
2. Сравнительный анализ «категориальных сеток» Аристотеля и Канта (+ проработка
произведений Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума»
(раздел «Категории»), работы Г. Райла «Категории», главы из работы
Э.Бенвениста «Общая лингвистика»).
3.
Развитие аристотелевского категориального подхода в комментариях Порфирия и Боэция.
Какие виды признаков они выделяют и анализируют?
4. Понятие судьбы и жизненный путь
человека. Дайте сравнительный анализ подходов Сенеки («Нравственные письма к
Луцилию»), Вл.Соловьева («Судьба Пушкина»), А.Камю («Эссе об абсурде»).
5. Человек как «символическое
животное». Что такое символ? (по работам Э. Кассирера и книге С. Лангер
«Философия в новом ключе») /// Что
такое философия? (по работе Х.Ортега-и-Гассета «Что такое философия?» — замена
вопроса в случае невозможности достать книгу С.Лангер).
6. «Иов-ситуация» (ситуация
абсурда) и пути ее разрешения (по работе С.Кьеркегора «Страх и трепет» и
статьям Мусхелишвили—Шрейдера
на сервере). Дайте анализ библейской книги Иова.
7.
Специфика способа бытия человека. Дайте собственную трактовку на основе проработка
отрывков из работ М. Бахтина «Свидетель и судия», У. Матураны
«Биология познания» и «Восьмой дуинской элегии» Р. Рильке.
8. Основные идеи
«Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Какова онтология трактата
(прокомментируйте его высказывание «мир состоит из фактов, а не предметов»)? В
чем суть его «образной» концепции языка.
9. Основные идеи работы Г.Фреге
«Смысл и значение» и полемика логиков (Рассела, Карнапа, Черча, Куайна) вокруг
нее. Что же все-таки такое фрегевский смысл (Sinn)? Уточнение понятия смысла у Ж.Делеза (по его работе
«Логика смысла» (гл.3).
10. Гипотеза языковой
(лингвистической) относительности. Основные идеи Сепира –Уорфа (по статьям
Э.Сепира и Б.Уорфа на сервере).
11. Что такое язык?
Репрезентативная и нерепрезентативная модель языка в современной философии
языка (на основе работ А.Блинова «Общение.Звуки.Смысл» (гл.1). С.Лангер «Философия
в новом ключе» (гл.3, 4, 5(??), статьи Дж.Стюарта «Возвращаясь к символической
модели: нерепрезентативная модель природы языка»).
12. Работа В. Лейбница
«Монадология». Что такое монада? Чем монада отличается от атома? Как монады
взаимодействуют между собой? Каково соотношение монадологии и физической
картины мира: лейбницевский принцип предустановленной гармонии и проект «физической
монадологии» Канта (по одноименной работе И. Канта).
13. Дайте сравнительный анализ
основных научно-исследовательских программ античности (демокритовской,
пифагоро-платоновской, аристотелевской) (на основе книги П.П. Гайденко
«Эволюция понятия науки» (Ее же «История греческой философии в ее связи
с наукой»)). Как в этих программах решается проблема движения?
14. Дайте сравнительный анализ
основных — ньютоновской и декартовской — физических «картин мира» в Новое
время. Основные концепции пространства
и времени в новоевропейской философии: субстанциональная и реляционная модели (на основе
книги П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» (Ее же «История
нововременной философии в ее связи с наукой»)).
15. В чем
заключается «коперниканский переворот» И. Канта. Учение Канта о пространстве
и времени, аргументация в пользу априорности этих форм чувственности (по книге
И.Канта "Критика чистого разума" (глава "трансцендентальная
эстетика")).