Модальности (от лат. modus — вид, способ) — тип отношения высказывания к реальности . Наиболее известные нам М. — это наклонения: изъявительное — оно описывает реальность («Я иду»), повелительное — оно ведет диалог с реальностью («Иди») и сослагательное («Я бы пошел») — оно вообще слабо связано с реальностью.
Но, кроме обычных наклонений, существуют еще логические М. — они называются алетическими (от древнегр. aletycos — истинный) это М. необходимости, возможности и невозможности. Эти М. существуют как бы незримо. При логическом анализе они добавляются к предложению в виде особых зачинов на метаязыке, модальных операторов. Например, все аксиомы математики и логики являются необходимо истинными — «2х2 = 4», «Если а, то неверно, что не а» (закон двойного отрицания).
Тогда мы говорим:
Необходимо, что если а, то неверно, что не а.
Такие высказывания истинны всегда, во всех возможных мирах (см. семантика возможных миров) . Они называются тавтологиями.
Пример возможно истинного высказывания: «Завтра пойдет дождь»; пример невозможного высказывания: «Если а, то не а». Такие высказывания называются противоречиями.
Алетические М. были известны еще Аристотелю. В ХХ в. К. Льюис построил на их основе особую модальную логику, аксиомы которой отличаются от аксиом обычной пропозициональной логики (логики предложения).
Например, законом (тавтологией) обычной логики является предложение: «Если а, то а» (форма закона тождества). Если добавим сюда оператор «возможно», то это предложение перестанет быть тавтологией, необходимой истиной:
Если возможно, что а, то возможно, что и не а.
В ХХ в. были разработаны и другие модальные системы:
Можно заметить, что все шесть М. устроены одинаковым образом, в каждой по три члена — позитивный, негативный и нейтральный:
М. |
+ |
0 |
- |
алетические |
необходимо |
возможно |
невозможно |
деонтические |
должно |
разрешено |
запрещено |
аксиологические |
хорошо |
нейтрально |
плохо |
эпистемические |
знание |
полагание |
незнание |
временные |
прошлое |
настоящее |
будущее |
пространственные |
здесь |
там |
нигде |
Можно заметить также, что все М. и содержательно похожи друг на друга. Необходимо соответствует тому, что должно, хорошо, известно, находится в настоящем и здесь. И наоборот. Возможно, в эпоху мифологического сознания (см. миф) они составляли одну супермодальность.
Для чего нужны М.? Они регулируют всю нашу жизнь (см. реальность). Например, деонтическая логика сможет когда-нибудь решить, разрешено ли то, что не запрещено.
Каждый наш шаг в жизни характеризуется в сильном смысле хотя бы одной такой М., а в широком смысле — всеми шестью. Рассмотрим простейшую ситуацию:
Человек вышел из дома.
Это возможное высказывание С деонтической точки зрения это разрешенное действие (но если бы контекст предшествующих или последующих предложений указывал на то, что в это время наступил комендантский час, то это действие перешло бы в разряд запрещенных). Хорошо это действие или плохо, также зависит от контекста. Если человека ждет приятель, то оно хорошо, а если наемный убийца, то, конечно, плохо. С точки зрения времени, это высказывание о прошлом. С точки зрения пространства, это переход из одного актуального пространства в другое. В сильном смысле это именно пространственное высказывание и действие.
Построенная типология М. может отражать не только реальную жизнь, но и классифицировать сюжеты (об этом см. соответствующую статью словаря).
Лит.: | Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования.-
М., 1986.
Ивин А. А. Основания логики оценок. — М., 1971. Рrior A. N. Time and modality.- Ох., 1957. Hintikka J. Knowledge and belief1. — L., 1962. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста».- М., 1996. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Модальности |