РАССКАЗЫ О ДЗЭНСКИХ МОНАХАХ
После 10 лет жизни в Китае, Бодхидхарма захотел вернуться на родину и собрал
учеников, чтобы проверить их самоосознание. Вот, что они сказали.
Дофуку: - На мой взгляд истина превыше утверждений или отрицаний, ибо они -
путь, по которому она движется.
- У тебя моя кожа, - сказал Бодхидхарма.
Монахиня Содзи: - По-моему, это как Взгляд Ананды на землю Будды: увидеть раз и
- навек.
- У тебя моя плоть, - ответил Бодхидхарма.
Дойку: - Четыре состояния вещества: свет, твёрдое, жидкое и газообразное - пусты,
а пять скандх - не-вещи. По-моему Не-вещь - суть истинная реальность.
- У тебя моя кость, - заметил Бодхидхарма.
Наконец, Эка поклонился учителю и не сказал ничкго.
- У тебя мой костный мозг, - произнёс Бодхидхарма.
(Можно продемонстрировать "кожу, плоть и кость дзэн", но "костный мозг" -
внутреннюю, невыразимую сущность, - нет).
"Особое учение, без святых писаний; оно выше письма и слова и показывает
сущность ума человеку, непосредственно видящему собственную природу и
достигающему просветления" (переложение со стихотворения, написанного, по
преданию, Бодхидхармой).
7. "Вымой миску"
Монах сказал Дзёсю: "Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста,
учите меня".
- А ты уже поел рисовой каши? - спросил Дэёсю.
- Поел, - ответил тот.
- Так вымой лучше миску, - сказал Дзёсю. В этот миг монах обрёл просветление.
44. Посох Басё
Басё сказал ученику: "Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет
посоха - я его у тебя заберу.
РАССКАЗЫ О ДЗЭНСКИХ МОНАХАХ
1. Чашка чая
Нан Ин, спонский мастер д., живший в эру Мэйдзи (1868-1919), принимал как-
то у себя профессора университета, пришедшего пораспросить его о дзэн.
Нан Ин разливал чай. Налив гостью полную чашку, он продолжал лить
дальше.
Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев,
воскликнул: - Она же поолна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, ответил Нан
Ин, - и Вы наполнены своими суждениями и мнениями. Как же я могу показать Вам
дзэн, пока Вы не опорожните свою чашку.
2. Алмаз в дорожной пыли
Гудо, у которого промокли и порвались сандали. Муж игрок и пьяница.
Стал просить прощения у учителя императора.
Гудо улыбнулся. - Всё непостоянно в этой жизни. Жизнь очень коротка. Если
будешь продолжать пить и играть, то у тебя не останется времени исполнить что-
либо иное, да и своей семье принесёшь новые страдания.
- Я собираюсь идти за тобой всю остальную жизнь.
Му Нан - Тот, Кто Не Возвращается Никогда.
3. Неужели
4. Повиновение
Беседы мастера Бэнкая посещали не только кченики дзэн, но и вообще лица всякого
звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические
обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.
Самолюбивый священник секты Нитирэн:
- Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек
вроде меня тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчинитья?
- Подойди ко мне и я это покажу.
...
- А теперь сядь и слушай.
6.Отсутствие сострадания
- Старое дерево одиноко растёт на холодной скале. Нет здесь нигде тепла.
9.Луну не украдёшь
Рёкан, мастер дзэн, скромно жил в маленькой хижине у подножья горы. Как-то
вечером туда забрался вор, но лишь чтобы найти, что красть там совершенно
нечего.
Возвратившись, Рёкан застал вора. - Ты, верно, прошёл долгий путь, чтобы меня
навестить,- сказал он вору, - и ты не должен уходить с пустыми руками. Пожалуйста,
возьми в подарок мою одежду. Ошеломлённый вор взял одежду и выскользнул
прочь.
Рёкан сидел голый и глядел на луну. - Бедняга,- отрешённо размышлял он, как бы я
хотел подарить ему эту прекрасную луну.
10.Капля воды
Наставник дзэн по имени Гисан попросил юношу-ученика принести ведро воды,
чтобы остудить ванну. Юноша принёс воду и, вылив в ванну сколько нужно для
охлаждения, выплеснул остаток на землю.
- Болван! - закричал на него учитель. - Почему же ты не отдал остаток воды
растениям? Да и есть ли у тебя право выбросить в этом монастыре хоть каплю
воды?
В это мговенье ученик постиг дзэн. Он сменил своё имя на Тэкисуи, что значит
"Капля воды".