Лекционный курс по философии на ф-те ВМиК — 2003/4
Лектор — Катречко Сергей Леонидович
(katrechko@pisem.net;  http://www.philosophy.ru/library/katr/  или  www.philosophy.ru/library/physics/)

 

В файле содержатся:

1.       Общие требования к экзамену

2.       Список (письменных) самостоятельных работ

3.       Темы семинарских занятий и литература для подготовки к ним.

4.       Литература для подготовки к экзамену.

4.1.  Список первоисточников для конспектирования.

4.2.  Дополнительная литература к экзамену.

5.       Понедельный график самостоятельной работы.

 

1. Особенности курса и общие требования к экзамену

Особенностью лекционного курса является то, что он является не курсом по истории философии, а курсом философии, т.е. посвящен знакомству с основными проблемами философии. Важной составной частью курса является самостоятельная проработка классических философских текстов и собственное продумывание некоторых важнейших философских тем. Это требование реализуется в (1) проработке базового набора философских текстов (они большей частью будут разбираться на семинарах); (2) написании самостоятельных работ; (3) самостоятельном конспектировании (см. темы сам/работ, список конспектов ниже).

Общие требования к экзамену

Для «допуска» к экзамену каждый студент должен иметь:

1.       Полный набор своих самостоятельных работ

2.       Свои конспекты первоисточников.

3.       «Электронный» и печатный вариант сам. работ №6 (== 3-й вопрос билета).

 

Экзаменационная оценка будет зависеть от:

1.       Результатов Вашего собственного продумывания следующих философских проблем:

— онтологической проблематики (бытие, сущее, единое, материя, субстанция, сущность, вещь…);

— гносеологической проблематики (что такое знание? что такое познание? общая схема познания? познавательный процесс по Платону, Аристотелю, Декарту, Канту и Гуссерлю?);

— проблематики человека (что такое человек; какова специфика его бытия; смысл и цель его жизни?) и социума (что такое социум? особенности современного социума?);

— проблематики науки (что такое наука?), математики (что такое математика?);

2.       Умения защищать свои самостоятельные работы (особенно №6).

3.       Знания философской терминологии (см. глоссарий философских терминов ниже).

4.       Знания проблематики и содержания лекционного курса и семинарских занятий (см. список дополнительных вопросов к экзамену ниже).

 

2. Самостоятельные работы

Написание небольших письменных самостоятельных работ (объем работ: 2 — 3 стр.; для работы №6: + «электронный вариант»). Работы должный быть сданы в установленные сроки; отсутствие работ(ы) является основанием для недопуска к экзамену. Работы, помеченные ** являются дополнительными (факультативными). Необходимо учесть, что порядковые и собственные номера работ не совпадают, а также не перепутать работы этого учебного года с сам/раб. прошлых лет.

1.      Специфика способа бытия человека. Чем такое человек в его отличии от животного и машинного «разума»?    ===    16/18/22/23/ сентября (гр.213-214 /209-210/ 212-216 /211-215)

2.      Цель и смысл человеческого существования? Какова Ваша жизненная позиция и стратегия?    ===   30.09/2/6/7/ октября (гр.213-214 /209-210/ 212-216 /211-215)

3.      ** Категориальные сетки    ===    21/23/27/28/ октября (гр.213-214 /209-210/ 212-216 /211-215)

3.1.             Сравнительный анализ категориальных сеток и понимания бытия у Платона и Аристотеля.

3.2.             Сравнительный анализ категориальных сеток Аристотеля и Канта.

3.3.             Дайте свой вариант категориальной сетки (показать ее отличие от категориальных сеток Платона, Аристотеля, Канта).

4.      ** Проблема реальности (онтология)    ===    11/13/17/18/ ноября

4.1.            Что такое вещь? (основная работа)

4.2.             Что такое математика? Ее категориальный базис

4.3.             Что такое виртуальная реальность?

4.4.             Что такое программирование? Различные стили программирования

5.      Социум как предмет философского осмысления. Как можно охарактеризовать современный этап развития цивилизации?    ====    9 декабря

6.      Письменный ответ на 3-й экз. вопрос (по выбору; электронный вариант)    ====    23 декабря

6.1.** Дайте краткую характеристику взглядов одного из мыслителей (+ конспект одного из его произведений)

6.2. **** Творческая работа «Мир глызами другого разумного существа»

 

3. Темы семинарских занятий

Занятие 1-2. Философия Платона. Проблема человека (души): 4 аргумента в пользу бессмертия души в диалоге «Федон».

1.      Платон: Апология Сократа, Федон

      Менон (обучение мальчика-раба)

      Государство (книга VI, VII, миф о пещере (505 — 518))

Докладчики: (1, 2, 3) Три человека по диалогу «Федон» (1, 2, 3 аргументы); (4) 2 аргумент + диалог «Менон»: эпизод обучения мальчика – раба, концепция анамнезиса; (5) 3 аргумент + диалог «Государство» (книга VI (505 — 513), VII (514 — 518)): миф о пещере — соотношение умопостигаемого и чувственнопостигаемого миров (мира вещей и мира идей)

 

Занятие 3. Смысл и цель жизни человека. Судьба человека. Стратегия жизни человека

1.      Сенека Нравственные письма к Луцилию

2.      А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе

3.      Вл. Соловьев Судьба Пушкина

4.       Ницше Так говорил Заратуста (верблюд, лев, ребенок как три стадии духовного роста, ницшевская концепция сверхчеловека)

5.       Кьеркегор Страх и трепет (рыцарь vs. рыцарь веры)

6.       Э. Фромм Бегство от свободы  /// Иметь или быть.

7.       Г. Гессе, Т. Манн, М. Пруст…

 

Занятие 4. Аристотелевская «категориальная сетка». Концепция познания (гносеология) Аристотеля. Современная разработка темы.

1.      Аристотель: Категории (+ комментарий Порфирия, Боэция, текст Г. Райла «Категории», текст Э. Бенвениста «Категории мысли и категории языка»)

2.      Аристотель О душе

3.      Аристотель Метафизика. книги 1, 4, 6 — 8

4.       Р. Коллингвуд Теория воображения

5.       Г. Фоллмер Эволюционная теория познания

 

Занятие 5. Открытие сознания в Новое время. Тезис Декарта «сogito ergo sum». Его интерпретация и критика. Онтологическое док-во бытия Бога (+ док-во А. Кентербирийского)

1.        Р. Декарт Размышления о первой философии // Разыскание истины посредством естественного света.

2.      Вл. Соловьев: Критика «cogito» Декарта в работе «Теоретическая философия»

3.       Э. Гуссерль Картезианские размышления

4.       М. Хайдеггер Европейский нигилизм (главы, посвященные Декарту)

5.       М. Мамардашвили Картезианские размышления

6.      А. Кентербирийский Прослогион

 

Занятие 6. Монадология Лейбница. Онтология Витгенштейна

1.      Г. Лейбниц: Монадология

2.      И. Кант Физическая монадология;

3.      Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)

 

Занятие 7-8. Философия Канта. «Коперниканский переворот» Канта. Категорический императив и «золотое правило» нравственности

1.      И. Кант Критика чистого разума (главы): «Трансцендентальная эстетика», Трансцендентальная аналитика» («Категории»), «Антиномии чистого разума» (диспут = ??)

      «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»

     «Логика» + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира»

2.       И. Кант Что значит ориентироваться в мышлении?  ///  Г. Гегель Кто мыслит абстрактно?  ///  М. Хайдеггер Что значит мыслить?

3.       Г. Фоллмер Эволюционная теория познания

4.       Э. Гуссерль Идеи к чистой феноменологии.

5.       Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля.

6.      И. Кант Критика практического разума

7.       А. Гусейнов Золотое правило нравственности

 

Занятие 8а (9) Социум в философском осмыслении. Особенности современного этапа развития цивилизации: модели постиндустриальное, информационное, дисциплинарное общество.

