А.Ф.Зотов

История современной западной философии

ПРОГРАММА КУРСА

Задачи курса истории современной западной философии и его различные аспекты (методологический, образовательный, мировоззренческий).

Идеалистический рационализм как характерная черта классической европейской философии Нового времени. Гегелевская идеалистическая панлогистская конструкция - завершение и символ "классического" способа философствования. Требование универсальной обоснованности бытия и знания и изменение смысла этого требования. Cogito ergo sum Декарта как фундаментальная формула классического рационализма. Содержание и субординация категорий бытия, разумности и действительности. Прочие базовые категории философии.

Критика классического идеализма во второй половине XIX века и ослабление влияния классической идеалистической традиции. Эволюция отношения к гегелевской философии и разные формы ее критики. "Поздний" В.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Л.Фейербах, К.Маркс, С.Кьеркегор, братья Бауэры и др. "неофициальные" философы в рамках критической антигегелевской волны.

Формирование исторического сознания и возникновение истории как научной дисциплины (И.Дройзен, А.Момзен, О.Минье, Ал. Токвиль и др.) как знак глубоких перемен в европейской мысли. "Реабилитация" случайного в социальном развитии.

В.Гумбольд как пример: его критика чисто-логического толкования бытия у Гегеля и одностороннего толкования опыта в идеалистическом панлогизме. Изменения в используемом им понятийном аппарате философии. Положительная программа Гумбольда: язык в роли универсального посредника между человеком и миром, человеком и природой, человеком и Богом. Философия как исследование мира, опосредованного языком, как "рефлексия речи".

Тезис об индивидуальности действительного и его невыразимости рациональными средствами как важная черта последующих "критических" концепций. Преемники гегелевского "абсолютного духа" в этих концепциях: "воля" (Шопенгауэр), "чувственное человеческое начало" (Фейербах), "труд" (Маркс), "экзистенция" (Кьеркегор). "Переворачивание" и "переработка" гегелевской спекулятивной конструкции. Позитивное и рефлексивное в составе знания.

"Опытный факт" в естествознании и "событие" в истории в роли новой почвы философского мышления.

Критика Шопенгауэром панлогистской философской установки. Диссертация "О четверояком корне достаточного основания" (1813 г.) и ее роль в определении философской позиции Шопенгауэра. Эволюция его взглядов. Главный труд Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1818) и его основные идеи. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема "вещи-в-себе". Критика Шопенгауэром философии И.Фихте. Содержание понятия "действительности" у Шопенгауэра и Гегеля.

"Бытие, не имеющее основания". "Тело" в роли средства постижения действительности. "Воля" и "тело". Понятие чистой воли. Позитивное и негативное; "Ничто" в философской концепции Шопенгауэра.

Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Отрицание воли к жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Квиэтизм и аскеза в этике Шопенгауэра. Пессимизм как мировоззренческая позиция.

Влияние Шопенгауэра на последующее развитие западной философии и культуры в целом.

Замещение гегелевского "абсолютного Духа" человеком как предметным существом, опосредующим в познании, жизнедеятельности и практике собстенную предметность. "Точка зрения субъективности" и ее различные аспекты у Кьеркегора, Фейербаха и Маркса. Экзистенция, чувственность и труд в роли "субстанции".

С.Кьеркегор и его вариант "поворота к субъективности". Критика Кьеркегором "эссенциализма" в философии и гегелевского панлогизма. Основные понятия и принципы его философии: действительность, экзистенция, индивидуация, интерес. Связь Бытия и Ничто. Тезис о субъективности истины. Свобода выбора и ее фундаментальное значение в жизни. Учение о стадиях на жизненном пути. Эстетическое, этическое, экзистенциальное. Понятие страха. Соотношение разума и веры.

Л.Фейербах и его критика Гегеля. Антропологический принцип в философии. Разоблачение "тайны гегелевской спекулятивной конструкции". Главное сочинение Фейербаха - "Сущность христианства"; его основные идеи. "Основы философии будущего".

К.Маркс и Ф.Энгельс; специфика их критики Гегеля. "Коренной переворот в философии" и понимание предмета, метода и задач философии. "Основной вопрос философии". Понятие материи. Маркс и Энгельс о соотношении философии и естествознания.

Марксистский вариант "поворота к субъективности". Трактовка человека как "предметного существа" и ее гегелевские истоки. Труд как "субстанция" предметного бытия. Концепция отчуждения. История как "подлинная наука о человеке. Исторический материализм в роли "первой метафизики". Категория практики и ее роль в марксистской философии.

