ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Формы преемственности в историко-философском процессе. Основные факторы, детерминирующие этот процесс.
Задачи курса истории современной западной философии и его различные аспекты (методологический, образовательный, мировоззренческий).
Тема 2. Период формирования современной философии (характерные черты и главные тенденции).
Идеалистический рационализм как характерная черта классической европейской философии Нового времени. Гегелевская идеалистическая панлогистская конструкция - завершение и символ "классического" способа философствования. Требование универсальной обоснованности бытия и знания и изменение смысла этого требования. Cogito ergo sum Декарта как фундаментальная формула классического рационализма. Содержание и субординация категорий бытия, разумности и действительности. Прочие базовые категории философии.
Критика классического идеализма во второй половине XIX века и ослабление влияния классической идеалистической традиции. Эволюция отношения к гегелевской философии и разные формы ее критики. "Поздний" В.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Л.Фейербах, К.Маркс, С.Кьеркегор, братья Бауэры и др. "неофициальные" философы в рамках критической антигегелевской волны.
Формирование исторического сознания и возникновение истории как научной дисциплины (И.Дройзен, А.Момзен, О.Минье, Ал. Токвиль и др.) как знак глубоких перемен в европейской мысли. "Реабилитация" случайного в социальном развитии.
В.Гумбольд как пример: его критика чисто-логического толкования бытия у Гегеля и одностороннего толкования опыта в идеалистическом панлогизме. Изменения в используемом им понятийном аппарате философии. Положительная программа Гумбольда: язык в роли универсального посредника между человеком и миром, человеком и природой, человеком и Богом. Философия как исследование мира, опосредованного языком, как "рефлексия речи".
Тезис об индивидуальности действительного и его невыразимости рациональными средствами как важная черта последующих "критических" концепций. Преемники гегелевского "абсолютного духа" в этих концепциях: "воля" (Шопенгауэр), "чувственное человеческое начало" (Фейербах), "труд" (Маркс), "экзистенция" (Кьеркегор). "Переворачивание" и "переработка" гегелевской спекулятивной конструкции. Позитивное и рефлексивное в составе знания.
"Опытный факт" в естествознании и "событие" в истории в роли новой почвы философского мышления.
Тема 3: А.Шопенгауэр (1788-1860) и его критика идеалистического панлогизма. Становление иррационалистической тенденции в современной философии.
Критика Шопенгауэром панлогистской философской установки. Диссертация "О четверояком корне достаточного основания" (1813 г.) и ее роль в определении философской позиции Шопенгауэра. Эволюция его взглядов. Главный труд Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1818) и его основные идеи. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема "вещи-в-себе". Критика Шопенгауэром философии И.Фихте. Содержание понятия "действительности" у Шопенгауэра и Гегеля.
"Бытие, не имеющее основания". "Тело" в роли средства постижения действительности. "Воля" и "тело". Понятие чистой воли. Позитивное и негативное; "Ничто" в философской концепции Шопенгауэра.
Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Отрицание воли к жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Квиэтизм и аскеза в этике Шопенгауэра. Пессимизм как мировоззренческая позиция.
Влияние Шопенгауэра на последующее развитие западной философии и культуры в целом.
Тема 4: С.Кьеркегор (1813-1855), Л.Фейербах (1804-1872), К.Маркс (1818-1883) как главные представители антигегелевской критической волны в европейской философии второй половины XIX века.
Замещение гегелевского "абсолютного Духа" человеком как предметным существом, опосредующим в познании, жизнедеятельности и практике собстенную предметность. "Точка зрения субъективности" и ее различные аспекты у Кьеркегора, Фейербаха и Маркса. Экзистенция, чувственность и труд в роли "субстанции".
С.Кьеркегор и его вариант "поворота к субъективности". Критика Кьеркегором "эссенциализма" в философии и гегелевского панлогизма. Основные понятия и принципы его философии: действительность, экзистенция, индивидуация, интерес. Связь Бытия и Ничто. Тезис о субъективности истины. Свобода выбора и ее фундаментальное значение в жизни. Учение о стадиях на жизненном пути. Эстетическое, этическое, экзистенциальное. Понятие страха. Соотношение разума и веры.
Л.Фейербах и его критика Гегеля. Антропологический принцип в философии. Разоблачение "тайны гегелевской спекулятивной конструкции". Главное сочинение Фейербаха - "Сущность христианства"; его основные идеи. "Основы философии будущего".
К.Маркс и Ф.Энгельс; специфика их критики Гегеля. "Коренной переворот в философии" и понимание предмета, метода и задач философии. "Основной вопрос философии". Понятие материи. Маркс и Энгельс о соотношении философии и естествознания.
Марксистский вариант "поворота к субъективности". Трактовка человека как "предметного существа" и ее гегелевские истоки. Труд как "субстанция" предметного бытия. Концепция отчуждения. История как "подлинная наука о человеке. Исторический материализм в роли "первой метафизики". Категория практики и ее роль в марксистской философии.
Социально-политические аспекты марксизма: учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.
Тема 5: Позитивизм. О.Конт (1798-1857), Д.С.Милль (1806-1873), Г.Спенсер (1820-1903) как основоположники позитивистского течения.
Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Специфика "позитивного метода" как оппозиции традиционной философской (метафизической) рефлексии. Понятие действительности в позитивизме и проблема основ бытия и знания. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом при переходе к индустриальному обществу. Изменение места естествознания и технических сведений в иерархии знаний, трансформация представлений о назначении науки и ее методах. Эксперимент, наблюдение, работа над источниками как "последнее основание" любого положительного знания. Трактовка законов как "устойчивых фактов". Принцип относительности знания и новое понимание истины; проблема достоверности знания.
Классификация знаний как проблема; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук. Антиредукционизм Конта и его оппозиция идеалу систематичности: единство наук в виде "энциклопедии". Конт и французские энциклопедисты. Философия как "теория науки".
Философско-методологический смысл "великого основного закона". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". "Установка на имманентность" в качестве главной черты позитивной науки. "Закон подчинения воображения наблюдению" и его мировоззренческий смысл.
Контовская концепция самопознания и состав "наук о духе"; социология в роли базисной науки о человеке.
Д.С.Милль и его концепция метода. Общефилософские (мировоззренческие) предпосылки индуктивного метода. Определение и обоснование. Критика Миллем "догматического эмпиризма". Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. "Принцип непрерывности" как закон бытия. "Закон сознания" как принцип бытия. Теория знаков. Психология как субститут метафизики.
Место социологии в системе знаний. Факты и социальные факты. "Логика моральных наук" Милля и отношение этих наук к естествознанию.
Г.Спенсер. Спенсеровские представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Специфика спенсеровской классификации наук по сравнению с контовской. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии.
Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции.
Место позитивизма в истории философии.
Тема 6: Естественнонаучный материализм. (К.Фогт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер).
Позитивизм и естественнонаучный материализм. Социальные условия, способствовавшие превращению этого течения во влиятельное мировоззренческое учение. Отношение его представителей к метафизике и религии. Их представление о роли науки и философии, о значении естественнонаучного и научно-философского образования в общественной жизни.
Учение естественнонаучного материализма о соотношении материи и духа, о природе и обществе; их представление о познании.
Л.Бюхнер - наиболее "философский" представитель этого течения. Его отношение к истории философской мысли и к метафизическим учениям прошлого. Его учение о материи, воле, сознании, идеальном.
Социально-политические идеи и политическая деятельность представителей этого направления. Причины поразительного влияния идей этой школы и ее быстрого заката.
Тема 7: Эмпирикритицизм (второй позитивизм)
Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма. Новая гносеолого-методологическая проблематика и кризис механистического редукционизма.
Главные представители эмпириокритицизма: Р.Авенариус (1843-1896) и Э.Мах (1838-1916). Специфика эмпириокритицизма по отношению к "первому" позитивизму в трактовке источников и содержания знания. Проблема первоначала и поиска очевидного. Критика "дуализма".
