ПРОГРАММА КУРСА "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ" Ответственный редактор и составитель: д.ф.н. В.А.Лекторский 1. Познание как проблема философии Необходимость исторического подхода к вечным проблемам эпистемологии. Онтология, эпистемология и философия человека в исторической перспективе. Эпистемология, философия и методология науки. Проблема знания в античной философии: знание и созерцание. Эпистемология в философии Нового Времени: знание и деятельность. Кант и классическая эпистемологическая традиция. Проблема познания в русской философской культуре: онтологический смысл познания. Познание, переживание, ценностное отношение. Познание и полнота человеческого опыта. Познание в экзистенциальном измерении и как ценность культуры. Изменение представлений о взаимоотношении познания, личного опыта и науки в истории культуры. Современные подходы в эпистемологии как выражение ее неклассического характера: эволюционная эпистемология, новые связи эпистемологии, психологии, социальных наук, когнитивных наук. Эпистемология и проблемы ис- кусственного интеллекта. Перспективы "информационной цивилизации" XXI века и новый контекст обсуждения эпистемологических проблем. Литература 87 Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983. Теория познания. М., 1992. Т. 2, гл. 1 (автор - В.С.Швырев). Рассел Б. Человеческое познание, М., 1957. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965. Ракитов А.И. Философия компьютерной философии. М., 1991. 2. Познание - социально-культурный феномен Поли-субъективный характер познавательной деятельности. Личностное и коллективное знание. Роль коммуникации и социальной трансляции в познавательной деятельности. Понятие познающего субъекта и эпистемологического коллектива. Внешняя и внутренняя социальность познания. Познавательная традиция как единство когнитивных, социальных и культурных компонентов. Понятие социальной эпистемологии. Литература Теория познания. Т. 2, гл. 10 (авторы: А.Ф.Зотов и Н.С.Смирнова). Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. Разд. 2, гл. 4, п. 4. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990. Харре Р.Социальная эпистемология//Вопр. философии.1992. № 2. 3. Проблема обоснования знания Обоснование знание как центральная проблема классической эпистемологии. 88 Сенсуалистическая и рационалистическая про- граммы обоснования. Понятие эпистемологического фундаментализма. Анти- фундаментализм как черта современной эпистемологии. Возможна ли анти- фундаменталистская эпистемология? Программа "натуралистической" эпистемологии (Куайн). Эпистемологический анти-фундаментализм и пост-модернизм. Литература Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 1, гл. 2, п.1; разд. 2, гл. 4, п. 2. Никитин Е.П. Природа обоснования. М., 1981. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М., 1988. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 4. Анти-реализм и реализм в эпистемологии Анти-реализм как характерная черта западной эпистемологической традиции: феноменализм (Беркли), конструктивизм (логический позитивизм). Трудности анти- реалистической интерпретации познания. Реализм в современной эпистемологии: непо- средственный реализм (Армстронг), критический реализм (Бунге), символический реализм (Максвелл). Проблемы и трудности реалистической интерпретации познания. Презентационизм и репрезентационизм. "Теория отражения" как неадекватное выражение реалистической эпистемологии, необходимость критического переосмысления этой теории. Спор реализма и анти-реализма в контексте эволюционной эпистемологии и современных когнитивных наук. Референция и репрезентация в составе знания. Операциональный характер 89 репрезентации. Виды репрезентаторов. Историческое развитие репрезентации. 90 Литература Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965. Бунге М. Философия физики. М., 1975. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное познание. М., 1988. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977. 5. Знание и вера Доверие, уверенность, вера. Уверенность, очевидность, интуиция. Очевидность и дискурсивность знания. Психологическая уверенность и эпистемическая очевидность. Религиозная вера и знание. Эпистемология и философия религии. Разумная и противоразумная вера. Вера и мнение. Очевидное знание, вероятное знание, вера. Вера и предрассудок. Вера и критицизм. Вера и познавательная парадигма. Пересмотр взаимоотношений веры и знания в свете современной когнитивной социологии. Литература Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Кураев А.В. Вера и знание//Вопр. философии. 1992. № 7. 