Модальности (от лат. modus — вид, способ) — тип отношения высказывания к реальностисм. . Наиболее известные нам М. — это наклонения: изъявительное — оно описывает реальность («Я иду»), повелительное — оно ведет диалог с реальностью («Иди») и сослагательное («Я бы пошел») — оно вообще слабо связано с реальностью.

Но, кроме обычных наклонений, существуют еще логические М. — они называются алетическими (от древнегр. aletycos — истинный) это М. необходимости, возможности и невозможности. Эти М. существуют как бы незримо. При логическом анализе они добавляются к предложению в виде особых зачинов на метаязыке, модальных операторов. Например, все аксиомы математики и логики являются необходимо истинными — «2х2 = 4», «Если а, то неверно, что не а» (закон двойного отрицания).

Тогда мы говорим:

Такие высказывания истинны всегда, во всех возможных мирах (см. семантика возможных мировсм.) . Они называются тавтологиями.

Пример возможно истинного высказывания: «Завтра пойдет дождь»; пример невозможного высказывания: «Если а, то не а». Такие высказывания называются противоречиями.

Алетические М. были известны еще Аристотелю. В ХХ в. К. Льюис построил на их основе особую модальную логику, аксиомы которой отличаются от аксиом обычной пропозициональной логики (логики предложения).

Например, законом (тавтологией) обычной логики является предложение: «Если а, то а» (форма закона тождества). Если добавим сюда оператор «возможно», то это предложение перестанет быть тавтологией, необходимой истиной:

Если возможно, что а, то возможно, что и не а.

В ХХ в. были разработаны и другие модальные системы:

1. Деонтические М. ( лат. deonticos — норма) — это М. нормы. Они предписывают, что должно, что разрешено и что запрещено. Например, в трамвае:

    Должно платить билеты.
    Можно ехать.
    Нельзя курить.

Логику деонтических М. разработал финский философ Георг фон Вригт.

2. Аксиологические М. (лат. ахiс — ценность), различающие негативные, позитивные и нейтральные оценки. В сущности, любое предложение так или иначе окрашено аксиологически в зависимости от контекста (см. прагматикасм.) . Равным образом можно сказать:

    Хорошо, что идет дождь.
    Плохо, что идет дождь.
    И просто: Идет дождь.

Аксиологическую логику разработал русский философ А. А Ивин.

3. Эпистемическая логика ( древнегр. ерisteme — знание) изучает М. знания, незнания и полагания:

    Он знает, что я это сделал.
    Он полагает, что я это сделал.
    Он не знает, что я это сделал.

Эпистемическую логику разработал Яакко Хинтикка, один из создателей семантики возможных мировсм. .

4. Логика временисм. — прошлое, настоящее, будущее:

    Вчера шел дождь.
    Сегодня идет дождь.
    Завтра пойдет дождь.

Логику времени разработал английский философ Артур Прайор

5. Логика пространствасм. — здесь, там, нигде. Подробно о ней см. в ст. пространствосм..

Можно заметить, что все шесть М. устроены одинаковым образом, в каждой по три члена — позитивный, негативный и нейтральный:

М.

+

0

-

алетические

необходимо

возможно

невозможно

деонтические

должно

разрешено

запрещено

аксиологические

хорошо

нейтрально

плохо

эпистемические

знание

полагание

незнание

временные

прошлое

настоящее

будущее

пространственные

здесь

там

нигде

Можно заметить также, что все М. и содержательно похожи друг на друга. Необходимо соответствует тому, что должно, хорошо, известно, находится в настоящем и здесь. И наоборот. Возможно, в эпоху мифологического сознания (см. мифсм.) они составляли одну супермодальность.

Для чего нужны М.? Они регулируют всю нашу жизнь (см. реальностьсм.). Например, деонтическая логика сможет когда-нибудь решить, разрешено ли то, что не запрещено.

Каждый наш шаг в жизни характеризуется в сильном смысле хотя бы одной такой М., а в широком смысле — всеми шестью. Рассмотрим простейшую ситуацию:

Это возможное высказывание С деонтической точки зрения это разрешенное действие (но если бы контекст предшествующих или последующих предложений указывал на то, что в это время наступил комендантский час, то это действие перешло бы в разряд запрещенных). Хорошо это действие или плохо, также зависит от контекста. Если человека ждет приятель, то оно хорошо, а если наемный убийца, то, конечно, плохо. С точки зрения времени, это высказывание о прошлом. С точки зрения пространства, это переход из одного актуального пространства в другое. В сильном смысле это именно пространственное высказывание и действие.

Построенная типология М. может отражать не только реальную жизнь, но и классифицировать сюжетысм. (об этом см. соответствующую статью словаря).


Лит.: Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования.- М., 1986.

Ивин А. А. Основания логики оценок. — М., 1971.

Рrior A. N. Time and modality.- Ох., 1957.

Hintikka J. Knowledge and belief1. — L., 1962.

Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста».- М., 1996.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Модальности

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz