УЧЕНИЕ ЛАО ЦЗЫ

                    

                              

  Около  VI  в.  до  н. э. сложилось учение полулегендарного

философа  Лао  Цзы, имя которого буквально означает  "старый

философ".  Учение  Лао  Цзы  было  изложено  с  его  слов  и

отредактировано  после  в  виде  небольшой,  но   интересной

философской  работы - "Дао-де-цзин" ("Книга  о  Дао"),  пред

ставляющей  собой  сборник  афоризмов,  мудрых,   но   порой

странных и загадочных изречений. Центральной идеей философии

Лао  Цзы  была  идея  дао. Слово "дао"  на  китайском  языке

буквально  означает путь; но в этой философской системе  оно

получило  гораздо более широкое метафизическое,  религиозное

содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни,

метод,  принцип.  Само  понятие  "дао"  можно  толковать   и

материалистически: дао - это природа, объективный мир.

  Философия  Лао  Цзы пронизана и своеобразной  диалектикой.

"Из  бытия  и  небытия  произошло  все;  из  невозможного  и

возможного  - исполнение; из длинного и короткого  -  форма.

Высокое  подчиняет  себе  низкое;  высшие  голоса  вместе  с

низшими  производят гармонию, предшествующее подчиняет  себе

последующее".  "Из  несовершенного  происходит  цельное.  Из

кривого  -  прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого  -

новое".   "То,   что   сжимается,  -   расширяется;   то,что

ослабевает,   -   усиливается;  то,  что   уничтожается,   -

восстанавливается". Однако Лао Цзы понимал ее не как  борьбу

противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и

практические выводы: "когда человек дойдет до неделания,  то

нет  того,  что  бы  не было сделано"; "Кто  любит  народ  и

управляет им, тот должен быть бездеятельным". Из этих мыслей

видна  основная  идея  философии, или этики,  Лао  Цзы:  это

принцип неделания, бездействия, квиетизма. Всякое стремление

что-либо  сделать, что-либо изменить в природе или  в  жизни

людей  осуждается.  Злом считает Лао Цзы  и  всякое  знание:

"Cвятой муж", управляющий страной, старается чтобы мудрые не

смели    сделать    чего-нибудь.   Когда    все    сделаются

бездеятельными,  то  (на земле) будет  полное  спокойствие".

"Кто  свободен от всякого рода знаний, тот никогда не  будет

болеть". "Кто знает глубину своего просвещения и остается  в

невежестве, тот сделается примером всего мира". "Нет знания;

вот  почему я не знаю ничего". "Когда я ничего не делаю,  то

народ  делается  лучше; когда я спокоен, то  народ  делается

справедливым;  когда  я не предпринимаю  ничего  нового,  то

народ обогащается..."

  Власть  царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко,  но

понимал  ее  как чисто патриархальную власть:  "Дао  велико,

небо  велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак,  в

мире  существует четыре величия, одно из которых  составляет

царь".   В  понимании  Лао  Цзы  царь  -  это  священный   и

бездеятельный  вождь. К современной же  ему  государственной

власти   Лао  Цзы  относился  отрицательно:  "Оттого   народ

голодает,   что  слишком  велики  и  тяжелы  государственные

налоги. Это именно причина бедствий народа".

  Главная  добродетель  -  воздержание.  "Для  того,   чтобы

служить  небу  и  управлять людьми,  всего  лучше  соблюдать

bngdepf`mhe.  Воздержание - это первая ступень  добродетели,

которая и есть начало нравственного совершенства".

  Учение Лао Цзы послужило основой, на которой развилась

так называемая даосская религия, одна из трех господствующих

ныне в Китае.