Буддийские сокровища


Написана на основе "Сокровища знания"

Джамгона Конгртула Лодре Тхайе

BUDDHISM TODAY, Vol.1, 1996

(c)1996 Kamtsang Choling USA перевод с тиб. Манфреда Зегерса

перевод на русский Голикова Сергея





БУДДА, ДХАРМА, САНГХА - ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ

Будда в переводе с санскрита означает 'бодхи'-пробуждение, пробуждение ото сна неведения. На тибетском Будда звучит как 'санг гье.' - 'Санг' означает полностью очищенный или

пробужденный и 'гье'

 означает открытый. Это относится к очищению всех затемнений и раскрытию всех внутренних качеств. Очищаются три вида загрязнений:

1.Загрязнение разрушительными эмоциями и негативными действиями.

2. Загрязнение, относящееся к процессу восприятия, т.е. неправильные взгляды и концепции относительно реальности.

3. Очень замаскированное загрязнение обычных склонностей.

Изначальная мудрость - это мудрость, возникающая, когда ум познал свою изначальную природу. Изначальная мудрость затем может быть разделена на две части :

1. Мудрость, реализующая истинную природу всех феноменов, окончательна истина.

2. Мудрость, реализующая в полной мере проявление всех вещей, относительна истина.



Будда, пробужденная личность, есть тот, кто очистился от загрязнений и кто знает все, что можно знать. Он высший среди всех людей, единственный обладающий всезнанием. Поэтому он стоит

первым с реди Будды, Дхармы, Сангхи. Вместе со всезнанием он обладает любовью и состраданием ко всем чувствующим существам и учит их, чтобы освободить от страдания. Поэтому Дхарма

стоит второй в этом  aписке.

Существуют различия между Дхармой, как писанием и Дхармой осуществления. Дхарма, как священное писание, делится на Сутру и Тантру. Сутра подразделяется на три корзины: винайю, сутру и

абхидха мру. Тантра подразделяется на четыре класса тантр.

Дхарма осуществления делится на три вида обучения: обучение дисциплины, обучение медитации и обучение мудрости. Три корзины соответствуют этим трем классам обучения.

Если люди, слушающие учения Будды, становятся на путь, слушают учения, размышляют над ними, применяют их к практике медитации, то образуется Сангха. Это друзья и помощники на пути к

освобожден ию. Поэтому Сагха - третья драгоценность.

Также существует различие между двумя видами Сангхи, обычной и Благородной. Обычная состоит из практикующих, кто еще не достиг реализации истинной природы ума. Благородная Сангха

состоит из

 практикующих, достигших одного из четырех уровней реализации Малого Пути (Хинаяна) или уровня Бодхисаттвы Великого Пути (Маханы). Будда, Дхарма, Сангха, три Драгоценности, общее

прибежище всЕ%х буддистов всего мира (южных и северных).

ЛАМА, ЙИДАМЫ, ЗАЩИТНИКИ - ТРИ КОРНЯ

В тибетском буддизме добавляется принятие прибежища в трех корнях:

Лама представляет живую связь с просветлением, потому что он - часть непрерывной линии передачи, начиная с исторического Будды Шакьямуни и до настоящего времени передает свой

непосредствен -ый опыт и благословение для нашей практики. Будда-аспекты или Йидамы - освобождающие методы, данные Ламой, которые выражают качества просветления и делают возможным

для нас овладеть обычным и и необычными достижениями (санскр. сиддхи). Окончательно Лама удаляет все внутренние и внешние препятствия посредством Защитников, которые осуществляют

спонтанную и эффективную Будда-акт ивность и превращают все виды опыта в шаг на пути к просветлению.

Эти три аспекта - Лама, Йидам, Защитник - Три Корня, которые неотделимы от Трех Драгоценностей. Всех шесть аспектов представлены в так называемом "Дереве Прибежища," всеисполняющем

дереве, кот .рое в соответствии с тибетской мифологией находится в сфере небожителей и полностью исполняет там все желания. Здесь дерево символизирует желание достичь всех качеств

просветления. Источником Трех Драгоценностей, также как и Трех Корней, является исторический Будда Шакьямуни, живший приблизительно 2,500 лет назад. В соответствии с

Бхадракальпикасутрой, в этом эоне появя bся 1000 Будд, из которых наш Будда Шакьямуни (тиб.: Шакья Тхубпа) - четвертый. Имя первых трех Будд:

1. Кракучанда (тиб. Кхорваджиг)

2. Канакамуни (тиб. Сертуб)

3. Махакашьяпа (тип. Цунг Ченпо).

