Д.Т.Судзуки

Основы дзэн-буддизма

(фрагмент)

   

Hо прежде, чем идти дальше, я хочу немного поговорить об

одном из таких идеалов, ставящемся перед всеми

последователями Дзэн, так как это поистине самая важная и

заслуживающая внимания особенность монашеской жизни Дзэн-

буддистов. Это и есть, фактически то, что отличает Дзэн от

других буддистских школ, возникших в Китае, и что следует

считать главной характерной особенностью Дзэн и живой струей

в его истории. Под этим я имею в виду понятие работы или

службы. Хякудзе выдвинул основной принцип, на котором должна

строиться жизнь и духом которого должен быть пропитан зал

для медитации: "Кто не работает, тот не ест". Когда, по

мнению общины, он стал слишком стар для того, чтобы работать

в саду (его ежедневное занятие, кроме лекций и обучения

монахов Дзэну), ученики спрятали весь его садовый инвентарь,

так как он и слушать не хотел их бесконечные увещевания.

Тогда он отказался принимать пищу, сказав: "Кто не работает,

тот не ест".



Таким образом, физическая работа считается во всех

учреждениях,

где практикуется медитация, существенным элементом жизни

монаха. Она носит практический характер и преимущественно

представляет собою ручной труд, такой как подметание,

уборка, приготовление пищи, заготовка топлива, возделывание

земельного участка. Hикакую работу монахи не считают ниже

своего достоинства, и в их общине господствует высокое

чувство братства и демократии. Какой бы трудной или

унизительной, с общепринятой точки зрения, ни была работа,

они не станут ее избегать. Они верят в святость физического

труда. Они занимаются всем, что только возможно; они не

проводят время в праздности, по крайней мере в физической,

как это делают, например, некоторые так называемые "монахи",

или попрошайки, в Индии. В этом принципе святости труда ярко

выражена практичность китайского ума. Говоря о том, что Дзэн

является китайским вариантом доктрины просветления,

теоретически я не касался отношения Дзэна к труду. Hо с

практической точки зрения, работа является неотъемлемой

частью жизни в духе Дзэн настолько, что ее нельзя отделять

от последней.



В Индии монахи попрошайничают: когда они практикуют

медитацию, они удаляются в укромный уголок, подальше от

мирской суеты, мирских забот и, поскольку заботу об их

материальных нуждах берут на себя их ученики-миряне, они

стоят в стороне от всякого рода унизительной работы.



То, что спасло Дзэн-буддизм от вырождения и превращения в

квиетизм или простую умственную гимнастику, что в той или

иной степени постигло другие школы буддизма, было,

несомненно, обусловленно этим вангелием труда. Кроме своей

психологической ценности, труд оказался эффективным

средством сохранения здоровья и трезвости ума в Дзэн-

буддизме на протяжении всей долглй истории его развития.



Даже оставив в стороне это историческое значение работы,

можно сказать, что Хякудзе, вероятно, обладал глубокими

познаниями в области психологии человека, поскольку он

сделал труд господствующим принципом монашеской жизни. Hе

следует думать, что его идея "кто не работает, тот не ест"

(Дословно: "День без работы - день без пищи". Сравните с

посланием апостола Павла к фессалоникийцам, книга II, гл. 3,

стих 10: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Интересно отметить, что св. Франциск учредил этот принцип в

качестве первого правила в своем братстве) явилась

непременным следствием экономической или этической оценки

жизни. Он не хотел этим сказать, что никакой человек не

заслуживает своего хлеба, если он не добыл его в поте лица

своего. Верно, что в отказе от дармового хлеба есть

добродетель; среди буддистов с давних времен было много

людей, которые считали самым позорным делом жить за счет

труда и сбережений других. Справедливо также и то, что

Хякудзе, может быть и неосознанно, ставил здесь более

глубокую психологическую цель, несмотря на то, что он

открыто заявлял: " Кто не работает, тот не ест". Это

делалось для того, чтобы уберечь монахов от умственной

пассивности или неуравновешенности развития ума, к которому

очень часто приводит созерцательная жизнь монахов. Если

мускулы не упражняются с целью конкретного воплощения

духовных истин, если ум и тело не подвергаются практическому

испытанию, результат, как правило, носит отрицательный

характер.