1.       Платон Государство, Политик, Законы

2.       Аристотель Политика

3.       К. Поппер Открытое общество и его враги

4.       Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс

5.       Ж. Бодрийяр Система вещей

6.       М. Фуко Надзирать и наказывать.

 

4. Список учебных пособий и конспектов первоисточников:

Общие учебные пособия (жирным выделена основная литература):

 

1.      Философия. Dtv-Atlas.

2.      Философия (учебник) (под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова).

3.      Введение в философию (учебник) (под ред. И.Т. Фролова).

4.      Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. (тт.1—4)

5.      В.Я. Кисиль Античная философия (учебно-творческий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

6.       История философии: Запад — Россия — Восток (под ред. Н.В. Мотрошиловой).

7.       Катречко С.Л. Лекция «Введение в философию» (на www.philosophy.ru (разд. «Философия в образовании») + «Лекционный курс на физфаке МГУ 2000 г.» + «карта» фил/знания + программа «Философия как метафизика» + другие материалы (в директории katr // physics)

8.       Л.В. Блинников Великие философы.

9.       Современная западная философия. Словарь;

10.    Философский энциклопедический словарь (другие словари, изданные 1998 — 2001 гг.)

11.    Философская энциклопедия в 5 тт.

12.    «электронные учебники» на www.philosophy.ru // «Философия в образовании»

 

4.1. Конспекты (первоисточников):

(через «//» обозначены альтернативные варианты текстов; ** — факультативная лит-ра)

1.       Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива:

1.1. Ж. Делез, Фр. Гваттари Что такое философия?;

1.2. М. К. Мамардашвили Введение в философию //Его же. Необходимость себя.

1.3. С. Лангер Философия в новом ключе;

1.4. К. Ясперс Введение в философию;

1.5. Э. Корет Основы метафизики.

1.6. А. Бергсон Введение в метафизику.

1.7. И. А. Ильин Религиозный смысл философии. Три речи //Соб. соч. В 10 т. Т.3. — с.17 — 88

1.8. И. Кант Логика + КЧР.

2.       Платон: Федон или другой диалог по выбору: Менон // Пир // Кратил // Теэтэт // Тимей // Государство

3.       ** Платон: более сложные диалоги Софист /// Парменид (для сам. работы №3).

4.       Аристотель Категории (особенно первые 3-4 главы)

5.       Аристотель О душе // Метафизика (на выбор отд. книги; см. ниже):

5.1. Метафизика: книги 1 + 4 (§§1—3) + 6 + 8 (сущее, сущность, суть бытия, материя, форма)

5.2**. Метафизика: книга 8

5.3**. Метафизика: книга 2

5.3**. Метафизика: книга 3 (+ апории Зенона)

6.      Р. Декарт Размышления о первой философии

6.1** Рассуждение о методе // Правила для руководства ума

7.      Г. Лейбниц Монадология

7.1** И. Кант Физическая монадология

8.       И. Кант «Критика чистого разума» (Предисловие, введение, гл. «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума»)  ///  Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки  ///  Логика (§§1—6; стр.427—458) + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мир» (дис. 1770 г.; §§1—15, 23—30; 2, стр.383—425)

9.      Что такое наука?: П. Флоренский Наука как символическое описание + М. Хайдеггер Время картины мира ("Наука и осмысление" + "Вопрос о технике")  ///  тексты постпозитивистов: К. Поппер «Логика и рост научного знания» или Т. Кун «Структура научных революций» или тексты Лакатоса

9.1 ** И. Лакатос Доказательства и опровержения  ///  В.Ф. Турчин Феномен науки.

10.     Социум как предмет философского осмысления: Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс + Ж. Делез Общество контроля // Ж. Бодрийяр Система вещей // М. Фуко Надзирать и наказывать // К. Поппер Открытое общество и его враги // ===

11.    ** Конспект текста современного мыслителя (по выбору) == сам. работа № 6.