Следующим пятым Буддой будет Майтрейя (тиб. Джампа). Каждый из этих Будд демонстрирует 12 особых поступков.

12 ПОСТУПКОВ БУДДЫ

Bсилу своего безграничного сострадания ко всем чувствующим существам Будда совершает эти 12 поступков. Он обладает абсолютным всезнанием и всеохватывающей мудростью, поэтому способен

знать

 о всех явлениях в различных сферах.

В начале Будда Шакьямуни находился в Небе Тушита, где выполнял свою безмерную активность. Там он давал учения небожителям. Благодаря своей мудрости, он увидел нечистую сферу

человеческих су iеств и, оставив в Небе Тушита своего представителя Майтрейю, решил спуститься в сферу людей. Таким же образом, будущий Будда оставит представителя и переродится в

сфере людей. 1.Схождение с Н %бес Тушита.

Первое, что он сделал, это спустился с Неба Тушита в форме белого слона с шестью бивнями. 2.Вхождение в материнское лоно.

Он вошел в лоно своей матери Майядеви, королевы клана Шакья. 3.Рождение.

Он родился из правого бока своей матери в Люмбини. Другие учения говорят, что в то время, когда он вошел в лоно своей матери, он появился в других сферах и давал учения Дхармы там.

Сразу после р .ждения в Люмбини Будда сделал семь шагов в восточном направлении и, при каждом его шаге под ногами расцветал лотос и он говорил стих учения. 4.Обучение.

Он был очень искусным во всех ремеслах и искусствах, в стрельбе из лука и т.д. 5.Полная наслаждения жизнь во дворце.

Он был женат на Йосадхаре и жил как обычный принц в то время. 6.Отречение.

Однажды Будда покинул дворец и столкнулся с болезнью, старостью и смертью. После того, как его сопровождающий подтвердил, что это происходит со всеми существами, он развил великое

отречение.

В результате он отказался от своей обычной жизни. Когда дворец заснул, он ушел украдкой. Его сопровождал только один слуга, и когда они отошли на достаточное расстояние, Будда послал

слугу об `атно вместе со своей лошадью. 7.Асктетические практики.

Он обрезал волосы и вел аскетический образ жизни шесть лет на отмели реки Неранжана возле Бодхигайи. 8.Переход в Бодхигайя.

Позже, он пришел в Бодхигайя, где достиг просветления, как это делали все Будды этого эона. 9.Уничтожение всех негативных энергий (санскр. мары).

Вечером перед просветлением, Мара послал всех виды гневных манифестаций в качестве прекрасных женщин, демонстрирующих свои прелести. Но Будда сидел в глубоком состоянии самадхи,

непоколеби

мо спокойный, благодаря своему великому состраданию. 10.Просветление.

Силой своей ваджра-подобной концентрации на рассвете дня полной луны в Мае, Будда проявил полное просветление. После достижения поля Будды, он не давал учения в течение семи недель,

даже если

 кто-либо достигал земли Будды для помощи всем чувствующим существам. Существуют обычные и необычные объяснения этого.

Обычное состоит в том, что в то время не было существ, имеющих хорошую карму, чтобы получать учения от Будды.

Необычное констатирует, что в это время Будда давал тантрические учения, секретные учения, например, Хеваджра-тантру. По истечении семи недель Брама подарил Будде прекрасную

раковину, закру gивающуюся вправо. В этом мире не было подобной этой. Индра дал ему колесо Дхармы с тысячью спицами. 11. Поворот колеса Дхармы.

После первых семи недель после просветления, Будда пришел в Олений парк возле Варанаси. Там он совершил первый поворот колеса Дхармы - Четыре Благородные Истины - в основном для

богов и живот -ых таких как газели, олени и т.п. и для пяти человек, прежних товарищей по аскетической практике. Второй поворот колеса Дхармы произошел в Раджагире, где Будда дал

учение Праджняпарамиты, и тр етий, в котором он объяснил, что Будда-природа присутствует в различных местах. Все три поворота колеса считаются одним поступком. 12. Вхождение в

Паранирвану.

