Общие требования к экзамену

Для «допуска» к экзамену каждый студент должен иметь:

1.      Полный набор своих самостоятельных работ (имеющиеся у меня работы на экз. я принесу).

2.      Свои конспекты первоисточников (лучше подписанные). После сдачи экзамена конспекты, с целью недопущения их передачи другим, будут временно конфисковаться.

3.      «Электронные» и печатные варианты сам. работ №№ 3 и 6 (cм 3-й вопрос билета).

Ваша экзаменационная оценка будет зависеть знания билета, а также от::

1.      Результатов Вашего собственного продумывания следующих философских проблем:

— онтологической проблематики (бытие, сущее, единое, материя, субстанция, сущность, вещь…);

— гносеологической проблематики (что такое знание? что такое познание? общая схема познания? познавательный процесс по Платону, Аристотелю, Декарту, Канту и Гуссерлю?);

— проблематики человека (что такое человек; какова специфика его бытия; смысл и цель его жизни?) и социума (что такое социум? особенности современного социума?);

— проблематики науки (что такое наука?), математики (что такое математика?);

2.      Умения защищать свои самостоятельные работы (особенно №№ 3 и 6) == cм 3-й вопрос билета.

3.      Знания философской терминологии (см. глоссарий философских терминов ниже).

4.      Знания проблематики и содержания лекционного курса и семинарских занятий (см. список дополнительных вопросов к экзамену ниже).

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 2002/03 (ред. от 2.01.03)

 

1-ые вопросы билета

 

1.    Генезис философии. Исторические рамки философии. Основные периоды в истории европейской философии. Подходы к периодизации философского знания.

2.    Специфика философии. Соотношение философии, науки, искусства, религии (по текстам из первоисточникам под №1). Структура философского знания. Основные разделы философии.

3.    Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии. Бытие как «вещь», «свойство», «отношение».

4.    Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления в античности: (милетцы (архэ), Пифагор (число), Парменид (сущее)).

5.    Проблема Единого и Многого в античности. Различные варианты ее решения.

6.    Трактовка бытия у Платона (по его диалогам «Софист» // «Парменид»). Различение Бытия и Единого. Учение об Едином Плотина (см. его «Эннеады»: V.1 + V.2 // VI.4 + VI.5 // VI.9).

7.    Онтология Платона: мир идей и мир вещей. Статус математических объектов.

8.    Гилеоморфизм Аристотеля. Учение о четырех причинах. «Категориальная сетка» Аристотеля.

9.    «Онтологический поворот» в философии XX века. Трактовка бытия (различение бытия и сущего) у Хайдеггера («Вещь», «Искусство и пространство») и Х. Ортеги-и-Гассета (различение присутствия и со-присутствия (бытия и основного бытия); «Что такое философия?», гл.5). Онтология «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна: как вы понимаете его положение о том, что «мир состоит не из вещей, а из фактов» (см. «Логико-философский трактат», тезисы 1 — 2).

10.Современные трактовки Бытия (А. Анисов «Типы существования» // У. Куйан «О том, что есть» // Н. Гартман «Старая и новая онтология» // А.Н. Чанышев «Трактат о небытии»).

11.Что такое вещь? Различные трактовки понимания вещи в античности. Средневековое понимание вещи: проблемы номинализма — реализма; сущности — существования. Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (подходы М. Розова (см. учебник Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники»), А. Уемова (см его работу «Вещи, свойства и отношения»), У. Куайна «Вещи и их место в теориях»)).

12.Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии (по работе Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»). Эпистемологический поворот Нового времени.

13.Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию по С.Л. Франку (С. Л. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (см. кн. Д. И. Дубровского «Обман»; прил. «Взаимосвязь знания и незнания»).

14.Что такое знание? Типы знания: знание и мнение (Платон); «идолы» Бэкона; проблема первичных-вторичных качеств (Демокрит, Декарт, Локк); истины факта и разума (Лейбниц); различение априорного — апостеорного и синтетического — аналитического знания у Канта.

15.Концепция анамнезиса Платона (диалоги «Федон», «Менон» (эпизод обучения мальчика-раба). Гносеологическая «линейка» Платона (см. «Государство», кн. VI, VII (миф о пещере)).

16.Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (см. его трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств.

