РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра истории философии

М. В. Лебедев

 

Программа курса

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Программа курса рассчитана на студентов и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук.

Аналитическая философия безусловно принадлежит к наиболее распространенным и фундаментальным направлениям в концептуальной структуре современного философского знания. Предлагаемый курс имеет своей целью ознакомить слушателей с ее историей, проблематикой, основными направлениями и важнейшими идеями. В программе курса современные исследования в русле аналитической философии рассмотрены с учетом их роли и места в развитии теории познания; кроме того, особое внимание уделяется междисциплинарным и интегративным тенденциям в развитии современной аналитической мысли, ее связям с другими областями философии и с частными науками.

Изучение курса позволит студенту понять особенности современной аналитической философии в контексте культурной ситуации ХХ века; проследить формирование ее основных направлений; раскрыть значение современной аналитической мысли в истории мировой философии; выявить возможности для самостоятельного изучения ее первоисточников.

Курс рассчитан на 2 семестра (72 часа лекций и 36 часов семинаров) и предполагает дифференцированный зачет и экзамен.

П Л А Н    К У Р С А

Название темы (лекции)

Кол-во часов

1. Основные характеристики аналитической философии как направления

2

2. Логико-семантические идеи Г.Фреге

4

3. Программа логического атомизма

8

4. "Трактат" Витгенштейна

4

5. Программа логического позитивизма

8

6. Философия лингвистического анализа

8

7. Реабилитация метафизической проблематики

4

8. Критика эмпиризма и холистический тезис

4

9. Связь истины и значения

8

10. Конструктивистская парадигма и расширенные теории референции

6

11. Проблема понимания

8

12. Аксиологические и социальные приложения аналитического метода

8

ВСЕГО:

72

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

1.         Вводная лекция. Основные характеристики аналитической философии как направления

Язык и логика как исходный пункт философствования: сократическая, аристотелева и схоластическая традиция. Универсалистский символизм Лейбница.

Язык как средство философствования и как аналитический метод. "Лингвистический поворот" в философии ХХ века. Функции языка. Возможности различных подходов к анализу этой проблемы. Постановка проблемы отношения языка к внешнему миру и к сознанию. Онтологический (референциальный) и социальный (социокультурный) аспекты природы языка.

Позитивистская традиция и аналитическая философия. Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия, общая эпистемология, частные приложения.

Многозначность понятия "аналитическая философия". Возможности аналитического стиля философствования; его важнейшие черты. Расширение предметных областей аналитической философии.

Литература ко всему курсу

Рекомендуемая

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., «Гнозис», 1994.

Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. — М., ДИК, 1999.

Пассмор Дж. Сто лет философии. — М., «Прогресс-Традиция», 1999.

Платон. Кратил. — Сочинения. Т. 1. М., «Мысль», 1990.

Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965.

Дополнительная

Аналитическая философия в ХХ веке. Материалы "круглого стола" — Вопросы философии, 1988, № 8.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М., 1976.

Вригт фон Г.Х. Логика и философия в ХХ веке — Вопросы философии, 1992, № 8.

Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре ХХ столетия — Вопросы философии, 1996, № 4.

Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М., 1974.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. В 2 тт. М., 1994.

Кюнг Г. Когнитивные науки на историческом фоне. — Вопросы философии, 1992, № 1.

Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М., «Мысль»,1983.

Петров В.В. Структуры значения: логический анализ. Новосибирск, «Наука», 1979.

Смирнова Е.Д. Язык и логика. М., «Росспэн», 1996.

Современная буржуазная философия. М., 1978.

Тондл Л. Проблемы семантики. М., «Прогресс», 1975.

Интернет-ресурсы

http://www.philosophy.ru

http://analytic.ontologically.com

http://www.philosophypages.com

http://plato.stanford.edu

http://www.phil.indiana.edu/ejap/ejap.html

Тема 2           Логико-семантические идеи Г.Фреге

Программа логицизма: логика и математика как взаимосвязанные проявления человеческого мышления; возможность арифметической истины на собственно логических основаниях. Формализация использования кванторов в символическом представлении отношений между классами объектов. Экстенсиональная эквивалентность как основа определения числа. Принцип композициональности; истинностная функциональность составных высказываний.