Социально-политические аспекты марксизма: учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.

Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Специфика "позитивного метода" как оппозиции традиционной философской (метафизической) рефлексии. Понятие действительности в позитивизме и проблема основ бытия и знания. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом при переходе к индустриальному обществу. Изменение места естествознания и технических сведений в иерархии знаний, трансформация представлений о назначении науки и ее методах. Эксперимент, наблюдение, работа над источниками как "последнее основание" любого положительного знания. Трактовка законов как "устойчивых фактов". Принцип относительности знания и новое понимание истины; проблема достоверности знания.

Классификация знаний как проблема; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук. Антиредукционизм Конта и его оппозиция идеалу систематичности: единство наук в виде "энциклопедии". Конт и французские энциклопедисты. Философия как "теория науки".

Философско-методологический смысл "великого основного закона". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". "Установка на имманентность" в качестве главной черты позитивной науки. "Закон подчинения воображения наблюдению" и его мировоззренческий смысл.

Контовская концепция самопознания и состав "наук о духе"; социология в роли базисной науки о человеке.

Д.С.Милль и его концепция метода. Общефилософские (мировоззренческие) предпосылки индуктивного метода. Определение и обоснование. Критика Миллем "догматического эмпиризма". Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. "Принцип непрерывности" как закон бытия. "Закон сознания" как принцип бытия. Теория знаков. Психология как субститут метафизики.

Место социологии в системе знаний. Факты и социальные факты. "Логика моральных наук" Милля и отношение этих наук к естествознанию.

Г.Спенсер. Спенсеровские представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Специфика спенсеровской классификации наук по сравнению с контовской. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии.

Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции.

Место позитивизма в истории философии.

Позитивизм и естественнонаучный материализм. Социальные условия, способствовавшие превращению этого течения во влиятельное мировоззренческое учение. Отношение его представителей к метафизике и религии. Их представление о роли науки и философии, о значении естественнонаучного и научно-философского образования в общественной жизни.

Учение естественнонаучного материализма о соотношении материи и духа, о природе и обществе; их представление о познании.

Л.Бюхнер - наиболее "философский" представитель этого течения. Его отношение к истории философской мысли и к метафизическим учениям прошлого. Его учение о материи, воле, сознании, идеальном.

Социально-политические идеи и политическая деятельность представителей этого направления. Причины поразительного влияния идей этой школы и ее быстрого заката.

Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма. Новая гносеолого-методологическая проблематика и кризис механистического редукционизма.

Главные представители эмпириокритицизма: Р.Авенариус (1843-1896) и Э.Мах (1838-1916). Специфика эмпириокритицизма по отношению к "первому" позитивизму в трактовке источников и содержания знания. Проблема первоначала и поиска очевидного. Критика "дуализма".

Онтологическая концепция Авенариуса: жизнь как целостность; биологическая экономика; жизненный максимум сохранения; принцип устойчивости; принцип наименьшей меры силы; учение об элементах мира.

Представления Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; "родовая травма" и "естественное понятие мира"; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок"; проблемы и депроблематизация; соотношение представления и понятия.

Отношение биопсихологической теории познания Авенариуса к современным ему психофизиологическим концепциям (И.Гербарт, И.Мюллер, Г.Штейнталь). Учение об интроекции и способах ее преодоления как аргумент в критике "психологизма" и идеализма.

Концепция опыта Э.Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира".оль памяти Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха. Физический идеализм как прикладной эмпириокритицизм.

Место эмпириокритицизма в истории западной философии.

Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. "Теория познания" (Э.Целлер) как ответ немецкой философии на англо-французский позитивизм. Отличия неокантианской трактовки познавательных процессов от эмпириокритической.

Раннее неокантианство - синтез критицизма с конструктивизмом. Г.Гельмгольц (1821-1894) о механизмах познания и его теория иероглифов.

Формирование исследовательской программы неокантианского движения: О.Либман и лозунг "Назад к Канту!" Юго-западная (Марбургская) школа неокантианства. Г.Коген (1842-1919) и его трактовка познавательных процессов: ощущения и конструирование предметов познания (данное и заданное); проблема научного факта, трансцендентализм, критика понятия "вещь-в-себе". Отказ от абсолютного априори Канта и понятие исторического априори. Антииндуктивистская трактовка абстракции. Математика как образец и основа научного познания. Критика "вещизма" и субстанциализма.

