ПРОГРАММА КУРСА "ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" Ответственный редактор: член-кор. РАН В.С.Степин Составители: член-кор. РАН В.С.Степин, д.ф.н. М.А.Розов, д.ф.н. В.М.Розин, д.ф.н. В.Г.Горохов Назначение курса Курс представляет собой введение в проблематику философии науки и техники. Взаимодействие науки и техники рассматривается в широком социокультурном контексте и в их историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры. Курс "Философия науки и техники" рассчитан на преподавателей философии и истории, а также аспирантов и студентов технических и гуманитарных вузов и университетов. В результате изучения курса специалист должен будет: - ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке и технике на современном этапе их развития; - получить представление о тенденциях исторического развития науки и техники; - ознакомиться с основными методологическими проблемами современной 95 науки и техники, осмыслить динамику научно- технического развития в широком социо- культурном контексте. I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция философии наука. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, Д.Холтона, П.Фейерабенда, С.Тулмина, Л.Лаудена, М.Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А.Койре, Э.Мертона, С.Малкея, К.Ясперса, М.Хайдеггера, О.Шпенглера. Литература В поисках теории развития науки. М., 1982. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975. Лакатос И. Доказательство и опровержение. М.,1967. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М.,1983. 96 Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Структура и развитие науки. М., 1978. Тулмин С.Т. Человеческое понимание. М., 1984. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 13, 14. Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Albert H. Die Wissenschaft und die Fehlbarkeit der Vernunft. Tubingen, 1982. Popper K.R. Unended quest. L., 1976. Durbin P.T. Dictionary of concepts in the philosophy of science. N.Y. ect, 1988. Harre R. The philosophy of science. Oxford; N.Y., 1985. 1.2. Специфика научного познания Научное познание и его роль в современной социальной жизни. Отношение науки к другим формам познания мира (художественному, философскому, религиозно- мифологическому, обыденному познанию). Наука как объективное и предметное знание. Прогностические функции науки. Наука как знание о возможных предметных мирах практической деятельности. Особенности предмета, средств, методов науки. Универсальность научного познания и его гра- ницы. Особенности субъекта научной деятельности. Внутринаучные и социальные ценности и цели. Ценность объективно- истинного знания, ценность роста знаний. Этос науки. 97 Литература Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981. Наука и культура. М., 1984. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М., 1977. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987. Юдин Э.Г., Юдин Б.Г. Наука и мир человека. М., 1978. Lorenzen P. Lehrbuch der konstruktiven Wissenschaftstheorie. Mannheim etc., 1987. 1.3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и констру- ирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Преднаука как феномен традиционных культур. Становление науки и генезис техногенной цивилизации. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Формирование логических норм научного мышления и профессиональных организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с 98 природными объектами - алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам; "теория конфигурации качеств", геометрическая оптика. Формирование науки как профессиональной деятельности. Общества экспериментаторов и Академии наук. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Возникновение дисциплинарно- организованной науки, технологические применения науки. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально- исторического исследования. Место науки в культуре техногенной цивилизации. Литература Ахутин В.А. История принципов физического эксперимента: от античности до 17 века. М., 1976. Ахутин В.А. Понятие "природы" в античности и в новое время. М., 1988. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Григорьян А.Г., Зубов В.П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962 Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М.,1979. Наука и культура. М., 1984. 99 Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1981. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980 Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Durbin P.T. Dictionary of concepts in the philosophy of science. N.Y. ect, 1988. Harre R. The philosophy of science. Oxford; N.Y., 1985. 1.4. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение есте- ственных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль кон- структивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. 100 Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира. (Картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим до- минантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. 101 Литература Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Природа научного познания. Минск, 1979. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1979. Laudans L. Science and values: The aimes of science a their role in scien-tific delate. Berkley etc., 1984. 1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическим поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. 102 Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Литература Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М., 1978., Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Albert H. Die Wissenschaft und die Fehlbarkeit der Vernunft. Tubingen, 1982. 1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Структура научной традиции. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере- стройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Соци- окультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста 103 знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов рациональности: классическая, неклас- сическая, постнеклассическая наука. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Сближение идеалов есте- ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Отказ от идеала ценностно-нетрального исследования и проблема идеологизирования науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Постнеклассическая наука и изменение менталитетов техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиск нового типа и цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Литература Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 104 Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987. Criticism and the growth of knowledge. L., 1972. 1.7. Методологические проблемы гуманитарного познания Науки естественные и гуманитарные, "науки о духе" и "науки о природе" (В.Дильтей). Наука и ценности. Познание и оценка. Науки номотетические и идеографические. Г.Риккерт о генерализующем подходе естествознания, свободном от ценностных предпосылок и индивидуализирующем понимании истории, опираюшемся на ценностные установки. Проблема специфики гуманитарного познания. Понимание - особый тип научного познания. Дильтей об условиях и возможностях понимания. Понимание и описание, пони мание и интерпретация, понимание и объяснение. Идеи М.М.Бахтина о полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках. Проблемы современной герменевтики. Исторические реконструкции как тип научного знания. Методологическая дилемма "Антикваризма" и "презентизма" в истори- ческом исследовании. Пути теоретизации обществоведческих и гуманитарных исследований. Литература Время и бытие человека. М., 1991. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Дильтей В. Описательная психология. М.,1924 105 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.,1988. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. Criticism and the growth of knowledge. L., 1972. 1.8. Современная наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Институциональные ценности и нормы науки. Научное сообщества, исторические типы научных сообществ (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно-организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ на- уки ХХ столетия). Научные школы. Наука и образование, подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Контроль над наукой в тоталитарных обществах. Литература Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Лейбин В.М. Наука как социальный институт. М., 1986. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. 106 Современная западная социология науки. М., 1988. Социо-логос. Вып.1, М., 1991. Laudans L. Science and values: The aimes of science a their role in scientific delate. Berkley etc., 1984. Lorenzen P. Lehrbuch der konstruktiven Wissenschaftstheorie. Mannheim etc., 1987. II. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 2.1. Предмет и основные проблемы философии техники Исторические предпосылки формирования философии техники. Генезис философии техники: Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер. Философия техники как высший этап развития инженерного сознания: философские студии инженеров. Современные философские концепции техники. Особенности развития философии техники в США и ФРГ. Значение и сущность техники в современной цивилизации. Соотношение философии техники и философии науки, истории техники, социологии техники, технической политики и философии хозяйства. Философия техники и глобальные проблемы современной цивилизации (экологический кризис, антропологический, кризис нравственности и власти). Кризис традиционной инженерии и традиционной научно-инженерной картины мира. Проблема новых стратегий научно-технического развития. Литература Бердяев Н. Дух и машина//Судьба России. М., 1990. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1991. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. 107 Энгельмейер П.К. Философия техники. Вып. 1- 4. М., 1912-1913. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978. Роль орудий в возникновении человечества. М., 1925. Банзе Г., Вольгаст З. Аспекты философии техники в ФРГ//Вопр. философии. 1984. №10. Философия техники в ФРГ. М., 1989. Lenk H. Zur Sozialphilosophie der Technik. Frankfurt, 1982. Kapp E. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Zur Entstehungsgeschichte der Kultur aus neuen Gesichtpunkten. Dusseldorf, 1978. 2.2. Научное познание и инженерия Научное познание и инженерия как разные виды деятельности, их отличие и специфика. Взаимосвязь научного познания и инженерии. Знание и проект. Инженерия и научный эксперимент. Инженерия и теорети- ческое конструирование. Роль инженерного мышления в научном творчестве. Влияние инженерно-технических знаний на формирование научной картины мира. Научно-техническая и гуманитарная культура. Проблема их взаимосвязи. Научное и инженерное образование. Проблемы гуманизации современного инженерного образования. Литература Горохов В.Г. Методологический анализ научно- технических дисциплин. М., 1984. Кирсанов В.С. Научные революции 17 века. М., 1987. 108 Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989. Традиции и революции в истории науки. М., 1991. С. 72-77. Френкель В.Я., Явелов Б.Е. Эйнштейн - изобретатель. М., 1981. Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981. Dessauer F. Philosophie der Technik; das Probleme der Realisierung. Bonn, 1928. 2.3. Становление и развитие инженерии Предыстория техники. Архаическое и древнее "производство". Особенности древней технологии. Архаическая картина мира и мифологические формы осознания древней технологии. Формирование "мегамашин" (коллективной совместной деятельности) в древних государствах Шумера (Вавилона), Египта, Индии, Китая. Расчеты - первые виды знаковых средств преднауки и древней ин- женерии. Устная и письменная традиция передачи технического опыта в древности. Античная техника. Использование научных знаний (математики, механики, гидравлики в технической деятельности, при строительстве военных машин, кораблей, в земледелии, в до- рожном строительстве и т.д.). Теории Архимеда и Птолемея как первые образцы технических наук античного типа. Средневековая техника. Бог как "демиург-инженер" и как инобытие природы. Новое понимание природы (природа "сотворенная" и "творящая"). Идея использования сил природы человеком. Средневековая техника как основанная на каноне. Алхимия, магия, астрология. Формирование первых образцов инженерии. Формирование идеи инженерии в эпоху 109 Возрождения (Леонардо да Винчи, Стевин, Ф.Бэкон). Работы Галилея и Гюйгенса - первые образцы новой науки и инженерии. Использование естественнонаучных знаний для инженерных целей. Литература Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и Новое время. М., 1988. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М., 1987. Горохов В.