М.Н.Диденко

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Программа курса

Москва 1997

Программа курса разработана для студентов Университета Российской академии образования.
На факультете психологии и педагогики она расчитана на два года обучения (четыре семестра) и включает три раздела: История классической философии (2 семестра), Современная западная философия (1 семестр), Русская философия (1 семестр), в каждом из которых сформулированы и раскрыты основные темы курса. В конце программы помещены списки рекомендуемой литературы и перечни вопросов для самостоятельной работы с первоисточниками.
Форма отчетности - экзамен по каждому разделу.

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Введение в курс истории философии.

Проблема определения философии. Картина мира и мировоззрение. Положение и роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философствования. Метафизика и теология.

Традиционные философские вопросы. Природа человека и смысл его существования. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Общество. Многообразие форм мышления, культур, социального опыта.

Онтология; гносеология; логика; этика; аксиология; эстетика. Монизм и плюрализм. Диалектика.

История философии как философская и культурологическая область знания; ее предмет и содержание.

Тема 2. Философия ранней античности.

Духовная тенденция поиска гармонии между знанием о мире, жизненным опытом, идеалами и верованиями. Зарождение философии в Древней Греции.

Учения милетских философов о первоначалах, о бытии и движении. Диалектика Гераклита. Атомизм Демокрита. Человек как микрокосм. Чувственное знание и разумность по Пармениду. Апории Зенона. Взгляды пифагорейской и элеатской школ.

Тема 3. Философские учения Платона и Аристотеля.

Учение об идеях как ядро системы Платона. Соотношение идей и вещей, сверхприродного и природного (Космос умопостигаемый и космос зримый). Телеология. Трехчастное строение и самодвижность души. Учение Платона о знании: интеллектуальное знание как "припоминание" души (первый априоризм).

Силлогизм. Теория Аристотеля о четырех причинах. Логика и законы мышления. Ступени познавания. Психология Аристотеля: душа как форма и энтелехия живого тела. Три вида души. Первичные и вторичные качества.

Тема 4. Средневековая христианская философия.

Основные черты христианского мировоззрения. Символ веры. "Первородный грех", покаяние, спасение.

Патристика. Проблема "общих понятий". Соотношение Бога, мира и человека у Блаженного Аврелия Августина. Мистицизм. Первенство веры по отношению к знанию. Гносеология Августина. Теория "двух истин".

Схоластика. Взгляды Эриугены. Понятие интенции и номинализм У.Оккама. Соотношение теологии и философии у Фомы Аквинского. Гармония веры и разума. Антропология. Структура процесса познания по Аквинату.

Тема 5. Ренессанс и формирование философии Нового времени.

Пантеизм Николая Кузанского. Три космоса бытия. Учение о "знающем незнании".

Фрэнсис Бэкон: способности человеческой души и классификация наук. Опытно-индуктивный метод познания. "Теория призраков" как оригинальная типология заблуждений.

Философское противостояние двух основных взглядов на знание. Сенсуализм XVII века. "Tabula rasa" - радикальный вариант теории отражения. Эмпирическая теория познания Дж.Локка. Теория "естественного права" и теория "общественного договора" Т.Гоббса.

Тема 6. Рационализм.

Р.Декарт. Принцип очевидности и достоверности знания; интуиция и сомнение. "Рассуждение о методе". Самодостоверность и Богодостоверность - фундамент метафизики. Проблема обоснования материальной субстанции. Дуализм. Рационализм в этике.

Онтология "единой субстанции" Б.Спинозы. Идея абсолютной причинности; иллюзия свободы и смысл вероятности. Пантеистическое объяснение познавательных возможностей. Панлогизм.

Монадология Г.Лейбница: типы и возможности восприятия; мир как отражение иерархии перцепцирующих сущностей. Принцип "предустановленной гармонии". Начало теории бессознательного.

Тема 7. Европейская философия XVIII века.

