Воспроизводится по публикации в ж."Наука и Религия". Перевод В.М. Нирша.
Название сборника можно перевести как "Истинное собрание".
Его составил знаменитый имам аль-Бухари
более тысячи лет назад. Это имя высоко почитается
в мире ислама. Ни один из отобранных им
хадисов не подвергался сомнению) - с такой
тщательностью было доказано, что все они восходят
к одному из сподвижников пророка.
Вопрос о критериях
достоверности хадисов всегда в мире ислама
имел совершенно особое значение. Главным показателем
считается надежный иснад - перечисление
имен всех, кто передавал рассказ из поколения в поколение,
оно должно восходить к имени непосредственного
свидетеля поступка или высказывания пророка.
Хадис мог попасть в разряд сомнительных,
если, например, он передавался со слов человека,
пользовавшегося дурной славой. Мухаддис - собиратель
хадисов,должен был основательно изучать биографии всех упоминаемых лиц.
И самое важное - мухаддису была необходима способность отличать истинное от ложнего...
Составитель "Ас-Сахиха", имам Абу Абдаллах аль-Кухари,
родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ
Самарканда, в 870 году. В 16 лет он совершил паломничество
в Мекку вместе с матерью и братом,
после чего некоторое аремя прожил в Аравии.
В поисках хадисов имам путешествовал по многим
городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав,
по его собственным словам, более тысячи мухаддисов.
Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал
собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение
шестнадцати лет. За это время он
тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов,
из которых отобрал для своей книги всего 7563.
(2) Передают со слов Аиши,*
Харис б. Хишам** однажды спросил пророка Мухаммеда:
"О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?"
Посланник Аллаха ответил:
"Иногда я слышу нечто подобное звону, и это действует
на меня сильнее всего, а когда
сказанное им (ангелом.- В.Н.) остается во мне, он
покидает меня. Иногда же ангел предстает передо
мной в образе человека и говорит со мной, а я запоминаю его слова".
(3) Аиша сказала:
"Я видела, как в один из очень
холодных дней ему было ниспослано откровение, а когда
ниспослание завершалось, то, поистине, лоб его
был покрыт потом".
(4) Передают, что мать правоверных* Аиша сказала:
"Началом откровений, ниспосылавшихся посланнику
Аллаха, стало благое видение во сне, и у него никогда
не было иных видений, кроме приходивших, подобно
утренней заре. Затем ему была внушена любовь
к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру
на горе Хира, где поклонялся Богу в течение ряда
ночей, и продолжалось это до тех пор, пока у него не
возникала необходимость вернуться к семье, и тогда
он приходил к Хадидже** , собирая для себя все, что
нужно на новый такой же срок. Так продолжалось до
тех пор, пока ему не открылась истина, когда он
находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел
и сказал: "Читай!" - на что он ответил:
"Я не умею читать!"
(5) Пророк сказал:
"Тогда он взял и сжал меня
так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил
меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею
читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что
я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня
и сказал: "Читай!" - и я в третий раз сказал ему
в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий
раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа
твоего, который сотворил человека из сгустка.
Читай! И Господь твой щедрейший..."* .
(6) Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари* ,
рассказывавший о периоде откровений, передал
в своем рассказе следующее: "Сказал пророк:
"Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба.
Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне
между небом и землей ангела, который являлся мне
на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал:
"Укройте меня, укройте меня!" - и тогда Аллах
Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся!
Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисти! И скверны беги!"** . И после этого
жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
(8) Передают со слов Абу Хурайры* , что пророк сказал:
"Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти
различных частей, одна из которых - стыд".
(9) Передают со слов Анаса* , что пророк сказал:
"Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет
желать брату своему того же, чего желает самому себе".
(10) Передают, что Аиша сказала:
"Когда посланник Аллаха повелевал своим сподвижникам делать что-либо,
то повелевал им лишь то, что они в состоянии были
вынести, но однажды они сказали:
"Поистине, мы
отличаемся от тебя, о посланник Аллаха, ведь Аллах
простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов
и что было позже"! Услышав это, пророк разгневался так,
что это стало заметно по его лицу, и сказал им в ответ:
"Я лишь больше боюсь Аллаха и больше знаю
о Нем, чем вы!"
(11) Ибн Умар передал, что однажды посланник Аллаха
проходил мимо одного человека из числа ансаров* ,
который наставлял брата своего, говоря о необходимости
стыда. Услышав его слова, посланник Аллаха сказал:
"Оставь его, ведь, поистине, стыд происходит от веры".