Г. Розин В.М. Формирование и развитие инженерной деятельно- сти//Философские вопросы технического знания. М., 1984. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.;Л., 1947. Дильс Г. Античная техника. М.; Л., 1934. Зубов В.П. Опыт научный и опыт технический в эпоху Ренессанса // Вопр. истории естествознания и техники. 1969. Вып. 28. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988. Розин В.М. Опыт изучения научного творчества Галилео Галилея // Вопр. философии. 1980. №5. Kapp E. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Zur Entstehun-gsgeschichte der Kultur aus neuen Gesichtpunkten. Dusseldorf, 1978. 2.4. Инженерная деятельность и проектирование Инженерия, наука и проектирование. Сущность и особенности инженерной деятельности и проектирования. Проектная организация инженерной деятельности и инженерные аспекты проектирования 110 (традиционные и нетрадиционные, опытные, прикладные и т.д.).Типология инженерных и технических знаний. Особенности современных нетрадиционных видов инженерии и проектирования. Эволюция инженерной и проектировочной деятельности в ХХ столетии. Литература Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники. М., 1982. Глазычев В.Л. Компоненты знания в мире техники. М., 1984. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов//Разработка и внедрение авто- матических систем в проектировании. М., 1975. Розенберг А.В. Философия архитектуры: Общие основания теории проектирования архитектурных сооружений. М., 1923. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследо- вания//Вопр. философии. 1985. №10. Розин В.М. Социальное проектирование: проблемы и перспективы развития: (Обзор)//Социальные аспекты ускорения научно-технического прогресса. М.,1983. Dessauer F. Philosophie der Technik; das Probleme der Realisierung. Bonn, 1928. 2.5. Технические науки: специфика и становление Социокультурные предпосылки формирования технических наук в XVIII-XIX столетиях. Особенности использования есте- ственнонаучных знаний в инженерной деятельности. Первые идеальные объекты и теоретические знания технических наук. Фор- мирование полноценных теорий в технических науках. Особенности их строения и 111 функционирования. Области применения знаний технических наук: инженерная деятельность, проектирование, техническая теория. Этапы исторического развития технических наук. Литература Горохов В.Г. Методологический анализ научно- технических дисциплин. М., 1984. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981. Симоненко О.Д. Электротехническая наука в первой половине ХХ века. М., 1988. Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981. Contributions to a philosophy of technology: Studies in the structure of thinking in the technological sciences. Dordrecht-Boston, 1974. Laudans L. Science and values: The aimes of science a their role in scientific delate. Berkley etc., 1984. 2.6. Современный этап развития инженерной деятельности Формирование неклассических научно- технических дисциплин. Проблемы типологии технических видов деятельности и дисциплин. Формирование нетрадиционных видов инженерии и не- классических научно-технических дисциплин. Переход к проектированию сложных комплексов, включающих технические подсистемы, человека, природную среду, инфраструктурные компо- ненты. 112 Особенности знаний создаваемых в неклассических научно-технических дисциплинах. Проблема синтеза разнородных знаний и объектов в таких дисциплинах. Проблема построения теории в неклассических научно-технических дисциплинах. Проблема теоретического синтеза в современных технических науках. Роль современных системных представлений в развитии технических наук. Использование в нетрадиционных видах инженерии и проектирования гуманитарных и социальных знаний. Проблема построения квазитехнических теорий и дисциплин в гуманитарных и социальных науках. Анализ примеров подобных дисциплин в современной психологии и со- циальной философии. Литература Горохов В.Г. Методологический анализ научно- технических дисциплин. М., 1984. Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники. М., 1982. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. Философия техники в ФРГ. М., 1989. Розин В.М. Системные представления в системотехнике, "традиционном" проек- тировании и дизайне//Системные исследования. М., 1983. Lenk H. Zur Sozialphilosophie der Technik. Frankfurt, 1982. Rapp F. Analytische der Technikphilosophie. Freiburg, 1978. 2.7. Социальные проблемы развития современных технологий. Инженерия как социальный институт 113 Проблема выделения социокультурных факторов развития инженерной деятельности: экологические, экономические, техно- логические, социальные, аксиологические факторы. Проблемы ответственности инженера и проектировщика. Проблемы социальной оценки техники и ее последствий. Связь технологии и культуры. Новые идеалы развития технологии и производства. Связь технологии и хозяйства. Изобретательская и инновационная де- ятельность. Менеджмент и маркетинг. Внедрение и распространение изобретений, организация производства и сбыта. Формирова- ние инженерного сообщества. Роль инженерных обществ и союзов в становлении инженерии. Инженерные общества и профессиональное инженерное образование: английская, французская и германская модели. Инженерные общества и инженерное образование в России: РТО, ПО, ВАИ, Общество Леденцова и т.п. Инженерное сообщество и сообщество бизнесменов. Опыт дореволюционной России. Моральная ответственность инженера, права инженера и условия их реализации в профессиональной деятельности. Проблемы интеллектуальной собственности и авторского права. Этические кодексы профессиональных инженерных сообществ и фирм. Роль этического кодекса в профессиональной жизни западного инженера. Этика бизнеса. Проблема выработки этических кодексов инженерными обществами в нашей стране. Литература Алексеева И.Ю. Взаимосвязь понимания и ответственности в компьютерной этике//Человек и техника. М., 1990. Компьютерная этика и компьютерное право в США и в Австралии (Обзор). М., 1989. 114 Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники//Там же. Методология и социология техники. Новосибирск, 1990. Новая технократическая волна на западе. М., 1986. Философия техники в ФРГ. М., 1989. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной от- ветственности//Философия техники в ФРГ. М., 1989. Lenk H. Zur Sozialphilosophie der Technik. Frankfurt, 1982. 115