Понятия (концепты) — сущности, независимые как от объектов, которые они представляют, так и от сознаний, в которых они пристутствуют. Особенности связи истины и значения у Фреге. Различение смысла (Sinn) и референции (Bedeutung) как способ избежать эпистемологических парадоксов: смысл предложения — выражаемая им мысль или суждение, референция — истинность или ложность его указания на объект или положение дел. Установление референциальной прозрачности языковых выражений при сохранении полностью экстенсионального понятия логической эквивалентности.

Методы Фреге как парадигма философского анализа.

Литература

Фреге Г. Логические исследования. — Томск, «Водолей», 1997.

Фреге Г. Избранные работы. М., ДИК, 1997.

Фреге Г. Избранные работы (пер. под ред. Б.В.Бирюкова) М., 2000.

Тема 3           Программа логического атомизма

"Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура: защита "здравого смысла" как обыденных убеждений, утверждений повседневного опыта. Теория истины Мура. Трактовка физических объектов как конструкций из чувственных данных и критика тезиса "быть — значит быть воспринимаемым". "Доказательство внешнего мира" путем "апелляции к фактам". Анализ употребления экзистенциальных высказываний.

Взгляды Б.Рассела. Идея логического анализа как противостоящего метафизике способа философствования. Философия как логический анализ языка; логико-лингвистический характер философских проблем. Подчинение онтологической структуры фактов логической структуре высказываний: логический атомизм и плюралистическая онтология.

Анти-кантианский пафос логицизма Мура и Рассела. Проблема статуса универсалий. Анализ отношений между положениями вещей, принцип абстракции, теория дескрипций и теория типов Рассела. Его трактовка семантических и теоретико-множественных парадоксов.

Литература

Мур Д.Э. Доказательство внешнего мира. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Мур Д.Э. Защита здравого смысла. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 1957.

Рассел Б. Дескрипции. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. Х. М., «Прогресс», 1982.

Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, «Водолей», 1999.

Тема 4           "Трактат" Витгенштейна

Соотношение мышления, языка и реальности в философии раннего Витгенштейна. Рассуждения о структуре высказываний и предложений как форма высказываний о мире и сознании. Вопрос Витгенштейна — как можно говорить о мире? — есть вопрос о том, как можно его мыслить.

"Метафизика" в трактовке Витгенштейна и ее статус. Объект, факт, субстанция в "Логико-философском трактате". Метафизика «Трактата», соотношение в нем понятий "язык" и "мир" ("картинная" теория). Теория имен: имена соответствуют простым сущностям ("объектам"), но имеют значение лишь в контексте предложения. Предложение как "модель (или "образ") факта"; значение предложения — его отношение к миру. Учение о языке, представленное в "Трактате". Логическое единство человеческого знания и форм его выражения. Модель логически строгого языка. Философия как аналитическая деятельность по прояснению логической структуры языка.

Эволюция взглядов Витгенштейна на роль метафизики в научном познании. Философия как "деятельность" в противоположность "науке". "Мистическое" (невыразимое; то, что "показывает себя") и мир фактов.

Литература

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — В кн.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., «Гнозис», 1994.

Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.

Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994.

Тема 5           Программа логического позитивизма (логического эмпиризма)

Венский кружок (М.Шлик, Г.Рейхенбах, О.Нейрат, Р.Карнап, К.Гемпель, Г.Фейгль): требование последовательного сведения всего корпуса человеческого знания к его логическим и научным основаниям. Развитие взглядов Витгенштейна и последовательное освобождение от них. Проект перевода всех предложений, имеющих отношение к миру (полная литература эмпирической науки), в язык сенсорных данных, связывающий тем самым все предложения (по существу язык научной теории).