17.Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. Соотношение чувственности, рассудка, воображения, разума. (по работам И. Канта «Критика чистого разума», «Пролегомены…»; + см. также работу Ю.М. Бородай «Воображение и теория познания»).

18.Гуссерлевская (феноменологическая) схема интуитивного познания. Эйдетическая и категориальные интуиции. Понятия интенциональности, ретенции, протенции, феноменологической редукции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» (см. работы Ж.П. Сартра «Интенциональность: основное понятие феноменологии», Э. Гуссерля «Феноменологию» (статья для Британской энциклопедии); + см. также работы В.И. Молчанова «Время и сознание»; К.А. Свасьяна «Феноменологическое познание»).

19.Что такое мышление? (по работам Хайдеггера «Что значит мыслить?» // Канта «Что значит ориентироваться в мышлении?» // Р.Дж. Коллингвуда «Теория воображения»).

20.   Что такое язык? Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1). Тезис об онтологической относительности У. Куайна (см. его статью «Онтологическая относительность»).

21.   Что такое наука? Проблема ее демаркации (критерий). Наука как «символическое описание» (по одноименной статье П. Флоренского). Концепция «репрезентаторов» М. Вартофского (обсуждение рисунка «тарелка на столе»; см. статью «Рисунок, репрезентация и понимание» в книге М. Вартофского «Модели»).

22. Что такое математика? Ее онтологический статус. Категориальный базис современной математики, ее основные концерты. Соотношение математики и философии (позиция Канта: КЧР, глава «Дисциплина чистого разума в догматическом применении»).

23. Специфика способа бытия человека. Человек как предмет философского осмысления. Экзистенциальная трактовка человека (Da-sein и экзистенция М. Хайдеггера; человек как «проект» у Ж.-П. Сартра). Концепция человека (сверхчеловека) у Фр. Ницше и С. Кьеркегора. Марксистское понимание человека: личность и индивид (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»)

24. Смысл и цель человеческого существования. Основные идеи работы Сенеки «Нравственные письма к Луцилию». Подлинный и неподлинный модусы существования (по работе Э. Фромма «Иметь или Быть»).

25. Социум как предмет философского осмысления. Общество и государство. Демократия: за и против (Платон, Аристотель, К. Поппер). Концепция дисциплинарного общества М. Фуко. («Надзирать и наказывать» + статья З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»).

 

 

2-е вопросы билета

(вопросы отмеченные ** будут повторяться в билетах)

 

1.        Различие между первобытным и современным мышлением по работе М. Элиаде «Священное и мирское» // Л. Леви-Брюля Первобытное мышление // К. Леви-Строса Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление).

2.        Как Вы понимаете фразу Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» (по диалогу «Апология Сократа»)?

3.        ** Платоновское понимание души и аргументы в пользу ее бессмертия в диалоге «Федон».

4.        ** Диалог Платона «Парменид: диалектика единого и многого, основные гипотезы.

5.        Основные идеи работы Аристотеля «Метафизика» (отд. книги) // «О душе».

6.        ** Основные идеи работы Аристотеля «Категории» (+ комментарии Порфирия и Боэция)

7.        ** «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля: его учение о родах и видах; типы признаков.

8.        Основные идеи работы Г. Райла «Категории». Сравнительный анализ категориальные сеток Аристотеля и Канта, преимущества и недостатки каждой. (см. также работы Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума»).

9.        Онтологическое доказательство бытия Бога у Ансельма и Декарта // Доказательства бытия Бога у Ф. Аквинского.

10.    ** Концепт «cogito» Р. Декарта в работе «Размышления о первой философии». Его учение о «врожденных идеях». Воображение и интеллект.

11.    Критика декартовского «cogito» в работе Вл. Соловьева «Теоретическая философия». Необходимые условия мышления по Вл. Соловьеву.

12.     ** Основные идеи работы Г. Лейбница «Монадология». Что такое монада? Интерпретация монады у И. Канта (по его работе «Физическая монадология»).

13.    ** Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума» (гл. «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума») // И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»

14.    Основные идеи феноменологии: по работе Ж.-П. Сартра «Интенциональность: основное понятие феноменологии» // Э. Гуссерля «Феноменология (статья для брит. энциклопедии)» // Р. Ингарден «Введение в феноменологию Э. Гуссерля» // М. Хайдеггер «Пролегомены к истории понятия времени» (начало).