В возрасте 84 лет, в Кушинагаре, Будда ушел в Паранирвану. Он ушел по ту сторону противоположностей цикла существования (самсары) и освобождения Архатов (Нирвана). Таковы 12 поступков

Будды. Он с овершил их для создания связи с человеческой сферой. Он показал человеческим существам путь, посредством которого он могут освободиться от мира условного существования.



Буддийские сокровища

Написана на основе "Сокровища знания"

Джамгона Конгтрула Лодре Тхайе

Составитель Манфред

Зегерс

Перевод на русский

Голикова Сергея



BUDDHISM TODAY, Vol.2,

1996 Source: KCL San-

Francisco

ТРЕТИЙ ПОВОРОТ КОЛЕСА ДХАРМЫ



Поворот "колеса Дхармы" означает, что Будда учил не только тех, кто мог встретиться с ним лично, но и то, что эти учения остаются актуальными

все время.

Вблизи Варанаси(Бенарес), в оленьем парке Сарнатх, в Индии, Будда учил первому повороту колеса Дхармы. До того, как Будда сделал первый поворот колеса Дхармы, люди ничего не знали об

освобожда nщих учениях; они даже не слышали о них раньше. Поэтому, вначале Будда объяснил как работать с позитивными действиями, как преодолевать негативные, он объяснил 4

Благородные Истины и т.п. В осн .вном, он учил о карме, о связи между причиной и следствием, и как они работают.

Большинство людей имеют очень сильную привязанность к самсаре- циклу существования или к этому миру. Таким образом, необходимо показать, что все переживания в этом мире

характеризуются стра данием. Поэтому Будда дал эти учения вначале. Посредством этих учений можно очистить свою негативную карму и достичь пол Архатов - спокойного состояния ума.

Архат означает "разрушитель враго в", того, кто победил врагов в своем собственном уме, т.е. разрушительные эмоции.

Второй поворот колеса Дхармы произошел в Раджгире, где Будда в основном учил Праджняпарамите. Махаяна характеризуется великим состраданием и пониманием пустотности, того, что наш ум

подобеЕ- пространству. Благодаря этому, каждый способен работать для блага других. Посредством Хинаяны человек может очистить большинство затемнений и достичь состояния покоя, но в

этом случае он з аботится о собственном благе. Очень трудно изменить способ мышления, т.е. вначале думать о других, а потом Но, по крайней мере, будучи Архатом, человек избавился от

большинства затемнений. На у ровне бодхисаттвы он выполняет освобождающие действия (санскр. парамиты), развивается дальше и, наконец, на восьмом уровне (бхуми) бодхисаттвы получает

пророчество о землях Будды.

Третий поворот колеса Дхармы произошел в различных местах. Но наиболее часто упоминаются Вайшали и Шравасти. Другие места неизвестны, потому что Будда учил секретной Мантраяне

только наибоЕ+ее продвинутых учеников, и только тем было позволено слушать эти учения, кто имел огромное доверие к Будде и к природе собственного ума. Будда всегда давал учения в

соответствии со способнос тями учеников, и во время первого и второго поворота колеса Дхармы давались только предварительные или относительные истины. В третий поворот Дхармы он

учил окончательной или абсолютной ис bине, главным образом объясняя Будда-природу, которая присутствует во всех чувствующих существах и наполнена всеми совершенными качествами

просветления. Эти учения доступны нам путем распо знавания будда-качеств в нас самих, чтобы достичь просветления в очень короткое время, даже в течение одной жизни.

В заключение рассмотрим следующее:

Во время первого поворота колеса Дхармы Будда учил как накапливать заслугу и избавляться от негативностей для того, чтобы достичь освобождения.

В этом контексте он говорил о существовании так, как если карма должна существовать. Если кто-либо выполняет определенный тип действия, соответственно, он получает соответствующий

результаЕb.

При втором повороте, он объяснял пустотность всех феноменов, для того чтобы существа преодолели цепляние к самсаре. Здесь он говорил о не-существовании, что все феномены

взаимосвязанны и в т . же время пусты по своей природе.

Для того, чтобы избежать впадание в крайности существования или не-существования он повернул колесо Дхармы третий раз. Здесь он объяснил абсолютную истину, свободную от всех

крайностей, изнЕ чальную мудрость, стоящую по ту сторону концепций.

ЯНА - КОЛЕСНИЦА

(ТИБ. ТЕГПА)

Все учения, данные Буддой, могут быть разделены на различные школы (колесницы) достижения цели. Обычно говорят о двух, трех или девяти колесницах.

