Хайдеггер
Мартин Хайдеггер (1889-1976) - основоположник
экзитенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже были
ранее выдвинуты в работах Г. Марселя, К. Ясперса и др.,
Хайдеггер в монографии "Бытие и время" (1927) впервые
сделали попытку в систематической форме изложить
основные принципы экзистенциалистского подхода в
философии.
Кроме этой книги, Хайдеггер написал: "Кант и
проблема метафизики" (1929), "Что такое метафизика?"
(1930), "Введение в метафизику" (1935), "Учение Платона об
истине" (1942), "Ложные тропы" (1950), "Ницше" (1961,2
тома) и др.
Хайдеггер родился в Бадене в Германии. Он изучал
философию во Фрейбургском университете, где с 1916 г. по
1929 г. преподавал Гуссерль. Был профессором в Марбурге,
но затем вернулся во Фрейбург в 1928 г. и стал ректором
этого университета в 1933 г. благодаря своей связи с
нацистами. В инаугурационной речи он с энтузиазмом
превозносил национал-социализм, ясно связывая себя с
нацистским движением и защищая объединение языка
современной политики с его собственным философским
языком. Но десять месяцев спустя подал в отставку с поста
ректора и ушел от активной деятельности в политике. В
сентябре 1966 г. в интервью газете "Шпигель" Хайдеггер
ответил на упреки, которые предъявлялись ему в течение
свыше 30 лет, но это интервью было запрещено печатать и
опубликовано лишь 5 мая 1976 г., спустя пять дней после
смерти Хайдеггера. В этом интервью Хайдеггер утверждал,
что надеялся сохранить самоопределение германского
университета, но ему было ясно, что это "невозможно
сделать без некоторых компромиссов". В то время, говорил
он, он также видел в национал-социализме, что "здесь есть
нечто новое, есть новые проблески". В 1933 г. он умолял
студентов: "Не позволяйте доктринам и идеям властвовать
над вашим бытием. Сам фюрер и он один является
настоящим и будущим Германии и ее правлением".
В интервью он говорил: "Сегодня я больше не
написал бы предложений, которые вы цитировали. Даже в
1934 г. я не сказал бы таких вещей". Возможно, позиция
Хайдеггера объясняется тем, что он был испуган
антикультурными тенденциями в технологическом обществе
и видел в нацистах людей, стремящихся утвердить старую
культуру и миссию Германии в этом отношении. К
несчастью, исходные позиции, которые привели его к
принятию нацизма - по крайней мере до того, как он увидел,
что нацизм совершенно не преследует те цели, которых
добивался Хайдеггер, - оставались с ним даже в его
последующих
работах.
Хайдеггер описывает свою философию как
исследование Бытия. Его считают экзистенциалистом, хотя
он сам отрицает эту связь, утверждая, что именно Бытие как
таковое, а не личностное существование составляет главную
цель его интереса. Его работа направлена в основном на
поиски некоторого вида значения, лежащего в сердце
удивительного факта, состоящего в том, что "существуют
вещи". Он многим обязан Кьеркегору и своему учителю -
Эдмунду Гуссерлю. Хайдеггер в свою очередь оказал
большое влияние на Сартра.
Хайдеггер использует термин Dasein (бытие), чтобы
описать способ существования человеческого существа и
утверждает, что человеческая жизнь радикально отлична от
других форм жизни, потому что способна познать себя и
размышлять об этом бытии. Человеческие существа,
утверждает он, могут выбрать подлинную жизнь, полностью
понимая свое положение в мире, или неподлинную,
наподобие автоматов, бездумно приспосабливаясь к
установленным порядкам и образцам.
Его главная работа "Бытие и время" опубликована в
1927 г. В ней он дает анализ человеческого существования и
рассматривает его как путь к пониманию самого бытия. Его
методом является феноменология, воспринятая от Гуссерля.
Цель ее состоит в том, чтобы указать и описать данные
непосредственного опыта просто как они есть, не накладывая
на них организующие понятия. С феноменологической точки
зрения, мир есть состояние, в котором мы заняты и живем, он
конституирует наши жизни. Скорее мы представляем собой
"существа-в-мире" и Dasein - наша человеческая реальность
или способ существования - является тем множеством путей,
в которых мы осуществляем жизнь. Это означает "что-то
делать, что-то производить, обращать внимание на что-то,
присматривать за чем-то, использовать что-то, отказываться
от чего-то и давать возможность чему-то, поддерживая,
сопровождая, проявляя, раздражаясь, рассуждая, обсуждая,
определяя".
Хайдеггер пишет о "столкновении" с миром и
"настроении", с которым мы сталкиваемся с миром как об
оценке мира. Мы находимся в мире, претворяя наши
собственные перспективы в жизни и используя то, что
человек присваивает мир, схватывает ситуацию, в которой
находится человек в мире, и понимает, что может попытаться
сделать, и делает то, что он предусматривает скорее, чем все
это будет увлечено потоком событий. Однако эта тесная
связанность с жизнью мира вызывает напряжение между
самореализацией человека и бездумной коллективной
практикой, которую осуществляют "они" в мире. Я могу
сделаться деперсонализированным объектом использования
другими, поддаваясь механическим привычкам и
условностям повседневного существования,
приспосабливаясь к тому, что является средним, обычным и
часто банальным.
