А.Д.Суханов,
В.Г.Буданов,
О.П.Мелехова
Концепции современного естествознания
Дисциплина "Концепции современного естествознания" включена в структуру
цикла математических и естественнонаучных дисциплин философского факультета
с целью ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом
единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий
мир. Данный курс является годовым и оценивается в 2 кредита. В нем можно условно
выделить четыре части: небольшое введение - 1 лекция, "физика" - 15
лекций, "жизнь" - 8 лекций, "синергетика" - 8 лекций. Освоение
данного курса предполагает ответы на контрольные вопросы и написание контрольной
работы (реферата).
Включение данной дисциплины в программу философского факультета необходимо
для ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом
единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий
мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод
все более проникает в гуманитарную сферу, формируя сознание общества и, вместе
с тем, приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии,
социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному
синтезу двух традиционны противостоящих культур созвучна потребности общества
в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.
Данная дисциплина не представляет собой механическое соединение традиционных
курсов физики, химия, биологии и экологии, а является продуктом междисциплинарного
синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и
эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Поэтому
ее эффективное преподавание возможно на основе применения новой парадигмы, способной
объединить естественно- научную и гуманитарную компоненты культуры, и осознания
универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания,
философии и синергетики.
Цели и задачи курса:
- понимание природы отчуждения гуманитарного и естественно- научного компонентов
культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на
мир.
- понимание задач и возможностей современного научного метода, его дополнительной
природы по отношению к художественному методу освоения действительности.
- изучение и понимание сущности ограниченного числа фундаментальных законов
природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым
относится множество частных закономерностей различных дисциплин, а также ознакомление
с принципами моделирования природных явлений.
- формирование ясного представления о физической картине мира как основе
целостности и многообразия природы.
- понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении естествознания,
а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения
природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной
биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере,
обществу.
- осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями
и законами естествознания.
- формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных
парадигм как ключевых этапах развития естествознания.
- формирование представления о принципах универсального эволюционизма и синергетики
как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе,
человеку и обществу.
Рекомендуемая литература:
- к курсу в целом:
- Е.Л.Фейнберг Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука,
1992.
- В.С.Степин Философская антропология и философия науки. М., Высшая школа,
1992.
- И.Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.
к разделу "физика":
- Дж.Б.Мэррион Физика и физический мир. М., Мир, 1975.
- Б.И.Спасский Физика для философов. М., Из-во МГУ, 1989.
- Ф.Кемпфер Путь в современную физику. М., Мир, 1972.
- П.Девис Суперсила М., Мир, 1989.
- Ф.Капра Дао физики. Санкт-Петербург, ОРИС, 1994.
к разделу "жизнь":
П.Кемп, К.Армс Введение в биологию. М., Мир, 1986.
А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988.
Б.Небел Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., Мир, 1993.
к разделу "синергетика":
- И.Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.
- Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М.,
Наука, 1994.
- Ф.Капра Дао физики. Санкт-Петербург, ОРИС, 1994.
- А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988.
- Н.Моисеев Логика универсального эволюционизма и кооперативность //Вопросы
философии, 1989 N 8
- Г.Хакен Синергетика (гл.1). М., Мир, 1980.
- Г.Николис, И.Пригожин Познание сложного. М., Мир, 1990.
- Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., ИФ РАН, 1994.
Темы контрольных работ (рефератов):
- Концепции научной рациональности.
- История понятий пространство, время, движения в науке и культуре.
- Современные "единые модели мироздания" и перспективы физики микромира.
- Идеи эволюционизма с древних времен и синергетика.
- Коэволюция биосферы и проблемы выживания.
- Синергетический метод в гуманитарных и социально-зкономических науках.
- Концепции самоорганизации человека, природы, общества.