ПРОГРАММА КУРСА
"ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ"
Ответственный редактор и составитель:
д.ф.н. В.А.Лекторский
1. Познание как проблема философии
Необходимость исторического подхода к
вечным проблемам эпистемологии. Онтология,
эпистемология и философия человека в
исторической перспективе. Эпистемология,
философия и методология науки. Проблема
знания в античной философии: знание и
созерцание. Эпистемология в философии Нового
Времени: знание и деятельность. Кант и
классическая эпистемологическая традиция.
Проблема познания в русской философской
культуре: онтологический смысл познания.
Познание, переживание, ценностное отношение.
Познание и полнота человеческого опыта.
Познание в экзистенциальном измерении и как
ценность культуры. Изменение представлений о
взаимоотношении познания, личного опыта и
науки в истории культуры. Современные
подходы в эпистемологии как выражение ее
неклассического характера: эволюционная
эпистемология, новые связи эпистемологии,
психологии, социальных наук, когнитивных
наук. Эпистемология и проблемы ис-
кусственного интеллекта. Перспективы
"информационной цивилизации" XXI века и
новый контекст обсуждения эпистемологических
проблем.
Литература
87
Гносеология в системе философского
мировоззрения. М., 1983.
Теория познания. М., 1992. Т. 2, гл. 1
(автор - В.С.Швырев).
Рассел Б. Человеческое познание, М., 1957.
Хилл Т.И. Современные теории познания. М.,
1965.
Ракитов А.И. Философия компьютерной
философии. М., 1991.
2. Познание - социально-культурный феномен
Поли-субъективный характер
познавательной деятельности. Личностное и
коллективное знание. Роль коммуникации и
социальной трансляции в познавательной
деятельности. Понятие познающего субъекта и
эпистемологического коллектива. Внешняя и
внутренняя социальность познания.
Познавательная традиция как единство
когнитивных, социальных и культурных
компонентов. Понятие социальной
эпистемологии.
Литература
Теория познания. Т. 2, гл. 10 (авторы:
А.Ф.Зотов и Н.С.Смирнова).
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.
М., 1980. Разд. 2, гл. 4, п. 4.
Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.,
1990.
Харре Р.Социальная эпистемология//Вопр.
философии.1992. № 2.
3. Проблема обоснования знания
Обоснование знание как центральная
проблема классической эпистемологии.
88
Сенсуалистическая и рационалистическая про-
граммы обоснования. Понятие
эпистемологического фундаментализма. Анти-
фундаментализм как черта современной
эпистемологии. Возможна ли анти-
фундаменталистская эпистемология? Программа
"натуралистической" эпистемологии (Куайн).
Эпистемологический анти-фундаментализм и
пост-модернизм.
Литература
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.
Разд. 1, гл. 2, п.1; разд. 2, гл. 4, п. 2.
Никитин Е.П. Природа обоснования. М., 1981.
Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.,
1988.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии
науки. М., 1986.
4. Анти-реализм и реализм в эпистемологии
Анти-реализм как характерная черта
западной эпистемологической традиции:
феноменализм (Беркли), конструктивизм
(логический позитивизм). Трудности анти-
реалистической интерпретации познания.
Реализм в современной эпистемологии: непо-
средственный реализм (Армстронг),
критический реализм (Бунге), символический
реализм (Максвелл). Проблемы и трудности
реалистической интерпретации познания.
Презентационизм и репрезентационизм. "Теория
отражения" как неадекватное выражение
реалистической эпистемологии, необходимость
критического переосмысления этой теории.
Спор реализма и анти-реализма в контексте
эволюционной эпистемологии и современных
когнитивных наук. Референция и репрезентация
в составе знания. Операциональный характер
89
репрезентации. Виды репрезентаторов.
Историческое развитие репрезентации.
90
Литература
Хилл Т.И. Современные теории познания. М.,
1965.
Бунге М. Философия физики. М., 1975.
Вартофский М. Модели. Репрезентация и
научное познание. М., 1988.
Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа
научных знаний. Новосибирск, 1977.
5. Знание и вера
Доверие, уверенность, вера.
Уверенность, очевидность, интуиция.
Очевидность и дискурсивность знания.
Психологическая уверенность и эпистемическая
очевидность. Религиозная вера и знание.
Эпистемология и философия религии. Разумная
и противоразумная вера. Вера и мнение.
Очевидное знание, вероятное знание, вера.
Вера и предрассудок. Вера и критицизм. Вера
и познавательная парадигма. Пересмотр
взаимоотношений веры и знания в свете
современной когнитивной социологии.
Литература
Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Кураев А.В. Вера и знание//Вопр. философии.
1992. № 7.
6. Явное и неявное знание
Фокус, периферия и фон знания. Понятие
неявного знания. Роль неявных компонентов в
личностном и коллективном знании. Неявное
знание в опыте, мышлении, действии и
91
коммуникации. Проблема неявного знания в
современной когнитивной социологии (Полани,
Малкей) и неклассические пути в
эпистемологии.