Онтологическая концепция Авенариуса: жизнь как целостность; биологическая экономика; жизненный максимум сохранения; принцип устойчивости; принцип наименьшей меры силы; учение об элементах мира.
Представления Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; "родовая травма" и "естественное понятие мира"; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок"; проблемы и депроблематизация; соотношение представления и понятия.
Отношение биопсихологической теории познания Авенариуса к современным ему психофизиологическим концепциям (И.Гербарт, И.Мюллер, Г.Штейнталь). Учение об интроекции и способах ее преодоления как аргумент в критике "психологизма" и идеализма.
Концепция опыта Э.Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира".оль памяти Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха. Физический идеализм как прикладной эмпириокритицизм.
Место эмпириокритицизма в истории западной философии.
Тема 8: Неокантианство и "историческая школа". Проблема феномена культуры и исторического бытия человека.
Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. "Теория познания" (Э.Целлер) как ответ немецкой философии на англо-французский позитивизм. Отличия неокантианской трактовки познавательных процессов от эмпириокритической.
Раннее неокантианство - синтез критицизма с конструктивизмом. Г.Гельмгольц (1821-1894) о механизмах познания и его теория иероглифов.
Формирование исследовательской программы неокантианского движения: О.Либман и лозунг "Назад к Канту!" Юго-западная (Марбургская) школа неокантианства. Г.Коген (1842-1919) и его трактовка познавательных процессов: ощущения и конструирование предметов познания (данное и заданное); проблема научного факта, трансцендентализм, критика понятия "вещь-в-себе". Отказ от абсолютного априори Канта и понятие исторического априори. Антииндуктивистская трактовка абстракции. Математика как образец и основа научного познания. Критика "вещизма" и субстанциализма.
Баденская школа неокантианства. Предметный подход и два метода научного познания. Г.Риккерт (1863-1936), его критика субъективизма и солипсизма. Теория образования понятий и границы естественнонаучных методов познания. Учение о соотношении физического и психологического, понятие эмпирической действительности. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. История как "подлинная наука о действительном". Понятие индивида культуры и экземпляризация исторического развития. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках о духе, ее истоки в "теории значения" Р.Лотце и когеновских разработках кантианской теории опыта.
Этическая концепция неокантианства и "этический социализм"
Э.Кассирер (1874-1945) и его место в неокантианском движении. Его эволюция от "марбургского" варианта неокантианского учения к философской антропологии и концепции символической культуры. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов. Идея возможного. "Символическая вселенная". Культурный плюрализм как характеристика человеческого бытия. Учение об универсальных символических формах (миф, религия, язык).
Концепция конституирования данного у представителей "исторической школы" (И.Дройзен, Т.Моммзен, Л.Ранке, Ф.Савиньи). Теория исторического опыта как дополнение кантовской теории опыта. Генезис и строение исторического факта, тезис о его относительности.
В.Дильтей (1833-1911) и его концепция исторической действительности. Теория познания как логика исследования. Анализ Дильтеем закона достаточного основания и принципа причинности; выявление их границ в мышлении и действительности. Критика "логического идеала метафизики" и его основания - "формулы корреспонденции" мышления и бытия. "Поворот к сознанию" и описательная психология в роли основы наук о духе. Духовное как "действительное"; учение о непосредственном обладании духовными фактами; единство переживаемого и переживания в потоке жизни. Конституирование исторического процесса. Психическая структура и ее постижение. Соотношение части и целого в процессе постижения духовного бытия. Герменевтический круг. Роль эстетического начала в духовном опыте.
Тема 9: "Философия жизни" и конец эпохи классического философского рационализма.
Cоциальные и гносеологические истоки "философии жизни"; смысл этого термина.
