Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом

     Перевод с английского Т.Богатыревой, 1996г.
     Ш.Богатырев, Т.Богатырев
     Текст отсканирован из книги
     "О самом важном". Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом
     

             О Разуме

     Профессор  Бом:  Мне всегда  хотелось узнать происхожде-ние и  значение
слова.  Очень интересно в этом отношении  слово  "разум" (intelligence). Оно
происходит от слов "inter" и  "legere", что означает "читать между". Так вот
мне кажется, можно было бы сказать, что мысль подобна инфор-мации в какой-то
книге, а  разуму нужно читать эту книгу, проникать в ее смысл.  Я думаю, это
дает довольно ясное понятие о разуме.
     Кришнамурти: Читать между строк...
     Бом: Да,  чтобы открыть смысл. Словарь приводит  еще  другое подходящее
значение, а именно: ментальная бдительность.

     Кришнамурти: Да, ментальная бдительность.
     Бом: Все это очень отличается от того, что имеют в виду люди, когда они
оценивают интеллект. И вот,  исходя из многого, что вами сказано, можно было
бы предположить,  что  разум  -- это  не  мысль.  Вы говорите, что  мышление
происходит  в  древнем  мозгу,  что  это  -  физический,  электро-химический
процесс; наукой вполне  доказано, что всякое мышление  представляет  собой в
сущности  физический,  химический  процесс. Тогда  мы,  пожалуй,  могли  бы
сказать,  что  разум  -- явление  иного порядка,  он вообще  не относится  к
порядку времени.
     Кришнамурти: Разум.
     Бом: Да, разум читает "между строк" мысли, видит ее смысл. И прежде чем
начать  рассмотрение  этого  вопроса, надо учесть еще  один  пункт: если  вы
говорите, что мысль представляет собой физический процесс, то ум, или разум,
или как бы вы  ни пожелали его назвать, представляется чем-то иным, явлением
другого порядка. Не думаете ли вы, что существует несомненное различие между
физическим про-цессом и разумом?
     Кришнамурти: Да. Не  говорим  ли мы, что  мысль - это материя?  Давайте
выразим это иначе.
     Бом: Материя? Я скорее назвал бы ее материальным процессом.
     Кришнамурти: Согласен, мысль есть материальный про-цесс; но вот, каково
отношение между этим процессом и разумом? Является ли разум продуктом мысли?
     Бом: Думаю, мы можем считать априори, что он им не является.
     Кришнамурти: Почему мы принимаем это априори?
     Бом: Просто потому, что мысль механична.
     Кришнамурти: Мысль механична, это верно.
     Бом: А разум -- нет.
     Кришнамурти: Итак, мысль измерима, а разум - нет. И как это происходит,
что разум проявляется? Если  мышление не имеет  отношения  к  разуму, то  не
будет ли  его  прекращение пробуждением разума?  Или  дело  обстоит так, что
разум, будучи независим от мысли, пребывая вне времени, сущес-твует всегда?
     Бом: Это ставит много трудных вопросов.

     Кришнамурти: Понятно.
     Бом: Мне хотелось бы  рассмотреть эти вопросы в  разных аспектах,  так,
чтобы  их  можно  было  связать  с  любыми научными взглядами, какие  только
возможны.
     Кришнамурти: Да.
     Бом:  Или  показать,  совпадают  они или нет. Значит, вы говорите,  что
разум, возможно, существует всегда.
     Кришнамурти: Я спрашиваю, не существует ли он всег-да?
     Бом: Он может существовать или не  существовать. Или, возможно,  что-то
мешает разуму проявиться?
     Кришнамурти:  Знаете, у  индусов есть теория,  что  разум, или брахман,
существует всегда; и он прикрыт иллюзией, материей, глупостью, всевозможными
вредными  вещами, созданными мыслью. Не  знаю, согласитесь ли  вы пойти  так
далеко.
     Бом: Что ж, пусть будет так, но мы  в действительности не видим вечного
существования разума.
     Кришнамурти: Они говорят:  "Отбросьте  все это, и  он  окажется здесь".
Таким образом, их допущение состоит в том, что разум существовал всегда.
     Бом: Тут возникает трудность из-за слова "всегда".

