КАЛАЧАКРА - КОЛЕСО ВРЕМЕНИ

Мандала по тибетски звучит как "килхор" и в переводе на русский означает "круг с наружными стенами и окружающей обстановкой". Мандала может быть создана при помощи драгоценных камней, цветов, крашенного риса, цветных камешков или песка. Песок,традиционно приготовляемый дроблением драгоценных камней, считается наиболее подходящим материалом вследствие того, что берется ценный м атериал и требуется большое мастерство создающего. Так как каждая песчинка заряжена благословением ритуального процесса, вся мандала несет в себе заряд огромной духовной энергии. Происхождение В соответствии с историей, техника и назначение создания мандалы были даны Шакьямуни, историческим Буддой в 6 веке до н.э. в Индии. Веками учения Калачакры передавались непрерывно от учителя * ученику. В 11 веке Калачакра пришла из Индии в Тибет. Мандала представляет собой сакральный дворец, дом отдельного медитативного божества, которое представляет просветленные качества сострадания, мудрости и благословения. В тибетской буддий ской традиции, мандалы создаются для ритуалов посвящения, в которых высоко квалифицированные учителя дают разрешение ученикам заниматься тантрическими медитативными практиками. И божеств о, находящееся в центре мандалы и сама мандала являют собой чистое выражение полностью просветленного ума Будды. В сиволической форме божество дает посвящение и мандалу, в которой происходи т посвящение. Через церемонию посвящения семя просветления созревает в каждом уме, благодаря процессу визуализации и созерцания мандалы. В сущности, церемония представляет собой преобразование разрушительных эмоций в мудрость. Обычно такая инициация дается или одному человеку или группе людей. Для создания мандалы необходиЕ,а альтруистическая мотивация. Мандала Калачакры Все в этой мандале является символическим представлением аспектов Калачакры и йидамов вселенной. В мандале - 722 божества, символизирующих различные проявления аспектов сознания и действите льности, всех частей окончательной мудрости божества Калачакры. Понимание и интерпретация всех символов, включенных в мандалу, подобно чтению текстов Калачакры, которые содержат обширное с обрание учений от космологии до эпистемологии и психологии. Калачакра тантра рассматривается на трех уровнях: внешнем, внутреннем и альтернативном. Внешний содержит законы времени и пространства физического мира и соотвественно имеет дело с астрон .мией, астрологией и математикой. Внутренний содержит элементы и структуру человеческого тела, включая и энергетическую систему. Альтернативный является учением, путем и плодом соотвествую щего медитативного божества и окружающей его мандалы, являющейся его местом пребывания. Калачакра пребывает в центре мандалы. Его местопребывание включает нашу мандалу, состоящую из других: мандалы тела, мандалы речи и ума и особенно центра, символизирующего мудрость и великое благословение. Местопребывание разделено на 4 квадранта со стенами, воротами и центром. Цвета определяются элементами и ментальными типами. Черный, на востоке, связан с элементом ветер. Красный, на юге, связ ан с элементом огонь, желтый, на западе, связан с элементом земля, белый, на севере, связан с элементом вода. Квадратный дворец 722 божеств расположен внутри первой концентрической сферы, представляющей землю. Другие круги представляют воду, огонь, ветер, пространство и сознание, расширяющиеся за пр еделами стен дворца. Внешние круги, представляющие космос, являются источником тибетской астрологии. Десять гневных божеств, находящихся в одном из внешних кругов мандалы, являются ее защит никами. Манадала Калачакры посвящается миру и физическому балансу как одной личности. Хотя изображение плоское, мандала является трехмерной с пятиэтажным "божественным дворцом", в центре которого божество Калачакра выражает состояние Просветления. Человек, просто смотрящий на мандалу, чувствует умиротворение на различных уровнях. Божества Калачакры создают благориятную атмосферу и уменьшают напряжение и насилие в мире. Это путь засе "ания семени, который имеет кармический эффект. Нет необходимости присутствовать на церемонии Калачакры, чтобы получить пользу. Создание Строя тепу или основу мандалы, художник измеряет и рисует архитектурные линии, используя линейку, компасс и белую чернильную ручку. Мандала является плоской геометрической моделью секретно го дворца. Она включает основание, четыре входа, стены и другие архитектурные элементы. Цветной порошок наносится через металическую воронку, для того, чтобы обеспечить наилучшее распределе ние. Художник начинает с центра мандалы и продолжает во внешнее пространство. Така как мандала сделана в духе крактовременности существования и непривязанности, она со временем будет ритуально разрушена и благословленный песок будет рассыпан в реке для пользы обитателей моря. Введение в Калачакру Геше Вангдрак (Лосанг Тензин) Основные сведения о Дхарме Дхарма Будды может быть разделена на две колесницы, Хинаяну и Махаяну. Хинаяну можно разделить на колесницу шраваков и колесницу пратьекабудд. Шраваки и пратьекабудды различаются в соответ aтвии с достоинствами и недостатками их подхода к Дхарме и результатам, которых они добиваются, но основные черты пути, которым они следуют одни и те же. Люди, имеющие склонность следовать пут ями Хинаяны добиваются лишь своего собственного освобождения, поэтому они отворачиваются от проблем других. Так как главная причина рабства в самсаре - неведение, главная цель достижения ос вобождения - мудрость, реализующая безсамостность. Поэтому шраваки и пратьекабудды, подобно бодхисаттвам, осуществляют безсамостность. Они практикуют сосредоточение, руководствуясь моралЕ lным кодексом, преодолевая таким образом жадность, ненависть, неведение и.т.д. Даже если хинаянисты и не практикуют ради достижения земли Будды, фактически их путь ведет к состоянию Будды. Поэтому ошибочно думать, что путь Хинаяны не ведет к просветлению, так как в Садд eармапундарика сутре и других текстах утверждается обратное. Будда проявляется в этом мире, чтобы каждый мог достичь того, на что способен, поэтому все проявления пути Будды ведут существ к д остижению земли Будды. И хотя путь Хинаяны не ведет напрямую к состоянию Будды, говорится, что последователи Хинаяны в конце концов вступают на путь Махаяны и достигают состояние Будды. Хотя последователи Хинаяны, как и последователи Махаяны говорят, что феномены лишены собственной природы, между этими колесницами существуют различия. Учения Махаяны освещают не rnk|jn без самостность феноменов, они учат пути Бодхисатвы, совершенствам, достижению просветления ради всех чувствующих существ, великому состраданию и.т.д. Они также учат накоплению заслуг для просв етления, накоплению заслуг и добродетели и невообразимой реальности, которая очищена от всех загрязнений. Поэтому различия Хинаяны и Махаяны лежат не только в философских теориях, но и в практике. Это утверждают Арья Нагарджуна и его ученик Арьядева: Мать - общая причина рождения всех ее сыновей, их отцы - причины различий между ними. Поэтому мать, совершенство мудрости - общая для всех типов арьев: шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и Будд. Махаяну подобно Хинаяне можно разделить на Е$ве колесницы: Парамитаяна и Мантраяна. Общая цель Махаяны - развивать шесть совершенств посредством их практики и желание достичь просветления для блага всех чувствующих существ. Ясно, что Е bо же самое происходит и в Мантраяне, потому что этому учат тантры. Однако, практики махаяны, следующие только путем парамитаяны, изучают основное тело пути, в то время, как последователи мант `аяны культивируют совершенство посредством специальных тантрических техник, которые не изучаются в парамитаяне. Таким образом, махаяна разделена на Парамитаяну и Мантраяну в соответствии с разницей в подходах достижения тела формы Будды. Итак, Хинаяна и Махаяна не различаются в основном в подходах к п cстотности, но имеют отличия в методах, как говорилось выше. Аналогично, хотя махаяна и делится на парамитаяну и мантраяну, это обусловлено различием не в подходах к пустотности, а в применяем ых методах. Главный метод махаяны - достижение тела формы, и как раз в тантраяне достижение тела формы происходит через медитацию на йидама, аспект этого тела формы. Этот метод более прогресс (вен по сравнению с методами, применяемыми в парамитаяне. В