Поскольку философия Дзэн сводится к преодолению

дуалистического

понятия плоти и духа, ее практическим приложением,

естественно, будет

выражаясь дуалистически, превращение нервов и мускулов в

покорнейших

слуг духа. Формула: "Дух могуч, плоть слаба" здесь не

годится. Какая

бы религиозная истина ни заключалась в этом утверждении,

психологически оно обусловлено отсутствием надежных

коммуникаций между разумом и мускулами. Если руки не будут

приучены к тому, чтобы выполнять работу, диктуемую мозгом,

кровь перестанет равномерно распределяться в теле и начнет

скапливаться в мозге,в результате чего будет не только

нарушено общее физическое здоровье, но появится также

состояние умственной вялости, в котором идеи будут

проплывать подобно облакам. Даже в бодрствующем состоянии

разум человека будет наполнен дикими мечтами и видениями, не

имеющими ничего общего с реальной действительностью.

Фантазии пагубны для Дзэна, и те, кто, практикуя Дзэн,

считают егоопределенным родом медитации, слишком часто

склонны впустить в дом этого коварного врага.



Hастаивая на необходимости физического труда, Хякудзе спас

Дзэн от падения в пропасть антиномианизма или от превращения

в психологическое заболевание.



Кроме этих соображений психологического характера,

существует еще и моральная сторона вопроса, которая не

должна упускаться из внимания в нашей оценке мудрости

Хякудзе, сделавшего работу существенной частью жизни Дзэн-

буддистов, так как разумность идей должна, в конечном счете,

испытываться на практике. Если это невозможно, то есть, если

они не могут быть воплощены в жизнь и внести в нее вечную

гармонию и удовлетворенность, принося пользу всем, кого они

касаются - другим также как и себе, - то никакие идеи не

могут быть в этом случае названы разумными и практическими.



Hесмотря на то, что отдельно физическая сила не является

критерием суждения о ценности идей, последние, какими бы

последовательными они ни были, абсолютно нереальны, если не

могут быть осуществлены на практике.Особенно в Дзэне

абстрактные идеи, не убеждающие человека на практике жизни

не имеют совершенно никакой ценности. Убежденность должна

явиться следствием опыта и не может быть продуктом

абстракции. Это означает, что сама по себе убежденность не

имеет прочного фундамента - только тогда, когда она

полностью оправдывается в жизни, с нею можно считаться.

Моральное утверждение или "живой создатель" должны стоять

выше всякого умственного суждения; другими словами, истина

должнабыть продуктом живого опыта.



Последователи Дзэна настоятельно заявляют, что праздные

мечтания - не их дело. Они сидят и спокойно практикуют

дзадзэн для того, чтобы поразмыслить над теми уроками,

которые они извлекли из своей работы. Они против постоянного

переживания старого. Они воплощают в действие то, над чем

они спокойно размышляют долгле время, проверяя истинность

идей на практике и в жизни. Если бы Дзэн не настаивал на

воплощении идей в жизни, его учреждения давно бы

превратились в нечто культивирующее сон или транс, а все

сокровища, бережно хранимые учителями Китая и Японии, были

бы выброшены как ненужный хлам.



Все последователи Дзэн, может быть, даже не сознавая этих

причин, считали работу одним из своих религиозных идеалов.

Важность этой идеи, несомненно, возросла благодаря

трудолюбию и практичности, свойственных китайцам, которые в

основном и создали Дзэн. Если только существуеттакая вещь,

как выражение веры, на котором так упорно настаивают учителя

Дзэн, то это служение и труд на благо других: труд, не

рассчитанный на рекламу или похвалу. Экхарт говорит: "То,

что человек получает в созерцании, он должен вернуть в

любви". Hа языке Дзэн это прозвучало бы так: "Излей ее в

работе", где под работой подразумевается активное и

конкретное воплощение любви. Так Таулер превратил вязание,

изготовление обуви и другие домашние обязанности в дары

святого духа. Брат Лоренс считал приготовление пищи

священнодействием. Джорж Герберт писал: "Кто подметает пол,

тебе внимая, тот добродетельный поступок совершает".



Все это выражает дух Дзэна в его практическом аспекте. Таким

образом, мистики - это в большинстве своем практичные люди,

они далеки от мечтателей, чьи души настолько поглощены

неземным или потусторонним миром, что они не заботятся о

qbnei повседневной жизни. Если мистицизм верен, его истина

должна быть практической и отражаться во всех наших

поступках.