М. В. Лебедев

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

Вводная лекция. Почему исследование языка важно для философии?

Абстракция языка как объекта философии в различных аспектах: логикоморфные и метафорические представления, абстракция "обыденного языка".

Взаимоотношение философии как общей теории языка и методологий различных специальных его теорий. Статическое и динамическое представление языка. Структура и система языка.

Функции языка. Возможности различных подходов к анализу этой проблемы. Постановка проблемы отношения языка к внешнему миру и к сознанию. Онтологический (референциальный) и социальный (социокультурный) аспекты природы языка.

Соотношение понятий интерпретации и репрезентации. Уровни интерпретации. Проблема переводимости как философская проблема. Проблема метаязыка. Формальные языки, их роль в процессе познания. Искусственные языки, основания их построения и их отношение к внеязыковому миру. Сопоставимость проблематики философии языка и философии науки.

Язык и общество. Проблема происхождения языка. Национальный язык. Языковые особенности формирования культуры.

Язык как средство философствования и как аналитический метод. "Лингвистический поворот" ("Linguistic Turn") в философии ХХ века.

Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте следующее положение К.-О. Апеля: "Словом "язык" обозначается проблема оснований науки и философии, а не просто эмпирический предмет науки наряду с другими (находящимися в мире) предметами" (Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. - Вопросы философии № 1, 1997). Какие аргументы в поддержку или в опровержение этого тезиса Вы можете привести?
  2. Какие цели и задачи может ставить перед собой теория языка? Как они будут определять ее характер и строение?
  3. Охарактеризуйте соотношение философии языка, логики и лингвистики. Что Вы думаете об их месте в системе философского и научного знания?
  4. Каким образом логические отношения находят выражение в языке?
  5. Как, по Вашему мнению, могут выражаться в языке национальные и индивидуальные картины мира?

Раздел I. Анализ отношения языка к внешнему миру

Позиции Гераклита и Демокрита в споре о природном или условном характере слов: определяется ли название предмета самой природой этого предмета (теория physei) или оно устанавливается произвольным соглашением людей (теория thesei). Взгляды на природу "имени" в диалоге Платона "Кратил".

Связь предложенной Аристотелем системы категорий бытия и категоризации частей речи. Постановка проблемы иконичности "имени": аргумент ономатопеи (звукоподражания).

"Александрийский" период в античной философии языка. Выделение стоиками обозначающего и обозначаемого в составе знака. Учение стоиков об этимологии и о семантическом синтаксисе.

Спор об универсалиях как вопрос о природе номинации; возврат к нему в современных дискуссиях ("номиналистическая онтология" У. Куайна и Н. Гудмена; взгляды Г. Кюнга на развитие аналитической философии и т.д.)

Различение Бэконом эмпирической и философской грамматик. Появление идей о сравнительной грамматике естественных языков и о создании искусственного "философского языка".

Картезианский дуализм в рационалистических взглядах на природу языка: "слова - символы не только наших идей, но также и вещей" (Лейбниц).

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте позиции сторон в споре о природе "имени" в диалоге "Кратил". Можете ли Вы привести дополнительные аргументы в пользу каждой из сторон? Какова Ваша собственная позиция и ее аргументация?
  2. В чем отличия современных версий номинализма, представленных в аналитической философии, от средневековых?
  3. Как Вы считаете, возможны ли универсальные системы описания? Каким требованиям, на Ваш взгляд, должен был бы отвечать критерий соответствия естественного и идеального "философского" языков? В каком отношении находился бы такой критерий к внеязыковому миру?
  4. Какова роль репрезентационизма в развитии семантических теорий? Его картезианской версии?
  5. В чем Вы видите философское значение явлений полисемии и синонимии?
        1.  

          Тема 2. Программа "логического анализа естественного языка"

Отношения денотации и коннотации в философии языка Д.С.Милля.

Семантические идеи Г.Фреге: проблемы истины, референции и существования.