Ф.Ницше (1844-1900). Радикализация критической установки в европейской философии в отношении идей Просвещения и классического рационалистического идеализма. "Переоценка всех ценностей". Отношение Ницше к истории. "Аполлоновское" и "дионисовское" начала античной культуры. Позитивное и негативное в бытии: содержательная инверсия этих понятий у Ницше. Смысл тезиса о "совершенной позитивности мира", учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. Его трактовка позитивизма как прообраза нигилизма.
"Европейский нигилизм" как феномен, связанный с метафизической традицией и как историческое явление. Значение христианско-этической интерпретации мира в подготовке европейского нигилизма. Логос и Этос: отношение между бытием и ценностью. Отношение Ницше к христианству. Тезис о "смерти Бога" и истоки европейского нигилизма. "Инстинкт слабости" и обесценение ценностей. Смысл бытия как "покров бытия". Жизнь внутри становления. Идея "вечного возвращения". Бытие как ценность. Бытие сущего как "перспектива". Концепция Сверхчеловека; сверхчеловек как "человек перехода".
Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.
А.Бергсон (1859-1941). Его учение о творческой эволюции жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции.
Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества.
Причины влияния идей Бергсона на западную эстетику и культуру в целом.
Тема 10: Философия истории 1-й половины ХХ столетия.
Главные тенденции в философии истории ХХ века и ее представители (Б.Кроче, А.Тойнби, Р.Коллингвуд, П.Сорокин и др.). Кризис идеи исторического прогресса.
О.Шпенглер (1880-1936) и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура как организм. Смысл понятия "душа культуры". Причинность и судьба. Аполлоновская, магическая и фаустовская культуры. Культура и цивилизация. Мифология и физиогномика.
Критика Шпенглером европоцентризма. Анализ кризиса европейской цивилизации в книге "Untergang des Abendlandes" (русский перевод - "Закат Европы"). Его философия техники. Шпенглер и "прусский социализм".
Тема 11: Англо-американский абсолютный идеализм.
Философия абсолютного идеализма как реакция на первый позитивизм, естественнонаучный материализм и этический утилитаризм. Критика традиций британского эмпиризма и обращение к идеям немецкого классического идеализма в работах Т.Х.Грина (1836-1882).
Ф.Бредли (1846-1924) - главный представитель абсолютного идеализма. Его критика психологического ассоциативизма и эмпиризма.
Б.Бозанкет (1848-1923) о путях постижения конкретно-всеобщей целостности Абсолюта.
Д.Мактаггарт (1866-1925) и плюралистический вариант абсолютного идеализма. Смыл его доказательств нереальности материи, пространства и времени.
"Абсолютный волюнтаризм" Д.Ройса (1855-1916).
Тема 12: Прагматизм - американский вариант синтеза философского наследия Европы.
Особенности социальной и культурной ситуации в Сев. Америке XIX столетия и их выражение в философских концепциях.
Ч.Пирс - основатель школы прагматизма. Массачузетский метафизический клуб. Критика Пирсом картезианского принципа универсального сомнения. Проблема соотношения веры и действия. Пирс о функциях и задачах мышления. "Принцип прагматизма". Соотношение науки и религии.
Пирсова концепция истины и его теория значения.
Популяризация и развитие идей прагматизма У.Джемсом (1842-1910). Радикальный эмпиризм и "плюралистическая Вселенная". Разработка Джемсом прагматистской концепции истины и его трактовка "принципа Пирса". Прагматизм, европейский позитивизм и философия жизни.
"Инструментализм" Д.Дьюи (1859-1952). "Реконструкция философии" и переход от "проблем философии" и "человеческим проблемам". Понятие опыта и его виды. Специфика трактовки Дьюи "принципа Пирса".
Инструментальная логика как теория исследования. Понятие проблемной ситуации. Научные понятия в роли инструментов.
Попытки применения прагматистской концепции для решения социальных проблем. Педагогика Дьюи.
Бихевиористский прагматизм Дж.Г.Мида (1863-1931). Понятие и функции символа. Возникновение "Я" и его структура. Философия акта. Проблема реконструкции прошлого.