     Кришнамурти: Да.
     Бом: Потому что "всегда" предполагает время.
     Кришнамурти: Верно.
     Бом: И это как раз создает трудность. Время есть мысль. Мне хотелось бы
выразить  это  так:  мысль принадлежит  порядку  времени,  --  или, пожалуй,
наоборот:  время  принад-лежит  порядку мысли. Иными словами, мысль изобрела
время, а фактически мысль и есть время. Я понимаю это так:
     мысль может в мгновение  пронестись по всему времени; но при этом мысль
всегда  изменяется, сама  того  не замечая,  изменяется физически, то есть в
силу физических причин.

     Кришнамурти: Да.
     Бом: А не рациональных причин.
     Кришнамурти: Да.
     Бом: Эти причины не  имеют ничего общего с чем-то тотальным, они должны
быть связаны с каким-то физичес-ким движением в мозгу; поэтому...
     Кришнамурти: ...  они  зависят  от  окружающих  условий и  всевозможных
обстоятельств.
     Бом:  Так что мысль,  изменяя  во времени  свое  значение, не  является
чем-то  устойчивым;  она  становится противоречи-вой  и изменяется случайным
образом.

     Кришнамурти: Да, с этим я согласен.
     Бом: Тогда вы начинаете думать, что все изменчиво, все изменяется, и вы
сознаете:   "Я  во   времени".  Когда  время   растягивают,  оно  становится
необъятным, -  прошлое, до того как  я был,  дальше и дальше назад, а  также
вперед,  в будущее, -  и вы начинаете думать,  что время - суть всего, время
управляет  всем.  Сначала  ребенок  может  думать:  "Я вечен",  но потом  он
начинает  понимать, что находится во времени. Общепринятая  точка  зрения на
это состоит в  том, что время представляет  собой  самую суть существования.
Это,  как  я думаю, не только взгляд обычного здравого смысла, но  и научная
точка зрения. Отбросить ее весьма трудно, потому  что она представляет собой
мощный   обусловливающий   фак-тор,   превосходящий   даже   обусловленность
наблюдающего и наблюдаемого.
     Кришнамурти: Да, совершенно верно. Не утверждаем ли мы, что мысль -- от
времени, что  мысль  измерима, она может изменяться,  расширяться, принимать
новый вид? И что наш' ум обладает совершенно иным качеством?
     Бом: Да, здесь иной порядок, иное качество. И у меня  возникло ощущение
мысли в  ее отношении к  времени. Оно  показалось  мне  интересным.  Если мы
думаем  о  прошлом  и  будущем,  мы  думаем  о  прошлом,  как  о становлении
будуще-го. Но затем мы понимаем, что  это невозможно, что это только  мысль.
Однако создается впечатление, что прошлое  и буду-щее присутствуют вместе, и
существует движение какого-то иного рода, что движется вся модель в целом.
     Кришнамурти: Движется вся модель в целом.
     Бом: Но я не  в  состоянии нарисовать, как  она  движется. В  некотором
смысле она  движется  в каком-то направлении,  перпендикулярном  направлению
между прошлым и буду-щим. Таково все это движение; и тогда я начинаю думать,
что движение происходит в ином времени.
     Кришнамурти: Совершенно, совершенно верно.
     Бом: Но это приводит нас обратно, к парадоксу.
     Кришнамурти:  Да, в том-то и дело. Не существует ли разум вне времени и
потому никак не соотносится с мыслью, которая есть движение во времени?
     Бом: Но мысль должна иметь какое-то отношение к разуму.
     Кришнамурти: Разве? Это вопрос. Я думаю, что связи между ними нет.
     Бом: Нет  связи? Но,  кажется, существует какая-то связь в том  смысле,
что вы делаете различие между мыслью разумной и неразумной.
     Кришнамурти:  Да,  но  для  этого  требуется  разум,  чтобы  распознать
неразумную мысль.
     Бом: А когда разум читает мысль, каково отношение между ними?
     Кришнамурти: Не будем торопиться...
     Бом: И реагирует ли мысль на разум? Разве мысль не изменяется?
     Кришнамурти:  Подойдем к этому  проще.  Мысль  есть  время. Мысль  есть
движение  во  времени.  Мысль  измерима  и  функционирует  в  поле  времени,
непрерывно  двигаясь, изме-няясь,  преобразуясь. А разве  разум  находится в
поле време-ни?
     Бом: Ну,  с одной стороны, мы видели,  что этого не может быть. Но дело
недостаточно ясно. Прежде всего мысль меха-нична.
     Кришнамурти: Мысль механична, это понятно.
     Бом:  А  с  другой  - в каком-то  смысле  существует движе-ние  в  ином
направлении.
     Кришнамурти: Мысль механична;  будучи механичной, она может двигаться в
различных направлениях и  т. д.  А механичен  ли разум?  Давайте подойдем  к
вопросу таким образом.
     Бом: Я хотел бы задать вопрос: что означает механичность?
     Кришнамурти: Хорошо, она означает повторение, она измеряет, сравнивает.
     Бом: Я бы сказал также, что она зависима.