Феноменологическая концепция значения Гуссерля. Различия между знаком и выражением (референциальная связь выражения с предметом и коммуникативная функция знака) и между значением и предметом выражения в "Логических исследованиях"; специфика понятия "предмет выражения" и его отличие от значения выражения, с одной стороны, и от воспринимаемого предмета, с другой.

Теория дескрипций Б.Рассела. Его трактовка семантических парадоксов.

Учение о языке, представленное в "Логико-философском трактате" Витгенштейна. Метафизика "Трактата", соотношение в нем понятий "язык" и "мир" ("картинная" теория). Логическое единство человеческого знания и форм его выражения.

Развитие теорий языка в Венском кружке. Тезис о философии как деятельности по логическому анализу языка; его развитие в оксфордской школе (А.Айер). Формирование представлений о связи значения предложения с его истинностью.

Верификационизм М.Шлика. Разграничение аналитической и синтетической истинности.

Концепция "языковых каркасов" (Р. Карнап). Понятия интенсионального и экстенсионального значений и основанные на них теории языка. Измерение количества семантической информации.

Контрольные вопросы

  1. В чем, на Ваш взгляд, состоит важность проведенного Фреге различения смысла и значения для философии языка и теории познания в целом?
  2. Какие свойства дескрипций позволяют им, по выражению П.Стросона, "поддерживать имена"?
  3. Истолкуйте афоризм 5.6 "Трактата": "Границы моего языка означают границы моего мира".
  4. Какие принципиальные проблемы возникают, на Ваш взгляд, при употреблении философских терминов и при формулировке философских вопросов? В чем Вы видите преимущества и недостатки принятых в Венском кружке "антиметафизических" взглядов на такие проблемы?
  5. Сопоставьте возможные позиции в дискуссии о протокольных предложениях и в споре об универсалиях.
        1.  

          Тема 3. Теоретико-модельные и условие-истинностные концепции значения

Трансляционная семантика Дж. Каца: отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего языка с четкой структурой - языка маркеров (Markerese), средствами которого выражаются семантические репрезентации.

Теоретико-модельная семантика: определение соответствия между объектным языком и некоторой теоретико-множественной сущностью M | = tS ("S истинно в М относительно параметра t"). Аппарат возможных миров. Грамматики Монтегю.

Семантический смысл определения истины А. Тарского. Условие-истинностный подход к анализу значения: теорией значения для языка является конечно аксиоматизируемая теория истинности предложений этого языка. Понятия семантической замкнутости языка и "радикальной интерпретации". Стандартная семантика Д. Дэвидсона и ее критика М. Даммитом.

"Онтологический критерий" Куайна как инверсия семантического критерия.

Теоретико-игровая семантика Я. Хинтикки: интерпретация предложения посредством процесса вычисления истинностного значения, направленного от предложения как целого к его частям.

Контрольные вопросы

  1. Если человек правильно переводит предложение данного языка некоторым предложением другого языка, то следует ли из этого, что он понимает предложения исходного языка? Аргументируйте утвердительный и отрицательный ответы, показав их семантические следствия.
  2. Каким образом значение слов может быть определено через значение предложения, которое они составляют?
  3. Может ли знание значения предложения сводиться к знанию условий его истинности? Аргументируйте утвердительный и отрицательный ответы. Какие методологические и эпистемологические допущения лежат в основе обеих позиций?
  4. Охарактеризуйте эпистемологический и онтологический статус значения в теоретико-модельной, условие-истинностной и теоретико-игровой семантике.
  5. В чем смысл "процессуальной ориентации" теоретико-игровой семантики?

Литература к разделу I

Рекомендуемая

Аристотель. Категории. - Об истолковании. - Сочинения. Т. 2. М., "Мысль", 1979.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - В кн.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., "Гнозис", 1994.

Дэвидсон Д. Истина и значение. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVIII. М., "Прогресс", 1986.

Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. М., 1959.

Куайн У.В.О. Слово и объект. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVIII. М., "Прогресс", 1986.

Платон. Кратил. - Сочинения. Т. 1. М., "Мысль", 1990.

Рассел Б. Дескрипции. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. Х. М., "Прогресс", 1982.

Смирнова Е.Д. Язык и логика. М., "Росспэн", 1996.

Шлик М. Поворот в философии. - О фундаменте познания. - В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Фреге Г. Мысль: логическое исследование. - В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., "Прогресс", 1987.

Дополнительная

Айер А.Д. Язык, истина и логика. - В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. - В кн.: Новое в лингвистике. Вып. I. М., Изд-во иностранной литературы, 1960.

Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.

Льюиз Д. Общая семантика. - В кн.: Семиотика. М., "Радуга", 1983.

Петров В.В. Структуры значения: логический анализ. Новосибирск, "Наука", 1979.

Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный, "Аллегро-пресс", 1994.

Тондл Л. Проблемы семантики. М., "Прогресс", 1975.

Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. - Вопросы философии № 9, 1996.

Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.

Фреге Г. Логические исследования. - Томск, "Водолей", 1997.

Раздел II. Анализ отношения языка к мышлению

Постановка проблемы происхождения языка в древнейших источниках (Библия, "Гильгамеш", греческие мифы); в античной философии (досократики; менталистский детерминизм Эпикура).

Элементы ментализма у Аристотеля. Учение стоиков о "лектоне" - специфической мыслительной сущности, конституирующей знак наряду с его языковой оболочкой и трансцендентным референтом.

Спор "аналогистов" и "аномалистов" о природе языковых закономерностей (трактат Варрона "О латинском языке").

Неоплатоническая концепция значения Августина и ее влияние на дальнейшее развитие теорий языка.

Трактат Данте "О народной речи": постановка вопроса о языковых функциях и стилях.

Протестантская идеология языка Библии (М. Лютер, Я. Бемэ): подготовка задачи обнаружения праязыка.

Идеи Декарта о символическом языке: естественный язык - инструмент для выражения врожденных идей, которые могут быть представлены более ясно с помощью специально для этого созданной знаковой системы. Отождествление логических и языковых категорий в картезианских грамматиках.

Сенсуалистские теории языка. Понятие "знака" у Локка: слово - чувственно воспринимаемый знак мысли, а значение слова - способность замещения понятий и представлений. Ослабление теории божественного происхождения языка.

Этимологизирование Лейбница. Взгляды на возможность универсального "философского языка": как обнаружения некоторого "языка сознания" (lingua mentalis - термин Оккама) и как разработки системы категорий, охватывающей все содержание мира (Лейбниц). Попытки реализации этих подходов и современные дискуссии по этой теме (концепция семантических примитивов А. Вежбицкой).

Теории происхождения языка французского Просвещения: теория общественного договора и теория междометий Руссо, аргументация Дидро в пользу божественного происхождения и примата социальных функций языка.

Дискуссия Гердера и Кондильяка о происхождении языка; ее параллель с дискуссией Хомского и Пиаже об обучении языку.

Представления В. Гумбольдта о языке как о непрекращающемся процессе, выражающем "дух народа". Роль этих представлений в развитии динамического подхода к анализу языка. Языковые антиномии.

Контрольные вопросы

  1. Почему Витгенштейн, опровергая менталистские концепции значения, обобщенно называл их "августинианскими" - а не, скажем, "платонистскими"?
  2. Как Вы представляете себе функционирование семантических примитивов? Должна ли эта концепция для работоспособности включать в себя синтаксис?
  3. Прокомментируйте следующее построение Гумбольдта: "Выступая по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. <...> Субъективный характер всего человечества становится для него чем-то объективным. <...> Ибо объективное остается тем, что, собственно, и должно быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект".
  4. В чем важность проведенного Гумбольдтом разграничения языка и речи?
  5. Какие параллели противопоставлению статического и динамического способов представления языка Вы можете отыскать:

а) в европейской философии;
б) в методологии других наук?

Тема 5. Герменевтика

Библейская герменевтика (Hermeneutica Sacra) - прояснение троякого смысла текста: чувственно буквального, отвлеченно-морального и идеально-мистического. Герменевтика Ф. Шлейермахера - общая теория интерпретации. Трансформация герменевтики в философию в феноменологии: сознание как поле значений, открытых для интерпретации.

Онтологическая феноменология языка М. Хайдеггера. Тема языка - ближайшая к основной теме философии, бытию, поскольку разговор о бытии как о "ничто" сущего осуществляется в языке, онтически нагруженном, и потому направляется трансцеденцией языка. Речь для нас - это один из родов существующего: лишившись ее, мы лишались бы философии.

Онтологический характер герменевтического круга у Г. Гадамера. Принципиальная незавершимость интепретации; неотделимость понимания от самопонимания интерпретатора. Полемика Гадамера с Ю. Хабермасом по поводу места рефлекии в понимании.

Эпистемологические следствия, выводимые П. Рикером из хайдеггеровской онтологии понимания. Опосредованность понимания знаками, символами, текстами.

Трансцендентальная герменевтика К.-О. Апеля: попытка общефилософского и общесемиотического синтеза.

Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте мысль Хайдеггера: "Язык есть основа возможности истории, а не изобретение, изготовляемое в ходе исторического культуротворчества" (Martin Heidegger. Holderlin Hymnen "Germanien" und "Der Rhein". Gesamtausgabe, Bd.39, Frankfurt am Main, 1980, p.75).
  2. Почему для Хайдеггера язык одновременно и "дом бытия", и "приют человеческой сущности"?
  3. Сравните взгляды Хайдеггера и Гадамера на понимание речи.
  4. По мнению Рикера, герменевтика нуждается в дополнении структурно-семиотическим анализом. По каким основаниям можно согласиться или не согласиться с этой позицией?
  5. Прокомментируйте мысль В.В.Калиниченко: "Понимание возможно только, когда мы переносим себя в ситуацию возможного порождения знаковой системы" (Язык и трансценденция. - Логос № 6, 1994).
        1.  

          Тема 6. Структурализм и постструктурализм

Учение о языке Ф. де Соссюра, его теоретическая новизна и объяснительная сила. Основные дихотомии, их современная интерпретация (Ю.С.Степанов). Понятия структуры и системы языка. Взгляды Соссюра на природу обозначения и строение знака.

"Неокартезианство" Н. Хомского: концепция универсального грамматического ядра" - присущего каждому человеку от рождения набора правил, общих для всех человеческих языков; грамматика конкретного языка определяется как реализация того или иного набора параметров, предопределяющих все существенные свойства языка. Понятия глубинной структуры, порождения и трансформации языковых единиц.

Структуралистские теории языка: язык как текст; "письмо" (Р. Барт, Ю. Кристева) в противопоставлении наррации (в отличие от текста, который сам производит условия своей возможности, наррация стремится почерпнуть свое основание извне). Разложение иерархии языков, закрепленной в системе жанров.

"Эпистемы" М. Фуко: язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как средство выражения мысли (рационализм), язык как самостоятельная сила (современное состояние знания).

Понятие "деконструкции" Ж.Деррида. Несамотождественность текста - воплощение невозможности единого направляющего принципа. "Грамматология" - изучение "соучастия первопричин".

Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте мысль Соссюра о том, что в языке нет ничего, кроме различий.
  2. Cформулируйте принципы структурализма:

а) в философии;
б) в лингвистике;
в) в других гуманитарных дисциплинах.

  1. Сравните несколько различных версий структурализма.
  2. Прокомментируйте тезис Фуко: "человек умирает - остаются структуры".
  3. Как представление о несамотождественности текста может помочь его пониманию?

Литература к разделу II

Рекомендуемая

Арно А., Лансло К. Общая и рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля). М., 1993.