Программы феноменализма и физикализма в Венском кружке. Требования тавтологичности и фиксации эмпирического опыта от первого лица: единственными нетавтологическими высказываниями, имеющими смысл, являются эмпирические. Разграничение аналитической и синтетической истинности. Дискуссия о языке наблюдения ("протокольные предложения", "констатации"). Корреспондентная и когерентная теории истины во взглядах представителей кружка.

Принцип верифицируемости: значения высказывания есть метод его проверки. Исходный тезис Шлика: верификация — способ элиминировать, как лишенное значения, любое упоминание объектов, недоступных наблюдению; в результате предполагается возможным отбросить метафизику как бессмыслицу. Проблема предельного обоснования ("окончательных верификаторов"): если значение высказывания заключено в том, что его верифицирует, то его "верификаторы" не могут быть высказываниями или же они должны быть высказываниями, чье значение каким-то образом заключено в них самих.

Переход Карнапа от феноменализма к физикализму. "Единство науки" — единство человеческого знания: философия как синтаксический анализ языка науки. Принцип толерантности. Понятия интенсионального и экстенсионального значений и связанные с ними семантические требования.

Феноменализм в британской аналитической философии. Расселовская трактовка чувственного данного и ее реинтерпретация в оксфордской школе (А.Айер). Лингвистическая версия теории чувственных данных: физические объекты не являются составленными из последних, но суть их логические конструкции.

Литература

Айер А.Д. Язык, истина и логика. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Вайсман Ф. Витгенштейн и Венский кружок. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. М., 1959.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Шлик М. Поворот в философии. — О фундаменте познания. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Тема 6           Философия лингвистического анализа

Проблема анализа лингвистического поведения человека. Концепция значения как употребления, представленная в "Философских исследованиях" Витгенштейна. Тезис о языковых играх и концепция "семейного сходства". Языковые игры как "формы жизни". Аргументы индивидуального языка и следования правилу и их обсуждение П.Ф.Стросоном, А.Айером, К.Райтом, С.Крипке и др. Проблема скептицизма и достоверности. Интерпретация развития взглядов Витгенштейна: М.Блэк, Г.Энском, Д.Ф.Перс, Я.Хинтикка.

Философия "обыденного языка" — тип философского анализа, основной целью которого провозглашается анализ обыденных форм рассуждения в противовес как традиционному техницизму философии, так и формализованному анализу в его феноменалистическом и физикалистском вариантах. Д.Уиздом: лингвистический анализ как "терапевтическое средство"; роль философских парадоксов. Г.Райл: анализ "систематически вводящих в заблуждение выражений"; различение ощущения и наблюдения в теории чувственных данных; различение теоретического (пропозиционального) знания ("знать, что") и диспозиционального ("знать, как"); критика "картезианского мифа" о "духе из машины" (психофизического дуализма); попытка соединить лингвистическую философию с психологическим бихевиоризмом.

Теория речевых актов Дж.Остина: различение перформативных и констатирующих высказываний; различение локутивного акта (говорение само по себе), иллокутивного акта (осуществление одной из модальных языковых функий) и перлокутивного акта (создание целенаправленного эффекта воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Понятие "значение говорящего" ("utterer’s meaning").

Развитие идей Остина в интенционалистских теориях значения (П.Грайс, Дж.Серль): язык как особая форма развития более фундаментальных форм интенциональности — определенной ментальной направленности субъекта к действительности. Объяснение семантических свойств через определенные психологические категории.

Литература

Витгенштейн Л. Философские исследования. — В кн.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., «Гнозис», 1994.

Малкольм Н. Мур и обыденный язык. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVII. Теория речевых актов. М., «Прогресс», 1986.

Остин Дж. Чужое сознание. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Остин Дж. Значение слова. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Остин Дж. Истина. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Райл Г. Обыденный язык. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Райл Г. Понятие сознания. М., 1998.

Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Серль Дж. Природа Интенциональных состояний. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Чизолм Р. Философы и обыденный язык. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Блинов А.Л. Общение. Звуки. Смысл. М., 1997.

Тема 7           Реабилитация метафизической проблематики

Дескриптивная метафизика П.Ф.Стросона. Критика "ревизующей метафизики" как преемственность по отношению к программе лингвистической терапии: дескриптивная метафизика (Аристотель, Кант) довольствуется описанием реальной структуры нашего мышления о мире, а ревизующая метафизика (Декарт, Лейбниц, Беркли) стремится создать лучшую структуру. Теория референции Стросона и понятие базисного индивида. Проблема идентификации состояний сознания и представление о личности как об исходном нередуцируемом понятии — отрицание дуализма.

"Усовершенствованный реализм" А.Айера. Критика каузальной теории восприятия. Дихотомия первичной и вторичной систем опыта как средство описания перехода от перцептов к физическим объектам. Противоположная позиция — "непосредственный реализм" Стросона: реалистичный взгляд на мир с позиции здравого смысла не имеет статуса теории по отношению к чувственному опыту.

Отождествление ментального и физического как "пролегомены к физикалистской метафизике" (Д.Смарт, Д.М.Армстронг). Конвенциональные основания реализма, предложенные Х.Патнэмом.

Литература

Армстронг Д.М. Материалистическая теория сознания. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Патнэм Х. Реализм с человеческим лицом. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Стросон П. Грамматика и философия. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Грязнов А.Ф. Концепции "аналитического реализма" в новейшей буржуазной философии — Вопросы философии, 1996, № 4.

Тема 8           Критика эмпиризма и холистический тезис

Антиредукционистский характер учения позднего Витгенштейна. Неопрагматизм К.И.Льюиса, У.Куайна, Н.Гудмена. "Две догмы эмпиризма" (Куайн): аналитико-синтетическая дистинкция и редукционизм; связь последнего с принципами композициональности и ассоциативности.

Холистический тезис Дюгема — Куайна: значение предложения верифицируется не изолированно, но лишь в составе всей теории. Признание относительности дихотомии эмпирического и теоретического, фактов и теорий, концептуальной схемы и содержания мира. Отрицание фиксированнных границ между наукой и философией. Тезисы о несоизмеримости теорий в философии науки и об актуальной неопределенности радикального перевода в философии языка.

Концепция онтологической относительности. Теория "языковых каркасов" (Р.Карнап) — способов выражения, подчиняющихся определенным правилам: предположительно более строгая, чем метафизическая, трактовка идеи существования, делающая ее производной от более ясной идеи истины. "Онтологический критерий" Куайна ("существовать значит быть значением квантифицированной переменной") как инверсия семантического критерия.

Концепция "стимул — реакция" Куайна: значение есть прежде всего значение языка, которое проясняется из анализа конкретного поведения, а не значение той или иной ментальной сущности. Связь неопределенности перевода с относительностью онтологии.

Холистичность семантики Д.Дэвидсона, философии сознания Д.Деннета. Критика холизма Дж.Фодором и Э.Лепором. Молекуляризм М.Даммита.

Литература

Даммит М. Истина. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Куайн У.В.О. Онтологическая относительность. — В кн.: Печенкин А.А. (сост.) Современная философия науки. М., «Логос», 1996.

Куайн У.В.О. Слово и объект. — М., «Логос», 2000. (Там же: Две догмы эмпиризма.)

Боррадори Дж. Американский философ. Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом... М., ДИК, 1998.

Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции. М., «Логос», 2001.

Тема 9      Связь истины и значения

Формирование представлений о связи значения предложения с его истинностью: Оккам, Фреге, Рассел, Витгенштейн.

Семантический смысл определения истины А.Тарского. Условие-истинностный подход к анализу значения: теорией значения для языка является конечно аксиоматизируемая теория истинности предложений этого языка. Понятия семантической замкнутости языка и "радикальной интерпретации".