Если говорят о 2 янах, имеется ввиду следующее:

Яна-это то, что приводит к результату, к цели; то есть это причина и результат.

Первая называется " колесница причины", потому что здесь упор делается на создании условий для просветления. Это более длинный путь; поэтому сказано, что он основа для

просветления. Он относи bся к сутре.

Второй, "колесница секретной Мантраяны" или "колесница плода" очень короткий путь, здесь возможно быстрое достижение и поэтому называется плодом. Здесь происходит отождествление

практикующ %го с различными аспектами просветления.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ХИНАЯНОЙ И МАХАЯНОЙ

Обычно Хинаяну и Махаяну классифицируют как малая и большая колесница.

Хинаяна также называется Тхеравадой и она соотносится с Южным буддизмом. Махаяну называют еще Бодхисаттваяной и она относится к Северному Буддизму.

Есть 5 аспектов, которые отличают Махаяну от Хинаяны:

1.Оба аспекта существования реализованы, существование самости и существование феноменов.

2. Практикующий вырабатывает просветленный настрой (Бодхичитта) и с ним в качестве основы практикует 6 или 10 освобождающих действий.

3. Практикующий освобождается от 2 видов запутанностей, от негативных эмоций и запутанности, относящейся к неправильному взгляду вместе с тенденциями, вызывающими появление этих

запутаннос bей.

4. Практикующий достигает нирваны, находящейся по ту сторону ограничений нирваны и самсары.

5. В соответствии с учениями 8 Кармапы Микье Дордже есть 9 сил, которые характеризуют путь Махаяны на всем его протяжении. Поэтому она и называетс великой колесницей.

* Сила сосредоточения (тиб. мипа ченпо) на благополучии всех чувствующих существ, особенно через огромное разнообразие учений для счастья всех существ. of beings.

* Сила мотивации (тиб. друбпа ченпо), освобождающие действия для пользы как своей, так и остальных существ.

* Реализация великой изначальной мудрости (тиб. йеше ченпо), которая означает реализацию двух аспектов существования (человека и явлений), достижимая через изучение, рассуждение и

медитацию. * Обладание великим усердием (тиб. цондре ченпо) и практика на протяжении трех великих эонов (санскр. кальпа), способность пройти через огромные трудности для достижения

Будда состояния.

* Великая колесница обладает великими искусными средствами или методами (тиб. тхаб ченпо), означающие, что если кто-либо практикует Бодхичитту, он даже может совеpшить семь

недобpодетельных д %йствий pечи и тела, котоpые благодаря такому отношению становятся позитивными действиями.

* Окончательное совершенство (тиб. друбпа ченпо), полное просветление, которое характеризуется 10 способностями совершенного знания, четырьмя видами бесстрашия, 8 отличительными

качествами и

 т.д.

* Извне возникает великолепная Будда-активность (тиб. тринле ченпо), которая спонтанно и непрерывно работает для счастья всех существ.

Почему Будда учил большой и малой колеснице?

Если кто-либо думает, что может сразу практиковать Махаяну, это может увеличить гордость. Эта гордость может помешать правильному пониманию страдания всех чувствующих существ.

Только благо $аря пониманию страдания в самсаре, возможно развить глубокое сострадание ко всем чувствующим существам.

Много существ хотят вначале практиковать Хинаяну, после чего перейти к Махаяне. Благодаря все более увеличивающемуся пониманию закона кармы, закона причины развиваются лучшие

наклонности Е( это способствует избавлению от страданий других.

В уме появляется больше доверия к себе и он становится спокойнее. Практика медитации способствует пониманию открытой природы ума, отдаляет от негативных эмоций. Затем можно

сознательно выб `ать оставаться ли в трагедиях жизни или начать играть в комедиях, как выражается Лама Оле Нидал.

Из контроля разрушительных эмоций развиваются экстра-силы, которые можно использовать для блага других. После этого можно продолжить путь Махаяны. На необходимость в

последовательном прох .ждении обоих путей указывали великие индийские мастера Нагарджуна и Асанга. В каждой медитации вначале принимается прибежище, которое относится к Хинаяне.

Затем развивают просветленный на строй, что относится к Махаяне. Главная практика в тибетском буддизме всегда относится к Ваджраяне, Алмазному пути. В завершении, посвящение

накопленных заслуг снова приводит медитацию в ко -текст Махаяны.

