РАССКАЗЫ О ДЗЭНСКИХ МОНАХАХ






После 10 лет жизни в Китае, Бодхидхарма захотел вернуться на родину и собрал 


учеников, чтобы проверить их самоосознание. Вот, что они сказали.


Дофуку: - На мой взгляд истина превыше утверждений или отрицаний, ибо они - 


путь, по которому она движется.


- У тебя моя кожа, - сказал Бодхидхарма.


Монахиня Содзи: - По-моему, это как Взгляд Ананды на землю Будды: увидеть раз и  


- навек.


- У тебя моя плоть, - ответил Бодхидхарма.


Дойку: - Четыре состояния вещества: свет, твёрдое, жидкое и газообразное - пусты, 


а пять скандх - не-вещи. По-моему Не-вещь - суть истинная реальность.


- У тебя моя кость, - заметил Бодхидхарма. 


	Наконец, Эка поклонился учителю и не сказал ничкго. 


- У тебя мой костный мозг, - произнёс Бодхидхарма.





(Можно продемонстрировать "кожу, плоть и кость дзэн", но "костный мозг" - 


внутреннюю, невыразимую сущность, -  нет).





"Особое учение, без святых писаний; оно выше письма и слова и показывает 


сущность ума человеку, непосредственно видящему собственную природу и 


достигающему просветления" (переложение со стихотворения, написанного, по 


преданию, Бодхидхармой).








7. "Вымой миску"


	Монах сказал Дзёсю: "Я только  что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, 


учите меня".


- А ты уже поел рисовой каши? - спросил Дэёсю.


- Поел, - ответил тот.


- Так вымой лучше миску, - сказал Дзёсю. В этот миг монах обрёл просветление.





44. Посох Басё





	Басё сказал ученику: "Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет 


посоха - я его у тебя заберу.








РАССКАЗЫ О ДЗЭНСКИХ МОНАХАХ





1. Чашка чая





	Нан Ин, спонский мастер д., живший в эру Мэйдзи (1868-1919), принимал как-


то у себя профессора университета, пришедшего пораспросить его о дзэн. 





	Нан Ин разливал чай. Налив гостью полную чашку, он продолжал лить 


дальше.





	Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, 


воскликнул: - Она же поолна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, ответил Нан 


Ин, - и Вы наполнены своими суждениями и мнениями. Как же я могу показать Вам 


дзэн, пока Вы не опорожните свою чашку.





2. Алмаз в дорожной пыли


Гудо, у которого промокли и порвались сандали. Муж игрок и пьяница.





Стал просить прощения у учителя императора.


Гудо улыбнулся. - Всё непостоянно в этой жизни.  Жизнь очень коротка. Если 


будешь продолжать пить и играть, то у тебя не останется времени исполнить что-


либо иное, да и своей семье принесёшь новые страдания.





- Я собираюсь идти за тобой всю остальную жизнь.


Му Нан - Тот, Кто Не Возвращается Никогда.





3. Неужели





4. Повиновение


Беседы мастера Бэнкая посещали не только кченики дзэн, но и вообще лица всякого 


звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические 


обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.


Самолюбивый священник секты Нитирэн:


- Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек 


вроде меня тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчинитья?


- Подойди ко мне и я это покажу.


...


- А теперь сядь и слушай.





6.Отсутствие сострадания


- Старое дерево одиноко растёт на холодной скале. Нет здесь нигде тепла.





9.Луну не украдёшь


Рёкан, мастер дзэн, скромно жил в маленькой хижине у подножья горы. Как-то 


вечером туда забрался вор, но лишь чтобы найти, что красть там совершенно 


нечего.





Возвратившись, Рёкан застал вора. - Ты, верно, прошёл долгий путь, чтобы меня 


навестить,- сказал он вору, - и ты не должен уходить с пустыми руками. Пожалуйста, 


возьми в подарок мою одежду. Ошеломлённый вор взял одежду и выскользнул 


прочь.


Рёкан сидел голый и глядел на луну. - Бедняга,- отрешённо размышлял он, как бы я 


хотел подарить ему эту прекрасную луну.





10.Капля воды


Наставник дзэн по имени Гисан попросил юношу-ученика принести ведро воды, 


чтобы остудить ванну. Юноша принёс воду и, вылив в ванну сколько нужно для 


охлаждения, выплеснул остаток на землю.


- Болван! - закричал на него учитель. - Почему же ты не отдал остаток воды 


растениям? Да и есть ли у тебя право выбросить в этом монастыре хоть каплю 


воды? 


В это мговенье ученик постиг дзэн. Он сменил своё имя на Тэкисуи, что значит 


"Капля воды".