15.    Основные идеи (эволюционной эпистемологии) работы Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания» // Р.Дж. Коллингвуда «Теория воображения».

16.    Критика современного социума в работе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» // Ж. Бодрийяра «Система вещей».

17.    Понятия «абсурда», «бунта», «абсурдного героя» в работе А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе» // Основные идеи работы С. Кьеркегора «Страх и трепет».

18.    Понятие судьбы в работе Вл. Соловьева «Судьба Пушкина». Какие жизненные исходы он выделяет?

 

 

3-й вопрос билета

Концепция мыслителя по выбору студента: «защита» своей сам. работы № 3 или № 6.

 

 

Глоссарий терминов и дополнительные экзаменационные вопросы

 

Глоссарий философских терминов

1.       Основные разделы философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), аксиология (этика, эстетика), социальная философия, философская антропология.

2.       Имманентное – трансцендентное - трансцендентальное

3.       Субстанция и субстрат; Определение субстанции по Б. Спинозе

4.       Субстанция мыслящая и субстанция протяженная (Р. Декарт)

5.       Категории (категориальная сетка) Аристотеля

6.       Редукция категориальной сетки Аристотеля (У. Оккам)

7.       Бытие — сущее

8.       Бытие и единое (Диалектика Платона)

9.       Архэ (первоначало; милетская школа)

10.    Число (Пифагор)

11.    Логос (Гераклит)

12.    Эйдос; идея; форма (Платон)

13.    Присутствие и со-присутствие (Х. Ортега-и-Гассет)

14.    Бытие и Ничто (М. Хайдеггер)

15.    Тезис тождества бытия и мышления (Парменид, Гегель)

16.    (Гносеологический) принцип Парменида

17.    Апории Зенона

18.    Атомы Демокрита и монады Лейбница. Сходство и различие?

19.    Номинализм и реализм

20.    Онтологическая относительность (У. Куайн)

21.    Знание и информация (Катречко)

22.    Истины факта и разума (Лейбниц)

23.    Априорное и апостеорное (Кант)

24.    Синтетическое и аналитическое (Кант)

25.    Идолы разума (Ф. Бэкон)

26.    «Вещь в себе» и «вещь для нас» (явление).

27.    Рассудок, чувственность, воображение (И. Кант КЧР)

28.    Априорные формы

29.    Разум (органон и/или канон)

30.    Коперниканский переворот Канта

31.    Категориальная сетка Канта

32.    Интуиция (интеллектуальная интуиция – Р. Декарт, Г. Лейбниц)

33.    Феномен (феноменология)

34.    Интенциональность, интенциональный объект

35.    Трансцендентальный субъект

36.    Феноменологическая редукция (эпохе)

37.    Протенция и ретенция

38.    Гипотеза языковой относительности Сэпира-Уорфа

39.    Модель (символическое описание — П. Флоренский)

40.    Репрезентатор (М. Вартофский)

 

Список дополнительных экзаменационных вопросов (примерный)

 

1.       Какой смысл вкладывается в категорию бытия. Как она задается у Парменида (ее концептуальные составляющие) и какие концептуальные изменения происходят с ней в истории философии?

2.       Апории Зенона. Их смысл и способы разрешения в античной мысли. Дайте сравнительный анализ платоно-пифагорейского, демокритовского и континуалистского (аристотелевского) подходов.

3.       Можно ли в каком-либо опыте увидеть какой-либо трехмерный предмет, например, дом? Обоснуйте свой ответ.

4.       Какие необходимые (трансцендентальные) условия видения дома были выделены в истории философии?

5.       Как соотносятся имманентное — трансцендентальное — трансцендентное? Можно ли познать имманентное; а трансцендентное; а трансцендентальное?

6.       Чем философия отличается от науки и искусства (согласно концепции Ж. Делеза)? Каково соотношение философии и науки?

7.       Можно ли считать, что «столы» (яблоки) существуют так же как «мебель» (фрукты)? Существуют ли на самом деле созвездия?

8.       В чем отличие статуса существования созвездий от статуса существования звезд?

9.       Чем существование отличается от бытия?

10.    Как задается категория бытия Парменидом? Почему он отвергает категорию небытия?