Арутюнова Н.Д. (ред.) Теория метафоры. Сборник статей. (Э.Кассирер, Х.Ортега-и-Гассет, М.Блэк, Д.Дэвидсон, Н.Гудмен, Дж.Серль, П.Рикер и др.) М., 1986.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., "Прогресс", 1994.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., "Высшая школа", 1984.

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Деррида Ж. "Грамматология". М, "Ad Marginem", 1999.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Хайдеггер М. Путь к языку. - Из диалога о языке между японцем и спрашивающим. - Слово. - В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Дополнительная

Античные теории языка и стиля. М. - Л. "Academia", 1936.

Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.

Ельмслев Л. Можно ли считать, что значения слов образуют структуры? - В кн.: Новое в лингвистике. Вып. II. М., Изд-во иностранной литературы, 1960.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Лукреций. О природе вещей. М., 1958.

Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977.

Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления. - В кн.: Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т. 1.

Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

Якобсон Р. Звук и значение. - В кн.: Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Раздел III. Коммуникативный подход: слитное рассмотрение семантических и прагматических аспектов

Прагматическая концепция значения Ч. С. Пирса: значение термина - это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является логическим подлежащим. Возникновение семиотики.

Бихевиористские теории значения (Ч. У. Моррис, Г. Райл). Концепция "стимул -реакция" Куайна: значение есть прежде всего значение языка, которое проясняется из анализа конкретного поведения, а не значение той или иной ментальной сущности.

Концепция значения как употребления, представленная в "Философских исследованиях" Витгенштейна. Тезис о языковых играх и аргумент "индивидуального языка" в современных дискуссиях.

Теория речевых актов Дж. Остина: различение перформативных и констатирующих высказываний; различение локутивного акта (говорение само по себе), иллокутивного акта (осуществление одной из модальных языковых функий) и перлокутивного акта (вызывающего целенаправленный эффект воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Понятие "значения говорящего" ("utterer's meaning").

Интенционалистские теории языка (П. Грайс, Дж. Серль): язык как особая форма развития более фундаментальных форм интенциональности - определенной ментальной направленности субъекта к действительности. Объяснение семантических свойств через психологические.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте различие между формами истинности выражений вида "А выкуривает пачку сигарет в день" и "А - курильщик".
  2. Охарактеризуйте концепцию сознания, выдвинутую лингвистической философией.
  3. Как Вы понимаете "терапевтическую" функцию философии? Согласны ли Вы с предлагавшимися трактовками?
  4. Прокомментируйте утверждение Куайна: "Вопрос, похожи или непохожи по своему значению два предложения, не имеет определенного ответа, за исключением такого, который дается речевыми диспозициями людей" (W.V.O.Quine. Ontological Relativity and other essays. N.Y., 1969. P. 29).
  5. Прокомментируйте утверждение Куайна: "Слова могут быть выучены как части более длинных предложений, а некоторые слова могут быть выучены как однословные предложения посредством прямого указания на объекты. В обоих случаях слова имеют значение постольку, поскольку их употребление в предложениях обусловлено сенсорными, вербальными или какими-либо иными стимулами" (Слово и объект. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., "Прогресс", 1986. С. 40).
  6. Прокомментируйте утверждение Серля: "Существо, которое не только выражает свои интенциональные состояния, но выполняет акты с тем, чтобы другие узнали его интенциональные состояния, уже имеет примитивную форму речевого акта" (J. Searle. Intentionality. Cambridge, 1983. P. 178).
        1.  

          Тема 8. Конструктивистская парадигма и расширенные теории референции

Прагматистские и неокантианские (Э. Кассирер) истоки и основания конструктивистской парадигмы: идеи множественности миров, неподлинности "данного", креативной силы понимания и формообразующей функции символов.

