КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
В полном обьеме курс расчитан на четыре семестра. В первом и втором семестре проходятся темы до иудаизма, в третьем и четвертом семестры изучаются темы "иудаизм", "христианство", "ислам".
В случае необходимости сократить количество занятий, не следует делать это чисто механически, исключая то, что кажется менее важным из структуры курса. Более предпочтительным является выбор в качестве сквозной направляющей курса изложение истории мировых религий "буддизм-христианство-ислам", используя возможности выхода в сопредельные темы в случае необходимости расширяя этот контекст. Например, излагая в теме "буддизм" легенду и историю Будды можно предложить следующее построение. Расмсматривая первый этап жизненного пути Будды, подвергая анализу основные мотивы его жизни на этом этапе - стремление к индивидуальному, художественному, волшебному восприятию мира, к "исполнению желаний", можно совершить продолжительный экскурс в темы "миф", "магия"; переходя к проблеме ухода Сидхартхи в лес и его "беседам с брахманом" можно остановиться на вопросах брахманизма и ритуальной культуры вед; изучая аскезу Сидхартхи в лесу полезно будет дать необходимые сведения о философии "санкхьи-йоги"; при таком изложении материала бенаресская проповедь Будды будет восприниматься не только как "теоретическое построение", но как самопознание собственной жизни и предшествующей культуры.
Такой порядок изложения сохраняет и наиболее общую структуру курса религиоведения: феноменология - позитивная история религии - сравнительная история религии.
Феноменология религии в предлагаемой структуре курса выделена в отдельную часть в качестве небольшого введения в историю религии. Цель этой части курса - познакомить слушателей с общими и основополагающими понятиями и представлениями и религиозного миросозерцания,такими как священный предмет, пространство, время, число и т.п.
Позитивная история религий - основная часть курса, которая знакомит слушателей с основными вехами истории и географии религий в контексте общественных и культурных реальностей времени.
Cравнительная история религий - не выносится в отдельную часть курса, но присутствует в качестве обобщенного заключения в каждой теме и в изложении темы, поскольку соотвествующие для этих целей понятия, например, такие как "мистический тип", "пророческий тип" введены в феноменологии.
Курс может быть дополнен еще одной заключительной частью, относящейся к, так называемому, "суперлативному религиоведению". В этой части преподавательможет изложить свою гипотезу относительно будущего религии.
НЕСКОЛЬКО КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ КУРСА
В первой части курса есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить дополнительное внимание. К ним относится:
1. При изучении значения слова "религия" стоит остановится на том, что оно имеет два значения - "внимать" и "связывать" и происходит от латинского глагола "religere"- "почитать", а во втором своем значении, возможно, от "religare"- "связывать".
2. К двузначности слова "религия" восходит и выделение двух основных типов исторических религий - "пророческий" и "мистический" типы.
3. При рассмотрениии ведийского канона выделяется, так называемый, ритуально-символический тип культур, который соотвественно, задает и принципы интерпретации канонических текстов. Veda в этом случае понимается как знание не описывающее мир, а предписывающее субьекту ритуального действия особый способ видения.
Подробное обоснование этого культурного типа см.: Семенцов В.С. Проблемы интепретации брахманической прозы. М.:Наука.1981.4. При изложении феноменологического введения следует остановится на различии типов восприятия: "видение" и "наблюдение".
Видение - видеть - не то же самое, что наблюдать. Видеть - значит придавать значение. Только то, чему придано значение воспринимается нами как элемент нашего жизненного мира, как элемент в поле которого мы действуем. Видение определяет то, что мы не можем просто миновать.
Пример: я иду по дороге. Я наблюдаю разных людей и животных, которые пересекают мой путь. Среди этих животных есть, скажем, кошки. Но вот дорогу мне пересекла черная кошка. Я должен проявить осторожность в своем дальнейшем движении, конечно, при наличии известного предрассудка. Эту кошку я не только наблюдаю, но вижу. Вижу, потому что ведаю.
Таким образом можно сформировать триаду понятий - "наблюдать - видеть - ведать".
НЕКОТОРЫЕ ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА
1. В теме буддизм мы опираемся на полный текст "бенаресской проповеди" Будды, который включает "введение", где Будда отвергает "две крайности": крайность следования желаниям и крайность полного аскетизма, обе они не ведут "к высшей мудрости, просветлению и нирване".
2. Сам текст "бенаресской проповеди" в данном курсе изложен в современном его переводе. Ключевым отличием здесь является следующее:- существует страдание- существует причина страдания. Это - желания;- существует путь избавления от страданий и т.д.
А не:- жизнь есть страдание и т.д.
3. При изложении принципов протестантизма мы используем полный их список:
Соотвественно решается вопрос о характере гуситского движения.