Если кто-нибудь говорит о двух колесницах, то имеется ввиду Сутраяна и Тантраяна.

Если говорят о 3 янах, то это Шравакаяна (лит. "колесница слушателей") Пратьекабуддаваяна (лит. "колесница одиночек") и Бодхисаттваяна (лит. "колесница героев просветленного ума").

9 ян - это Шраваки, Пратьекабудды, Бодхисаттвы, Крийя-тантра, Чарья-тантра или Упа-тантра, Йога-тантра и Ануттарайога-тантра с отцовской, материнской и тантрой союза. 9 ян изучаются в

основном в традиции Ньингма тибетского буддизма. Там, три высших тантры называются Махайога-тантра, Ануйога-тантра и Атийога-тантра.

ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА

В буддизме существуют различные философские школы, которые были основаны учениками Будды, которые тщательно анализировали его учения. Различие школ мысли представляет собой

результат этих

 анализов.

Сам Будда дал эти учения в Калачакра-тантре и в Хеваджра-тантре без привязки к основе, пути и плоду, что было сделано позже.

Две из 4 главных философских школ принадлежат к колеснице Шраваков и соответственно к традиции Хинаяны. Это Вайбашики и Сутрантики.

Вайбашики утверждают, что внешние феномены состоят из неделимых частиц или атомов и что сознание или ум, внутренний аспект также состоит из неделимых частиц. Эти частицы,

утверждается, имеют

 относительное и абсолютное существование, относительное существование заключается в том, что физическая материя состоит из их бесчисленного множества, а абсолютное в их

неделимости. Кроме

 того, они заявляют, что все объекты могут быть восприняты непосредственно через ощущения.

Сутрантики также в основном верят в мельчайшие частицы сознания, но они говорят, что объекты не могут восприниматься непосредственно через ощущения, потому что связь между

нематериальным и материальным миром невозможна. Существует субстанция, задача которой воспринимать сущность сознания.

Эти утверждения опровергают читтаматры школа Махаяны. Она утверждает, что невозможно непосредственно воспринимать внешние материальные объекты, так как их природа отличается от

природы во спринимающего ума. Отсюда следует, что нет ничего кроме ума, потому что то, что воспринимается должно иметь природу ума, чтобы быть воспринятым.

Последователи Читтаматры верят в реальное существование сознания. Они говорят о трех природах или характеристиках существования:

* Условные явления: Это относится к условному существованию 6 объектов сознания связанные с ошибочной концепцией истины и независимого существования.

* Зависимые явления: Фундаментальное сознание, которое содержит все сохраненные впечатления как семена и другие аспекты сознания существуют как континуум отдельных моментов,

которые непре `ывно воздействуют друг на друга в форме причины и следствия. Субъект разделяет восприятие внешних объектов от внутреннего восприятия ума и, в следствие этого,

возникает дуалистическое мышл ение.

Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина содержит 3 характеристики существования:

* Абсолютные явления: Ум по своей природе однороден и свободен от всех условных и зависимых явлений. Это называется неконцептуальное знание, свободное от всех качеств.

Внутри школы Читтаматры существует разделение на последователей истинной точки зрения и условной в зависимости от того, как считают ли они реально существующими внешние явления или

нет, во aпринимаемые воспринимающим умом.

Высшая философская школа Буддизма - Мадхьямика ( тиб. Ума). Название обозначает 'Даже не середина'. Приверженцы школы считают, что истина лежит даже не между двумя крайностями

экзистенционали 'ма и нигилизма. Она лежит по ту сторону фиксированных понятий. Феномены находятся по ту сторону всех противоположностей.

Безупречная реализация относительной истины означает понимание, что все феномены не имеют истинной сущности. Хотя они и проявляются, они подобны отражению луны на воде.

Безупречная реализация абсолютной истины - это состояние ума, свободное от всех умственных построений, истинная природа которого заключена в том, что все явления пусты по своей

внутренней с cщности.

Таким образом, основа Мадхьямики - неразделимость 2 истин, относительной и абсолютной. Развитие происходит через практику двух взаимосвязанных накоплений - заслуги и мудрости.

Результатом является реализация неразделимости двух Будда-тел, тела истины и тела формы, что достигается через принесение пользы другим и себе.

Рассмотрим различие между Сутрой- и Тантрой-Мадьхямакой. Сутра-Мадхьямика подразделяется на Рангтонг (лит. пустота самости) и часть Шентонга (лит. пустота других). Другая часть

Шентонга относ ится к Тантра-Мадхьямике.

Рангтон в свою очередь подразделяется на Сватантрику- и Прасангика-школы. Они утверждают, что как пустотность человека, так и пустотность явлений в действительности не существуют.

Они опров %ргают две крайности материализма и нигилизма посредством 5 различных рассуждений.

Различие между двумя школами заключается в том, что Сватантрики говорят об относительной истине для того, чтобы достичь абсолютной, тогда как Прасангики опровергают все

посредством силлоги змов (рассуждений) и не вводят относительной реальности.

Учения Шенгонга относятся к третьему повороту колеса Дхармы, где окончательная реальность называется будда-природа, которая присутствует во всех без исключения чувствующих

существах.

Если кто-либо практикует секретную Мантра- или Тантра-колесницу, он должен сочетать Рангтонг и Шенгтонг, также как птицам для полетов необходимо два крыла.

Ясное понимание этих 4 философских школ Буддизма удаляет все ложные взгляды и, следовательно, очень важны для достижения совершенного состояния Будды.





Буддийские термины Часть 3

На основе сокровищ знания Джамгона Конгртула Ринпоче



Составитель Манфред Зегерс







BUDDHISM TODAY, Vol.3, 1997

(c)1996 Kamtsang Choling USA



ТРИ КОРЗИНЫ: ВИНАЙЯ - СУТРА - АБХИДХАРМА

Tри великих собрания или "корзины" буддийских учений называются Винайя, Сутра и Абхидхарма. Они были составлены тремя основными учениками Будды на первом соборе через год после

смерти Будды.

Упали (тиб. Njewakor) читал учения винайи, Ананда (тиб. Кенгао) читал учения Сутры, а Кашьяпа (тиб. ?sung) - Абхидхарму. На последующих соборах эти учения были переработаны и

систематизированы. После пе ревода на тибетский, каждому тексту предшествовало "оказание почтения", что сделало легким определение к какой из Трех Корзин он принадлежит.

Писания Винайи главным образом предназначены для монахов и монахинь. Они содержат множество правил поведения. Например, они объясняют почему монахи и монахини должны поступать

определенныЕ, образом, носить одежды без рукавов и т.п. Никто кроме Будды не знает причин для чего необходимы эти правила. Даже Бодхисаттвы не знают всех подробностей. Поэтому в

m`w`ke текстов Винайи возн .сится похвала только Будде.

Главная тема писаний Сутры - медитативная практика. Бодхисаттвы используют эти учения для достижения состояния будды, поэтому в начале текстов Сутры возносится похвала Буддам и

Бодхисаттва

м.

Писания Абхидхармы относятся ко всем знаниям, которые могут познаны. В них подробно описано все существующее, например, различные формы существ, как они выглядят, различные формы

объектов, кЕ к возникает и снова исчезает вселенная. Это обширное описание всех объектов знания. Лучше всех это знает Благородный Манджушри. Поэтому в начале текста возносится хвала

Манджушри.

Винайя, Сутра и Абхидхарма соответсвенно являются противоядиями от привязанности, антипатии и неведения.

Четыре печати

Центральным учением Хинаяны, Малой Колесницы, которой Будда учил во время первого поворота Колеса Дхармы являются Четыре Печати слова Будды, отличающие буддийскую точку зрения от

всех оста +ьных:

1. Вся совокупность феноменов преходяща и кратковременна.

2. Все "загрязнения" имеют природу трех типов страдания.

3. Все явления самсары и нирваны пусты по своей природе и не имеют независимого существования.

4. Только нирвана является освобождением.

Для лучшего понимания вышесказанного рассмотрим их подробнее.

САМСАРА И НАРВАНА

Термины 'нирвана' и 'самсара' часто неправильно понимаются. Самсара, цикл существования, означает очень ограниченное состояние ума. Нирвана, освобождение от цикла существования,

означает пол ностью очищенное состояние ума или буквально, очищение от глубокого страдания.

Определение нирваны: только нирвана - прочное освобождение, являющееся истинным счастьем и подлинным покоем - покоем без какого-либо движения волн разрушительных эмоций.