мантраяне говорится о четырех типах учеников: со слабыми, средними, хорошими и прекрасными способностями. В соответствии с этими способностями существует четыре класса тантр. С того моменЕ bа, как ученик становится на путь мантраяны, эти 4 класса тантр становятся подобными "четырем дверям". Это - Крийя, Чарья, Йога и Аннутарайога тантры. Калачакра, о которой мы будем говорить относ ится к классу Аннутарайогатантре. Колесо времени. Сущность Калачакры тантры заключена в трех Калачакрах или колес времени: Внешнее колесо времени, внутреннее колесо времени и иное колесо времени. Внешнее колесо времени - внешний мир, окружа ющая среда, иначе ее называют "процессия внешних солнечных и лунных дней". Внутреннее колесо времени - человеческое тело, внутренняя Джамбудвипа. Аналогично, внутренние каналы, элементы, движ ение ветров являются чатсями внутреннего колеса. Иное колесо времени - инициации и пути Шри Калачакры вместе с результатами. Гуру добивается созревания психо- физического континуума ученико в посредством инициаций, а ученики медитируют на пути, медитация в свою очередь состоит из фаз развития и завершения. Таким образом йог достигает результата - тела будды, являющееся божестве -ным отражением пустотности. Это Другое колесо времени. Учения Будды о Калачакре описаны в Парамадибуддхе,Калачакре и Тантре Основы : "Когда учитель показывал Дхарму на Орлиной Горе в соответствии с системой Совершенной Мудрости, он также учил системе мантр в Шри Дханьякатака. Когда он учил что такое мантра, где и как он жил ? Каково это было место, кто находился рядом с ним, и каковы были цели учения ? "Он учил непревзойденной Махаяне, системе Совершенной Мудрости бодхисаттв на Орлиной Горе. В то же самое время Татхагата жил вместе с бодхисаттвами и другими в великой ступе, в мандале сферы феноменов. Он жил в доме всемирной ваджры, нематериальной и очень ясной, неразделенной и прозрачной. Он учил тантре в прекрасной сфере феноменов, для блага и счастья человеческих существ." В Тантре Основы сказано: "Затем эманация Ваджрапани, Король Сучандра из знаменитой Шамбалы чудесным образом вошел в блестящую сферу феноменов. Вначале он обошел по часовой стрелке, затем под нес цветы из драгоценностей лотосоподобным ступням учителя. Сложив руки вместе, Сучандра сел перед совершенным Буддой. Сучандра попросил Будду дать наставления по тантре с объяснениями." Калачакра была дана нашим учителем Буддой Шакьямуни. Он достиг высшего совершенного просветления под деревом Боддхи в Бодхигайя в Индии во время рано наступившего полнолуния в апреле/мае. П ервый год он учил в основном Парамитаяне. В частности, на Орлиной Горе он повернул Дхарма-колесо Совершенной Мудрости, важнейшего и окончательного дхарма- колеса системы Парамиты Махаяны. В полнолуние в марте/апреле, через 12 месяцев со времени достижения состояния Будды, им были даны учения Парамитаяны на Орлиной Горе. В то же самое время он проявился в другой форме внутри вели кой ступы Шри Дханьякатаки, расположенной неподалеку от Шри Парваты в южной Индии, где он учил Мантраяне. Великая ступа была 6 лиг в высоту и внутри в Будде выделилось 2 мандалы: внизу мандала Дхармату Вагишвары, наверху великая мандала сияющих звезд. Будда был в центре на львином ваджрном троне в великой мандале сферы ваджры, местопребывание великого блаженства. Он пребывал в самаддхи Калачакры и учил как Господин мандалы. Мандалу наполняли множество Будд, бодхисаттв, фурий, нагов и божеств. Снаружи находился король Шамбалы Сучандра, эманировавшийся в Ваджрапани. Он чудесным образом прибыл в Шри Дханьятаку из Шамбалы и попросил учение Калачакры для всех слушателей, находящихся 96 сатрапов из 96 земель Шамбалы вместе с бесчисленным числом счастливых бодхисаттв, богов, демонов и других. Будда дал ассамблеи прекрасную Дхарму - мирскую и трансцедентальную инициации и пророчества, чтобы все смогли достичь состояния Будды, затем он учил Парамадибуддхе, 12 тысячам строф Калачакр ы и Тантры Основы. Корль Сучандра все это записал и чудесным образом вернулся в Шамбалу. В Шамбале Сучандра составил 6 тысяч строк комментариев на Калачакру. He also erected a Kalachakra mandala made драгоценной основы. После назначения им своего сына Сурешвары королем и учителем тантры он покину + этот мир. Много великих королей было в династии Шамбалы: Калки Йашас, Калки Пундарика и другие. Они побуждали глубокое учение Калачакры сиять подобно солнцу и луне. Калачакра продолжала передаваться через последовательность калки ("вождей") Шамбалы, и в конце концов возродилась в Индии. Существует две главных истории о том, как это произошло, история, раЕ aсказанная в традиции Ра и история традиции Дро. (эти традиции будут обсуждены ниже). В соответствии с традицией Ра, Калачакра и относящиеся к ней комментарии, изветстные как Собрание текстов Бодхисаттв, появилась в Индии во время царствования трех королей. Взяв за центр Бодх игайя, на востоке был Дехопала, Хозяин слонов, на юге - Джауганга, хозяин людей, на западе - Канауджи, хозяин лошадей. В это время великий пандит Килу, мастер во всех направлениях Дхармы родился в Ориссе, одной из пяти стран восточной Индии. Килу учил все буддийские тексты в Ратнагири Вихара, Викрамашиле и Наланде. Килу думал так, чтобы достичь состояния Будды в течение одной жизни, ему необходима Мантраяна и в частности он должен очистить учения, содержащиеся в Собрании комментариев Боддхисатв. Зная, Еgто эти учения сохранены в Шамбале, опираясь на инструкции своего йидама, он присоединился к торговцам, искавших драгоценности в океане. Договорившись встретиться с торговцами через 6 месяце в, Килу пошел своей дорогой. В конце концов при подъеме на гору Килу встретил человека. Тот спросил его: "Куда ты идешь ?". Килу ответил: " Я иду в Шамбалу для поиска Текстов Бодхисаттв." Человек сказал: "Очень трудно попасть туда, но если ты сможешь понять это, то услышишь то, что ищешь прямо здесь". Килу понял, что человек являлся эманацией Манжушри. Он простерся перед ним, поднес мандалу и попросил наставлений. Че ловек дал Килу все инициации, комментарии к тантрам и устные наставления. Он взял Килу, положил цветок на его голову и благословил его, сказав : " Осуществи все Собрание текстов Бодхисаттв." ТаЕ *им образом, подобно воде, переливающейся из одного сосуда в другой, Килу реализовал все Собрание текстов Бодхисаттв. Он пошел обратно и встретившись с торговцами, вернулся в Восточную Индию. Согласно традиции Дро, Калачакра была возрождена в Индии мастером Калачакрападой. Его родители, практиковавшие Йогу Ямантаки, совершили ритуал для рождения сына, как это описано в Ямантаке bантре, и родился сын. Когда он вырос, он услышал, что на севере бодхисаттвы учат Дхарме и пошел к ним для получения учений. Благодаря писихической силе, Калки Шамбалы знал о чистой мотивации и энтузиазме практиковать Дхарму юноши. Он знал, что если юноша захочет достичь Шамбалы, это будет небезопасно для его жизни, так как ему четыре месяца придется преодолевать безводные пустыннЕ kе земли. Поэтому Калки использовал тело эманации для встречи молодого человека на краю пустыни. Калки спросил юношу: "Куда ты идешь и зачем?" , и когда юноша рассказал о своих намерениях, он сказал: "Эта дорога очень трудная. Но если ты можешь понять эти вещи, то почему бы тебе не услышать эт о здесь ?" Юноша понял, что этот человек является эманацией Калки и попросил его наставлений. Калки дал посвящение и четыре месяца обучал его всем высшим тантрам и особенно трем комментариям Е (з "Собрания текстов бодхисаттв". Подобно сосуду, наполненному до краев, юноша осуществил и запомнил все тантры. Возвратившись в Индию, он стал известен как эманация Манджушри и его имя было "К алачакрапада". Ра и Дро традиции говорят, что Калачакра была принесена в Индию Килу и Калачакрападой. Ее продолжали изучать и практиковать в Индии и со временем она попала в Тибет. И снова, это было осуществ +ено через традиции Ра и Дро. Дро традиция началась с визита кашмирского пандита Соманатхи в Тибет. Соманатха первым прибыл в Тибет (Кхараг) и остался среди клана Ро. За 100 мер золота Соманатхп перевел великие комментарии по Калачакре Вималапрабха на тибетский, но в тоже время недовольство его росло и он остановил работу. Он взял золото и переведенные работы и пошел в Пхан Юл. Там Чунг Ва из клана Цанг признал Qоманатху в качетсве гуру, а Шарьябдрак из клана Дро стал