Поздние варианты прагматизма: концептуализм К.Льюиса, логизированный прагматизм У.Куайна, методологический прагматизм Н.Решера, социоцентристский вариант прагматизма Р.Рорти.
Тема 13: Реалистические и натуралистические течения.
Причины оживления реалистических тенденций в современной философии: трудности трансцендентализма, проблема идеальных объектов и "чистой предметности".
Реалистическая философия в Германии и Австрии. Неореалистические и критико-реалистические идеи А.Риля, Э.Бехера, О.Кюльпе, О.Крауса, А.Хефлера.
Критическая онтология Н.Гартмана: онтология как категориальный анализ, структура бытия и проблема данности, концепция познания. Философия природы Н.Гартмана.
Англо-американский неореализм. Гносеологическое (Д.Э.Мур и американские реалисты) и космологическое (С.Александер, А.Н.Уайтхед, Я.Х.Смэтс) направления в неореализме.
"Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура. Концепция независимости объекта от сознания в "пространстве ощущения" и критика субъективного идеализма.
Проблема здравого смысла в неореализме. Программа и первая платформа американского неореализма (Р.Б.Перри, Б.Холт, Э.Сполдинг, У.Монтегю, У.Марвин, У.Питкин). Концепция имманентности независимого.
Американский критический реализм. Его критика неореалистической концепции непосредственного знания. Идеалистическая (Дж.Сантаяна, Ч.Стронг и др.) и материалистическая (Р.В.Селларс) ветви критического реализма. Концепция "сфер бытия" Сантаяны и его учение о скептицизме и животной вере.
Становление натуралистической философии в США. Разработка вопросов методологии и гносеологии (Р.В.Селларс, М.Фарбер, Э.Нагель) Натуралистический гуманизм К.Ламонта. Научный, эмерджентистский и др. виды материализма в современной западной философии (М.Бунге, Д.М.Армстронг, Дж.Марголис).
Новейшие тенденции в реалистической и натуралистической философии: процессуализм Хартсхорна-Кобба, научный реализм, натуралистическая эпистемология У.О.Куайна.
Тема 14: Неогегельянство.
Судьбы гегелевского философского наследия в Европе ХХ столетия. Тенденция субъективно-идеалистической и иррационалистически-волюнтаристской трактовки гегелевской диалектики.
Немецкое неогегельянство: Р.Кронер, А.Либерт, З.Марк, Г.Глокнер. Критическая и трагическая диалектика. Социальная концепция неогегельянства.
Итальянское неогегельянство. Философия духа, философия критики и философия истории Б.Кроче. "Актуальный идеализм" Дж.Джентиле: реальность как творческий разум; индивид и всеобщее.
Французское неогегельянство (А.Кожев, Ж.Ипполит), его связь с экзистенциализмом.
Гегелевские идеи применительно к истории (Р.Дж.Коллингвуд) и политике (Э.Блох, Т.Адорно).
Тема 15: Феноменология.
Э.Гуссерль (1859-1938). Теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины.
Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма.
Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).
Ученики и последователи Гуссерля: Феноменология и философская антропология( М.Шелер и его "этика ценностей"); натуралистическое толкование феноменологии М.Фарбером (США); феноменология восприятия (М.Мерло-Понти); феноменологическая социология (А.Шюц).
"Фундаментальная онтология" М.Хайдеггера (1889-1976). Трансформация феноменологического метода, движение от феноменологии к экзистенциализму и герменевтике. Вопрос о "смысле бытия". Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как "пространство возможного". Совместное бытие. Man - диктатура публичности. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепци Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти.
"Поздний" Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, "деструкция метафизики", язык как "дом бытия", философия техники, "мистическое".
Экзистенциализм К.Ясперса (1883-1969). Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия.
Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.
Экзистенциализм Ж.-П.Сартра (1905-1980). Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма.
Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968-1980 гг.
А.Камю (1913-1960); проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю.
Тема 16: Аналитическая философия.
Позитивистская традиция и аналитическая философия. Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия.