Баденская школа неокантианства. Предметный подход и два метода научного познания. Г.Риккерт (1863-1936), его критика субъективизма и солипсизма. Теория образования понятий и границы естественнонаучных методов познания. Учение о соотношении физического и психологического, понятие эмпирической действительности. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. История как "подлинная наука о действительном". Понятие индивида культуры и экземпляризация исторического развития. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках о духе, ее истоки в "теории значения" Р.Лотце и когеновских разработках кантианской теории опыта.

Этическая концепция неокантианства и "этический социализм"

Э.Кассирер (1874-1945) и его место в неокантианском движении. Его эволюция от "марбургского" варианта неокантианского учения к философской антропологии и концепции символической культуры. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов. Идея возможного. "Символическая вселенная". Культурный плюрализм как характеристика человеческого бытия. Учение об универсальных символических формах (миф, религия, язык).

Концепция конституирования данного у представителей "исторической школы" (И.Дройзен, Т.Моммзен, Л.Ранке, Ф.Савиньи). Теория исторического опыта как дополнение кантовской теории опыта. Генезис и строение исторического факта, тезис о его относительности.

В.Дильтей (1833-1911) и его концепция исторической действительности. Теория познания как логика исследования. Анализ Дильтеем закона достаточного основания и принципа причинности; выявление их границ в мышлении и действительности. Критика "логического идеала метафизики" и его основания - "формулы корреспонденции" мышления и бытия. "Поворот к сознанию" и описательная психология в роли основы наук о духе. Духовное как "действительное"; учение о непосредственном обладании духовными фактами; единство переживаемого и переживания в потоке жизни. Конституирование исторического процесса. Психическая структура и ее постижение. Соотношение части и целого в процессе постижения духовного бытия. Герменевтический круг. Роль эстетического начала в духовном опыте.

Cоциальные и гносеологические истоки "философии жизни"; смысл этого термина.

Ф.Ницше (1844-1900). Радикализация критической установки в европейской философии в отношении идей Просвещения и классического рационалистического идеализма. "Переоценка всех ценностей". Отношение Ницше к истории. "Аполлоновское" и "дионисовское" начала античной культуры. Позитивное и негативное в бытии: содержательная инверсия этих понятий у Ницше. Смысл тезиса о "совершенной позитивности мира", учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. Его трактовка позитивизма как прообраза нигилизма.

"Европейский нигилизм" как феномен, связанный с метафизической традицией и как историческое явление. Значение христианско-этической интерпретации мира в подготовке европейского нигилизма. Логос и Этос: отношение между бытием и ценностью. Отношение Ницше к христианству. Тезис о "смерти Бога" и истоки европейского нигилизма. "Инстинкт слабости" и обесценение ценностей. Смысл бытия как "покров бытия". Жизнь внутри становления. Идея "вечного возвращения". Бытие как ценность. Бытие сущего как "перспектива". Концепция Сверхчеловека; сверхчеловек как "человек перехода".

Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.

А.Бергсон (1859-1941). Его учение о творческой эволюции жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции.

Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества.

Причины влияния идей Бергсона на западную эстетику и культуру в целом.

Главные тенденции в философии истории ХХ века и ее представители (Б.Кроче, А.Тойнби, Р.Коллингвуд, П.Сорокин и др.). Кризис идеи исторического прогресса.

О.Шпенглер (1880-1936) и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура как организм. Смысл понятия "душа культуры". Причинность и судьба. Аполлоновская, магическая и фаустовская культуры. Культура и цивилизация. Мифология и физиогномика.

Критика Шпенглером европоцентризма. Анализ кризиса европейской цивилизации в книге "Untergang des Abendlandes" (русский перевод - "Закат Европы"). Его философия техники. Шпенглер и "прусский социализм".

Философия абсолютного идеализма как реакция на первый позитивизм, естественнонаучный материализм и этический утилитаризм. Критика традиций британского эмпиризма и обращение к идеям немецкого классического идеализма в работах Т.Х.Грина (1836-1882).

Ф.Бредли (1846-1924) - главный представитель абсолютного идеализма. Его критика психологического ассоциативизма и эмпиризма.

Б.Бозанкет (1848-1923) о путях постижения конкретно-всеобщей целостности Абсолюта.

Д.Мактаггарт (1866-1925) и плюралистический вариант абсолютного идеализма. Смыл его доказательств нереальности материи, пространства и времени.

"Абсолютный волюнтаризм" Д.Ройса (1855-1916).

Особенности социальной и культурной ситуации в Сев. Америке XIX столетия и их выражение в философских концепциях.