Концепция бытия в учении Дж.Беркли. Критерии существования. Ощущение - фундамент и граница действительности. Критика материи. Мир как комбинация ощущений.

Гносеология Д.Юма: структура познавательного опыта. Три типа ассоциаций идей. Определение (основа и составляющие) реальности. Опровержение детерминизма. Концепция "меток". Теория аффектов.

Общие черты философии Просвещения. Деизм. Взгляды на человека и общество Мелье и Монтескье. Вольтер: естественная этика и теория божества. Учение Руссо о собственности, воспитании; концепция гражданской религии. Появление материализма: Гольбах, Гельвеций, Дидро. Утилитарная доктрина в этике. Энциклопедизм.

Тема 8. Немецкая классическая философия: И.Кант.

"Докритический" период творчества. Философский критицизм - поворотная точка в истории человеческой мысли. "Все познаваемое в предметах создается самим умом по его правилам и законам".

Типы суждений как форм познания. Синтетические априорные суждения.

Априоризм гносеологической концепции и "трансцендентальная эстетика". Пространство и время.

"Трансцендентальная аналитика". Связь субъекта и предиката в суждении. Категории. Основоположения чистого рассудка как законы действительности. Роль производительного воображения. "Синтетическое единство трансцендентальной апперцепции". Содержание времени и схематика. Концепция "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас" (феномен и ноумен).

"Трансцендентальная диалектика". Абстрактные понятия (сверхчувственные предметы) - компетенция разума. Антиномии рассудка. Типичные ошибки и их теоретические последствия-заблуждения. Критика рациональной психологии.

Теория морали и свободы. Определение категорического императива. Эстетика и суждения вкуса.

Тема 9. Немецкая классическая философия: И.Фихте.

"Наукоучение". Догматизм и критицизм. Действие, деятельность как основа бытия. Объективность и субъективность. Самосознание и смысл субъектно-объектного соотношения. Понятие "интеллектуальной интуиции".

"Основоположения" - классическая формула диалектики. Роль воображения и рассудка в "реальности". Взаимосвязь нравственности, свободы и творчества.

Тема 10. Немецкая классическая философия: Ф.Шеллинг.

Натурфилософия Ф.Шеллинга. "Силовая" основа пространства. Соотношение жизни и организма. Потенцирование. "Мировая душа" и многообразие материальной действительности.

"Система трансцендентального идеализма". Понятие Абсолюта. Два аспекта-направления в развитии духа. Три эпохи в истории самосознания. Философия Откровения.

Тема 11. Немецкая классическая философия: Г.Гегель.

Онтологизация логики и панлогизм. Соотношение идеи в бытии и идеи в мышлении. "Абсолютная идея".

Система Гегеля. Диалектические триады. Диалектические учения о бытии, сущности и понятии. Три ступени логического. Философия духа.

Раздел II. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Тема 1. Позитивизм.

Экономические, политические и духовные перемены XVIII-XIX веков. Новый менталитет.

Учение О.Конта о духе позитивного знания. Классификация наук. Три ступени в развитии познания. Понятие факта и закономерности. Апофеоз опыта. Закон подчинения воображения наблюдению. "Великий основной закон", его мировоззренческий смысл и методологическая функция.

Теория Г.Спенсера о познаваемом и непознаваемом. Концепция эволюции.

Тема 2. Эмпириокритицизм ("второй позитивизм").

Место эмпириокритицизма в европейской философии. Р.Авенариус: понятие апперцепции и "принцип экономии". Соотношение физического и психического в онтологии эмпириокритицизма. Жизнь как опыт. "Естественное понятие о мире" и понятие интроекции. Ее действие - источник субъектно-объектной раздробленности бытия. Генетическая теория познания Э.Маха. "Знание - не отражение реальности, а отражение истории человечества".

Тема 3. Философия неокантианства ("третий позитивизм").