Эпистемологический и онтологический плюрализм Н. Гудмена. Гудмен предлагает общую теорию референции, охватывающую все референциальные функции. Она основана на единой символической операции, посредством которой один предмет представляет ("stands for") другой. При этом утверждение истинно, а описание или представление правильно, не "само по себе-для-мира", а для конструктивной системы, критериям адекватности которой оно соответствует, а следовательно, отсылка (референция) к "миру" имеет смысл и может служить для построения адекватной теории значения только в том случае, если она релятивизуется к системе описания.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира - Уорфа. Понятие концептуальной схемы в современных дискуссиях.

Дискуссия о конвенциональности значения в связи с аналитичностью/синтетичностью истинности языковых предложений (У. Куайн, Д. Льюис); замена Д. Дэвидсоном аналитико-синтетической дистинкции на дистинкцию "концептуальная схема vs. содержание мира".

Теория "жестких десигнаторов" С. Крипке. Социолингвистическая концепция значения Х. Патнэма и его аргумент "Земли-двойника". "Референция говорящего" К. Доннелана.

Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте применительно к проблематике философии языка следующее высказывание М.К.Мамардашвили: "Глубочайшая ценность европейской культуры заключается в ясном сознании: все, что происходит в мире, зависит от твоих личных усилий, - а значит, ты не можешь жить в мире, где неизвестными остаются источники, откуда к тебе "приходят" события..." (Как я понимаю философию. М., "Прогресс", 1992. С.130.)
  2. В чем состоит эпистемологическая значимость конструктивных систем для обоснования употребления языка?
  3. Прокомментируйте утверждение Гудмена: "Термин выбирается в качестве элементарного не потому, что он является неопределяемым; скорее, он является неопределяемым в силу того, что он был выбран как элементарный... Вообще термины, принятые в качестве элементарных в одной системе, вполне могут поддаваться определению в какой-либо другой системе. Не существует ни абсолютных элементарных терминов, ни такого их выбора, который был бы единственно правильным" (N. Goodman. The Structure of Appearance. Cambridge Mass., 1951. P. 57). На каких исходных допущениях основан такой подход к проблеме семантических примитивов? Что отличает его от "философских языков"?
  4. Можно ли считать дистинкцию "концептуальная схема vs. содержание мира" разрешением спора, описанного в "Кратиле"? Почему?

5. Каково, по Вашему мнению, значение феномена непереводимости отдельных выражений естественных языков для теории познания?

Тема 9. Междисциплинарные теории языка

Функционализм Х. Патнэма: интерпретация познавательного процесса как процесса обработки информации - формальной манипуляции формами репрезентаций или символами согласно некоторым правилам. Использование функционализма как концепции ментального для построения теории значения: семантика концептуальных ролей (Дж. Харман, Дж. Фодор), согласно которой а) значение языкового выражения детерминировано содержанием этого выражения в "языке мышления" и б) содержание понятий детерминировано их функциональной ролью в психологии индивида.

Ситуационная семантика Дж. Барвайса и Дж. Перри: вариант теоретико-модельной семантики, в основе которой лежит такое понимание модели, которое больше соответствует идее "ситуации", чем идее "возможного мира".

Процедурная семантика - "начинание, имеющее целью построить нереферентную семантику" (Й. Уилкс). Приоритет процесса над структурой и привлечение категории "реального времени" в качестве одного из элементов семантики.

Проблема языка в современных исследованиях по искусственному интеллекту (Т. Виноград, Х. Дрейфус). Согласно предложенным здесь представлениям, мы не только должны рассматривать производство и понимание естественно-языковыми высказываний как процессы, описываемые в алгоритмических терминах, но сами наши высказывания следует считать частями программ, результатом которых является изменение бихевиоральных предрасположений других людей. Естественно-языковым высказываниям в качестве их семантики сопоставляются алгоритмические процедуры-предписания.

Трансформационная лингвистика и когнитивные модели. Когнитивный вариант процедурной семантики (Ф. Джонсон-Лэйрд, Дж. Фодор). Центральным для когнитивистики помимо категории знания является понятие когнитивной системы и операций в ней. Эти операции получают статус семантических объектов в когнитивном варианте процедурной семантики, в результате формирования которого, во-первых, возникли предпосылки для построения процедурно-семантических описаний промежуточной степени абстрактности, а во-вторых, сложилось представление о взаимодополнительности семантических описаний в статических и динамических терминах.