Теоретико-модельная семантика: определение соответствия между объектным языком и некоторой теоретико-множественной сущностью M | = tS ("S истинно в М относительно параметра t"). Аппарат возможных миров. Грамматики Монтегю.

Стандартная семантика Д.Дэвидсона и ее критика М.Даммитом. Семантический анти-реализм и инструменталистская тенденция в аналитической философии языка (Даммит, Г.Кастаньеда).

Аналитические теории истины и обоснования; роль различения истинности и обоснованности в эпистемологии. Возможность применения различных теорий истины в семантике Дэвидсона. Теория значения, исходящая из понятия обоснования.

Трансляционная семантика Дж.Каца: отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего языка с четкой структурой — языка маркеров (Markerese), средствами которого выражаются семантические репрезентации.

Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки: интерпретация предложения посредством процесса вычисления истинностного значения, направленного от предложения как целого к его частям.

Литература

Даммит М. Что такое теория значения. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Дэвидсон Д. Истина и значение. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Рассел Б. Исследование значения и истины. М., «Идея-Пресс» — ДИК, 1999.

Сааринен Э. О метатеории и методологии семантики. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Стросон П. Значение и истина. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. — Вопросы философии № 9, 1996.

Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.

Лебедев М.В. Эпистемологические основания условие-истинностной концепции значения. М., РУДН, 2001.

Тема 10         Конструктивистская парадигма и расширенные теории референции

Прагматистские и неокантианские (Э.Кассирер) истоки и основания конструктивистской парадигмы: идеи множественности миров, неподлинности "данного", креативной силы понимания и формообразующей функции символов.

Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена. Его теория референции основана на единой символической операции, посредством которой один предмет представляет ("stands for") другой. При этом утверждение истинно, а описание или представление правильно, не "само по себе-для-мира", а для конструктивной системы, критериям адекватности которой оно соответствует, а следовательно, референция к миру имеет смысл и может служить для построения адекватной теории значения только в том случае, если она релятивизуется к системе описания.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие представлений о конвенциональности истины и значения в связи с критикой эмпиризма (У.Куайн, Д.Льюис, Д.Дэвидсон).

Привлечение понятия каузальности для построения конвенциональных моделей референции. "Референция говорящего" К.Доннелана. Теория "жестких десигнаторов" С.Крипке: принцип референции к одной и той же вещи во всех возможных мирах; собственные имена и термины естественных родов, в отличие от определенных дескрипций в духе Рассела, являются жесткими десигнаторами, в результате чего возможны контрфактуальные утверждения об их референтах вне зависимости от того, существуют ли они в нашем мире. Различение на основе этой семантики дистинкций между необходимым и контингентным и между априорным и апостериорным.

Социолингвистическая концепция значения Х.Патнэма и его аргумент "Земли-двойника". Тезис о том, что "значения находятся не в голове" — понятия, к которым значения языковых выражений имеют прямое отношение, представляют собой ситуативно употребляемые знаки, а не ментальные репрезентации, которые с необходимостью указывают на внешние объекты.

Литература

Гудмен Н. Избранные работы. М., «Логос», 2001.

Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Крипке С. Загадка контекстов мнения. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Льюис Д. Общая семантика. — В кн.: Семиотика. М., «Радуга», 1983.

Патнэм Х. Значение "значения". — Как нельзя говорить о значении. — В кн.: Патнэм Х. Философия сознания. — М., ДИК, 1999.

Уорф Б.Л. Лингвистика и логика. — Наука и языкознание. — Отношение норм поведения и мышления к языку. — В кн.: Новое в лингвистике. Вып. I. М., 1960.

Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998.

Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции. М., «Логос», 2001.

Тема 11         Проблема понимания

Общие теории интерпретации Куайна и Дэвидсона. М.Даммит: теория понимания языка как требование, предъявляемое к семантической теории.

Дедуктивно-номологическая и вероятностно-индуктивная модели объяснения (К.Гемпель). "Вывод к наилучшему объяснению" Дж.Хармана.