Трансцендентальная логика (Марбургская школа) и трансцендентальная психология (Баденская школа) в учении о познании. Крайний априоризм: познание как конструирование предметов знания ("Мы познаем не предметы, а предметно"). Мышление есть демиург действительности. Методология наук: номотетика и идиография. Теория ценностей, понятия значимости и смысла.

Тема 4. Иррационализм С.Кьеркегора.

"Возрождение иррационализма" в XVIII-XIX веках как признание неадекватности рационального познания мира. Человек - фундаментальная загадка бытия. Предэкзистенциализм: существование, выбор, свобода. Учение о "единице". Стадии экзистенции. Абсолютная субъективность истины. Христианский догматизм и теория веры. Страх.

Тема 5. Взгляды А.Шопенгауэра.

Мир как представление. Априорные принципы сознания. Разум и интуиция; недоказуемость оснований знания.

Двоякая природа человека. "Мир как воля". Характеристики и иерархия воплощений воли. Познавательные возможности человека и смысл художественного созерцания. Этика пессимизма.

Тема 6. Философия жизни Ф.Ницше.

Онтологические представления. "Жизнь" как "целостность" мира. Становление, воля к власти, иерархия мироздания, принцип "вечного возвращения". Теория знания и истины. Неистинность бытия.

Критика христианства, Бога и традиционной этики. Естественная мораль. Теория сверхчеловека: гармония мужества и разума. Исторические и социологические взгляды. Пророчества Ницше.

Тема 7. "Академическая философия жизни".

Интуитивизм А.Бергсона: понимание времени; жизнь как длительность. Эволюционная теория сверхсознания. Познавательные способности: инстинкт, интеллект, интуиция. Два типа морали, религии и общества.

Соотношение физиологии и духа в человеке по теории В.Дильтея. Проблема существования материальной реальности. Науки о природе и науки о духе. Понятие понимания, его смысл в знании. Описательная психология и герменевтика.

Тема 8. Философия жизни: О.Шпенглер и Г.Зиммель.

Солипсизм Шпенглера: душа и мир как сущность сознания. Переживание как источник действительности. Полярность "природы" и "истории". Антропоморфность знания. Источник и роль религиозного чувства. Теория изолированных культур; параллелизмы в истории. Душа культуры и этапы ее движения. "Закат Европы".

Культурфилософская теория Зиммеля. Самоограничение жизни и его результаты. Личность; формы видения; виды культуры.

Тема 9. Философия психоанализа и философия человека.

Философская суть теории З.Фрейда. От "физиологического материализма" к утверждению автономности психического. Противоположение природы и культуры в человеке. Религия как "коллективный невроз".

К.-Г.Юнг: онтологический характер и непознаваемость "архетипов и символов". Теория о вневременной, синхронной когеренции между физическими и ментальными состояниями.

Антропология О.Вейнингера.

Тема 10. Феноменология.

Фундаментальная онтология. Неразрывность и несводимость сознания и предметного мира. Трансцендентализм: интенциональность как стержень бытия. Восприятие как формирование значения. Феноменологическая редукция.

"Кризис европейских наук" Э.Гуссерля; критика объективизма. Понятие "жизненного мира".

Тема 11. Экзистенциальная философия.

М.Хайдеггер о человеческом существовании. Экзистенциалы бытия. Рассуждение о нигилизме. Бытие и сущее. Понятие "постава".

Основные принципы экзистенциальной онтологии. Концепция свободы Ж.-П.Сартра. Сознание как "мера бытия" психического. Троичность бытия и понятие трансцендентного в теории К.Ясперса.

Тема 12. Прагматизм.

Ч.С.Пирс: познание есть переход от сомнения к вере. Методика науки. Прагматистская максима - "принцип Пирса". Истина как "окончательное и принудительное верование".

У.Джеймс о смысле религиозной веры (принцип "воли к вере"). Истина как успешность идеи. Учение об универсальном опыте. "Плюралистическая Вселенная".

Тема 13. Теория герменевтики.