6. Явное и неявное знание Фокус, периферия и фон знания. Понятие неявного знания. Роль неявных компонентов в личностном и коллективном знании. Неявное знание в опыте, мышлении, действии и 91 коммуникации. Проблема неявного знания в современной когнитивной социологии (Полани, Малкей) и неклассические пути в эпистемологии. Литература Полани М. Личностное знание. М., 1985. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл. 4, п. 1. Теория познания. Т. 2, гл. II (автор - Микешина Л.А.). 7. Перцепция как проблема эпистемологии, психологии и когнитивных наук Классическая постановка проблемы перцепции в западной эпистемологии и психологии (Локк, Беркли, Юм, Кант) и необходимость ее пересмотра. Особенности анализа восприятия в эпистемологии и психологии. Восприятие как данность и как деятельность. Восприятие и проблема очевидности. Реальность и иллюзия. Восприятие внешнего и внутреннего мира. Чувственные модальности и амодальная схема мира. Операционалистская интерпретация восприятия (Пиаже), и "экологический подход" в теории восприятия (Гибсон). Проблема восприятия в лингвистической философии: поздний Виттгенштейн, Ст. Тулмэн. Восприятие и познавательная парадигма: Т.Кун. Возможность познания "без восприятия" (П.Фейерабенд). Феноменологический анализ восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти) и его современное значение. Феноменологический анализ восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти) и его современное значение. Феноменологическая 92 и интутивистская традиция анализа восприятия в русской философии: Г.Шпет, Н.Лосский. Понятие "чувственных универсалий". Воспри- ятие и понятие "жизненного мира". "Жизненный мир" и "экологический подход" в теории восприятия. Восприятие и когнитивные науки. Возможность моделирования восприятия. Литература Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. Казань, 1912. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1907. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия//Вопр. философии. 1986. № 7. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. Восприятие и деятельность. М., 1976. 8. Схема мира, схема тела, структура опыта и проблема я Взаимосвязь знания о мире и знания о Я. Уникальность места эмпирического субъекта в структуре опыта. Схема тела и схема мира. Я, мое тело и "другие", "здесь" и "там", "теперь" и "тогда". Личный опыт и проблема интер-субъективности. Гетерогенность субъектов и возможность разрывов в познавательном опыте. Проблема "онтологической релятивности". Единство и множественность Я. 93 Литература Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл. 1,2. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия//Восприятие и деятельность. М., 1976. 9. Опыт, интуиция и интеллект Узкое и широкое понимание опыта. Возможность опытного восприятия категориальных схем и "сущностных эйдосов" познания (Гуссерль). Возможна ли интеллектуальная интуиция? Понятие "визуального мышления" (Арнхейм). Роль очевидности и интеллектуальной деятельности, наглядности и дискурсии в мышлении. Операционалистская концепция восприятия и мышления. Мышления как деятельность как процесс и как интеллектуальное схватывание. Восприятие, мышление и продуктивное воображение. Прерывность и непррывность мышления. Творчество и отрывание как проблемы эпистемологии. Возможность моделирования мышления. Литература Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления//Вопр. психологии. 1965. № 6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука//Логос. М., 1910. № 1. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966. 10. Познание другого человека 94 Я и "другой". Я для себя и Я для "другого". Необходимая роль "другого" в моем познавательном опыте. Мой опыт глазами "другого" и опыт "другого" в моей перспективе. Отношение к "другому" как к себе и к себе как к "другому". Диолог как взаимодействие познавательных горизонтов моего и "другого". Познание и понимание. Современное значение идей М.Бахтина. Я и "другом". Литература Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 11. Коммуникация как проблема эпистемологии Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте коммуникации. Диолог, полилог и проблема интерпретации текстов. Речь и текст. Язык, познавательная онтология и тезис и невозможности "радикального перевода" (Куайн). Меж- субъективная и внутри-субъективная коммуникация в процессе познания. Акт познания как акт коммуникации. Структуралистские и пост-структуралистские интерпретации познания. Эпистемология, ана- лиз познавательных коммуникаций и герменевтика. Литература Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. 95 Теория познания. Т. 2, гл. 6 (автор - Г.С.Батишев). Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 12. Познание, деятельность и артефакты Противопоставление естественного и искусственного (сделанного) в античной культуре и философии. Снятие этого противопоставления в философии Нового Времени. Интерпретация знания как возможности сконструировать. Проблема связи познания и порождения предметного мира в немецкой филсофской традиции: Кант, Фихте, Гегель, Маркс. Роль предметов-посредников (орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображения и т.д.) в познавательной деятельности: восприятие, мышление, коммуникация. Деятельность, данность, очевидность. Деятельность и операция. Схемы деятельности и схемы познания. Познание и проективно-конструктивная деятельность. Деятельностный подход в эпистемологии и когнитивных науках. Теория деятельности в отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн). Традиция исследования проективно-конструктивной деятельности в отечественной философии: работы А.А.Богданова, исследдования за последние тридцать лет. Литература Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. Степин В.С., Томильчик Л.С. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Минск, 1970. 96 13. Сознание, бессознательное и язык Познание, сознание и бессознательное. Европейская традиция философии сознания. Проблема сознания в работах М.Мамардашвили. Роль бессознательного в познавательной де- ятельности. Бессознательное, воображение и творчество. Бессознательное и подсознание. Бессознательное и неявное знание. Бессо- знательное и проблема единства Я. Роль языка в структурировании сознания и бессознательного. Подход к бессознательному с точки зрения теории языкового дискурса. Психоанализ как поле для эпистемологии. Эпистемологический статус психоанализа как интерпретации текста и как объясняющей науки (Фрейд, Лакан) Литература Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса//Вопр. философии. 1968. № 6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии//Вопр. философии. 1977. № 7. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопр. философии. 1988. № 11. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 14. Субъективированное и объективированное знание Возможность существования знания в субъективированной (личностной) и объективированной (коллективной) форме. Объ- ективированное знание и артефакты. 97 "Коллективная память" и "коллективные представления". Объективированное знание и меж-субъективная коммуникация. Идея К.Поппера о "3-х мирах": мире физических предметов, мире индивидуально-психическом и мире объективного знания. Концепция Э.Ильенкова о природе идеального. Анализ этих идей в контексте информационной эпистемологии. Литература Полани М. Личностное знание. М., 1985. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Ильенков Э.В. Проблема идеального//Вопр. философии. 1979. №6. 15. Познание, самопознание и рефлексия Рефлексные и не-рефлексные системы. Познание как система с рефлексией. Самосознание и саморефлексия. Самосознание, самопознание и "образ Я". Адекватность и неадекватность "образ Я". Взаимодействие рефлективных и нерефлективных процессов в развитии индивидуального и коллективного знания. Пересмотр классических представлений обо обосновании знания и о роли рефлексии в этом процессе. Пересмотр классического представления об эпистемологии как философии самосознания. 98 Литература Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл.4, п.1 и 3. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988. 16. Рациональность в познании и деятельности Рациональность как ценность культуры. Возможность исторического подхода к рациональности. Единство рациональности и различие ее типов. Ценностная рациональность и целе-рациональность. Рациональность и особенности технологической цивилизации. Становление неклассической рациональности. Рациональность в научном и не-научном познании. Структурное и функциональное понятие о рациональности. Возможность рациональной цивилизации. Проблема нового типа рациональности и "философия нестабильности" И.Пригожина. Проблема рациональности познания и действия в работах К.Поппера, М. Фуко и Ю.Хабермаса. Литература Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тби- лиси, 1985. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986. 99 17. Вненаучные формы знания Многообразие форм и типов знания. Обыденное знание и его роль в становлении и функционировании науки. Философское знание и его взаимоотношение с наукой. Миф как вид познания. Паранаучные формы знания. Историческая изменчивость отношений научного и вненаучного знания. Научная экспертиза и вненаучное знание. Проблема вненаучного знания с точки зрения эпистемологии. Литература Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания /Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990. Знание за пределами науки /Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990. 100