Функционализм Х.Патнэма: интерпретация познавательного процесса как процесса обработки информации — формальной манипуляции формами репрезентаций или символами согласно некоторым правилам. Использование функционализма (или операционализма) как концепции ментального для построения теории значения: семантика концептуальных ролей (Дж.Харман, Дж.Фодор), согласно которой (а) значение языкового выражения детерминировано содержанием этого выражения в "языке мышления" и (б) содержание понятий детерминировано их функциональной ролью в психологии индивида.

Ситуационная семантика Дж.Барвайса и Дж.Перри: вариант теоретико-модельной семантики, в основе которой лежит такое понимание модели, которое больше соответствует идее "ситуации", чем идее "возможного мира".

Проблема языка в современных исследованиях по искусственному интеллекту (Т.Виноград, Х.Дрейфус). Производство и понимание естественноязыковых высказываний — процессы, описываемые в алгоритмических терминах; более того, сами наши высказывания следует считать частями программ, результатом которых является изменение бихевиоральных предрасположений других людей. Естественноязыковым высказываниям в качестве их семантики сопоставляются алгоритмические процедуры-предписания.

Процедурная семантика — "начинание, имеющее целью построить нереференциальную семантику" (Й.Уилкс). Приоритет процесса над структурой и привлечение категории "реального времени" в качестве одного из элементов семантики. Когнитивный вариант процедурной семантики (Ф.Джонсон-Лэйрд, Дж.Фодор). Понятие когнитивной системы и операций в ней; последние получают статус семантических объектов, в результате чего (а) возникли предпосылки для построения процедурно-семантических описаний промежуточной степени абстрактности, и (б) сложилось представление о взаимодополнительности семантических описаний в статических и динамических терминах.

Литература

Барвайс Дж., Перри Дж. Ситуации и установки — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Гемпель К. Логика объяснения. М., ДИК, 1998.

Даммит М. Что такое теория значения. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. — В кн.: Петров В. В. (сост.) Язык и интеллект. М., 1995.

Патнэм Х. Философы и человеческое понимание. — В кн.: Печенкин А.А. (сост.) Современная философия науки. М., «Логос», 1996.

Сааринен Э. О метатеории и методологии семантики. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., «Прогресс», 1986.

Фодор Дж., Чихара Ч. Операционализм и обыденный язык. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Тема 12         Аксиологические и социальные приложения аналитического метода

Субъективно-психологическая тенденция в аналитических исследованиях. Анализ феноменологии человеческого восприятия и коммуникации (Я.Хинтикка, Г.Кастанеда, Дж.Серль, Х.Дрейфус, Д.Деннет, Н.Блок). Проблема интерсубъективности познания и анализ понятия "убеждение" (belief). Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель).

Аналитическая философия религии. А.Плантинга: обсуждение возможности принятия религиозной веры на основе аргументации; опровержение эпистемических возражений против веры; защита свободы воли. У.Элстон: опытные основания теизма; рациональные основания веры; анализ доксастической практики прямого восприятия Бога как обоснования primafacie.

Легитимация этики М.Шликом: этика как строгое эмпирическое исследование человеческих желаний и их последствий для действия, проводимое в терминах значимых (проверяемых) высказываний научного дискурса. Анализ моральных высказываний в работах Р.Хеара. Теории действия Д.Дэвидсона, А.Голдмана.

Аналитическая философия права: Дж.Роулз, Р.Дворкин, Дж.Рац. Развитие принципа приоритета права над благом — создание систематизированной деонтологической альтернативы утилитаризму. Анализ моральных обязательств выполнения законов в обществе, где наличествует взаимовыгодная и справедливая схема социального сотрудничества.

Аналитическая философия истории и эстетика А.Данто. Философия искусства Н.Гудмена.

Литература

Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. — Вопросы философии № 1, 1997.

Гудмен Н. Избранные работы. М., «Логос», 2001.