Самсара, в соответствии с Гампопой имеет следующие три характеристики:

Ее природа - пустота Ее проявление - иллюзия Ее свойство - страдание.

Нирвана также имеет три характеристики:

Ее природа - пустота Ее проявление - свобода от иллюзий, следовательно ее свойство - освобождение от всех страданий.

Однако существуют различные виды нирваны, которые тщательно описаны в текстах :

"Таковость" всех феноменов или "чистота" по своей природе называется истинной нирваной. Прекращение, обусловленное исчезновением источника страдания в результате практики

мирского пути наз

ывается нирвана, обусловленная прекращением(imputed nirvana of cessation). На четырех уровнях концентрации (самадхи) бесформенности, кармические отпечатки ведут к ложной нирване.

Прекращение, полученноЕ

% путем видения малой колесницы называется нирваной архата. Нирвана Будд и Бодхисаттв, не впадающих в крайности существования и спокойствия, что обусловлено силой различающей

мудрости и сос традания, называется непрекращающаяся нирвана(non-abiding nirvana).

Последние две - нирвана Архатов и непрекращающаяся нирвана - состояние Будды - наиболее важны, но необходимо знать чем они отличаются друг от друга.

Четыре Благородные Истины

1. Истина о Страдании - это можно сравнить с болезнью, и именно так ее надо понимать.

2. Истина о Причине Страдания - подобна причине болезни, которую следует избегать.

3. Истина о Прекращении Страдания происходит из счастья, которое свободно от страдания и может быть достигнуто.

4. Истина о пути подобна лекарству, на которое необходимо полагаться.

Определение Истины о Страдания исходит из непрерывности агрегатов (санскр. скандх), появление которых обусловлено кармой и затемненными состояниями ума с безначальных времен.

Скандхи могут существовать только вследствие непрерывности, памяти и т.п. Без кармы и загрязнений мы не имеем Скандх. Поэтому определение Истины о Причине Страдания таково: карма

и затемненн ые состояния ума являются причиной скандх.

Определение Истины о Прекращении Страдания: оставление, происходящее через уничтожение Причины Страдания, посредством отказа от всех объектов на пути, являющимся средством от

болезни. Определение Истины Пути: мудрость Благородного, способного достичь прекращения страдания посредством уничтожения причины страдания. Можно также сказать: посредством

ликвидации причины до стигается устранение страдания.

ПРИНЯТИЕ ПРИБЕЖИЩА

Термин "прибежище" (тиб. кьяб дро) буквально означает "защита от страдания цикла существования". Термины Будда, Дхарма и Сангха - Три Драгоценности- также как Лама, Йидам и Защитник -

Три Корня -  cже были объяснены в первой части. В тибетском буддизме мы особенно мы принимаем прибежище в Ламе, который помогает нам на пути посредством благословения, вдохновения и

защиты.

Ниже приводится настоящий текст молитвы прибежища:

Мастер (Лама Кармапа), все будды и бодхисаттвы, пожалуйста, слушайте меня. С настоящего времени и до достижения просветления я принимаю Прибежище в Будде, являющемся примером моей

собственноЕ) природы. Я принимаю Прибежище в Дхарме, являющейся путем к освобождению и совершенству этой природы, я принимаю Прибежище в Сангхе, друзьях и помощниках на пути.

Особенно я принимаю прибежи iе в Ламе, который объединяет благословение, методы и защиту. Все будды и бодхисаттвы трех времен и десяти направлений, пожалуйста распознайте меня как

того, кто ищет прибежище в Ламе и Трех Д `агоценностях для счастья всех существ.

Хотя мы говорим, что принимаем прибежище для счастья всех чувствующих существ, в начале мы можем помогать им только на относительном уровне. Затем, после достижения реализации, мы

можем помо #ать также на абсолютном уровне.

Мы должны очистить наши затемнения и таким образом достичь великого освобождения, которое уже находится в нас. Таким образом мы получаем силу помогать другим. Следовательно, мы

должны хорошЕ. прочувствовать и осознать наше обязательство достичь полного просветления для пользы других. И как символ этого сильного желания мы подносим часть наших волос, так

j`j голова является наи !олее важной частью нашего тела, и волосы берутся с макушки головы. Также подношение части волос имеет символическое значение подношения поступков, слов и

мыслей, нашего тела и ума на путь ос "обождения. Также мы получаем новое имя, Дхарма-имя, которое усиливает нашу связь с этим путем.