Контрольные вопросы

  1. В 60-70-е годы преобладала та точка зрения, согласно которой природу языка можно уяснить, изучая все, кроме сферы ментального. В 80-е годы общепринятым стал подход, согласно которому успешное моделирование языка возможно только в более широком контексте моделирования сознания. Как Вы считаете, с чем это связано?
  2. Проанализируйте возможный объем понятия "функциональная роль значения". Эксплицируйте свои исходные допущения в этом рассуждении.
  3. По мнению Дж. Фодора, привлечение менталистских категорий не обязательно подразумевает дуализм. Попробуйте развить эту точку зрения.
  4. Прокомментируйте мнение И. И. Ревзина: "Реальный механизм производства речи, описать который мы стремимся, существует, по-видимому, не столько для того, чтобы определить все множество правильно построенных фраз, сколько для того, чтобы каждый раз построить (соответственно проанализировать) языковое выражение для заданного факта внешнего мира" (Метод моделирования и типология славянских языков. М., 1967. С. 27). Какие допущения здесь задействованы? Как может быть развита эта точка зрения?
  5. Насколько чувствительна к предметной области семантика, заданная через процедуры? Более или менее, чем теоретико-модельная? Можете ли Вы аргументировать различные точки зрения?

Литература к разделу III

Рекомендуемая

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М., 1976.

Витгенштейн Л. Философские исследования. - В кн.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., "Гнозис", 1994.

Даммит М. Что такое теория значения. - В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., "Прогресс", 1987.

Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность. - В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., "Прогресс", 1987.

Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. - В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVII. Теория речевых актов. М., "Прогресс", 1986.

Крипке С. Загадка контекстов мнения. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХVIII. М., "Прогресс", 1986.

Моррис Ч.У. Основания теории знаков. - В кн.: Семиотика. М., "Радуга", 1983.

Остин Дж. Значение слова. - В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Петров В.В. Структуры значения: логический анализ. Новосибирск, "Наука", 1979.

Якобсон Р. В поисках сущности языка. - В кн.: Семиотика. М., "Радуга", 1983.

Дополнительная

Барвайс Дж. и Перри Дж. Ситуации и установки - В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., "Прогресс", 1987.

Блинов А.Л. Звуки. Общение. Смысл. М., 1997.

Блумфилд Л. Язык. М., 1968.

Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. - В кн.: Петров В. В. (сост.) Язык и интеллект. М, 1995.

Кюнг Г. Когнитивные науки на историческом фоне. - Вопросы философии, 1992, № 1.

Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998.

Сааринен Э. О метатеории и методологии семантики. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., "Прогресс", 1986.

Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. - Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1995.

Серль Дж. Природа Интенциональных состояний. - В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., "Прогресс", 1987.

Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. М., "Прогресс", 1986.

Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.

Уорф Б.Л. Лингвистика и логика. - Наука и языкознание. - Отношение норм поведения и мышления к языку. - В кн.: Новое в лингвистике. Вып. I. М., 1960.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Античная и средневековая философия языка.
  2. Рационалистические взгляды на природу значения и выразительные возможности языка.
  3. Виды семантических теорий.
  4. Природа репрезентации.
  5. Условие-истинностные концепции значения.
  6. Философия языка В. фон Гумбольдта.
  7. Герменевтические теории языка.
  8. Структуралистские и постструктуралистские теории языка.
  9. История и современное состояние семиотики.
  10. Теория речевых актов.
  11. Конструктивистская парадигма в теориях языка.
  12. Представления о языке в когнитивистике и исследованиях по искусственному интеллекту.
  13. "Лингвистический поворот" в философии ХХ века.
  14. Сопоставление проблематики философии языка и философии науки.
  15. Сопоставление проблематики философии языка и философии сознания.


Hosted by uCoz