Литература
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Малкей М. Наука и социология знания. М.,
1983.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.
Разд. 2, гл. 4, п. 1.
Теория познания. Т. 2, гл. II (автор -
Микешина Л.А.).
7. Перцепция как проблема эпистемологии,
психологии и когнитивных наук
Классическая постановка проблемы
перцепции в западной эпистемологии и
психологии (Локк, Беркли, Юм, Кант) и
необходимость ее пересмотра. Особенности
анализа восприятия в эпистемологии и
психологии. Восприятие как данность и как
деятельность. Восприятие и проблема
очевидности. Реальность и иллюзия.
Восприятие внешнего и внутреннего мира.
Чувственные модальности и амодальная схема
мира. Операционалистская интерпретация
восприятия (Пиаже), и "экологический подход"
в теории восприятия (Гибсон). Проблема
восприятия в лингвистической философии:
поздний Виттгенштейн, Ст. Тулмэн. Восприятие
и познавательная парадигма: Т.Кун.
Возможность познания "без восприятия"
(П.Фейерабенд). Феноменологический анализ
восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти) и его
современное значение. Феноменологический
анализ восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти) и
его современное значение. Феноменологическая
92
и интутивистская традиция анализа восприятия
в русской философии: Г.Шпет, Н.Лосский.
Понятие "чувственных универсалий". Воспри-
ятие и понятие "жизненного мира". "Жизненный
мир" и "экологический подход" в теории
восприятия. Восприятие и когнитивные науки.
Возможность моделирования восприятия.
Литература
Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. Казань,
1912.
Мах Э. Анализ ощущений и отношение
физического к психическому. М., 1907.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды.
М., 1969.
Кун Т. Структура научных революций. М.,
1975.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества
и философия//Вопр. философии. 1986. № 7.
Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В.,
Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957.
Гибсон Дж. Экологический подход к
зрительному восприятию. М., 1988.
Восприятие и деятельность. М., 1976.
8. Схема мира, схема тела, структура опыта и
проблема я
Взаимосвязь знания о мире и знания о Я.
Уникальность места эмпирического субъекта в
структуре опыта. Схема тела и схема мира. Я,
мое тело и "другие", "здесь" и "там",
"теперь" и "тогда". Личный опыт и проблема
интер-субъективности. Гетерогенность
субъектов и возможность разрывов в
познавательном опыте. Проблема
"онтологической релятивности". Единство и
множественность Я.
93
Литература
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.
Разд. 2, гл. 1,2.
Леонтьев А.Н. О путях исследования
восприятия//Восприятие и деятельность. М.,
1976.
9. Опыт, интуиция и интеллект
Узкое и широкое понимание опыта.
Возможность опытного восприятия
категориальных схем и "сущностных эйдосов"
познания (Гуссерль). Возможна ли
интеллектуальная интуиция? Понятие
"визуального мышления" (Арнхейм). Роль
очевидности и интеллектуальной деятельности,
наглядности и дискурсии в мышлении.
Операционалистская концепция восприятия и
мышления. Мышления как деятельность как
процесс и как интеллектуальное схватывание.
Восприятие, мышление и продуктивное
воображение. Прерывность и непррывность
мышления. Творчество и отрывание как
проблемы эпистемологии. Возможность
моделирования мышления.
Литература
Арнхейм Р. Искусство и визуальное
восприятие. М., 1974.
Пиаже Ж. Роль действия в формировании
мышления//Вопр. психологии. 1965. № 6.
Гуссерль Э. Философия как строгая
наука//Логос. М., 1910. № 1.
Библер В.С. Мышление как творчество. М.,
1975.
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания.
М., 1966.
10. Познание другого человека
94
Я и "другой". Я для себя и Я для
"другого". Необходимая роль "другого" в моем
познавательном опыте. Мой опыт глазами
"другого" и опыт "другого" в моей
перспективе. Отношение к "другому" как к
себе и к себе как к "другому". Диолог как
взаимодействие познавательных горизонтов
моего и "другого". Познание и понимание.
Современное значение идей М.Бахтина. Я и
"другом".
Литература
Бахтин М. Эстетика словесного творчества.
М., 1986.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
11. Коммуникация как проблема эпистемологии
Взаимосвязь познания, понимания и
интерпретации в контексте коммуникации.
Диолог, полилог и проблема интерпретации
текстов. Речь и текст. Язык, познавательная
онтология и тезис и невозможности
"радикального перевода" (Куайн). Меж-
субъективная и внутри-субъективная
коммуникация в процессе познания. Акт
познания как акт коммуникации.
Структуралистские и пост-структуралистские
интерпретации познания. Эпистемология, ана-
лиз познавательных коммуникаций и
герменевтика.
Литература
Библер В.С. Мышление как творчество. М.,
1975.
95
Теория познания. Т. 2, гл. 6 (автор -
Г.С.Батишев).
Автономова Н.С. Философские проблемы
структурного анализа в гуманитарных науках.
М., 1977.