Логико-семантические идеи Г.Фреге (1848-1925). "Ранний" Б.Рассел: философия как логический анализ языка, теория отношений, теория дескрипций, семантические и теоретико-множественные парадоксы, теория типов. Неореалистическая эпистемология Рассела и Д.Э.Мура: трактовка физических объектов как конструкций из чувственных данных. Проблема статуса универсалий. Логический атомизм и плюралистическая онтология.
Л.Витгенштейн (1889-1951). Соотношение мышления, языка и реальности в философии "раннего" Витгенштейна. Объект, факт, субстанция в "Логико-философском трактате". Теория имен. Предложение как "модель факта". Знаки и символы. "Метафизика" в трактовке Витгенштейна и ее статус. Эволюция взглядов Витгенштейна на роль метафизики в научном познании. Философия как "деятельность". "Мистическое" и мир фактов.
Логический позитивизм Венского кружка ( М.Шлик,. Р.Карнап, О.Нейрат и др.). Понимание структуры научного знания. Протокольные предложения, аналитическое и синтетическое. Проблема верификации и дискуссии по этой проблеме. Критика метафизики и проблема демаркации. Философский смысл семантического определения истины у А.Тарского. Принцип терпимости Р.Карнапа; внешние и внутренние вопросы теории.
"Поздний" Витгенштейн. Поверхностная и глубинная грамматика. Языковые игры как "формы жизни". Концепция "семейных сходств". Проблема скептицизма и достоверности.
Лингвистический анализ как "терапевтическое средство" (Д.Уиздом, М.Лазаревич, Э.Эмброуз). Критика Г.Райлом "картезианского мифа" и его попытка соединить лингвистическую философию с психологическим бихевиоризмом. Философия обыденного языка Д.Остина; понятие речевого акта. Дескриптивная метафизика П.Стросона и понятие базисного индивида. Анализ моральных высказываний в работах Р.Хеара.
Новейшая англо-американская версия неопозитивизма. У.Куайн о "догмах эмпиризма", его концепция онтологической относительности и неопределенности перевода. Н.Хомский: когнитивная психология и лингвистика. Семантический анти-реализм и инструменталистская тенденция в аналитической философии языка (М.Даммит). Теория действия Д.Дэвидсона. Физикалисский подход в попках решения проблемы соотношения ментального и телесного (Д.Смарт, А.Армстронг). Попытки применить методы аналитической философии к проблеме понимания.
Тема 17: Критический рационализм и неорационализм.
Неорационализм и неокантианская традиция. Э.Мейерсон (1859-1933), его поиски доопытных предпосылок и оснований научного знания. Относительное априори. Законы действования в качестве базы научного мышления. Отождествление нетождественного как главная функция разума. Рационализация и иррациональное. Значение истории науки для ее развития.
К.Поппер (1902-1989) и его эволюция от верификационизма к фальсификационизму. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция"третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Роль критическаих аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания.
Г.Башляр (1884-1962). Понятие нового научного духа и новая трактовка рационализма. Рационалистская активность, диалектика самоотрицания, расщепление понятий, поиск сложного в простом. Техническая реальность и феноменотехника. Критика субстанционализма. Границы рациональности. Психоанализ Башляра (комплекс Прометея, комплекс Новалиса, комплекс Гофмана).
М.Полани (1891-1976). Познание как искусство. Явное и неявное знание. Проблема обоснования в науке и роль личностного фактора в составе знания.
Тема 18: Историко-научные исследования и философия науки ХХ века.
Изменение трактовки предмета и задач методологии у ученых и в философии науки второй половины ХХ в. Темы развития и функционирования науки как центральные в методологических концепциях этого периода.
Концепция развития науки К.Поппера и ее критика И.Лакатошем. Т.Кун и его модель развития науки; понятия парадигмы, нормальной науки, научной революции, научного сообщества. Тезис о несоизмеримости парадигм и дискуссии по этому вопросу.
"Методологический анархизм" П.Фейерабенда.
Тематический анализ науки Дж. Холтона.