(12) Передают, что Абу Зарр сказал:
"Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его
матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:
"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только
из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором
сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из
ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами,
когда Аллах делает их подвластными вам, но если
человек даже владеет братом своим, то пусть он
кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же,
как одевается сам! Не поручайте таким людям непо-
сильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
(13) Передают, что Абу Бакр* сказал:
"Посланник Аллаха сказал:
"Если два мусульманина скрестят мечи,
то и убийца, и убитый попадут в ад".
Я спросил:
"О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый
окажется в аду?" Он ответил:
"Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
(14) Передал Абу Хурайра, что пророк сказал:
"Лицемера отличают три признака: если он рассказывает
о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не
сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
(15) Передают, что Абу Хурайра сказал:
"Посланник Аллаха сказал:
"Тому, кто будет выстаивать ночь могущества*
с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи".
...
(16) Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал:
"Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение
от заповедей религии, а сражение их друг с другом - почти безбожие".
(17) Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома,
чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина
ругают друг друга, сказал:
"Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества,
но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло..."
(18) Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей,
к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?"
Пророк ответил:
"Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха
и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его,
и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых".
Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил:
Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
ИЗ КНИГИ ЗНАНИЯ (19) Анас сообщал о том, что когда пророк обращался к людям, он
повторял сказанное трижды, чтобы его правильно понимали, а если он приходил к
людям и приветствовал их, то также повторял свое приветствие три раза.
(20) Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха
сказал:
"Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов,
но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит
в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных
руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения,
не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение
других!"
(21) Передают, что Лбу Шурайх сказал:
"Я слышал, как на следующий день после завоевания Мекки* посланник
Аллаха обратился к людям. Я слышал эти слова своими ушами, сердце мое сохранило
их, и я был свидетелем того, как он произносил их. Сначала он восславил Аллаха
и возблагодарил Его, а потом сказал:
"Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, поэтому непозволительно
человеку, верующему в Аллаха и последний день, проливать в этом городе кровь и
вырубать в нем деревья, и если кто-нибудь посчитает для себя допустимым сражаться
с посланником Аллаха в Мекке, то скажите ему: "Поистине, Аллах позволил это своему
посланнику, но не позволил вам! Однако и мне, поистине, Он позволил делать это
в Мекке лишь в определенное время дня, а затем сегодня же она стала для меня такой
же неприкосновенной, как и вчера, и пусть присутствующий известит об этом отсутствующего!"
(22) Передают, что Лбу Хурайра сказал:
"Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно
могло бы наполнить целых два сосуда.* Что касается содержимого
одного из них,то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго,
то мою глотку непременно перерезали бы"** .
(23) Ибн Аббас передал, что Убайи б. Каб передавал такой рассказ
пророка: *
"Однажды пророк Муса обратился с проповедью к израильтянам, а потом его спросили:
"Кто из людей обладает наибольшим знанием?" Он ответил: "Наибольшим знанием обладаю
я".
И Аллах выразил ему свое порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно
только Господу. И Аллах ниспослал ему откровение, сказав: "Поистине, один из рабов
Моих** , живущий у места слияния двух морей, обладает большим
знанием, чем ты!" Муса спросил: "О Господь, а как мне найти его?" - и услышал
в ответ: "Помести в сосуд рыбу, а раба этого найдешь там, где потеряешь ее". И
Муса отправился в путь вместе со своим слугой по имени Йуша б. Нун, поместив рыбу
в сосуд. И когда они достигли одной скалы, то склонили свои головы и заснули,
а рыба выбралась из сосуда и незаметно ушла в море, чем потом были удивлены Муса
и его слуга. И они шли остаток дня и всю ночь, а когда настало утро, Муса велел
своему слуге: "Принеси нам наш обед, ибо это путешествие утомило нас",- а до того,
как он миновал то место, куда ему было велено идти, Муса не испытывал усталости.
Его слуга сказал: "Дело в том, что когда мы укрылись у скалы, я позабыл о рыбе".
Услышав это, Муса воскликнул: "Этого-то мы и желали!" - и они вернулись по своим
следам обратно, а когда добрались до той скалы, то увидели человека, облаченного
в (зеленые) одежды.
И Муса обратился к нему с пожеланием мира, а аль Хадир спросил: "Разве в твоей
стране знают о приветствии?". В ответ Муса сказал ему: "Я - Муса". Аль-Хадир спросил:
"Муса из числа израильтян?" И он ответил: «Да»,- а затем спросил эль-Хадира: "Могу
ли я пойти за тобой, чтобы ты научил меня, как следовать правильным путем, подобно
тому, как этому научили тебя?" Он ответил: "Поистине, ты ни за что не сможешь
сохранять терпение со мной, о Муса, ибо я следую неведомому тебе знанию Аллаха,
которое передано мне Им самим, ты же обладаешь иным знанием, дарованным тебе Господом
и неведомым мне". На это Муса сказал: "Если будет угодно Аллаху, ты увидишь, что
я буду терпелив и ни разу не ослушаюсь тебя".