Дрейфус Х., Дрейфус С. Создание сознания vs моделирование мозга. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Патнэм Х. Философия сознания. — М., ДИК, 1999.

Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Серль Дж. Мозг, сознание и программы. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Современный либерализм (учебное пособие): Дж.Ролз, И.Бёрлин, Р.Дворкин и др. М., ДИК, 1998.

Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М., «Наука», 1992.

Боррадори Дж. Американский философ. Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом... М., ДИК, 1998.

Примерные контрольные вопросы для аттестаций:

1. Прокомментируйте следующее положение К.-О. Апеля: «Словом "язык" обозначается проблема оснований науки и философии, а не просто эмпирический предмет науки наряду с другими (находящимися в мире) предметами» (Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. — Вопросы философии № 1, 1997. С. 76). Какие аргументы в поддержку и в опровержение этого тезиса Вы можете привести?

2. Какие цели и задачи может ставить перед собой теория языка? Как они будут определять ее характер и строение?

3. Охарактеризуйте соотношение аналитической философии, логики и лингвистики. Что Вы думаете об их месте в системе философского и научного знания?

4. Каким образом логические отношения находят выражение в языке?

5. В чем, на Ваш взгляд, состоит важность проведенного Фреге различения смысла и значения для философии языка и теории познания в целом?

6. Какие свойства дескрипций позволяют им, по выражению П.Стросона, «поддерживать имена»?

7. Истолкуйте афоризм 5.6 «Трактата»: «Границы моего языка означают границы моего мира».

8. Какие принципиальные проблемы возникают, на Ваш взгляд, при употреблении философских терминов и при формулировке философских вопросов? В чем Вы видите преимущества и недостатки принятых в Венском кружке «антиметафизических» взглядов на такие проблемы?

9. Сопоставьте возможные позиции в дискуссии о протокольных предложениях и в споре об универсалиях.

10. Должны ли чувственные данные быть онтологизированы? Обоснуйте несколько точек зрения.

11. В 60-70-е годы ХХ века преобладала та точка зрения, согласно которой природу языка можно уяснить, изучая все, кроме сферы ментального. В 80-90-е годы общепринятым стал подход, согласно которому успешное моделирование языка возможно только в более широком контексте моделирования сознания. Как Вы считаете, с чем это связано?

12. По мнению Дж.Фодора, привлечение менталистских категорий не обязательно подразумевает дуализм. Попробуйте развить эту точку зрения.

13. Если человек правильно переводит предложение данного языка некоторым предложением другого языка, то следует ли из этого, что он понимает предложения исходного языка? Аргументируйте утвердительный и отрицательный ответы, показав их семантические следствия.

14. Каким образом значение слов может быть определено через значение предложения, которое они составляют?

15. Может ли знание значения предложения сводиться к знанию условий его истинности? Аргументируйте утвердительный и отрицательный ответы. Какие методологические и эпистемологические допущения лежат в основе обеих позиций?

16. Как, по Вашему мнению, могут выражаться в языке национальные и индивидуальные картины мира?

17. Охарактеризуйте эпистемологический и онтологический статус значения в теоретико-модельной, условие-истинностной и теоретико-игровой семантике.

18. Проанализируйте возможный объем понятия «функциональная роль значения». Эксплицируйте свои исходные допущения в этом рассуждении.

19. В чем смысл «процессуальной ориентации» теоретико-игровой семантики?

20. Прокомментируйте мнение И.И.Ревзина: «Реальный механизм производства речи, описать который мы стремимся, существует, по-видимому, не столько для того, чтобы определить все множество правильно построенных фраз, сколько для того, чтобы каждый раз построить (соответственно проанализировать) языковое выражение для заданного факта внешнего мира» (Метод моделирования и типология славянских языков. М., 1967. С. 27). Какие допущения здесь задействованы? Как может быть развита эта точка зрения?

21. Насколько чувствительна к предметной области семантика, заданная через процедуры? Более или менее чувствительна, чем теоретико-модельная семантика? Можете ли Вы аргументировать различные точки зрения?