Ч.Пирс - основатель школы прагматизма. Массачузетский метафизический клуб. Критика Пирсом картезианского принципа универсального сомнения. Проблема соотношения веры и действия. Пирс о функциях и задачах мышления. "Принцип прагматизма". Соотношение науки и религии.

Пирсова концепция истины и его теория значения.

Популяризация и развитие идей прагматизма У.Джемсом (1842-1910). Радикальный эмпиризм и "плюралистическая Вселенная". Разработка Джемсом прагматистской концепции истины и его трактовка "принципа Пирса". Прагматизм, европейский позитивизм и философия жизни.

"Инструментализм" Д.Дьюи (1859-1952). "Реконструкция философии" и переход от "проблем философии" и "человеческим проблемам". Понятие опыта и его виды. Специфика трактовки Дьюи "принципа Пирса".

Инструментальная логика как теория исследования. Понятие проблемной ситуации. Научные понятия в роли инструментов.

Попытки применения прагматистской концепции для решения социальных проблем. Педагогика Дьюи.

Бихевиористский прагматизм Дж.Г.Мида (1863-1931). Понятие и функции символа. Возникновение "Я" и его структура. Философия акта. Проблема реконструкции прошлого.

Поздние варианты прагматизма: концептуализм К.Льюиса, логизированный прагматизм У.Куайна, методологический прагматизм Н.Решера, социоцентристский вариант прагматизма Р.Рорти.

Причины оживления реалистических тенденций в современной философии: трудности трансцендентализма, проблема идеальных объектов и "чистой предметности".

Реалистическая философия в Германии и Австрии. Неореалистические и критико-реалистические идеи А.Риля, Э.Бехера, О.Кюльпе, О.Крауса, А.Хефлера.

Критическая онтология Н.Гартмана: онтология как категориальный анализ, структура бытия и проблема данности, концепция познания. Философия природы Н.Гартмана.

Англо-американский неореализм. Гносеологическое (Д.Э.Мур и американские реалисты) и космологическое (С.Александер, А.Н.Уайтхед, Я.Х.Смэтс) направления в неореализме.

"Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура. Концепция независимости объекта от сознания в "пространстве ощущения" и критика субъективного идеализма.

Проблема здравого смысла в неореализме. Программа и первая платформа американского неореализма (Р.Б.Перри, Б.Холт, Э.Сполдинг, У.Монтегю, У.Марвин, У.Питкин). Концепция имманентности независимого.

Американский критический реализм. Его критика неореалистической концепции непосредственного знания. Идеалистическая (Дж.Сантаяна, Ч.Стронг и др.) и материалистическая (Р.В.Селларс) ветви критического реализма. Концепция "сфер бытия" Сантаяны и его учение о скептицизме и животной вере.

Становление натуралистической философии в США. Разработка вопросов методологии и гносеологии (Р.В.Селларс, М.Фарбер, Э.Нагель) Натуралистический гуманизм К.Ламонта. Научный, эмерджентистский и др. виды материализма в современной западной философии (М.Бунге, Д.М.Армстронг, Дж.Марголис).

Новейшие тенденции в реалистической и натуралистической философии: процессуализм Хартсхорна-Кобба, научный реализм, натуралистическая эпистемология У.О.Куайна.

Судьбы гегелевского философского наследия в Европе ХХ столетия. Тенденция субъективно-идеалистической и иррационалистически-волюнтаристской трактовки гегелевской диалектики.

Немецкое неогегельянство: Р.Кронер, А.Либерт, З.Марк, Г.Глокнер. Критическая и трагическая диалектика. Социальная концепция неогегельянства.

Итальянское неогегельянство. Философия духа, философия критики и философия истории Б.Кроче. "Актуальный идеализм" Дж.Джентиле: реальность как творческий разум; индивид и всеобщее.

Французское неогегельянство (А.Кожев, Ж.Ипполит), его связь с экзистенциализмом.

Гегелевские идеи применительно к истории (Р.Дж.Коллингвуд) и политике (Э.Блох, Т.Адорно).

Э.Гуссерль (1859-1938). Теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины.

Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма.

Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).

Ученики и последователи Гуссерля: Феноменология и философская антропология( М.Шелер и его "этика ценностей"); натуралистическое толкование феноменологии М.Фарбером (США); феноменология восприятия (М.Мерло-Понти); феноменологическая социология (А.Шюц).

"Фундаментальная онтология" М.Хайдеггера (1889-1976). Трансформация феноменологического метода, движение от феноменологии к экзистенциализму и герменевтике. Вопрос о "смысле бытия". Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как "пространство возможного". Совместное бытие. Man - диктатура публичности. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепци Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти.

