УЧЕНИЕ КУН ЦЗЫ


                      ( КОНФУЦИАНСТВО )

                              

  Почти  одновременно с философскими книгами Лао Цзы  и  его

учеников  появилась  в  Китае и  другая  группа  философских

сочинений, восходящих к родоначальнику другой господствующей

религии Китая - Кун Цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция  и

школа,  ведущая от него свое происхождение, коренным образом

отличаются от философской системы Лао Цзы.

  Классические  конфуцианские  книги  распадаются  на

  "Пятикнижие"

("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не

все  могут

считаться религиозными. Некоторые из них к религии не  имеют

никакого

отношения.

  Классическое  "Пятикнижие" - еще и сейчас  основной  канон

конфуцианской  религии  -  состоит из  следующих  сочинений:

древнейшая  книга  -  "И-цзин" ("Книга перемен")  -  сборник

магических формул, заклинаний; "Шу-цзин" ("Древняя история")

-   история   легендарных  императоров;  "Ши-цзин"   ("Книга

песнопений")   -   сборник  древней  поэзии,   отчасти   кос

мологического и мифологического содержания (в  последней  из

четырех  частей сборника "Ши-цзин" есть и чисто  религиозные

песни  или  гимны,  исполнявшиеся  в  связи  с  религиозными

обрядами и жертвоприношениями); "Ли-цзи" ("Книга церемоний")

-  описание многочисленных церемоний, обрядов, далеко не все

из которых имеют религиозное значение; последняя книга, "Чун-

цю"  ("Книга  весны и осени"), - это хроника  одного  из  ки

тайских   княжеств,   очень  краткая,  никаких   религиозных

элементов не заключающая.

  "Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-

сюе"  (Великое  учение")  - учение о  самоусовершенствовании

человека,  изложенное  по Конфуцию одним  из  его  учеников;

"Чжун-юн"  ("Книга  о  середине") - учение  о  необходимости

соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; "Лун-

юй"  -  книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников;

"Мэн  Цзы" - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося  из

позднейших учеников Конфуция.

  В   чем   сущность   конфуцианских   сочинений?   Основное

содержание   учения  Конфуция  -  это  учение   о   правилах

поведения,  о  правильной жизни. Это система политической  и

частной  этики.  Конфуций  основное  внимание  направлял  на

практическую сторону учения. (В отличие от некоторых  других

легендарных  основателей религий, Конфуций  является  вполне

исторической   личностью;  биография  его  довольно   хорошо

известна;  он  был  видным сановником в княжестве  Лу  (годы

жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.). Однако, не все,

что приписывается Конфуцию, было написано в действительности

им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло  до

нас в первоначальной редакции, но характер этого философа от

разился  достаточно отчетливо в книгах.) Это  система  чисто

практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении

государством,  о  добросовестном отправлении государственной

qksfa{, так же как и о правильном порядке в семейном быту.

  Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г.

до н. э. - 220 г. н. э.).

  По  содержанию  своему  конфуцианский  культ  представляет

собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с

древности,  семейнородовых обрядов. Конфуций не учил  ничему

новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого

нового  учения, а требует только строгого соблюдения древних

законов  и установлений. Важнейшим из них был культ предков,

который и стал основным содержанием конфуцианского культа.

  По    религиозным    верованиям    китайцев,    главнейшая

обязанность человека - это сыновняя почтительность  (сяо)  и

почитание   предков.  В  одном  из  конфуцианских  сочинений

говорится:  "Всегда  выражать полное уважение  к  родителям;

доставлять  им  пищу  самую  любимую;  скорбеть,  когда  они

больны;   до  глубины  души  сокрушаться  при  их   кончине;

приносить    им,    усопшим,    жертвы    с    (религиозной)

торжественностью,   -   вот  пять   обязанностей   сыновнего

благочестия".  Итак, главным объектом конфуцианского  культа

были  духи  предков. Но замечательно, что Конфуций требовал,

чтобы  совершались  обряды  и  приносились  жертвы  в  честь

предков   не   ради  самих  духов,  не  ради   того,   чтобы

удовлетворить  их  потребности или снискать  их  милость,  а

исключительно  потому,  что обряды эти  были  установлены  с

давних  времен. Сами по себе духи не интересовали  Конфуция.

Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное.