22. В чем состоит эпистемологическая значимость конструктивных систем для обоснования употребления языка?

23. Прокомментируйте утверждение Гудмена: «Термин выбирается в качестве элементарного не потому, что он является неопределяемым; скорее, он является неопределяемым в силу того, что он был выбран как элементарный... Вообще термины, принятые в качестве элементарных в одной системе, вполне могут поддаваться определению в какой-либо другой системе. Не существует ни абсолютных элементарных терминов, ни такого их выбора, который был бы единственно правильным» (N.Goodman. The Structure of Appearance. Cambridge Mass., 1951. P. 57). На каких исходных допущениях основан такой подход к проблеме семантических примитивов? Что отличает его от «философских языков»?

24. Можно ли считать использование дистинкции «концептуальная схема vs. содержание мира» разрешением спора, описанного в «Кратиле»? Почему?

25. Каково, по Вашему мнению, значение феномена непереводимости отдельных выражений естественных языков для теории познания?

26. Охарактеризуйте различие между формами истинности выражений вида «А выкуривает пачку сигарет в день» и «А — курильщик».

27. Охарактеризуйте концепцию сознания, выдвинутую лингвистической философией.

28. Как Вы понимаете «терапевтическую» функцию философии? Согласны ли Вы с предлагавшимися трактовками?

29. Прокомментируйте утверждение Куайна: «Вопрос, похожи или непохожи по своему значению два предложения, не имеет определенного ответа, за исключением такого, который дается речевыми диспозициями людей» (W.V.O.Quine. Ontological Relativity and other essays. N.Y., 1969. P. 29).

30. Прокомментируйте утверждение Куайна: «Слова могут быть выучены как части более длинных предложений, а некоторые слова могут быть выучены как однословные предложения посредством прямого указания на объекты. В обоих случаях слова имеют значение постольку, поскольку их употребление в предложениях обусловлено сенсорными, вербальными или какими-либо иными стимулами» (Слово и объект. М., 2000. С. 33).

31. Прокомментируйте утверждение Серля: «Существо, которое не только выражает свои интенциональные состояния, но выполняет акты с тем, чтобы другие узнали его интенциональные состояния, уже имеет примитивную форму речевого акта» (J.Searle. Intentionality. Cambridge, 1983. P. 178).

ТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(рефератов, курсовых, дипломных работ)

1.      Философия математики Фреге
2.      Философия языка Фреге
3.      Опровержение идеализма Дж.Э.Муром
4.      Теория типов Рассела
5.      Теория дескрипций Рассела
6.      Логический атомизм "Трактата"
7.      Философия языка "Трактата"

8. Философия в понимании Л.Витгенштейна.

9.      Дискуссия о языке наблюдения в Венском кружке
10.  Критерий верификации
11.  Основные положения феноменализма в Венском кружке, аргументы за и против
12.  Феноменализм в британской аналитической философии
13.  Основные положения физикализма в Венском кружке, аргументы за и против
14.  Развитие взглядов Р.Карнапа
15.  Значение семантической теории истины Тарского для аналитической философии.

16. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века

17.  Философия обыденного языка

18. Аргументы индивидуального языка и следования правилу

19. Проблема сознания в философии Л.Витгенштейна

20.  Номинализм в аналитической философии
21.  Теория значения Куайна

22. Принцип онтологической относительности

23.  Холистические представления: генезис, аргументы за и против
24.  Дескриптивная метафизика П.Стросона

25. Теория речевых актов

26. Интенционалистские теории языка

27. Условие-истинностные концепции значения

28. Конструктивистская парадигма в аналитической философии

29. Влияние аналитической философии на когнитивистику и исследования по искусственному интеллекту

30. Проблема понимания в современной аналитической философии

31. Неопрагматизм в аналитической философии

32. Аналитическая философия и феноменология

33. Аналитическая философия сознания

34. Аналитическая философия права

 
Hosted by uCoz