"Истина и метод" Х.-Г.Гадамера. Предметная область герменевтики. Три измерения человеческого бытия. Предпосылки в процессе понимания, предпонимание, опыт. Смысл и онтологический характер "герменевтического круга".

Раздел III. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. Становление и развитие национальной религиозно-философской традиции.

Специфические особенности в возникновении, оформлении и расцвете русской философии. Причины исторически позднего появления отечественной философии в полноте ее достижений.

Формы внефилософского выражения философской проблематики в национальной культуре X-XIX веков (церковная практика, религиозная и светская литература, изобразительное творчество и т.п.).

Философское учение Г.С.Сковороды (XVIII век). Серебрянный Век русской культуры (конец XIX - первое десятилетие XX веков) - "золотой век" отечественной философии. Понятие "русского религиозно-философского ренессанса". Философская традиция в России и в Западной Европе (сравнительный анализ). Русская философия в эммиграции. Особенности формирования истории русской религиозной философии.

Тема 2. Начальный период русского национального философ-ствования (первые десятилетия XIX века).

Преобладание историко-культурной проблематики. Природа и сущность культуры, цель и содержание истории. Тема России во всеобщем составе философских исследований. Формирование "русской идеи", ее основоположники. П.Я.Чаадаев. Россия как объект философии и как всемирно-культурный субъект. Внеисторический смысл феномена России. Эволюция историософских воззрений Чаадаева и "Апология сумасшедшего" как ее продукт. "Безумие" как явление национального "мудрствования"; "оправдание" России, ее метаистория; иррациональные основы фундаментальной самобытности и великой будущности России.

Тема 3. Философское исследование органических начал национального самосознания.

Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев как классики "русской идеи". Панславизм Данилевского; учение о культурно-исторических типах; культура как организм. Россия и Европа. Государственно-религиозный консерватизм Леонтьева. "Византизм и Славянство". Восточно-христианские, православные истоки российской уникальности.

Тема 4. Русский космизм.

Н.Ф.Федоров и его философия "общего дела". Вселенский "проект", идея воскрешения предков. Человек, Природа и Космос. Динамизм и натурализм Федорова. Общечеловеческие и исконно русские начала его учения. Федоров и Православие.

Тема 5. Религиозно-философские воззрения В.В.Розанова.

Радикальный антиномизм и парадоксальность розановской философии. Антисистемность как метод миропостижения; "мозаика" идей. Феномен стиля Розанова ("Опавшие листья", "Уединенное"). Экзистенциальная критика и апология христианства. "Неоязычество" Розанова. Эротическая проблематика как фокус онтологии. Физиология, феноменология, метафизика, теология и мистика пола.

Тема 6. Метафизика Всеединства.

В.С.Соловьев как основатель национальной философской школы. Спекулятивные и мистические начала соловьевской доктрины. Идея Всеединого Сущего. Гносеология Соловьева. Учение о всеобщих основаниях истины. Понятие Софии, Премудрости Божьей. Этика Соловьева.

Тема 7. Анализ фундаментальных метафизических основ концепции Всеединства.

Философия кн. С.Н.Трубецкого и Е.Н.Трубецкого как опыт построения православного религиозно-философского мировоззрения. Идея Всеединства. Софиология Трубецких. "Конкретный идеализм" С.Н.Трубецкого: учение о Логосе как универсальном разуме, феноменология Абсолютного Бытия. Гносеология Е.Н.Трубецкого: учение о транссубъективных основаниях истины; природа и сущность человеческого познания.

Тема 8. Философия русского религиозного ренессанса. Экзистенциальная традиция национального философствования.

Философия Н.А.Бердяева как манифест "свободного духа". Имманентные парадоксы свободы. Свобода и Ничто. Свобода и Абсолют. Трагические начала свободы. Персонализм Бердяева. Личность как вселенский феномен.

Этика Б.П.Вышеславцева. Нормы "закона" и истины "благодати" как элементы морали. Учение о "сублимации".