"Поздний" Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, "деструкция метафизики", язык как "дом бытия", философия техники, "мистическое".

Экзистенциализм К.Ясперса (1883-1969). Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия.

Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.

Экзистенциализм Ж.-П.Сартра (1905-1980). Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма.

Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968-1980 гг.

А.Камю (1913-1960); проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю.

Позитивистская традиция и аналитическая философия. Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия.

Логико-семантические идеи Г.Фреге (1848-1925). "Ранний" Б.Рассел: философия как логический анализ языка, теория отношений, теория дескрипций, семантические и теоретико-множественные парадоксы, теория типов. Неореалистическая эпистемология Рассела и Д.Э.Мура: трактовка физических объектов как конструкций из чувственных данных. Проблема статуса универсалий. Логический атомизм и плюралистическая онтология.

Л.Витгенштейн (1889-1951). Соотношение мышления, языка и реальности в философии "раннего" Витгенштейна. Объект, факт, субстанция в "Логико-философском трактате". Теория имен. Предложение как "модель факта". Знаки и символы. "Метафизика" в трактовке Витгенштейна и ее статус. Эволюция взглядов Витгенштейна на роль метафизики в научном познании. Философия как "деятельность". "Мистическое" и мир фактов.

Логический позитивизм Венского кружка ( М.Шлик,. Р.Карнап, О.Нейрат и др.). Понимание структуры научного знания. Протокольные предложения, аналитическое и синтетическое. Проблема верификации и дискуссии по этой проблеме. Критика метафизики и проблема демаркации. Философский смысл семантического определения истины у А.Тарского. Принцип терпимости Р.Карнапа; внешние и внутренние вопросы теории.

"Поздний" Витгенштейн. Поверхностная и глубинная грамматика. Языковые игры как "формы жизни". Концепция "семейных сходств". Проблема скептицизма и достоверности.

Лингвистический анализ как "терапевтическое средство" (Д.Уиздом, М.Лазаревич, Э.Эмброуз). Критика Г.Райлом "картезианского мифа" и его попытка соединить лингвистическую философию с психологическим бихевиоризмом. Философия обыденного языка Д.Остина; понятие речевого акта. Дескриптивная метафизика П.Стросона и понятие базисного индивида. Анализ моральных высказываний в работах Р.Хеара.

Новейшая англо-американская версия неопозитивизма. У.Куайн о "догмах эмпиризма", его концепция онтологической относительности и неопределенности перевода. Н.Хомский: когнитивная психология и лингвистика. Семантический анти-реализм и инструменталистская тенденция в аналитической философии языка (М.Даммит). Теория действия Д.Дэвидсона. Физикалисский подход в попках решения проблемы соотношения ментального и телесного (Д.Смарт, А.Армстронг). Попытки применить методы аналитической философии к проблеме понимания.

Неорационализм и неокантианская традиция. Э.Мейерсон (1859-1933), его поиски доопытных предпосылок и оснований научного знания. Относительное априори. Законы действования в качестве базы научного мышления. Отождествление нетождественного как главная функция разума. Рационализация и иррациональное. Значение истории науки для ее развития.

К.Поппер (1902-1989) и его эволюция от верификационизма к фальсификационизму. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция"третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Роль критическаих аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания.

Г.Башляр (1884-1962). Понятие нового научного духа и новая трактовка рационализма. Рационалистская активность, диалектика самоотрицания, расщепление понятий, поиск сложного в простом. Техническая реальность и феноменотехника. Критика субстанционализма. Границы рациональности. Психоанализ Башляра (комплекс Прометея, комплекс Новалиса, комплекс Гофмана).

М.Полани (1891-1976). Познание как искусство. Явное и неявное знание. Проблема обоснования в науке и роль личностного фактора в составе знания.

Изменение трактовки предмета и задач методологии у ученых и в философии науки второй половины ХХ в. Темы развития и функционирования науки как центральные в методологических концепциях этого периода.

Концепция развития науки К.Поппера и ее критика И.Лакатошем. Т.Кун и его модель развития науки; понятия парадигмы, нормальной науки, научной революции, научного сообщества. Тезис о несоизмеримости парадигм и дискуссии по этому вопросу.

"Методологический анархизм" П.Фейерабенда.

Тематический анализ науки Дж. Холтона.

Социологические исследования науки и знания (Дж.Гилберт, М.Малкей).

Место психоанализа в философии и социальном познании.

Классический психоанализ З.Фрейда (1856-1939). Структура личности (Я, Оно, Сверх-Я). Факторы неврозов; подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Трактовка религии, культуры, социального конфликта.

