УЧЕНИЕ ЛАО ЦЗЫ
Около VI в. до н. э. сложилось учение полулегендарного
философа Лао Цзы, имя которого буквально означает "старый
философ". Учение Лао Цзы было изложено с его слов и
отредактировано после в виде небольшой, но интересной
философской работы - "Дао-де-цзин" ("Книга о Дао"), пред
ставляющей собой сборник афоризмов, мудрых, но порой
странных и загадочных изречений. Центральной идеей философии
Лао Цзы была идея дао. Слово "дао" на китайском языке
буквально означает путь; но в этой философской системе оно
получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное
содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни,
метод, принцип. Само понятие "дао" можно толковать и
материалистически: дао - это природа, объективный мир.
Философия Лао Цзы пронизана и своеобразной диалектикой.
"Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и
возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма.
Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с
низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе
последующее". "Из несовершенного происходит цельное. Из
кривого - прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого -
новое". "То, что сжимается, - расширяется; то,что
ослабевает, - усиливается; то, что уничтожается, -
восстанавливается". Однако Лао Цзы понимал ее не как борьбу
противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и
практические выводы: "когда человек дойдет до неделания, то
нет того, что бы не было сделано"; "Кто любит народ и
управляет им, тот должен быть бездеятельным". Из этих мыслей
видна основная идея философии, или этики, Лао Цзы: это
принцип неделания, бездействия, квиетизма. Всякое стремление
что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни
людей осуждается. Злом считает Лао Цзы и всякое знание:
"Cвятой муж", управляющий страной, старается чтобы мудрые не
смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются
бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие".
"Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет
болеть". "Кто знает глубину своего просвещения и остается в
невежестве, тот сделается примером всего мира". "Нет знания;
вот почему я не знаю ничего". "Когда я ничего не делаю, то
народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается
справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то
народ обогащается..."
Власть царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко, но
понимал ее как чисто патриархальную власть: "Дао велико,
небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в
мире существует четыре величия, одно из которых составляет
царь". В понимании Лао Цзы царь - это священный и
бездеятельный вождь. К современной же ему государственной
власти Лао Цзы относился отрицательно: "Оттого народ
голодает, что слишком велики и тяжелы государственные
налоги. Это именно причина бедствий народа".
Главная добродетель - воздержание. "Для того, чтобы
служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать
bngdepf`mhe. Воздержание - это первая ступень добродетели,
которая и есть начало нравственного совершенства".
Учение Лао Цзы послужило основой, на которой развилась
так называемая даосская религия, одна из трех господствующих
ныне в Китае.