  Интересно,  что  на  вопрос  о  том,  что  такое   знание,

Конфуций  ответил: "Употреблять все свои силы  к  исполнению

того,  что  справедливо и прилично человеку; чтить  духов  и

гениев и держаться в почтительном от них отдалении - вот что

называется  знанием". На вопрос одного  из  своих  учеников,

сознают  ли  умершие, что им приносят жертвы и  поклоняются,

Конфуций  ответил:  "Если я скажу,  что  сознают,  то  можно

бояться,  что  те, которые исполнены сыновнего  благочестия,

пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить  усопшим

родителям  так же, как служили живым; если я скажу,  что  не

сознают,  то  можно  опасаться,  что  дети  будут  оставлять

умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется

необходимости в непременном решении вопроса, а придет  время

- сам все узнаешь".

  Главным  правилом жизни, опорой всего существующего  строя

конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение

обрядов  (ли).  "Если  не  соблюдать издревле  установленных

обрядов, - говорил Конфуций,

-  или,  тем  более,  отменить их,  то  все  перемешается  и

возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды -  не  будет

супругов  (в  истинном значении этого  слова)  и  разовьется

разврат  со  всеми  его преступлениями... уничтожьте  обряды

погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться  об

усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте

обряд  пин-цзинь  -  исчезнет  различие  между  государем  и

чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут

притеснения   и   насилия".  "Управлять   государством   без

соблюдения  ли,  -  говорится  в  "Ли-цзи"  (древнекитайском

rp`jr`re о правилах поведения), - это все равно что  слепому

быть  без  проводника;  все равно что искать  чего-либо  без

свечи  в  темной комнате. Ли составляют необходимое  условие

народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить

духам  земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя

от   чиновников,   высших   от  низших   (по   общественному

положению), старших от младших (по возрасту)..."

  Учение   Конфуция   служило  этической  стороной   всякого

школьного  образования в средневековом Китае  на  протяжении

столетий.   Конфуцианство  привнесло  в   сознание   народов

Дальнего  Востока  незыблемые нравственные  нормы,  по  силе

воздействия  на  массовое сознание равные библейским  десяти

заповедям.  Это  прежде  всего "пять постоянств",  или  пять

добродетелей:       человеколюбие,      чувство       долга,

благопристойность, разумность и правдивость. К  ним  следует

добавить так называемые "пять связей":

  1)   государя  и  подданного,  господина  и   слуги.   Эти

отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над

всеми    остальными.   Безусловная   преданностьи   верность

господину  была  основой  характера  "благородного  мужа"  в

конфуцианском понимании;

  2)  родителей  и  детей. В этих отношениях  подчеркивались

непререкаемые  права  родителей, в первую  очередь  отца,  и

священная     обязанность    детей    проявлять     сыновнюю

почтительность;

  3)  мужа  и  жены.  Здесь права мужа были  безграничны,  а

обязанности  жены  сводились  к беспрекословной  покорности,

образцовому поведению и ведению хозяйства;

  4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только

уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по

положению, чину, званию, мастерству;

  5)  между  друзьями. Отношения между друзьями должны  были

носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

  К  сожалению,  наиболее  гуманные конфуцианские  заповеди,

адресованные  "благородным мужам", соблюдались  нерегулярно,

однако  именно  они  служили базой нравственного  воспитания

личности.   Положительный   герой   конфуцианства   так   же

"совершенно  мудр", как и его даосский аналог, но  воплощает

он  не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного  му

жа,  ученого,  чиновника, государственного деятеля,  который

объединяет в себе "пять добродетелей", скромен и  умерен  во

всем.

  Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности  в

моральноэтическом плане, настаивая на непрерывном духовном и

нравственном  совершенствовании: "Благородный муж  стремится

вверх, низкий человек движется вниз".

  Конфуцианские  правила  лояльности  и  послушания  старшим

предписывали ученикам свято следовать наставлениям  Учителя,

а  приемникам  -  ревностно  оберегать  опыт  предшествующих

поколений.  Традиция передачи знания из уст  в  уста  и  "от

сердца   к   сердцу"  по  сути  дела  исключала  возможность

превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться

письменными   источниками   без   помощи   наставника   было

совершенно  невозможно.  Поскольку,  согласно  канону  "пяти

qbgei",  отношения  старшего и младшего  занимали  важнейшее

место,  долг ученика перед наставником и старшими товарищами

является пожизненным и неоплатным.

  Незыблемость   существующего  строя  -  основной   принцип

конфуцианства.   Это   идеология  патриархальной   монархии,

ставшая основной идеологией китайского феодализма. В  "Чжун-

юн"  ("Книге  о  середине")  весь традиционный  уклад  жизни

сведен  к  "пяти отношениям". Иерархические и патриархальные

отношения положены в основу всего.