Хайдеггер описывает такого человека в качестве
"анонимного существа", человеческого существа,
сделавшегося отчужденным от его истинного "Я", некоего
существа, страдающего отсутствием аутентичности,
подлинности. Однако дело не в том, что если я аутентичен, я
буду вести себя обязательно необыкновенным или странным
образом, а в том, что мои действия, независимо от того,
странные они или привычные, происходят из моего
собственного поведения, а не из внешних факторов.
Хомяков
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) - русский
философ, развивал идеи славянофильства в философии.
Он был родом из семьи дворянина-помещика, умер от
холеры. Хомяков заложил основы метафизической
философской системы, развитой в работах последующих
русских философов. Он полагал, что Божия истина выходит
за пределы логического постижения. Она есть объект веры, в
то же время вера не есть нечто, противоречащее логическому
пониманию, хотя она и обладает металогическим характером.
Он считал, что гармония веры и рассудка дает "всецелый
разум".
Человек представляет собой существо, обладающее
рациональной волей и нравственной свободой. Свобода
выражается в свободе выбора между праведностью и грехом.
Все, что сотворено, находится в греховном состоянии-
или действительном или возможном. Спасение от греха
состоит или в отсутствии искушения или в Божией милости.
Бог указал сотворенному путь спасения от греха. Он явился в
образе Богочеловека - Иисуса Христа, верховного судьи
сотворенного во грехе. Он заставляет человека осознать
полную свою вину, однако одновременно проявляет и
любовь отца. Он, по словам Хомякова, объединяет себя с
каждым, кто Его не отвергает, с каждым, кто тянется к
правде, которая заключена в церкви.
Заложив основы метафизической религиозной
системы. Хомяков наметил основные принципы ее, которые
потом были разработаны в трудах корифеев русской
философской мысли - Вл. Соловьева, Бердяева и др. Хомяков
понимал церковь как органическое целое, как тело, во главе
которого стоит Иисус Христос. Человек верующий находит в
церкви более совершенную жизнь. "Песчинка, - говорит
Хомяков, - действительно не получает нового бытия от
груды, в которую ее забросил случай... Но всякая частица
вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемой
частью его организма и сама получает от него новый смысл и
новую жизнь: таков человек в Церкви, в теле Христовом,
органическое основание которого есть любовь" [Полн. собр.
соч. Т. II, С. 115].
Церковь обеспечивает многим людям свободу,
которая возникает тогда, когда это единство покоится на
самоотверженной и бескорыстной любви. Свобода
верующего возникает в силу того, что он находит в церкви
"самого себя, но себя не в бессилии своего духовного
одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего
единения со своими братьями, со своим Спасителем.
Он находит в ней себя в своем совершенстве или,
точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом
- Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в
грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это
очищение совершается непобедимою силою взаимной любви
христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий"
[Полн. собр. соч. Т. II. С. 114-115]. "Христианство, - указывал
Хомяков, - есть свобода во Христе" [С. 198].
Основным принципом церкви для Хомякова
выступала соборность, которая означала, что абсолютным
носителем истины является только церковь, а не патриарх,
духовенство, вселенский собор в отдельности.
Для Хомякова церковь означает всегда православную
церковь, поэтому о католицизме и протестантизме Хомяков
не говорит как о церкви. В то же время он не считал, что
православная церковь владеет всей правдой, так как
принципы христианства еще нигде не осуществились в
полной мере. Для Хомякова католицизм воплощает в себе
единство без свободы, а протестантизм - свободу без
единства. Только христианство, по Хомякову, воплощает в
себе сочетание единства и свободы, т.е. истинный принцип
соборности, который опирается на любовь к Богу и на
любовь ко всем, кто любит Бога.
Наиболее ценным в философских работах Хомякова
является его акцентирование важности единства любви и
свободы, их неразрывного единства. Для него христианство
воплощает в себе религию любви, что является источником
свободы.
Первенствующее значение Хомяков придавал русской
деревенской общине, которая на своих сходках принимала
единодушное решение в соответствии с принципами
справедливости, совести и истины.
Хомяков выступал за демократию, отстаивая идеалы
гуманности, считая, что каждая народность должна
развиваться мирно и самобытно. Он также выступал против
рабства, полагая, что главным злом рабства является
безнравственность.
Хомяков подобно Киреевскому оценивает
европейскую культуру как формальную, сухую и
рационалистическую, в то время как русская культура
связана с идеями разумности и цельности.
В то же время Хомяков указывал на недостатки
русской жизни, часто осуждая порядки, существовавшие в
России. Он полагал, что Россия не смогла воплотить свой
идеал в полной мере в жизнь потому, что очень мало
внимания у русского народа уделяется логическому способу
мышления, без соединения его со сверхлогическим
познанием действительности. Однако у Хомякова была
великая вера в значительную миссию русского народа. Он
верил, что наступит время, когда русский народ проявит все
свои духовные силы и всецело будет придерживаться
принципов православия.
Россия, по его словам, должна стоять в центре
мировой цивилизации, и основной характеристикой России
будет то, что она станет "самым христианским из всех
человеческих обществ".
В то же время, превознося Россию и видя в ней идеал,
к которому идет истинное общество. Хомяков ценил в
Западной Европе многое, она являлась для него
сосредоточением многих духовных ценностей, страной
"святых чудес". Однако в Западной Европе не была развита
идея соборности, которая была так мила и близка Хомякову.
Соборность для Хомякова означала любовь людей к одним и
тем же ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех
людей. Соборность - это характерная черта церкви и
общины, она применима для разрешения многих трудных
проблем социальной жизни. Для Хомякова именно
христианство являлось той религией, которая соединяла в
себе любовь и свободу.