Памятка для аспирантов
сектора эстетики ИФРАН

1. Аспирант - персона, претендующая на вступление в некое профессиональное сообщество, именно - в цех научных работников определенной специализации.


2. Сей цех имеет свою систему норм, правил и требований, которую обязан усвоить и принять претендент на вступление.


3. Проверка усвоения и принятия претендентом этой системы осуществляется:
а. На основе сдачи им соответствующих кандидатских экзаменов.
б. На основе написания им канонического текста,
именуемого диссертацией.


4. Цель написания диссертации:

а. Продемонстрировать усвоение претендентом комплекса научных знаний данной специализации, соответствующего первой ступени (канд. наук) данного цеха.
б. Проявить способность к самостоятельному научному мышлению, соответствующему сей ступени; показать умение правильно ставить и решать научные задачи соответствующего данной ступени уровня сложности.


5. Диссертация должна представлять собой некий целостный текст, написанный в одном методологическом ключе и ориентированный на решение конкретной научной задачи.


6. Обязательные содержательные компоненты диссертации.
а. Постановка (выявление) научной проблемы, т. е. обоснование реальности (или гипотетичности) данной проблемы и ее значимости для соответствующей научной дисциплины.
б. Нахождение оптимальной методологии решения означенной проблемы в пространстве данной дисциплины и конкретных методик, в частности, обосновывающих необходимость использования для решения данной задачи (или ее части) конкретных методов и методик (с обоснованием границ их применения) других дисциплин и наук. Определение пространства исходных позиций и понятий.
в. Применение данной методологии к решению поставленной задачи, завершающееся написанием основного текста диссертации.
г. Выводы, кратко излагающие содержание конкретных результатов исследования.
д. Научный аппарат диссертации:
--- сноски и примечания, в которых даются точные указания на цитируемые и используемые в конкретном месте текста источники, архивные материалы, научную литературу, произведения искусства и т. п. и делаются необходимые маргинальные разъяснения тех или иных положений основного текста.
--- библиография, которая отражает только те источники и ту научную литературу, которые имеют прямое отношение к решению поставленной проблемы и были использована автором (т. е. активно работает - не обязательно цитируется - в его тексте).

е. Научный (и литературный) язык диссертации должен соответствовать общеупотребляемому (общезначимому) языку данного цеха. В случае необходимости (а не пускания псевдонаучной пыли в глаза) привлечения для решения поставленной задачи специальной лексики языков других цехов или школ (направлений) в науке (что поощряется в разумных пределах) обосновывать применение каждой конкретной лексемы с указанием точного смысла, в каком она используется в тексте диссертации.


P.S. Каждый претендент обязан внимательно проштудировать
и в любой час дня и ночи членораздельно осветить любой раздел из следующих
культовых для эстетиков трудов:

Аристотель. Об искусстве поэзии.
Кант. Критика способности суждения.
Шиллер. Письма об эстетическом воспитании.
Шеллинг. Философия искусства.
Гегель. Эстетика.

Существенно углубляет и расширяет кругозор современного эстетика и развивает его аналитические способности знакомство со следующими, по многим параметрам внутренне полемизирующими друг с другом, эстетическими исследованиями ХХ века:

Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.
Лукач Д. Своеобразие эстетического.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.

Hosted by uCoz