11.    Как вы понимаете тезис Парменида о тождестве бытия и мышления? Можно ли с ним согласиться? Насколько познаваемо «чистое» бытие?

12.    Можно ли считать, что парменидовское «сущее-бытие-единое» является «архэ»? В чем их сходство и различие?

13.    В чем состоит суть гносеологического «принципа Парменида»? Почему познаваем мир? Принимает ли этот принцип современная наука?

14.    Решает ли Платон в рамках первого аргумента диалога «Федон» проблему количественных переходов?

15.    Какова аристотелевская категориальная сетка и можно ли ее минимизировать с помощью «бритвы Оккама»? Каков Ваш вариант категориальной сетки?

16.    Какие типы сущностей выделяет Аристотель?

17.    Почему категории «места» и «времени» рассматриваются Аристотелем в главе «Количество» («Категории»)?

18.    В чем принципиальное отличие Канта к построению категориальной сетки по сравнению с Аристотелем? (по статье Г. Райла «Категории»)

19.    В чем суть лейбницевского принципа тождества вещей (по книге А. Уемова «Вещи…). Отличается ли вещь от тела?

20.    Парадокс корабля Тезея: смысл и способы разрешения.

21.    Как задает (индивидуальную) вещь Аристотель в своем учении о 4 причинах (приведите примеры)? Является ли этот подход удовлетворительным с Вашей точки зрения?

22.    Видим ли мы «кролика» («гавагаи») по Куайну? (см. его статью «Онтологическая относительность»)

23.    В чем особенность платоновской онтологии. Каково ее отличие от «вещной онтологии» Аристотеля?

24.    Почему Л. Витгенштейн в своем тезисе «мир состоит их фактов, а не из вещей» (ЛФТ) отвергает «вещную онтологию»?

25.    Как вы думаете, принимает ли Р. Декарт ньютоновскую категорию «материи»?

26.    Какие типы «идолов» выделяет Бэкон? Приведите примеры каждого типа.

27.    Можно ли, согласно Д. Юму, согласиться с объективным статусом существованием (1) причинно-следственных связей; (2) субъекта (декартовского cogito) познания?

28.    Что такое лейбницевская монада? Каковы ее свойства? Чем она отличается от атома Демокрита (Левкиппа)?

29.    Какие типы монад выделяет Лейбниц и чем они отличаются?

30.    Общая характеристика познания по С.Л. Франку.

31.    Можно ли согласиться к платоновской концепцией анамнезиса (см. эпизод обучения мальчика-раба в платоновском диалоге «Менон»)?

32.    Основные стадии познавательного процесса по Д. Дубровскому.

33.    Структура и схема познавательного процесса по Канту?

34.    В чем отличие «вещи в себе» от «вещи для нас» (по Канту)?

35.    Какие типы суждений выделяет Кант? Дайте краткую характеристику и примеры каждого.

36.    В чем заключается коперниканский переворот? Как об обосновывает невозможность доказательства объективности пространства и времени? Согласны ли Вы с этим?

37.    Каковы функции чувственности, рассудка, воображения, разума в кантовской гносеологии?

38.    Феноменологическая структура интуитивного познания? Чем она отличается от кантовской?

39.    В чем смысл призыва Гуссерля «назад к самим вещам!»?

40.    Какая лингвистическая сущность соответствует витгенштейновскому «факту» (из его «Логико-философского трактата»)?

41.    Соотношение выразительных возможностей дискурсивного языка и языка картинок? Попробуйте максимально полно передать содержание фразы «Иванов сидит на стуле и пишет письмо» не используя стандартных языковых средств.

42.    Что такое «категориальные ошибки» по Г. Райлу. Приведите их примеры.

43.    В чем специфика древнекитайской и древнеиндийской философии по сравнению с европейской? Являются ли они «философией» в привычном для европейца смысле этого слова?

44.    Сможет ли марсианин, попав в средневековый город, увидеть театр?

45.    Как правильно изобразить тарелку на столе? Является ли неправильным детский рисунок тарелки? (по статье М. Вартофского). А египетское изображение пруда?

46.    В чем различие прямой и обратной перспективы по П. Флоренскому?

47.    Чем хайдеггеровская «экзистенция» отличается от «присутствия» (нем. «Da-sein»)?

 

Hosted by uCoz