Аналитическая психология К.Юнга (1875-1939). Коллективное бессознательное, понятие архетипов и механизм становления личности. Трактовка религии и художественного творчества.

Неофрейдизм (Э.Фромм, К.Хорни, Г.С.Салливен). Фроммовская трактовка отчуждения. Критика Фроммом капитализма и концепция социальной терапии.

Психоаналитические концепции социального бунта и контркультуры (Г.Маркузе, Р.Лейнг). Психоаналитические концепции личности Ж.Лакана и Э.Эриксона.

Место психоанализа в современной философии и его отношение к экзистенциализму, марксизму, герменевтике.

Научно-теоретические предпосылки структурализма: структурная лингвистика, структурная социология, структурный подход в истории.

Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры.

Структурная антропология К.Леви-Стросса (р.1908 ). Мышление дикаря и логика мифа. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах.

"Археология знания" М.Фуко. Понятие эпистемы. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от "археологии" знания к его "генеалогии". Дикурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти.

Структурный психоанализ Ж.Лакана. Реальное, вообажаемое и символическое.

Постструктурализм. Политическая семиология Р.Барта, грамматология Ж.Деррида, генетический структурализм Ж.Пиаже.

Культурологические концепции Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра.

Историко-философские предшественники герменевтики (Ф.Шлейермахер, А.Шопенгауэр, В.Дильтей). Проблема герменевтического круга.

М.Хайдеггер и его вариант герменевтической концепции.

Г.Гадамер. Понимание как универсальная проблема философии. Проблема исторического бытия и исторического времени. Предпонимание и предрассудки в интерпретации. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности.

Место понимания в познавательном процессе (Ст.Тулмин)

Герменевтика и "критика идеологии" (Ю.Хабермас).

Прикладная герменевтика в социологии познания (А.Шюц).

Роль религии в духовной жизни ХХ в. Основные разновидности религиозной философии христианства на современном этапе. Неотомизм - наиболее развитое течение европейской религиозной философии (М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон). Принцип гармонии веры и разума. Соотношение науки, философии и теологии. Основные категории неотомистской метафизики. Современные варианты креационизма. Доказательства бытия Бога. Гилеморфизм как ведущий принцип метафизики. Представление о познании, его видах и границах. Этика, проблемы добра и зла, свободы воли. Социальная доктрина.

Религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении. ( М.Шелер, П.Тейяр де Шарден).

Неоавгустинизм и неосхоластика.

Протестантская неоортодоксия. Диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер, "ранний" П.Тиллих). Американский вариант неоортодоксии - "теология кризиса".

Религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель). Теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер). Теология освобождения.

Изменения в понимании предмета и задач философии накануне третьего тысячелетия. Кризис традиционных идеологий и попытки синтеза культур в условиях глобальной цивилизации (традиционные и нетрадиционные культуры, "культура Востока" и "западная цивилизация").

Концепции информационного (постиндустриального) общества и ноосферной цивилизации. Попытки исследования современного общества как сверхсложной системы.

Философские аспекты исследования глобальных проблем современности.

Философско-мировоззренческий компонент в "зеленом движении". Биоэтика и "живая этика".

Философия как учебный предмет в современном образовании и философско-мировоозренческие компоненты в научном исследовании, технике, проектировании, политической хозяйственной деятельности и ее рефлексии, в проектировании, использовании и анализе масс-медиа.

Философия в роли связующего момента современной культуры.