переводчиком. Соманатха и Шарьябдрак перевели всю Вималапрабху. Дро традиция продолжилась благодаря Ламе Чокье Озер, который являлся мастером во всех учениях клана Дро, включая Калачакру. Его учеником был Лама Гало, знавший и Ра и Дро традиции и соединивш ий их вместе. Ра традиция началась с Че Раба из клана Ра, племянника знаменитого переводчика Ра Дордже Драка, который родился в Ньен Ма Манг Юле. Ра Че Раб запомнил и понял все доктрины Ра. Затем он пожелал (зучить Калачакру и пошел в центр Непала, где прислуживал у пандита Саматашри пять лет, 10 месцев и 5 дней. Саманташри объяснил все тексты Калачакры и дал инициации и устные наставления. Затем Ч ераб пригласил Саманташри в Тибет, где они тщательно перевели Калачакра-тантру и комментарии по ней вместе со вспомогательными текстами. Традиция Ра продолжилась через сына Ра Чераба и его внука и дошла до Ламы Гало, о котором упоминалось выше. Лама Гало совместил обе традиции, и его линия продолжилась через таких мастеров как Бутон Ринчендруб и Цонкапа. Изучение и практика Калачакры, основанная на Ра и Дро традициях, существует и по сей день. Практика Калачакры подобно всем буддийским тантрическим учениям, основана на получении вначале соответствующего посвящения. Для этого необходимо, чтобы Гуру и ученик имели определенную кв алификацию. Квалификация гуру мантраяны описана Лозангом Чокьи Гьялценом следующим образом : " Он должен контролировать свое тело, речь и ум. Он должен быть интеллегентным, терпеливым и не на ходится в заблуждениях. Он должен знать мантры и тантры, понимать действительность и быть компетентным в составлении и объяснении текстов". Мы очень удачливы, что такие гуру существуют и сей gас. Ученик должен иметь опыт в трех основных принципах пути Махаяны: отречении от самсары, бодхичитте и понимании пустоты. Или по крайней мере иметь понимание этого и желание достичь. Наиболее важная из этих 3 частей - бодхичитта, основное условие для получения инициации. Господь Майтрейя объяснил бодхичитту в своей Абхисамайяланкаре: "Бодхичитта - желание истины, соверше -ное просветление для блага других." Применительно к принятию посвящения Калачакры, ученик должен выработать бодхичитту следующим образом: "Для блага всех чувствующих существ я должен дости чь состояния Шри Калачакры. Тогда я смогу привести все другие чувствующие существа в состояние Шри Калачакра". С этой мотивацией ученик должен принять посвящение. Через тантрическую инициацию гуру вызывает созревание психо-физиологического континуума ученика. "Созревание" означает наделение полномочиями ученика для практики йоги зарождения и завер шения. В частности, инициация на Калачакру позволяет практиковать йогу Калачакры тантры, и в конечном итоге, достичь состояния Шри Калачакры. Существует 11 посвящений Калачакры: сеть посвящений "вступительных", три "высших" и одна "самая высшая". Ученикам, склонным только к мирским сиддхи (магическим или мистическим способностям), да nтся только семь низших посвящений. Тем, кто в основном интересуются трансцедентальными сиддхи состояния буддовости даются все 11 посвящений. Первые 7 посвящений - посвящения с водой. Это подо бно матери, моющей своего ребенка сразу после рождения. Вторая инициация - инициация короны, подобна расчесыванию и заплетению волос ребенка. Третья, инициация ленты подобна прокалыванию ушЕ %й ребенка и украшению их серьгами. Четвертая, инициация ваджры и колокольчика, подобна смеху и разговору ребенка. Пятая, инициация ученика подобна детскому удовольствию от ощущения пяти чув тсвующих объектов. Шестая, инициация имени подобна даче имени ребенку. Седьмая и последняя, уполномочение на произнесение мантры. Посвящения наделяют учеников силой преодолевать препятствЕ(я и достигать умиротворения, процветания и т.д. Высшую инициацию еще называют "четвертой инициацией" или "слово посвящения". Эта драгоценная великая инициация мудрости наделяет ученика способностью достичь 11 ступени бодхисаттвы. Это инт %грация высшего блаженства и пустоты, обладающее лучшими свойтсвами. Говоря, "это есть оно", гуру дарует четвертую инициацию ученику. Это посвящение наделяет ученика способностью достичь сов ершенного состояния Будды в форме Шри Калачакры.