И Муса с аль-Хадиром отправились в путь по берегу моря, ибо у них не было корабля.
Через некоторое время недалеко от них появился какой-то корабль, матросы которого
предложили им взять их с собой, ибо эль-Хадир был известен этим людям, и они взяли
их, не потребовав платы. Когда они тронулись в путь, прилетел воробей, который
сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. Увидев это, аль-Хадир
сказал: "О Муса, твое и мое знание столь же ничтожно по сравнению со знанием Аллаха,
как и та малость воды, которая уместилась в клюве этого воробья, по сравнению
со всем морем!".
После этого аль-Хадир подошел к одной из досок и выломал ее из борта корабля.
Муса сказал ему: "Эти люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты его продырявил,
чтобы потопить плывущих на нем?!". Аль-Хадир сказал ему в ответ: "Разве не говорил
я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?". Муса сказал:
«Не укоряй меня за то, что я позабыл об этом",- а раньше Муса никогда ни о чем
не забывал.
Они снова отправились в путь и вдруг увидели мальчика, игравшего с другими детьми.
Аль-Хадир подошел к нему, схватил за голову и оторвал ее своими руками. Муса воскликнул:
"Неужели убил ты чистую душу не в качестве отмщения за душу другую?". В ответ
аль-Хадир сказал ему: "Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять
терпение со мной?".
И они пошли, а когда пришли к жителям одного селения, то попросили их накормить,
но те отказали им в гостеприимстве. И они увидели там готовую обрушиться стену,
которую аль-Хадир подправил своей рукой. Увидев это, Муса сказал: "Если бы ты
хотел, то взял бы за это плату",- на что аль- Хадир ответил: "Это значит, что
мы должны расстаться".
Затем пророк сказал: "Да помилует Аллах Мусу, поистине, мы хотели бы, чтобы он
оказался терпеливым, и тогда нам поведали бы о них еще что-нибудь".
см. комментарий к содержанию хадиса***.
(25) Аиша и Абдаллах б. Аббас передавали, что незадолго до смерти посланник
Аллаха стал накидывать на лицо свой разукрашенный плащ, а потом убрал его с
лица и сказал:
"Проклятие Аллаха лежит на иудеях и христианах, превративших могилы своих
пророков в места поклонения!" - предостерегая свою общину от повторения
того, что делали они.
(26) Передают со слов Абу Хурайры, что в свое время негр (или же негритянка),
подметавший полы в мечети, умер, и когда пророк спросил о нем, ему сказали:
"Он умер". Услышав это, пророк воскликнул:
"И вы ничего сообщили мне?! Отведите меня к его могиле!" - и он пришел
туда и помолился за этого человека.
(27) Абу Муса передавал, что пророк сказал:
"Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению,
отдельные части которого укрепляют друг друга" ,- и сказав это, он переплел
пальцы своих рук.
(28) Передают, что однажды Аиша сказала:
"Неужели вы приравняли нас к собакам и ослам? А ведь между тем не раз бывало
так, что я лежала на ложе, когда ко мне приходил пророк, который становился
на середину его и начинал молиться, я же сама не хотела находиться перед ним
в такое время и потихоньку пробиралась к ножкам кровати, чтобы выскользнуть
из-под одеяла".
(29) Абу Джухайм передавал, что посланник Аллаха сказал:
"Если бы проходящий перед молящимся знал, какой грех он берет на душу, он
сказал бы себе, что простоять на месте в течение сорока было бы лучше для него,
чем пройти перед ним! "
(Передатчик этого хадиса сказал: "И я не знаю, сказал ли он "...в течение
сорока дней, месяцев или лет" .)
(30) Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал:
"Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил:
"Молитву, совершенную в установленное для нее время".
Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил:
"Любовь к родителям".
Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил:
"Священную войну на пути Аллаха".
Ибн Массуд сказал: "Я слышал это от посланника Аллаха, и если бы я попросил
его добавить, он обязательно добавил бы для меня еще что-нибудь".
Комментарии:
К (1)* -Выдающийся государственный деятель
раннего периода истории мусульманской цивилизации (ок. 585--644). Принял ислам
в 615 (или 616) году и с тех пор оказывял пророку самое активное содействие во
всех его начинаниях. В 625 году выдал свою дочь Хафсу замуж за пророка. Он был
вторым после Абу Бакра ас-Снддика праведным халифом. Десятилетнее правление Умара
отмечено крупными военными успехами мусульман и быстрым расширением мусульманских
владений за пределами Аравии.
