Цель, структура и содержание курса
Основная цель курса - дать общий очерк тех работ Фуко, которые имеют наибольшее
значение в социологическом плане. Курс состоит из трех разделов, характеризующих
анализ Мишелем Фуко «практических систем» - совокупностей дискурсивных и не-дискурсивных
практик. В первом разделе - «От архива к диаграмме» рассматриваются работы
т. н. «архелогического периода» , направленные на выявление исторических условий
возможности медицины, психиатрии, биологии, гуманитраных наук. Во втором разделе
«Власть/знание» показывается, как Фуко выделяет и анализирует специфические
компоненты власти-знания, стратегии власти и дискурсивные практики. Третий
раздел «Эстетики существования» посвящен «позднему» Фуко с поворотом его внимания
- в исследовании темы социальной детерминации поведения - от Нового времени
к античности и периоду перехода к эллинизму. На семинаре используются материалы
из INTERNET.
№ |
|
Лекции,
часы |
Семинары,
часы |
|||
1 | Постструктурализм как социальная теория | 2 | 2 | |||
2 | Мишель Фуко. Жизненный и профессиональный путь | 2 | - | |||
Раздел I: Дискурсивные практики | ||||||
3 | Безумие и инаковость | 2 | 2 | |||
4 | Рождение клиники: археология медицинского взгляда | 2 | - | |||
5 | Познавательные поля | 2 | 2 | |||
6 | Археология знания | 2 | - | |||
Раздел II: Власть/знание | ||||||
7 | Дисплицинарные институты | 2 | 2 | |||
8 | Дискурс сексуальности | 2 | 2 | |||
Раздел III: Эстетики существования | ||||||
9 | Человек желающий | 2 | 2 | |||
10 | Заключительные дебаты: «Эффект Фуко» | - | 2 | |||
ИТОГО - 32 часа
|
18 | 14 |
Деконструктивизм как литературно-критическая практика постструктурализма. Ж. Делез. Ю. Кристева. Р. Барт. Йельская школа. Концепция метарассказа Лиотара.
Постмодернизм как концепция «духа времени» конца
ХХ века. «Постмодернистская чувствительность».
Университет г. Лилля. Университеты гг. Упсала (1956-58), Варшавы, Гамбурга, Сан-Паулу, Туниса. Университет г. Венсан (1968). Кафедра в Коллеж де Франс (1970).
Тема 3: Безумие и инаковость
Отступление проказы. Изменение функций лепрозориев. Голоса безумия. Мир исправительных работ. Опыты безумия. Умалишенные.
Безумец как естественный вид. Трансцендентность бреда. Лики безумия. Врачи и больные. Выход на сцену нервных болезней.
Великий страх. О правильном применении свободы. Рождение психиатрической
лечебницы. Психиатрия как карательная социальная практика.
Развитие методов медицинских наблюдений во второй половине XVII - начале XIX века. Становление анатомо-клинического метода.
Выход болезней из-под власти метафизики зла. Новое понимание болезни и смерти. Приживление смерти в медицинском мышлении («вкройте несколько трупов»).
Закрепление нового типа научных дискуссий, основанных на доверии к опыту и наблюдению. Элементы новой медицины как науки об индивиде: новые мыслительные модели, властные отношения и практика; новое содержание профессии медика, основанное на критериях компетентности; врач, поддерживаемый корпорацией и полномочный принимать решения; новые отношения между врачом и пациентом, основанные на сочетании наблюдения и опроса.
Клиника - концентрация новой области сбора и производства медицинских знаний.
«Археология» и историческое знание кумулятивистского толка. Дискурсивные и не-дискурсивные практики.
Условия возможности мнений, теорий и наук в различные исторические периоды. Эпистемы: соотношения «слов» (означающих) и «вещей» (означаемых). Три «эпистемы» (познавательных поля) в европейской культуре.
Эпистема возрождения (XVI век): тождество «слов» и «вещей», их соотносимость и взаимозаменяемость. Эпистема Классицизма (XVII-XVIII): противопоставление «слов» и «вещей», их опосредованное соотнесение через мышление. Эпистема Модерна (начало XIX века - по настоящее время): опосредованность слов и вещей «материальными системами»: языком, жизнью, производством.
Проблема человека в эпистеме Модерна. «Смерть» субъекта.
Высказывание и архив. Определение и функции высказывания. Описание высказывания. Редкость, внешнее, накопление. Историческое априори и архив.
Археология и история идей. Оригинальное и регулярное. Противоречия. Сопоставительные факты. Изменения и трансформации. Наука и знание.
От архива к диаграмме.
Система власти в средние века: ассимметричность прав преступника и суверена. Кара как спектакль: жестокость и изощренность пыток, публичность и зрелищность наказаний. "Политэкономия тела".
Трансформация власти в 18 веке. Изменение отношения к преступлению в народной массе.
Всеподнадзорность и дисциплина. Дисциплинарные поля: работные дома, колледжи, интернаты, казармы, мануфактуры, госпиталя. Формирование особой архитектуры всеподнадзорности. Организация пространства и времени. Рост детализации жестов и действий. Расиширенный иеархический надзор как основа "диаграммы власти". Процедура смотра-экзамена.
"Паноптикум" Иеремии Бентама. Обобщение тюрьмы.
Гипотеза подавления? Эволюция католической исповеди. Выведение желание в дискурс. "Скандальная" литература XIX .
Формирование политических, экономических и технических факторов, побуждающих говорить о сексе. Проблема "населения": уровень рождаемости, брачные и внебрачные рождения, последствия безбрачия, контрацептивные средства и т.д. Дискурсивный взрыв 18-19 вв. и изменения в нормативных системах, регулировавших сексуальную практику. Перенос фокуса внимания с супружеских отношений на детский секс, секс сумасшедших, преступников, гомосексуалистов, на сексуальные фантазии и мании.
Scientia sexualis и art erotica. Scientia sexualis как наслаждение знанием о сексе и связанным с ними дискурсами. Воля к знанию и стратегии власти к добыванию знаний о сексе. Стратегические направления власти-знания относительно секса: рассмотрения тела женщины в тесной связи с проявлением истерии; превращение детской сексуальности в педагогическую проблему; трактовка извращений как проблема психиатрии.
Периодизация в истории сексуальности. Формирование техник управления сексом. Процесс распространения и применения этих технологий.
Роль психоанализа.
Тема 9: Человек желающий
От age classique к культуре античности. Aphrodisia: "дела" и "акты" Афродиты. Неразрывная связь удовольствия, желания и деторождения. Аспекты их динамического соотнесения: количественные характеристики сексуальной активности; противопоставление "активной" и "пассивной" ролей. Мораль и неморальное поведение (пассивность и излишество).
Факторы "правильного использования" секса: физическая потребность, статус индивида, меняющиеся временные и прочие обстоятельства. Самообладание, аскеза. Истина и свобода. Идеал сексуальной добродетели. Связь практики наслаждения с логосом.
Смещение аспектов в римскую эпоху. "Культивирование себя". Система устной и письменной деятельности, посвященной работе над собой. Переплетение тем медицинских и этических. Темы римской сексуальной культуры.
Концепция и методики анализа культуры у Фуко.
Критика концепций «разрыва», «дискретности истории», «эпистемы», «архива», «власти», «смерти субъекта», «дисциплинарной всеподнадзорности», «дискурса сексуальности».
Влияние Фуко на интеллектуальные поля современного Запада.