Тема 9. Основания интуитивизма в контексте метафизики Всеединства.

Н.О.Лосский как основатель и идеолог русской версии интуитивизма. "Конкретный идеал-реализм": органическое единство мира как всеобщая онтологическая основа истинного познания ("Мир как органическое целое"). "Иерархический персонализм" Лосского: Учение о "суб-станциальных деятелях", тотальный плюрализм бытия ("Ценность и бытие").

Тема 10. Метафизика Абсолюта и метафизика твари как теоретические аспекты доктрины Всеединства.

Учение Л.П.Карсавина о структуре миро-божественных отношений. Тварь как "инобытие" Абсолюта; "смерть" Абсолюта в творении и "восстановление" Абсолюта. "Ничто" и "Нечто". Мир как гармоническая совокупность "теофании". Личность и Абсолют; личность как продукт самотрансценденции твари. Философия истории Карсавина.

Тема 11. Софиология как органическая часть христианской православной метафизики.

София - центральное понятие религиозной философии и богословия С.Н.Булгакова. Коренной антиномизм софиологической проблематики. Опыт определения Софии. София Божественная и София тварная. Христологический, мариологический, экклезиологический и космологический аспекты булгаковской софиологии. Идея Софии и тринитарный догмат. Рассуждения о "Богочеловечестве". Метафизика имени. Сакральная природа слова, символический характер языка. Учение об Имени Божьем.

Софиология П.А.Флоренского. София как абсолютная реальность; учение о софийной иерархии мироздания. Любовь, Истина, Красота и Благо как атрибуты Софии. Отношение Софии к "домостроительству" Божию. Идея Софии и ее выражение в православной пневматологии. София в русском народном религиозном самосознании. Эстетические элементы софиологии: мистический символизм; культ и культура; способы творческой объективации внутренних истин религиозного духа.

Тема 12. Русская философия о притязаниях и пределах человеческого познания. Условия и способы постижения сущего.

Гносеология С.Л.Франка. Основы отвлеченного знания, роль интуиции в познании, природа познавательных способностей человека. Проблема "непостижимого". Наука и мистика в их отношении к непостижимому. Непостижимое как Абсолют. Понятие о "священном незнании". Непостижимое как сфера радикальных парадоксов.

В.Ф.Эрн о двух основных принципах философствования. "Рационализм" и "логизм", их конкретное содержание. Признаки логизма.

Тема 13. Традиция фундаментального иррационализма в русской религиозно-философской мысли.

Философия Л.И.Шестова как "великая и последняя борьба". Исконный антагонизм разума и свободы. Инфернальные родники разума: разум как "дар" дьявола. Экзистенциальная ценность "безумия" ("Апофеоз беспочвенности", "Только верой"). Свобода как квинтэссенция Истины. Ужас человека перед лицом Свободы. Истина как достояние избранных. Пути и условия всеобщей человеческой свободы.

Тема 14. Философия "нового религиозного сознания".

Д.С.Мережковский как "пророк" религии "Третьего Завета". Необходимость "нового откровения", неизбежность "эры Святого Духа". Принципиальная недостаточность исторического христианства ("Тайна Трех: Египет и Вавилон"). Проблема пола и проблема "святой плоти" как предельно актуальные проблемы человеческого существования. Учение об "андрогине". Эсхатология Мережковского: Христос и Антихрист, учение о мировом космическом пожаре, идея "третьего человечества" как царства святых ("Тайна Запада: Атлантида - Европа").

Тема 15. Русская философская мысль о религиозных основах и духовных целях человеческого бытия.

Основные положения и выводы работы И.А.Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Этика Ильина: проблема сопротивления злу силой как одна из насущных тем морали. Сила и насилие. Возможность и необходимость насилия. Насилие и свобода выбора морального субъекта.

Тема 16. Опыт историко-философского обобщения основных идей и достижений русской религиозной метафизики.