К теме 1:
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994 , введение
Зотов А.Ф. Философия и историческая наука. В.Ф., 12, 1989
Зотов А.Ф. О чем говорит плюрализм философских течений. В.Ф., 12, 1991
К теме 2
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века, М., 1994
Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985
Маркс К. Критика гегелевской диалектики и философии вообще (1844 г.); Экономико-философские рукописи. Из ранних произведений, М., 1956, или Соч.,т. 3
Токвиль А. Старый порядок и революция, Пг., 1918
Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия, М., 1992
К теме 3
Шопенгауэр А. О четверояком корне...; Мир как воля и представление, т.1; Критка кантовской философии. М., изд. Наука, 1993
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, т. 2, М., изд. Наука, 1993
Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., "Просвещение", 1992
Фишер К. А.Шопенгауэр. М., 1896
Фолькельт И. А.Шопенгауэр, его личность и учение, СПб., 1912
Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М., 1975
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века, М., 1988, гл. 9
К теме 4
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993
Киркегард С. Наслаждение и долг. СПб., 1894
Фейербах Л. Сущность христианства. Избр. Филос. произв., т.2
Фейербах Л. Основы философии будущего. Избр. филос. произв., т.1
Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч., т. 3
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Соч., т.1 (стр. 224-232, 250-256, 313-345)
Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., т. 3 (Предисловие, стр. 182-185, 216-219, 224-225, 234-236, 279-284, 322-324, 410-413, 431-435, 447-544)
Маркс К. К еврейскому вопросу. Соч., т. 1
Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970
Шестов Л. Киркегард и экзистенциализм, М., 1992
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - нач. ХIХ в., М., 1957, гл. 5
История философии, М., 1957, т.2, гл. 2
К теме 5:
Конт О. Курс позитивной философии, СПб., 1900, т. 1
Конт О. Курс позитивной философии. Общий обзор позитивизма. - Родоначальники поитивизма, СПб., 1912, вып. 4, стр. 1-46, 49-53, 61-63, 71-74, 80-83
Конт О. Дух позитивной философии, СПб., 1906
Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм, СПб., 1906
Милль Д.С. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона, СПб., 1906
Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной, М., 1900, ч. 2, гл. 1-5
Спенсер Г. Основные начала, СПб., 1911
Спенсер Г. Основания психологии, М., 1897, ч. I - V
Спенсер Г. Основания психологии, М., 1898, ч. VI -X
Спенсер Г. Социальная статика, СПб., 1906
Тэн И. Об уме и познании, СПб., 1894
Асмус В.Ф. Огюст Конт \\ Асмус В.Ф. Историко-философские этюды, М., 1984, стр. 203-216
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века, М., 1988, гл. 1 - 2
Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма, М., 1960
К теме 6:
Бюхнер Л. Сила и материя. СПб., 1907
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века. М., 1988, гл. 3
К теме 7:
Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры силы, СПб., 1899
Мах Э. Анализ ощущения и отношение физического к психическому, М., 1908
Мах Э. Популярно-научные очерки, СПб., 1909
Мах Э. Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908
Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909
Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб., 1909
Петцольд И. Введение в философию чистого опыта. СПб., 1908
Позитивизм и наука. М., 1975
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века, М., 1988, гл. 4
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС т. 18
К теме 8:
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924
Дильтей В. Сущность философии.\\"Философия в систематическом изложении", СПб., 1903
Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах \\"Новые идеи в философии", 1912, N 1
Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912
Наторп П. Кант и марбургская школа \\"Новые идеи в философии", СПб., 1913, N 5
Наторп П. Философская пропедевтика. М., 1911
Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре, СПб., 1911
Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908
Риккерт Г. Два пути теории познания \\"Новые идеи в философии". СПб., 1913, N 7
Риккерт П. Предмет познания. Киев, 1904
Родоначальники позитивизма. 1912, вып. 4 - 5
Кант и кантианцы. М., 1978, гл. 1,3
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века. М., 1988, гл. 6
К теме 9:
Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб., 1914
Бергсон А. Длительность и одновременность. СПб., 1923
Бергсон А. Введение в метафизику. \\ Собр. соч. в 5 томах, СПб., 1914, т. 5
Бергсон А. Материя и память. \\ Собр. соч. в 5 томах, СПб., 1913, т. 1
Бергсон А. Время и свобода воли. \\ Русская мысль, 1910
Бергсон А. Два источника морали и религии. 1932
Ницше Ф. Сочинения в 2 томах, М., 1990
Ницше Ф. Стихотворения, философская проза. СПб., 1993
Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994
Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994
Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М., 1991
Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991
Зотов А.Ф и Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века. М., 1988, гл. 10 - 12
К теме 10:
Блок М. Апология истории. М., 1973
Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993
Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898
Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991
Ясперс К. Смыл и назначение истории. М.,1991
Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991
Освальд Шпенглер и "Закат Европы". М., 1922
Философские проблемы исторической науки. М., 1969
К теме 11:
Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М., 1974
Богомолов А.С. Английская буржуазная философия ХХ века. М., 1973
Богомолов А.С. Англо-американская буржуазная философия. М., 1964
сб. Буржуазная философия ХХ века. М., 1974
К теме 12:
Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910
Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911
Джемс У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904
Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910
Мельвиль Ю.К. Американский прагматизм. М., 1957
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ - начала ХХ века. М., 1988, гл. 14 - 15
К теме 13:
Бунге М. Философия физики. М., 1975
Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986
Мур Дж. Принципы этики. М., 1984
Мур Дж. Опровержение идеализма. \\ Историко-философский ежегодник 1987, М., 1987
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990
Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ в. М., 1974
Буржуазная философия ХХ века. М., 1974
Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века. М., 1978
К теме 14:
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980
Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1968
Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. М., 1987
Соловьева Г.Г. Негативная диалектьика. Алма-Ата, 1990
К теме 15:
Гуссерль Э. Собрание сочинений т.1 (Феноменология внутреннего сознания времени). М., "Гнозис", 1994
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) \\ВФ N 7, 1992
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. \\ ВФ, N 6, 1986
Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1909, т.1
Гуссерль Э. Логические исследования, т. 2. \\ Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988
Гуссерль Э. Парижские доклады. \\"Логос", 1991, N 2
Гуссерль Э. Феноменология. \\"Логос", 1991, N 1
Гуссерль Э. Философия как строгая наука.\\"Логос", 1911, N 1
Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990
Камю А. Избранное. М., 1990
Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. \\Проблема человека в западной философии. М., 1988
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991
Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. М., 1994
Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994
Сартр Ж.-П. Герострат. М., 1992
Сартр Ж.-П. Фрейд. М., 1992
Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. \\Проблема человека в западной философии. М., 1988
Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967
Унамуно М. Избранное. В 2 томах. М., 1981
Унамуно М. Назидательные новеллы. М.-Л., 1962
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991
Ясперс К. Смыл и назначение истории. М., 1991
Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты, опасности, шансы. М., 1991
Арон Р. История и диалектика ненасилия. Анализ сартровской "критики диалектического разума". М., 1993
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994
К теме 16:
Аналитическая философия (избранные тексты). М., изд. МГУ, 1993
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958АРРРРРРрРрРР
Витгенштейн Л. Избранные философские произведения. М., 1992
Витгенштейн Л. О достоверности. \\ВФ N 2, 1991
Вригт Г.Х. фон Логико-философские исследования. М., 1986
Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971
Малькольм Н. Состояние сна. М., 1993
Мур Дж.Э. Опровержение идеализма. \\Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957
Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962
Философия, логика, язык. М., 1987
Франк Ф. Философия и наука. М., 1960
Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991
Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980
Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994
К теме 17:
Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987
Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1994
Мейерсон Э. Тождественность и действительность. СПб., 1912
Полани М. Личностное знание. М., 1985
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993
В поисках теории развития науки. М., 1982
Зотов А.Ф., Воронцова Ю.В. Современная буржуазная методология науки. М., изд. МГУ, 1983
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994
К теме 18:
Гилберт Дж.Н., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. (Социологический анализ высказываний ученых). М., 1987
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967
Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991
Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981
К теме 19:
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989
Фрейд З. Будущее одной иллюзии \\ Сумерки богов., М.,1989
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986
Фромм Э. Психоанализ и религия \\ Сумерки богов. М., 1989
Фромм Э. Психоаналииз и этика. М., 1993
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994
Юнг Г. Архетип и символ. М., 1991
Цвейг Ст. Врачевание и психика. Мессмер, Бекер-Эдди, Фрейд. М., 1992
Цвейг Ст. Три певца своей жизни. Казанова, Стендаль, Толстой. М., 1992
Стоун И. Страсти ума или Жизнь Фрейда. М., 1994
Тема 20:
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1984
Мулуд Н. Анализ и смысл. М., 1979
Мулуд Н. Современный структурализм. М., 1973
Барт Р. Избранные работы. Семиотика и поэтика. М.,1994
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977
Деррида Ж. Письмо японскому другу. \\ ВФ, 1992 N 4
Структурализм: "за" и "против". \ сб. переводов. М., 1975
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977
Тема 21:
Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988
Гадамер Х.Г. Хайдеггер и греки. \\ "Логос", 1991, N 2
Гадамер Г.Х. Что есть истина? \\ "Логос", 1991, N 1
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984
Герменевтика: история и современность. М., 1985
Тема 22:
Барт К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация. \\ "Путь", 1992, N 1
Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность.\\ВФ, 1989, NN 10-11
Бохеньский Ю. Дузовная ситуация времени. \\ ВФ, 1993, N 5
Войтылла К. Основания этики. \\ ВФ, 1991, N 1
Маритен Ж. Ответственность художника. \\ Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991
Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. \\ Самосознание европейской культуры. М., 1991
Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1994
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965
Шелер М. Положение человека в Космосе. \\ Проблема человека в западной философии. М., 1988
Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М., 1911
Вдовина И.С. Французский персонализм. М.,1977
Тема 23:
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980
Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. \\ ВФ, 1992, N 4
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
Самосознание европейской культуры. М., 1991
Философия техники в ФРГ. М., 1989


Hosted by uCoz