 

4.2. Тексты только для чтения (для подготовки к экзамену и написания сам. работ)

Сенека Нравственные письма к Луцилию (выборочно) //  А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе. +

+ С. Кьеркегор Страх и трепет.

Порфирий, Боэций == комментарии к «Категориям» Аристотеля:

А. Кентербирийский Прослогион

Вл. Соловьев Судьба Пушкина

Вл. Соловьев Теоретическая философия

Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)

Г. Райл Категории.

Г. Фоллмер Эволюционная теория познания.

Платон Государство, Политик, Законы // Аристотель Политика

Плотин «Эннеады»: V.1 + V.2 // VI.4 + VI.5 // VI.9.

М. Хайдеггер «Вещь», «Искусство и пространство»

А. Анисов Типы существования // У. Куйан О том, что есть // Н. Гартман Старая и новая онтология // А.Н. Чанышев Трактат о небытии.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (учебник, раздел 2)

А. Уемов «Вещи, свойства и отношения»

У. Куайн Вещи и их место в теориях // Онтологическая относительность.

Д. И. Дубровский «Обман»; прил. «Взаимосвязь знания и незнания»

Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии)  ///  Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля.  ///  М. Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени (начало)  //  Ж.—П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии.

Р.Дж. Коллингвуд Теория воображения (Принципы искусства).

Э. Сепир и Б.Уорф: гипотеза языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1).

М. Вартофский Модели: статья «Рисунок, репрезентация и понимание».

Э. Фромм Иметь или Быть

З.А. Сокулер Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени.

Д. Юм Исследование о человеческом познании» (гл. II — VII)

М. Элиаде Священное и мирское или как альтернатива:

2.1. Л. Леви-Брюль Первобытное мышление;

2.2.К. Леви-Строс Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление.

Что такое мышление (что значит мыслить)?: И. Кант Что значит ориентироваться в мышлении?  /// Г. Гегель Кто мыслит абстрактно? /// М. Хайдеггер Что значит мыслить?  ///  М. Мамардашвили Беседы о мышлении.

 

5. Рекомендуемый график освоения первоисточников:

 

1 неделя (1 — 7 сентября): диалог Платона «Апология Сократа» (Платон Апология Сократа //Его же. Сочинения в 4 т. т.1. стр. 73—76); выбор и просмотр первоисточника №1.

 

2 неделя (8 — 14 сентября): диалог Платона «Федон» (Платон Соч. в 4 т. т.2. стр. 7—81).

 

3 неделя (15 — 21 сентября): сам. работы №1 «Специфика человека…»

 

4 неделя (22 — 28 сентября): диалог Платона по выбору: «Софист» // «Парменид» (Платон Соч. в 4 т. т.2. стр. 275—346 // 346—413).

 

5 неделя (29.09 — 5.10): сам. работы №2 «Смысл жизни…»

 

6 неделя (6 — 12 октября):Аристотель «Категории»

 

7 неделя (13 — 19 октября): Аристотель «О душе» // «Метафизика»

 

8 неделя (20 — 26 октября): сам. работы №3 «Категориальная сетка»

 

9 неделя (27.10 — 2.11): Декарт «Размышления о первой философии»

 

10 неделя (3 — 9 ноября): написание сам. работы №4 «Что такое вещь?»

 

11 неделя (10 — 16 ноября): Лейбниц «Монадология»

 

12 неделя (17 — 23 ноября): первоисточник №9; сам. работа №4 «Специфика математики..» + Кант «Критика чистого разума» // === // ===

 

13 неделя (24 — 30 ноября): Кант «Критика чистого разума» // === // ===

 

14 неделя (1 — 7 декабря): первоисточник №10; сам. работа №5 «Специфика социума»

 

15 неделя (8 — 14 декабря): первоисточник №1 (Что такое философия?)

 

16 неделя (15 — 21 декабря): первоисточник №11; 3-ий экз. вопрос == сам. работа №6

Hosted by uCoz