О том, что такое государство
I 1. Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой
своего рода общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага
(ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно,
все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к
высшему из всех благ стремится ю общение, которое является наиболее важным
из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется
государством или общением политическим.
2. Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия "государственный
муж", "царь", "домохозяин", "господин" суть понятия тождественные. Ведь
они считают, что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном
отношении; скажем, господин - тот, кому подвластно небольшое число людей;
домохозяин - тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно
еще большее число - это государственный муж или царь; будто нет никакого
различия между большой семьей и небольшим государством и будто отличие
государственного мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу лично
ему присущей власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется
на основах соответствующей науки - политики. Это, однако, далеко от истины.
3. Излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее
метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы
(мельчайшие части целого) и рассматривая, из чего состоит государство,
мы и относительно перечисленных понятии лучше увидим, чем они отличаются
одно от другого и возможно ли каждому из них дать научное объяснении.
И здесь, как и повсюду, наилучший способ тсоретического построения состоял
бы в рассмотрении первичного образования предметов. 4. Так, необходимость
побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать
друг без друга,- женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание
это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного
стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям, - оставить
поело себя другое подобное себе существо.
[Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться
попарно существу], в силу своей природы властвующему, и существу, в силу
своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам
способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее
и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими
силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и
рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же. 5. Но женщина
и раб но природе своей дна различных существа: ведь творчество природы
ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих "дельфийский
нож"; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий
инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если
он предназначен для исполнения одной работы, а не многих. У варваров женщина
и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них
отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. У
них бывает только одна форма общения - общение paбa и рабыни. Поэтому и
говорит поэт: "Прилично властвовать над варварами грекам"; варвар и раб
по природе своей понятия тожественные. 6. Итак, из указанных двух форм
общения получается первый вид общения - семья. Правильно звучит стих Господа:
"Дом прежде всего и супруга, и бык-землепашец" (у бедняков бык служит вместо
раба). Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения
повседневных надобностей, есть семья; про членов такой семьи Харонд говорят,
что они едят из одного ларя, а Эпименид Критянин называет их питающимися
из одних яслей.
7. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание
не кратковременных только потребностей, - селение. Вполне естественно, что
селение можно рассматривать как колонию семьи; некоторые и называют членов
одного и того же селения "молочными братьями", "сыновьями", "внуками".
Греческие государства потому вначале и управлялись царями (а в настоящее
время то же мы видим у негреческих племен), что они образовались из элементов,
признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен
полномочиями царя. И в колониях семей - селениях поддерживали в силу родственных
отношении между их членами тот же порядок. Об этом именно и упоминает Гомер,
говоря: "Правит каждый женами и детьми", ведь они жили отдельными селениями,
как, впрочем, и вообще жили люди в древние времена. И о богах говорят,
что они состоят ид властью царя, потому что люди - отчасти еще и теперь,
а отчасти и в древнейшие времена - управлялись царями и, так же как люди
уподобляют внешний вид богов своему виду, так точно они распространили,
это представление и на образ жизни богов.
8. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное
государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния
и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой
жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения,
как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается
природа. Ведь мы называем природой каждого объекта - возьмем, например,
природу человека, коня, семьи - то его состояние, какое получается при
завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит
высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением,
и наивысшим существованием.
9. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому,
что существует по природе, н что человек по природе своей есть существо
политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных
обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле
существо, либо в сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без
племени, вне законов, без очага"; такой человек по своей природе только
и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной
доске.
10. Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели
пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно
нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек
из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому
он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства
развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти
ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что
вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо. 11. Это свойство
людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к
восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость
и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства.
Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым
из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Уничтожь живое
существо в его целом, и у него не будет ни ног, ни рук, сохранится только
наименование их, подобно тому как мы говорим "каменная рука"; ведь и рука,
отделенная от тела, будет именно такой каменной рукой. Всякий предмет определяется
совершаемым им действием и возможностью совершить это действие; раз эти
свойства у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как таковом: останется
только его обозначение. 12. Итак, очевидно, государство существует по природе
и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись
в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его
отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому.
А тот, кто не способен вступить в общение пли, считая себя существом самодовлеющим,
не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства,
становясь либо животным, либо божеством.
Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению,
и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо,
Человек, нашедший свое завершение,- совершеннейшее из живых существ, и,
наоборот, человек, живущий вне закона и права,- наихудший из всех, ибо
несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку
в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться
в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается
существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых
позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве,
так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой
политического общения.