Социологические исследования науки и знания (Дж.Гилберт, М.Малкей).
Тема 19: Психоанализ.
Место психоанализа в философии и социальном познании.
Классический психоанализ З.Фрейда (1856-1939). Структура личности (Я, Оно, Сверх-Я). Факторы неврозов; подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Трактовка религии, культуры, социального конфликта.
Аналитическая психология К.Юнга (1875-1939). Коллективное бессознательное, понятие архетипов и механизм становления личности. Трактовка религии и художественного творчества.
Неофрейдизм (Э.Фромм, К.Хорни, Г.С.Салливен). Фроммовская трактовка отчуждения. Критика Фроммом капитализма и концепция социальной терапии.
Психоаналитические концепции социального бунта и контркультуры (Г.Маркузе, Р.Лейнг). Психоаналитические концепции личности Ж.Лакана и Э.Эриксона.
Место психоанализа в современной философии и его отношение к экзистенциализму, марксизму, герменевтике.
Тема 20: Структурализм и постструктурализм.
Научно-теоретические предпосылки структурализма: структурная лингвистика, структурная социология, структурный подход в истории.
Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры.
Структурная антропология К.Леви-Стросса (р.1908 ). Мышление дикаря и логика мифа. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах.
"Археология знания" М.Фуко. Понятие эпистемы. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от "археологии" знания к его "генеалогии". Дикурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти.
Структурный психоанализ Ж.Лакана. Реальное, вообажаемое и символическое.
Постструктурализм. Политическая семиология Р.Барта, грамматология Ж.Деррида, генетический структурализм Ж.Пиаже.
Культурологические концепции Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра.
Тема 21: Философская герменевтика.
Историко-философские предшественники герменевтики (Ф.Шлейермахер, А.Шопенгауэр, В.Дильтей). Проблема герменевтического круга.
М.Хайдеггер и его вариант герменевтической концепции.
Г.Гадамер. Понимание как универсальная проблема философии. Проблема исторического бытия и исторического времени. Предпонимание и предрассудки в интерпретации. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности.
Место понимания в познавательном процессе (Ст.Тулмин)
Герменевтика и "критика идеологии" (Ю.Хабермас).
Прикладная герменевтика в социологии познания (А.Шюц).
Тема 22: Современная религиозная философия.
Роль религии в духовной жизни ХХ в. Основные разновидности религиозной философии христианства на современном этапе. Неотомизм - наиболее развитое течение европейской религиозной философии (М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон). Принцип гармонии веры и разума. Соотношение науки, философии и теологии. Основные категории неотомистской метафизики. Современные варианты креационизма. Доказательства бытия Бога. Гилеморфизм как ведущий принцип метафизики. Представление о познании, его видах и границах. Этика, проблемы добра и зла, свободы воли. Социальная доктрина.
Религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении. ( М.Шелер, П.Тейяр де Шарден).
Неоавгустинизм и неосхоластика.
Протестантская неоортодоксия. Диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер, "ранний" П.Тиллих). Американский вариант неоортодоксии - "теология кризиса".
Религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель). Теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер). Теология освобождения.
Тема 23: Новейшие тенденции в современной западной философии.
Изменения в понимании предмета и задач философии накануне третьего тысячелетия. Кризис традиционных идеологий и попытки синтеза культур в условиях глобальной цивилизации (традиционные и нетрадиционные культуры, "культура Востока" и "западная цивилизация").
Концепции информационного (постиндустриального) общества и ноосферной цивилизации. Попытки исследования современного общества как сверхсложной системы.
Философские аспекты исследования глобальных проблем современности.
Философско-мировоззренческий компонент в "зеленом движении". Биоэтика и "живая этика".
Философия как учебный предмет в современном образовании и философско-мировоозренческие компоненты в научном исследовании, технике, проектировании, политической хозяйственной деятельности и ее рефлексии, в проектировании, использовании и анализе масс-медиа.
Философия в роли связующего момента современной культуры.
Литература