12. Познание, деятельность и артефакты
Противопоставление естественного и
искусственного (сделанного) в античной
культуре и философии. Снятие этого
противопоставления в философии Нового
Времени. Интерпретация знания как
возможности сконструировать. Проблема связи
познания и порождения предметного мира в
немецкой филсофской традиции: Кант, Фихте,
Гегель, Маркс. Роль предметов-посредников
(орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки
языка, изображения и т.д.) в познавательной
деятельности: восприятие, мышление,
коммуникация. Деятельность, данность,
очевидность. Деятельность и операция. Схемы
деятельности и схемы познания. Познание и
проективно-конструктивная деятельность.
Деятельностный подход в эпистемологии и
когнитивных науках. Теория деятельности в
отечественной психологии (Выготский,
Леонтьев, Рубинштейн). Традиция исследования
проективно-конструктивной деятельности в
отечественной философии: работы
А.А.Богданова, исследдования за последние
тридцать лет.
Литература
Деятельность: теория, методология, проблемы.
М., 1990.
Степин В.С., Томильчик Л.С. Практическая
природа познания и методологические проблемы
современной физики. Минск, 1970.
96
13. Сознание, бессознательное и язык
Познание, сознание и бессознательное.
Европейская традиция философии сознания.
Проблема сознания в работах М.Мамардашвили.
Роль бессознательного в познавательной де-
ятельности. Бессознательное, воображение и
творчество. Бессознательное и подсознание.
Бессознательное и неявное знание. Бессо-
знательное и проблема единства Я. Роль языка
в структурировании сознания и
бессознательного. Подход к бессознательному
с точки зрения теории языкового дискурса.
Психоанализ как поле для эпистемологии.
Эпистемологический статус психоанализа как
интерпретации текста и как объясняющей науки
(Фрейд, Лакан)
Литература
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах
Маркса//Вопр. философии. 1968. № 6.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема
объективного метода в психологии//Вопр.
философии. 1977. № 7.
Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А.
Сознание: опыт междисциплинарного
подхода//Вопр. философии. 1988. № 11.
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М.,
1976.
14. Субъективированное и объективированное
знание
Возможность существования знания в
субъективированной (личностной) и
объективированной (коллективной) форме. Объ-
ективированное знание и артефакты.
97
"Коллективная память" и "коллективные
представления". Объективированное знание и
меж-субъективная коммуникация. Идея
К.Поппера о "3-х мирах": мире физических
предметов, мире индивидуально-психическом и
мире объективного знания. Концепция
Э.Ильенкова о природе идеального. Анализ
этих идей в контексте информационной
эпистемологии.
Литература
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,
1983.
Ильенков Э.В. Проблема идеального//Вопр.
философии. 1979. №6.
15. Познание, самопознание и рефлексия
Рефлексные и не-рефлексные системы.
Познание как система с рефлексией.
Самосознание и саморефлексия. Самосознание,
самопознание и "образ Я". Адекватность и
неадекватность "образ Я". Взаимодействие
рефлективных и нерефлективных процессов в
развитии индивидуального и коллективного
знания. Пересмотр классических представлений
обо обосновании знания и о роли рефлексии в
этом процессе. Пересмотр классического
представления об эпистемологии как философии
самосознания.
98
Литература
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и
самосознание индивида. М., 1990.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание.
Разд. 2, гл.4, п.1 и 3.
Швырев В.С. Анализ научного познания. М.,
1988.
16. Рациональность в познании и деятельности
Рациональность как ценность культуры.
Возможность исторического подхода к
рациональности. Единство рациональности и
различие ее типов. Ценностная рациональность
и целе-рациональность. Рациональность и
особенности технологической цивилизации.
Становление неклассической рациональности.
Рациональность в научном и не-научном
познании. Структурное и функциональное
понятие о рациональности. Возможность
рациональной цивилизации. Проблема нового
типа рациональности и "философия
нестабильности" И.Пригожина. Проблема
рациональности познания и действия в работах
К.Поппера, М. Фуко и Ю.Хабермаса.
Литература
Мамардашвили М.К. Классический и
неклассический идеал рациональности. Тби-
лиси, 1985.
Швырев В.С. Анализ научного познания. М.,
1988.
Автономова Н.С. Рассудок, разум,
рациональность. М., 1988.
Пружинин Б.И. Рациональность и историческое
единство научного знания. М., 1986.
99
17. Вненаучные формы знания
Многообразие форм и типов знания.
Обыденное знание и его роль в становлении и
функционировании науки. Философское знание и
его взаимоотношение с наукой. Миф как вид
познания. Паранаучные формы знания.
Историческая изменчивость отношений научного
и вненаучного знания. Научная экспертиза и
вненаучное знание. Проблема вненаучного
знания с точки зрения эпистемологии.
Литература
Заблуждающийся разум? Многообразие
вненаучного знания /Под ред. И.Т.Касавина.
М., 1990.
Знание за пределами науки /Под ред.
И.Т.Касавина. М., 1990.
100