4. Рассматривая полемику Лютера с католической церковью мы подчеркиваем значение выступления Лютера против мистики, в частности против трудов Дионисия Ареопагита.
СТРУКТУРА КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ"
П Р О Г Р А М М А
В силу соображений обьема, подробного описания структуры курса, наличия большого количества литературы по отдельным темам и предметам, мы ограничимся лишь частью из предложенных тем. Этот курс представляет сокращенный вариант полного курса.
Часть 1. Феноменология религии
Тема 1. Слово "религия"
Два значения слова "религия". Religere и nеgligere. Tabu и Mana. Нуминосный предмет, нуминосный опыт. Религиозное переживание
Chiao, dharma, din, e.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Укажите основные значения слов:1. Tabu.2. Numen.
Из списка выберите слова соответствующие в других языках слову "религия":Chiao, din, e, mana, numen, tabu, dharma, orenda
Структура религиозного мира. Религиозный предмет - религиозное представление - религиозное переживание. Кореляции в структуре религиозного мира. Религия и чудо. Религия и магия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Изобразите графически основную структуру религиозного мира.
Общая характеристика священных предметов. Камень - скала -гора - Мать-Земля - вода - реки - "святая вода"- огонь - Солнце - искорка - Луна - звезды - свет - дерево - семя - "звери души"- "ахимса" - природа - оружие - крест - части тела - изображения - цвет - одежда -канон красок.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Укажите священные предметы из списка, с которыми связаны:Митра, Варуна, Шива, Вишну, Зевс, Афродита, Один, Яхве, Христос, Дева Мария, св. Франциск Асизский, сатана.
Список: камень, скала, вода, утренняя звезда, вечерняя звезда, дерево, лошадь, бык, черепаха, воробей, голубь, дракон, змея.
2. Что является символом "мирового дерева" в христианстве?
3. Почему верующих в Него Христос называет "живые камни"?
4. Кто является "краеугольным камнем" в христианстве?
5. Какие священные предметы почитаются в астрологии?
6. Кто такие "звери души" и почему?
7. Что соотвествует каждому из цветов в религиозной символике?(белый, красный, черный)
ЛИТЕРАТУРА
Мф. 7.24-27Быт. 28.10-18Пс.17.9; 18.3Исайя 11.6
Тема 4. Священные пространство, время, число
Священный предмет - святое место - сакральное пространство. Структура священного пространства. Сакральный центр. Пространство храма. Место верующего и ориентация молитвы.
Сакральное пространство - сакральное время. Священный календарь. Время мифа: иное - оное.
Сакральное пространство и сакральное время: священное число. Основы символики священных чисел.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Изобразите пространственную структуру храма.
2. Что находится в центре священного пространства?
3. Каково основное значение священных чисел: 1, 2, 3, 4?
ЛИТЕРАТУРА
Элиаде М. Космос и история. М.:Прогресс
Cмысл священнодействия и его структура. Очистительные ритуалы и очищающие субстанции: вода, огонь, кровь. Охранительные и элиминационные ритуалы.
Три ступени ритуального действия: очищение, просветление, слияние.
Ритуальный порядок - космический закон - социальная организация - моральная норма
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Приведите примеры соответствующие каждой ступени ритуального действия.
Керигма, пророчество, миф, легенда.
Миф - характеризующие признаки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем отличие пророчества от мифа?2. Назовите признак характеризующий миф.3. Что такое легенда?
ЛИТЕРАТУРА
Элиаде М. Космос и история. М.:Прогресс
Мистик - пророк. Основные типы религиозного опыта. Пророк и харизма. Пророк и керигма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем отличие мистика от пророка?
Тема 10. Мир религиозных переживаний
Особенности религиозного переживания. Переживания экстаза, сна и смерти. Примеры религиозных переживаний.Рассказ Н.В. Гоголя "Вий" и структура сна героя: три ступени ритуала и три круга сна. Ритуальное преступление. Сновидение - видение - ведение - ведьма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы следствия нарушения порядка ритуального действия?
ЛИТЕРАТУРА
Ремизов Ал. Огонь вещей. М.: Худ.л-ра
Часть 10.Индоевропейская религия
Таблички Митании. Список верховных индоевропейских богов. Верховные боги индоевропейцев и их функции. Митра - Варуна. Индра и братья Ашвины. Митра - Варуна: космические связи, характер, социальные связи и функции.
Митра - Варуна, Ромул - Нума, Один - Тор.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы основные функции Митры и Варуны?
ЛИТЕРАТУРА
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М.:Наука.1986
Часть 11.Индоиранская религия
Индоевропейские боги и реформы Зароастра. Варуна и Ахура-Мазда.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сопоставьте структуру ведийского пантеона и реформы в зараостризме.
