УЧЕНИЕ КУН ЦЗЫ
( КОНФУЦИАНСТВО )
Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его
учеников появилась в Китае и другая группа философских
сочинений, восходящих к родоначальнику другой господствующей
религии Китая - Кун Цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция и
школа, ведущая от него свое происхождение, коренным образом
отличаются от философской системы Лао Цзы.
Классические конфуцианские книги распадаются на
"Пятикнижие"
("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не
все могут
считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют
никакого
отношения.
Классическое "Пятикнижие" - еще и сейчас основной канон
конфуцианской религии - состоит из следующих сочинений:
древнейшая книга - "И-цзин" ("Книга перемен") - сборник
магических формул, заклинаний; "Шу-цзин" ("Древняя история")
- история легендарных императоров; "Ши-цзин" ("Книга
песнопений") - сборник древней поэзии, отчасти кос
мологического и мифологического содержания (в последней из
четырех частей сборника "Ши-цзин" есть и чисто религиозные
песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными
обрядами и жертвоприношениями); "Ли-цзи" ("Книга церемоний")
- описание многочисленных церемоний, обрядов, далеко не все
из которых имеют религиозное значение; последняя книга, "Чун-
цю" ("Книга весны и осени"), - это хроника одного из ки
тайских княжеств, очень краткая, никаких религиозных
элементов не заключающая.
"Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-
сюе" (Великое учение") - учение о самоусовершенствовании
человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников;
"Чжун-юн" ("Книга о середине") - учение о необходимости
соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; "Лун-
юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников;
"Мэн Цзы" - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из
позднейших учеников Конфуция.
В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное
содержание учения Конфуция - это учение о правилах
поведения, о правильной жизни. Это система политической и
частной этики. Конфуций основное внимание направлял на
практическую сторону учения. (В отличие от некоторых других
легендарных основателей религий, Конфуций является вполне
исторической личностью; биография его довольно хорошо
известна; он был видным сановником в княжестве Лу (годы
жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.). Однако, не все,
что приписывается Конфуцию, было написано в действительности
им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло до
нас в первоначальной редакции, но характер этого философа от
разился достаточно отчетливо в книгах.) Это система чисто
практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении
государством, о добросовестном отправлении государственной
qksfa{, так же как и о правильном порядке в семейном быту.
Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г.
до н. э. - 220 г. н. э.).
По содержанию своему конфуцианский культ представляет
собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с
древности, семейнородовых обрядов. Конфуций не учил ничему
новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого
нового учения, а требует только строгого соблюдения древних
законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков,
который и стал основным содержанием конфуцианского культа.
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая
обязанность человека - это сыновняя почтительность (сяо) и
почитание предков. В одном из конфуцианских сочинений
говорится: "Всегда выражать полное уважение к родителям;
доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они
больны; до глубины души сокрушаться при их кончине;
приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной)
торжественностью, - вот пять обязанностей сыновнего
благочестия". Итак, главным объектом конфуцианского культа
были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал,
чтобы совершались обряды и приносились жертвы в честь
предков не ради самих духов, не ради того, чтобы
удовлетворить их потребности или снискать их милость, а
исключительно потому, что обряды эти были установлены с
давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция.
Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное.
Интересно, что на вопрос о том, что такое знание,
Конфуций ответил: "Употреблять все свои силы к исполнению
того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и
гениев и держаться в почтительном от них отдалении - вот что
называется знанием". На вопрос одного из своих учеников,
сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются,
Конфуций ответил: "Если я скажу, что сознают, то можно
бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия,
пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим
родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не
сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять
умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется
необходимости в непременном решении вопроса, а придет время
- сам все узнаешь".
Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя
конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение
обрядов (ли). "Если не соблюдать издревле установленных
обрядов, - говорил Конфуций,
- или, тем более, отменить их, то все перемешается и
возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет
супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется
разврат со всеми его преступлениями... уничтожьте обряды
погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об
усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте
обряд пин-цзинь - исчезнет различие между государем и
чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут
притеснения и насилия". "Управлять государством без
соблюдения ли, - говорится в "Ли-цзи" (древнекитайском
rp`jr`re о правилах поведения), - это все равно что слепому
быть без проводника; все равно что искать чего-либо без
свечи в темной комнате. Ли составляют необходимое условие
народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить
духам земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя
от чиновников, высших от низших (по общественному
положению), старших от младших (по возрасту)..."
Учение Конфуция служило этической стороной всякого
школьного образования в средневековом Китае на протяжении
столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов
Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе
воздействия на массовое сознание равные библейским десяти
заповедям. Это прежде всего "пять постоянств", или пять
добродетелей: человеколюбие, чувство долга,
благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует
добавить так называемые "пять связей":
1) государя и подданного, господина и слуги. Эти
отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над
всеми остальными. Безусловная преданностьи верность
господину была основой характера "благородного мужа" в
конфуцианском понимании;
2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались
непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и
священная обязанность детей проявлять сыновнюю
почтительность;
3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а
обязанности жены сводились к беспрекословной покорности,
образцовому поведению и ведению хозяйства;
4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только
уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по
положению, чину, званию, мастерству;
5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были
носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.
К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди,
адресованные "благородным мужам", соблюдались нерегулярно,
однако именно они служили базой нравственного воспитания
личности. Положительный герой конфуцианства так же
"совершенно мудр", как и его даосский аналог, но воплощает
он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного му
жа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который
объединяет в себе "пять добродетелей", скромен и умерен во
всем.
Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в
моральноэтическом плане, настаивая на непрерывном духовном и
нравственном совершенствовании: "Благородный муж стремится
вверх, низкий человек движется вниз".
Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим
предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя,
а приемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих
поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и "от
сердца к сердцу" по сути дела исключала возможность
превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться
письменными источниками без помощи наставника было
совершенно невозможно. Поскольку, согласно канону "пяти
qbgei", отношения старшего и младшего занимали важнейшее
место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами
является пожизненным и неоплатным.
Незыблемость существующего строя - основной принцип
конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии,
ставшая основной идеологией китайского феодализма. В "Чжун-
юн" ("Книге о середине") весь традиционный уклад жизни
сведен к "пяти отношениям". Иерархические и патриархальные
отношения положены в основу всего.