Онтология «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

Как вы понимаете его положение о том, что мир состоит не из вещей, а из фактов?

 

Для Витгенштейна мир не является миром вещей. Утверждается, что мир состоит не из предметов (вещей), а из фактов. Факт выступает как нечто отличное от вещи, как некоторое отношение, как взаимодействие двух предметов. Мир рассматривается не как нечто самодостаточное, а как нечто, определяемое связями (взаимодействиями). Любой факт при этом — фиксация некоего отношения. Платон: вещь определяется свойствами. Витгенштейн: вещь определяется отношениями. Факты задают вещь. Вещи не первичны, они определяются фактами. Не вещи находятся в отношении, а отношения определяют вещи. Первичным в мире является то, что первично в языке. Для Аристотеля сущность языка слово. Это первично, это ячейка языка. А вот для Витгенштейна сущность языка предложение. Именно предложения (не имена) — первичное в языке. Язык представляет собой не набор имен или свойств, а состоит из предложений, в которых выражается связь (отношение) двух предметов. Из предложений получаем отдельные слова. Все факты фиксируются фразами, например молоток забивает гвоздь. Любое предложение структурировано вполне конкретным образом 2 объекта, которые как-то связаны между собой. Вещь, соответственно нечто общее совокупности фактов. Факты в логическом пространстве суть мир. Именно отношения, факты объявляются первичными, а вещи представляют собой пересечение, совокупность возможных отношений.

То есть с вещью можно соотнести то, где пересекаются факты. Причем если предмет не может входить в атомарный факт, то в нем это должно быть заложено. Атомарный факт есть соединение объектов. Анализ фактов дает объекты или предметы. При этом по мере накопления фактов представление о вещи может меняться. Благодаря такой трактовке бытия(мира) вещь выступает не как нечто данное, застывшее, вполне определенное, а как некоторая сущность с размытыми  границами, и эти границы уточняются по мере выявления класса возможных для данной сущности отношений. Чтобы определить вещь, надо зафиксировать все факты (положительные — где может встречаться эта вещь и отрицательные, где не может). Это определит вещь.

Пример. Поставим вопрос: что есть молоток? И ответим на него с точки зрения понимания вещи как набора фактов. Нам надо выделить такой набор фактов, который по совокупности как бы определил вещь, молоток в данном случае. Что главное у молотка?

Факт, в котором он участвует. Факт же в том, что он забивает. Но это еще не отличит молоток от стола или мела, например. Если фактов мало, то предметов, которые мы можем назвать молотком, много. Но чем больше фактов, тем меньше "молотков". Итак, мы взяли факт молоток забивает гвоздь и выделили некоторую область предметов, которые способны эти гвозди забивать. Теперь возьмем другой факт: молоток в воде тонет и те предметы, которые тонут в воде. Пересечем полученную область с первой. Очевидно, что их пересечение даст уже меньшую область, но молотков получается все еще слишком много. Будем добавлять факты до тех пор, пока мы не сочтем, что молотки определены достаточно точно.

Еще пример: две вещи лектор и стол. Лектор отличается от стола фактом смеяния, например. Но тот факт, что лектор может улыбаться, не отличает его от студентов, слушающих лекцию.

В мире все связано. Если вещь может входить в некий атомарный факт, то в нее это заложено. Любая вещь определяется набором фактов. При этом понятно, что вещь не есть устойчивое образование. Всегда может найтись факт, который изменит наше представление об этой вещи.

Hosted by uCoz