Измененные состояния сознания. Один
из основателей американского прагматизма
Уильям Джеймс писал еще
в начале ХХ в.: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание,
как мы его называем, — это не более, чем один особый тип сознания, в то
время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой,
лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь
и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул,
— и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: — определенные умонастроения,
которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены».
В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику И.
с. с. более чем своевременной. Хотя И.
с. с. совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным,
это могут быть И. с. с., вызванные
какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится
в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после
введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем
различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую
ночь пребываем в И. с. с. — см. сновидение
.
И. с. с. характеризуется, в частности,
тем, что в них изменяются язык и речь человека (ср. функциональная
асимметрия полушарий головного мозга,
виртуальные реальности
,
гипотеза ливгвистической относительности
).
Современный русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивак разработал новую лингвистическую дисциплину — лингвистику И. с. с. О ней мы в основном и поведем речь.
Д.С. Спивак заметил, что тексты, рожденные И. с. с. или, наоборот, призванные ввести человека в И. с. с., построены в языковом отношении совершенно особым способом. Этот способ исследователь назвал матричным. Простым примером матричного текста может служить «мантра» обыкновенного аутотренинга:
1 Руки тяжелеют и теплеют. 2 Ноги тяжелеют и теплеют. 3 Живот теплеет. 4 Руки тяжелые и теплые. 5 Ноги тяжелые, теплые. 6 Живот теплый. 7 Руки... тяжесть... тепло... 8 Ноги... тяжесть... тепло... 9 Живот... тепло...»
Цифры наглядно дают представление о матрице этого текста:
123
456
789
Получается нечто вроде стихотворения.
Вот что пишет по этому поводу автор матричной концепции текстов про
И. с. с.: «По мере освоения метода
мы проходим эту схему строка за строкой, учась вызывать у себя соответствующие
ощущения. Но виртуозы этого дела могут заставить зазвучать всю схему сразу.
[...] Главный ее секрет в том, что в каждой строке, если смотреть по столбцу
цифр сверху вниз, говорится одно и то же, но с разной гармматикой. [...]
Матричный текст не рассказывает о некотором отрезке реальности, а прямо
повторяет всеми своими изгибами ее строение. При правильном чтении мы попадаем
в резонанс с этим отрезком реальности и изменяем его. Собственно, текст
не читается, он исполняется, сбывается» (ср. теория
речевых актов).
Подобные матричные тексты встречаются и в литературе, которая, как известно, обладает большим воздействием на сознание. Поэтому Д. Л. Спивак с полным правом говорит о филологии И. с. с. Так, например, матричным способом написан один из фрагментов русского писателя ХV в. Епифания Премудрого. Д. Л. Спивак пишет: «Автор спокойно плетет (речь идет о стиле, который называется плетением словес. — В.Р.) житие, мысль движется тяжело и ровно, наконец он подходит к месту, где нужно сказать о несказуемом, внедрить его как образец в сердце читателя. Текст начинает набухать, топчется на месте — и вдруг разламывается на слитки матрицы:
«...1 место то было прежде лес, 2 чаща, 3 пустыни, 4 идеже живяху заици, лисици, волци, 5 иногда же и медведи посещаху, 6 другоици же и бесы обретахуся, 7 туда же ныне церковь поставлена бысть, 8 и монастырь велик възгражден бысть, 9 и инок множество съвокупися, 10 и славословие и в церкви, 11 и в келиях, 12 и молитва непристающиа...» (орфография упрощена).
Схема матрицы такова:
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
«Просматривая матрицу по строкам, сверху вниз, мы видим стройное движение от дикости к культуре (поддержанное изменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам, слева направо. мы переходим от повседневного к необыкновенному. А в целом эти четыре тройки укореняют в сознании читателя образец правильного действия, внесения порядка в мир, разобранный на примере основания монастыря».
«Филология измененных состояний сознания охватывает широкий круг содержательных и необычных текстов; умение пользоваться ими — дело техники; настало время вернуть их в круг знаний культурного человека; двери к внутренней свободе всегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившие войти...»
Лит.: | Спивак Д. Матрицы: Пятая проза? (Филология
измененных состояний сознания // Родник. 1990. — М 9.
Сливак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. — Л., 1989. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Измененное состояние сознания |