А.Д.Суханов,
В.Г.Буданов,
О.П.Мелехова

 

Концепции современного естествознания

Программа курса

 

Дисциплина "Концепции современного естествознания" включена в структуру цикла математических и естественнонаучных дисциплин философского факультета с целью ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий мир. Данный курс является годовым и оценивается в 2 кредита. В нем можно условно выделить четыре части: небольшое введение - 1 лекция, "физика" - 15 лекций, "жизнь" - 8 лекций, "синергетика" - 8 лекций. Освоение данного курса предполагает ответы на контрольные вопросы и написание контрольной работы (реферата).
Включение данной дисциплины в программу философского факультета необходимо для ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод все более проникает в гуманитарную сферу, формируя сознание общества и, вместе с тем, приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционны противостоящих культур созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.
Данная дисциплина не представляет собой механическое соединение традиционных курсов физики, химия, биологии и экологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Поэтому ее эффективное преподавание возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественно- научную и гуманитарную компоненты культуры, и осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.

Цели и задачи курса:

Рекомендуемая литература:

- к курсу в целом:

  1. Е.Л.Фейнберг Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.
  2. В.С.Степин Философская антропология и философия науки. М., Высшая школа, 1992.
  3. И.Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.

к разделу "физика":

  1. Дж.Б.Мэррион Физика и физический мир. М., Мир, 1975.
  2. Б.И.Спасский Физика для философов. М., Из-во МГУ, 1989.
  3. Ф.Кемпфер Путь в современную физику. М., Мир, 1972.
  4. П.Девис Суперсила М., Мир, 1989.
  5. Ф.Капра Дао физики. Санкт-Петербург, ОРИС, 1994.

к разделу "жизнь":

П.Кемп, К.Армс Введение в биологию. М., Мир, 1986.

А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988.

Б.Небел Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., Мир, 1993.

к разделу "синергетика":

  1. И.Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.
  2. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М., Наука, 1994.
  3. Ф.Капра Дао физики. Санкт-Петербург, ОРИС, 1994.
  4. А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988.
  5. Н.Моисеев Логика универсального эволюционизма и кооперативность //Вопросы философии, 1989 N 8
  6. Г.Хакен Синергетика (гл.1). М., Мир, 1980.
  7. Г.Николис, И.Пригожин Познание сложного. М., Мир, 1990.
  8. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., ИФ РАН, 1994.

Темы контрольных работ (рефератов):

  1. Концепции научной рациональности.
  2. История понятий пространство, время, движения в науке и культуре.
  3. Современные "единые модели мироздания" и перспективы физики микромира.
  4. Идеи эволюционизма с древних времен и синергетика.
  5. Коэволюция биосферы и проблемы выживания.
  6. Синергетический метод в гуманитарных и социально-зкономических науках.
  7. Концепции самоорганизации человека, природы, общества.


Hosted by uCoz