БЫЧКОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1942 г. р.) - специалист в областях эстетики, искусствоведения, культурологии; доктор философских наук. С 1972 работает в Ин-те философии АН СССР (РАН), с 1992 - гл. н. с., руководитель исследовательской группы «Неклассическая эстетика», с 1998 - заведующий сектором эстетики.Канд. дисс. «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве» (1973), докт. дисс. «Эстетические идеи патристики» (1981). Лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996) за исследования в области византийской эстетики. Член Ассоциации искусствоведов России и Московского союза художников; член нескольких Ученых советов и ряда редколлегий. Автор более 300 научных работ, среди них - 20 монографий, опубликованных в разных странах.
Начиная с 1970 г. ведет исследования в обл. патристической культурологии и
эстетики, византийской и древнерусской эстетики, русской религиозной эстетики
XIX-XX вв. На основе этих исследований Бычков ввел в научный оборот понятие «православной эстетики» (религиозной
эстетики культур и народов православного ареала) и исследует ее
двухтысячелетнюю историю (и предысторию) от Филона Александрийского и ранних
отцов Церкви до П.Флоренского, С.Булгакова,
современных представителей. Считает православную линию истории культуры и
эстетики самобытной, отличной от путей и принципов западноевропейской культуры
(эстетики). Под эстетикой Бычков понимает не только одну из дисциплин
философского цикла, как она сложилась в новоевропейской культуре, и имплицитные
интенции к ней в вербальной культуре прошлого, но и особую сущностную
характеристику культуры, выражающую специфический неформализуемый духовный
опыт, органически присущий человеку; опыт предельно высокого уровня. Эстетическое осмысливается
Бычковым как характеристика одной из высших неутилитарных форм взаимоотношения
субъекта и объекта (созерцательного или творческого характера, эстетического
акта),в результате которого субъект
возводится до гармонии с Универсумом, до переживания абсолютной полноты бытия,
сопровождающегося эстетическим
наслаждением; искусство и художественная культура понимаются как
концентрированное выражение эстетического опыта и, соответственно, один из
высших уровней Культуры наряду с религией, философией, наукой, а эстетика - как
синтетическая наука гуманитарного цикла, за которой большое будущее.
Одной из существенных
особенностей православной эстетики Бычков считает ее принципиально
нерефлективный, во многом недискурсивный характер; отмечает повышенную
пронизанность эстетическим сознанием всей православной культуры, органическое
единство религиозно-мистического и художественно-эстетического опыта. К
основным категориям православной эстетики (наиболее полно разработанным в патристике
и византийскими мыслителями) относит образ,
символ, знак, икону, слово, возвышенное, прекрасное, творение, свет, цвет; к
главным характеристикам эстетического сознания (получившим предельное выражение
в искусстве Древней Руси) - соборность,
софийность, символизм, каноничность, духовность, повышенную нравственно-этическую
ориентацию в их целостной взаимообусловленности. Важными сферами
православной эстетики считает эстетику
аскетизма и литургическую эстетику (понятия,
введенное и разработанные Бычковым).
Для последнего этапа православной эстетики, именуемого Бычковым неоправославным (Вл. Соловьев, П.
Флоренский, С. Булгаков и др.), характерна повышенная философско-богословская
рефлексия эстетической окраски, высокая оценка художественно-эстетического
опыта, связь эсхатологических чаяний с теургической эстетикой; замыкание
богословия и философии на софиологии
как новом этапе православной эстетики. Сильное влияние (или типологические
параллели) православной эстетики Бычков усматривает в эстетике русского
символизма и у некоторых теоретиков русского авангарда. Итоги исследований по
православной эстетике подведены им в монографии «2000 лет христианской культуры
sub specie aesthetica» (в 2-х томах. М.-СПб,
1999). Фактически это первая и единственная в мире полная история православной
эстетики.
Еще одна сфера научных интересов
Бычкова - художественная культура ХХ в. в ее новейших направлениях и поисках от
авангарда до постмодернизма. Бычков рассматривает «бессистемную систему»
наиболее «продвинутых» арт-практик ХХ в., которую он называет ПОСТ-культурой (пост-культурой), в качестве
важнейшего свидетельства глобального переходного периода в культуре,
преобразования Культуры как носителя Духа
в некое иное качество, одной
из главных причин которого явился взрыв научно-технического прогресса
последнего столетия как следствие каких-то глубинных космоантропных процессов.
ПОСТ-культура (или ПОСТ-), отказавшись ото всех традиционных ценностей
культуры, форм и способов бытия и презентации культурных феноменов, уравняв
традиционно антитетические явления, ценности, понятия (добро и зло, прекрасное
и безобразное, жизнь и смерть, любовь и ненависть, истинное и ложное и т. п.),
представляет собой уникальное экспериментальное поле проектно-продуктивной и
репродуктивной деятельности по отысканию принципиально иных парадигм
социально-индивидуального бытия и арт-бытия, в частности. (Подробнее эти
проблемы изложены в Разделе втором (Нонклассика) книги: Эстетика. М., 2002).
Бычков, полагая, что применительно к ситуации современной арт-культуры недостаточны традиционные дискурсивно-аналитические способы исследования, разработал особый метод философско-поэтическо-медитативного проникновения в ее арте-феномены и арте-факты; его результаты фиксируются вербально в форме ПОСТ-адекваций - специфического жанра неклассической эстетики, введенного им в обиход современной науки в ряде публикаций, и в частности в экспериментальном исследовательском проекте «КорневиЩе. Неклассическая эстетика» (М., 1998, 1999, 2000). При разработке этого метода Бычков исходит из предпосылки, что дух и форма современного эстетического исследования должны быть конгруэнтны анализируемому феномену.