ЛИТЕРАТУРА
АвестаДюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986
Тема 41. Религия ритуальных текстов. Брахманизм
Ведийский канон: верхняя и нижняя границы текстов. Основные принципы интепретации ведических текстов. Veda как знание. Ритуальный символизм. Ритуальное тождество; тождество тождеств. Ритуал ашвамедхи. Пути развития ритуала. Учение о "пяти огнях". Путь богов и путь предков в учении о "двух путях". Жертва знанием в Бхагавад-Гите. Арджуна и Будда перед знанием Вед. Грехопадение Адама с точки зрения ведического ритуального символа.
ЛИТЕРАТУРА: Семенцов В.С. Проблемы интепретации брахманической прозы.М.:Наука.1981
Три этапа жизненного пути Будды: жизнь в наслаждении, жизнь в аскезе, обретение и проповедь высшей мудрости. Будда - волшебник, аскет, мудрец. Основные темы размышлений будды: сон, страдание, смерть, пробуждение, просветление. Три встречи Будды. Беседа с брахманом. Будда и учение санкхья-йоги.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что значит имя "Будда"?
2. Что согласно легенде ответил брахман Сидхартхе на вопрос о страдании?
3. С чем не согласен Будда в учении санкхья-йоги.
ЛИТЕРАТУРАДжатаки.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.150-155.Дигха-никая.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.139-150Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги: традиция Арада Каламы.- с. 165-184 \\ Историко-философский ежегодник'87 - М.:Наука - 1987
Структура бенаресской проповеди. Пути не ведущие к высшей мудрости, просветлению, нирване. Основное содержание бенаресской проповеди. Сутра о сущности анатмана. Закон зависимого происхождения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Какие два пути Будда называет "не ведущими к высшей мудрости, просветлению и нирване"?
2.Почему Будда называет свой путь "серединный"?
ЛИТЕРАТУРА
Виная-питака.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С.131-139Корнеев В.И. Сущность учения буддизма.\\ Философские вопросы буддизма.- Новосибирск:Наука.1984.-С.10-20
Тема 52.Распространение буддизма
Политическая карта Индии в годы жизни Будды. Ашока - император и праведник. Дхарма-Ашока и его эдикты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Какое событие повлияло на обращение Ашоки в буддизм?
ЛИТЕРАТУРА
Надписи Ашоки.\\ Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т.2. М.: Высшая школа.- 1980.- С. 111 - 122.
Часть 15.Буддизм в Китае, Корее и Японии
Секта Сингон - путь мышления. Будда и бодхисаттва. Учение о будде Амитабху и будде Вайрочану.Секта Дзен - путь созерцания. Секта Дзюдо - путь веры.
ЛИТЕРАТУРА
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.:Наука. 1991. С.32-39
Часть 23.Религия римлян
Римская религия: история и миф. Содание империи и культ императора.
ЛИТЕРАТУРА
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.:Наука.1986
Часть 31.Христианство
Часть 32А. Возникновение христианства
Тема 100.Первоначальное христианство
Основные положения христианского вероучения. Христос и мессия Ветхого Завета. Путь Христа. Проповедь Христа. Деяния апостолов. Начало церкви. Крещение, причастие, рукоположение. Начальная организация церкви.
Христианство и иудаизм. Период иудео-христианства. Ветхий и Новый Заветы: проблема отношения частей канона. Миссия апостола Павла.
Христианство и Рим. Причины гонений на христиан. Ответ Трояна на письма Плиния. Империя и проповедь Христа.
Христианство и Афины. "Опасные и неопасные ереси". Арианство и монофизитство. Истоки ересей. Начало христианской теологии.
Латинская и греческая патристика.
Тема 106.Схоластическая теология
Развитие схоластики. "Естественная теология" Фомы Аквинского и "теология откровения". Онтологическое доказательство бытия Бога. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Доказательство "от движения".
Тема 109.Предреформаторские движения сопротивления
Движение Гуса. Sola scriptum.Проблема славянской реформации.
Виттенбергские тезисы М. Лютера. Отношение к папству и мистике. Полемика с псевдо-Дионисием. Теологический статус Христа и вопрос о папстве. Теологические предпосылки Реформации. Полемика с Эразмом Роттердамским. Свобода воли и предопределение. Протестанская этика.
Часть 34.Восточная церковь
Православие и католицизм. Причины раскола. Filioque. Наследие греческой патристики. Восточные отцы Церкви. Апофатическое и катафатическое богословие.
Часть 41. Ислам
Тема 121. Доисламский верования арабов
Тема 123. Распространение ислама