Третьи вопросы билетов к экзамену канд. минимума по философии

Вопросы по курсу «Философия математики» (В.Я. Перминов (№1—7) и С.Л. Катречко (№8—10))

 

1. Пифагореизм и эмпиризм в философии математики.

2. Априоризм и формализм в философии математики.

3. Современные представления о предмете математики.

4. Методологические установки логицистского обоснования математики.

5. Методологические установки интуиционистского обоснования математики.

6. Методологические установки формалистского обоснования математики.

7. Методологическая функция философии в математики.

8. Теоретико-множественная парадигма современной математики и ее возможные альтернативы.

9. Математика и онтологические допущения (критерии У.Куайна и А.Черча; тезис Куайна об онтологической относительности (см. его статью «Онтологическая относительность»).

10. Философский смысл теорем об ограниченных возможностях математики (теоремы Геделя, Тарского, Черча—Россера).

 

Вопросы по семинарских занятиям (группа С.Л. Катречко; обратите внимание на обязательную проработку первоисточников! + это же относится к вопросу № 9 из лекционных вопросов по «Философии математики» - см. выше):

 

1. Проблема бессмертия души в диалоге Платона «Федон». Как Платон определяет душу? Какие (четыре) аргумента он приводит в пользу своего тезиса? Согласны ли вы с ними?

2. Сравнительный анализ «категориальных сеток» Аристотеля и Канта (+ проработка произведений Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума» (раздел «Категории»), работы Г. Райла «Категории», главы из работы Э.Бенвениста «Общая лингвистика»).

3. Развитие аристотелевского категориального подхода в комментариях Порфирия и Боэция. Какие виды признаков они выделяют и анализируют?

4. Понятие судьбы и жизненный путь человека. Дайте сравнительный анализ подходов Сенеки («Нравственные письма к Луцилию»), Вл.Соловьева («Судьба Пушкина»), А.Камю («Эссе об абсурде»).

5. Человек как «символическое животное». Что такое символ? (по работам Э. Кассирера и книге С. Лангер «Философия в новом ключе»)  /// Что такое философия? (по работе Х.Ортега-и-Гассета «Что такое философия?» — замена вопроса в случае невозможности достать книгу С.Лангер).

6. «Иов-ситуация» (ситуация абсурда) и пути ее разрешения (по работе С.Кьеркегора «Страх и трепет» и статьям Мусхелишвили—Шрейдера на сервере). Дайте анализ библейской книги Иова.

7. Специфика способа бытия человека. Дайте собственную трактовку на основе проработка отрывков из работ М. Бахтина «Свидетель и судия», У. Матураны «Биология познания» и «Восьмой дуинской элегии» Р. Рильке.

8. Основные идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Какова онтология трактата (прокомментируйте его высказывание «мир состоит из фактов, а не предметов»)? В чем суть его «образной» концепции языка.

9. Основные идеи работы Г.Фреге «Смысл и значение» и полемика логиков (Рассела, Карнапа, Черча, Куайна) вокруг нее. Что же все-таки такое фрегевский смысл (Sinn)? Уточнение понятия смысла у Ж.Делеза (по его работе «Логика смысла» (гл.3).

10. Гипотеза языковой (лингвистической) относительности. Основные идеи Сепира –Уорфа (по статьям Э.Сепира и Б.Уорфа на сервере).

11. Что такое язык? Репрезентативная и нерепрезентативная модель языка в современной философии языка (на основе работ А.Блинова «Общение.Звуки.Смысл» (гл.1). С.Лангер «Философия в новом ключе» (гл.3, 4, 5(??), статьи Дж.Стюарта «Возвращаясь к символической модели: нерепрезентативная модель природы языка»).

12. Работа В. Лейбница «Монадология». Что такое монада? Чем монада отличается от атома? Как монады взаимодействуют между собой? Каково соотношение монадологии и физической картины мира: лейбницевский принцип предустановленной гармонии и проект «физической монадологии» Канта (по одноименной работе И. Канта).

13. Дайте сравнительный анализ основных научно-исследовательских программ античности (демокритовской, пифагоро-платоновской, аристотелевской) (на основе книги П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» (Ее же «История греческой философии в ее связи с наукой»)). Как в этих программах решается проблема движения?

14. Дайте сравнительный анализ основных — ньютоновской и декартовской — физических «картин мира» в Новое время. Основные концепции пространства и времени в новоевропейской философии: субстанциональная и реляционная модели (на основе книги П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» (Ее же «История нововременной философии в ее связи с наукой»)).

15. В чем заключается «коперниканский переворот» И. Канта. Учение Канта о пространстве и времени, аргументация в пользу априорности этих форм чувственности (по книге И.Канта "Критика чистого разума" (глава "трансцендентальная эстетика")).

Hosted by uCoz