"История русской философии" В.В.Зеньковского, ее место и значение в национальной культуре. Учение Зеньковского о природе и сущности религиозного опыта. Фундаментальный креационизм Зеньковского: идея творения мира как коренной атрибут православного мировоззрения. Софиология Зеньковского.

Работа Г.В.Флоровского "Пути русского богословия" как опыт теоретического анализа основных тенденций и особенностей отечественной религиозно-философской мысли. Идея "неопатристического синтеза". "Возврат" к стилю и методам восточных отцов Церкви как залог плодотворного развития национальной философской и богословской мысли.

Тема 17. Органическая связь русской религиозной философии с древними традициями православного мистицизма.

Понятие о мистическом опыте. Византийская мистика как ядро православного богомыслия. Величайшие восточно-христианские мистики IV-XIV столетий: отцы-каппадокийцы, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Григорий Синаит, Николай Кавасила. Центральные положения православной мистики: концепция "Божественного Ничто", учение о "сущности" и "энергиях" Божества (усийно-энергийная диалектика), идея "теозиса" (обожения человека) и т.п. Исконные принципы византийского мистического богоучения в балансе идей русской религиозной философии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ко всему курсу :

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1991-96.

К разделу I :

Августин А.Бл. Энхиридион. М., 1996.

Августин А.Бл. О граде Божием. М., 1994.

Антология мировой философии. М., 1969-70.

Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М., 1974-1985.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Беркли Дж. Алкифрон. СПб, 1996.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Бэкон Ф. Сочинения. М., 1972.

Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. 1989.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

История философии в кратком изложении. М., 1991.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Собрание сочинений в 8 тт. М., 1994.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия втор.пол.XVIII-нач.XIX вв., М.,1986

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. М., 1984.

Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. М., 1987.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. М., 1976.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х тт. М., 1980.

Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

Платон. Сочинения в 4-х тт. М., 1993-94.

Плотин. Эннеады. Киев, 1995-96.

Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Фихте И.Г. Сочинения в 2-х тт. СПб, 1993.

Фишер К. Декарт. СПб, 1994.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1987.

Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб, 1996.

Юм Д. Сочинения в 3-х тт. М., 1995-96.

К разделу II :

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

Бергсон А. Собрание сочинений. М., 1992.

Богомолов А.С. Буржуазная философия XX века. М., 1974.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.

Вейнингер О. Последние слова. Киев, 1995.

Виндельбанд В. Избранное. М., 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1986.

Гуссерль Э. Собрание сочинений. М., 1994.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Дильтей В. Описательная психология. СПб, 1996.

Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. М., 1996.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб, 1996.

Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983.

Ницше Ф. Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1994.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1991.

Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М., 1996.

Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.

Шопенгауэр А. Сочинения. М., 1992.

Шопенгауэр А. Сочинения в 2-х тт. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996.

Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1995.

Юнг К.-Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1994-96.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

К разделу III :

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.

Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994.

Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х тт. Тр.-Серг.Лавра, 1994.

Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991.

Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу "Вопросы философии" 1985-96 гг.- сборники произведений В.Розанова, В.Соловьева, Н.Лосского, П.Флоренского, Н.Бердяева, С.Булгакова, Л.Шестова, В.Эрна, Трубецких, С.Франка, И.Ильина, А.Хомякова.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996.

Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. М., 1992.

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Мальцев С.Б. Византийская мистика и ее влияние на философию Русского Религиозного Ренессанса. М., 1993.

Мережковский Д.С. Иисус неизвестный. М., 1996.

Розанов В.В. О понимании. СПб, 1994.

Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.

Русская философия. Антология. М., 1996.

Русская философия. Словарь под ред.Маслина М.А. М., 1995.

Св.Григорий Палама. Триады... М., 1995.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1988.

Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

Философы России XIX-XX столетий. М., 1995.

Флоренский П.А. Иконостас. СПб, 1993.

Флоренский П.А. Сочинения в 2-х тт. М., 1994.

Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб, 1995.

Шестов Л.И. Сочинения в 2-х тт. Томск, 1996.

106 русских философов. М., 1995.

ВОПРОСЫ

для самостоятельной проработки на основе первоисточников

История Классической философии

1. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского.

2. Онтология Платона. Теория идей. (Диалоги "Лисистрат", "Протагор", "Пир").

3. Концепция души и знания в диалогах Платона "Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Протагор".

4. Учение о четырех причинах и психология в работе Аристотеля "Первая аналитика".

5. Аристотелевская теория души и гносеология ("О душе").

6. Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах "Исповедь" и "О граде Божием".

7. Теория "двух истин". Фома Аквинский: гармония веры и разума. ("Суммы теологии").

8. Антропология и познание по Аквинату (Там же).

9. Онтология и взгляды на познание в работе Николая Кузанского "Об ученом незнании".

10. Основные идеи теории знания, изложенные в работе Ф.Бэкона "Великое восстановление наук".

11. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж.Локка ("Опыт о человеческом разуме").

12. Антропология и социальное учение Т.Гоббса в работах "О человеке" и "Левиафан".

13. Рационализм Р.Декарта. Методология ("Рассуждение о методе").

14. Картезианский принцип очевидности и достоверности. Проблема материаль-ной субстанции ("Метафизические рассуждения").

15. Основные идеи в работе Б.Спинозы "Богословско-политический трактат".

16. Философские воззрения Г.В.Лейбница в работах "Монадология" и "Новые опыты о человеческом знании".

17. Трактовка бытия и критерии существования в "Трактате о началах человеческого знания" Дж.Беркли.

18. Д.Юм: принципы образования знания ("Трактат о человеческой природе").

19. Действительность по Д.Юму. Теория аффектов (Там же).

20. Философские позиции Вольтера, Руссо, Дидро.

21. И.Кант: смысл и значение синтетических суждений априори ("Критика чистого разума").

22. Априоризм в теории познания и "трансцендентальная эстетика" (Там же).

23. Формы суждений и категории рассудка (Там же).

24. Единство самосознания. Вообразительные схемы (Там же).

25. Основоположения чистого рассудка (Там же).

26. Раздел "Трансцендентальная диалектика" в работе "Критика чистого разума" и критика рациональной психологии.

27. Кантовская теория морали и свободы ("Критика практического разума").

28. Субъективность и объективность; понятие "интеллектуальной интуиции" в работе "Наукоучение" Фихте.

29. Основоположения идеализма Фихте (Там же).

30. Натурфилософия в работе Шеллинга "О мировой душе".

31. Работа Шеллинга "Система трансцендентального идеализма" об "одиссее духа".

32. Панлогизм. Концепция "Абсолютной идеи" в работе Гегеля "Наука логики".

33. Изложение системы Гегеля в его работе "Энциклопедия философских наук".

Современная западная философия

1. Учение О.Конта в работе "Курс позитивной философии".

2. Содержание и смысл позитивистской установки (Там же).

3. Агностицизм и теория эволюции Г.Спенсера ("Основные начала").

4. Взгляды С.Кьеркегора на человека (учение о "единице") и человеческую жизнь в работах "Страх и трепет" и "Или-или".

5. Работа Кьеркегора "Дневник соблазнителя" о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры.

6. Концепция мира-представления в работе А.Шопенгауэра "Мир как воля и представление".

7. Мир как воля у А.Шопенгауэра (Там же).

8. Истина, познание и нравственность в философии Шопенгауэра (Там же).

9. Бытие, познание, истина в работах Ф.Ницше "Рождение трагедии из духа музыки","Человеческое, слишком человеческое","По ту сторону добра и зла".

10. Теория морали Ницше в работах "Антихристианин" и "Генеалогия морали".

11. Истинная мораль и сверхчеловек ("Так говорил Заратустра").

12. Взгляды на действительность и теория эволюции в работах А.Бергсона "Непосредственные данные сознания" и "Материя и память".