При нем, в 637 году, была установлена датировкра событий по хиджре, то есть со
времени переселения пророка и eгo последователей из Мекки в Медину, происшедшего
в 622 году.
К (1)** -В исламе сложилась традиция благопожелания
наиболее уважаемым людям после упоминания их имени. После слова "пророк" (или
"посланник Аллаха") всегда употребляется формула "Да благословит его Аллах и приветствует!",
после упоминания его ближайших сподвижников - "Да будет доволен им (ею) Аллах!".
В дальнейшем тексте эти благопожелания опускаются.
К (2)* - Аиша - младшая дочь одного из
ближайших друзей и сподвижников пророка Мухаммеда, Лбу Бакра ас-Сиддика (впоследствии
первого халифа - заместителя пророка) и любимая жена пророка, скончавшегося у
нее на руках в 632 году, когда Аише было 18 лет.
К (2)** - Один из сподвижников пророка,
погибший во время завоевания Сирии в 636 или 637 году.
К (4)* - Утвердившийся в мусульманской
литературе почетный эпитет жен пророка. Их следовало почитать как матерей, запрещалось
брать их в жены после смерти пророка.
К (4)** - Хадиджа бт. Хувайлид - первая
жена пророка Мухаммеда, которую он очень любил и уважал. В мусульманской историографии
считается, что Хадиджа была на пятнадцать лет старше пророка. Умерла в 619 году.
К (5) -Повелев читать неграмотному Мухаммеду,
ангел Джабраил, очевидно, имел в виду чтение записанного на так называемой "сохраняемой
Скрижали" - небесном прототипе всех священных писаний, где записано все, что было
и будет.
К (6)* -Один из сподвижников пророка,
принимавший вместе с ним участие во многих военных походах. Умер ок. 700 года.
К (6)** -См.: Коран, сура 74 "Завернувшийся",
аяты 1-5.
--Имеется в виду северный ветер, приносивший с собой в Аравию дожди и отдохновение
от жары.
К (7)* -Налог в пользу нуждающихся. Его
платили только взрослые дееспособные мусульмане с посевов, виноградников и финиковых
пальм, скота, золота и серебра и товаров.
К (7)** -Девятый месяц мусульманского
лунного календаря.
К (8) -Один из сподвижников пророка, известный
тем, что с его слов передавали наибольшее количество хадисов. Умер между 677 и
679 годами.
К (9) -Анас б. Малик был слугой пророка
около десяти лет. Умер в 712 году.
К (11) -Ансары - жители Медины. которые
в 622 году признали Мухаммеда своим вождем и вероучителем, предоставив ему и его
сподвижникам право поселиться в городе и оказав им всяческую поддержку.
К (13) -Абу Бакр Нуфай бин аль-Харис
бин Калада - сподвижник пророка. Умер в 673 году.
К (15) -Ночь на 27 рамадана, когда,
согласно традиции, пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение. Считается,
что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей. "Ночь могущества" упоминается
в Коране (суры 44 и 97).
К (21) -То есть после окончательной
победы Мухаммеда над его мекканскн- ми противниками и вступления отрядов мусульман
в город 12 января 630 года.
К (22)* - Здесь имеется в виду как большое
количество хадисов, которые запомнил Абу Хурайра, так и то, что по содержанию
их можно было разделить на два вида.
К (22)** - Считается, что в этих хадисах
речь шла о предвидениях пророка относительно раскола и смут среди мусульман после
его смерти, а также о конкретных людях, ответственных за это.
К (23)* - Один из виднейших сподвижников
пророка, участник битвы при Бедре. Умер до 656 года, точная дата смерти неизвестна.
К (23)** - Имеется в виду аль-Хадир
(аль-Хидр, Хизр и т.д. - в мусульманской традиции - человек, которому дарована
вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру. Суфии считают его святым, который
помогает избранным в их движении по пути духовного совершенствования. Цвет Хизра
- зеленый.
К (23)*** - комментарий к содержанию:
Основная идея рассказа пророка, сюжеты которого много раз использовались различными
мусульманскими авторами на протяжении веков, состоит- в том, что не следует поспешно
судить о действиях того, кто обладает- более высоким знанием, чем ты сам. Прежде
всего это относится к суждениям человека о делах Аллаха, истинный смысл которых
скрыт от него, что подобно случаю с аль-Хадиром, который спас матросов от более
страшной участи, потопив их корабль; убил ребенка, который должен был стать злодеем
впоследствии, дав его родителям возможность родить другого, и сохранил стену вместе
со спрятанным в ней кладом, предназначенным Богом для детей-сирот.
К (24) - То есть таким местам, где молитвы
не совершаются.