13. Взгляды Бергсона на познание и познаваемость (Там же).

14. В.Дильтей: сознание и мир, теория знания ("Описательная психология").

15. В.Дильтей: науки о природе и науки о духе (Там же).

16. Онтологические и гносеологические установки в работе О.Шпенглера "Закат Европы".

17. Историология Шпенглера (Там же).

18. Антропологические открытия О.Вейнингера в работе "Пол и характер".

19. Смысл и задачи феноменологии по работе Э.Гуссерля "Кризис европейских наук".

20. Э.Гуссерль о сознании и интенциональности (Там же).

21. Теория познания Гуссерля. Понятие "жизненного мира" (Там же).

22. Работа М.Хайдеггера "О гуманизме": понятие экзистенции.

23. Бытие и сущее у Хайдеггера ("Бытие и время").

24. Основные идеи экзистенциализма (работа "Бытие и ничто" и роман "Тошнота" Ж.-П.Сартра).

25. Теория познания Х.Гадамера в его работе "Истина и метод".

История русской философии

1. Религиозно-философские воззрения в работе Г.С.Сковороды "Сад божественных песен".

2. Тема России в работах П.Я.Чаадаева "Философические письма" и "Апология сумасшедшего".

3. Учение Н.Я.Данилевского о культурно-исторических типах в работе "Россия и Европа".

4. Культурно-историческая концепция К.Н.Леонтьева (сборник работ "Восток, Россия и Славянство").

5. Русский космизм на примере трактата Н.Ф.Федорова "Философия общего дела".

6. Религиозно-философские воззрения В.В.Розанова (критика и апология хрис-тианства; мистический панэротизм и т.п.) в работах "Опавшие листья", "Темный лик", "Люди лунного света".

7. Метафизика Всеединства и софиология в работах В.С.Соловьева "Оправдание добра" и "Чтения о Богочеловечестве".

8. Онтология, гносеология и этика в работах В.С.Соловьева "Критика отвлеченных начал" и др.

9. Метафизика Всеединства и софиология С.Н. и Е.Н.Трубецких ("Смысл жизни" и "Учение о Логосе в его развитии").

10. Основные идеи труда "Философия свободы" Н.А.Бердяева. Учение о личности ("О назначении человека").

11. Этическая доктрина работы Б.П.Вышеславцева "Этика преображенного Эроса".

12. Интуитивизм и иерархический персонализм в работе Н.О.Лосского "Обоснование интуитивизма".

13. Метафизика Всеединства и учение об Абсолюте в работе Л.П.Карсавина "О началах".

14. Учения о личности и истории в работах Л.П.Карсавина "О личности" и "Философия истории".

15. Софиология С.Н.Булгакова в его работах "Свет невечерний" и "Купина неопалимая".

16. Главные положения труда С.Н.Булгакова "Философия имени".

17. Софиология П.А.Флоренского ("Столп и утверждение истины").

18. Учение П.А.Флоренского об истине (Там же).

19. П.А.Флоренского о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах "Иконостас", "У водоразделов мысли".

20. Учение С.Л.Франка о природе "непостижимого" ("Непостижимое").

21. С.Л.Франк о природе и сущности знания в работе "Предмет знания".

22. Философские идеи в работах Л.И.Шестова "Афины и Иерусалим", "На весах Иова".

23. Проблемы пола, плоти и христианского общества в мировоззрении Д.С.Мережковского.

24. В.Ф.Эрн о двух основных принципах философствования. Определения "логизма" ("Борьба за Логос", "Меч и крест").

25. Этическая проблематика в работе И.А.Ильина "О сопротивлении злу силой".

26. Учение В.В.Зеньковского о религиозном опыте и софиология в работе "Основы христианской метафизики".

27. Г.В.Флоровский о путях и особенностях русской религиозно-философской мысли в работе "Пути русского богословия".


Hosted by uCoz