     Кришнамурти: Да, зависима.
     Бом: Разум -- давайте выясним  это до конца -- разум в своей истинности
не  может  зависеть от каких-либо условий. Тем  не менее, разум, кажется, не
работает, если мозг нездо-ров.
     Кришнамурти: Несомненно.
     Бом: В этом смысле разум представляется зависимым от мозга.
     Кришнамурти: Или от спокойствия мозга?
     Бом: Согласен, он зависит от спокойствия мозга.
     Кришнамурти: Не от деятельности мозга.
     Бом:  Все  же  существует какое-то  отношение между  разумом  и мозгом.
Однажды, много  лет назад, мы с вами обсуждали этот вопрос. Я выдвинул тогда
идею,  что  в  физике  можно  пользоваться  измерительным  прибором  двояко:
пол-ожительно   и  отрицательно.   Вы  можете,   например,   измерять   силу
электрического тока  отклонением  стрелки  прибора или использовать  тот  же
самый прибор в качестве так называемо-го уитстонского мостика сопротивления,
когда  показание прибора,  за  которым вы следите,  характеризуется  нулевым
значением: нулевое значение на шкале указывает на гармо-нию, равновесие всей
системы, как  это  и требуется. Таким образом, если  вы пользуетесь прибором
отрицательно, то его бездействие означает, что все  идет правильно. Не можем
ли мы  сказать, что мозг, видимо,  пользовался  мыслью  положи-тельно, чтобы
создать представление о мире...
     Кришнамурти: ... что является функцией мысли, одной из ее функций.
     Бом: Другая функция мысли отрицательна: своим дви-жением она  указывает
на отсутствие гармонии.
     Кришнамурти: Да, на отсутствие гармонии.  Давайте пойдем отсюда дальше.
Зависит ли разум от  мозга --  мы уже подошли к  этому  пункту? Или когда мы
употребляем слово "зависит", - что мы подразумеваем под этим?
     Бом:  Здесь существует несколько возможных значений. Может быть простая
механическая зависимость. Но есть  и  другой род зависимости: одно не  может
существовать без другого. Если я скажу: "мое существование зависит от пищи",
это не означает, что все, что я думаю, предопределено тем, что я ем.
     Кришнамурти: Да, конечно.
     Бом:  Я полагаю,  что  разум в  своем существовании  зависит от  мозга,
который  может указывать на  отсутствие  гармонии,  но мозг  не имеет ничего
общего с содержанием разума.
     Кришнамурти: Итак,  если мозг не пребывает в гармо-нии,  может ли разум
функционировать?
     Бом: В этом весь вопрос.
     Кришнамурти: Это то, о чем мы говорим. Разум не  может функционировать,
если мозг поврежден.
     Бом: А если разум не  функционирует, существует ли он?  Разуму  для его
существования как будто требуется мозг.
     Кришнамурти: Но мозг - это всего лишь прибор.
     Бом: Который указывает на гармонию или дисгармонию.
     Кришнамурти: Но он не является творцом разума.

Бом: Нет.

Кришнамурти: Давайте постепенно углубимся в этот вопрос. Бом: Мозг не создает разум, но он является прибором, который помогает разуму функционировать. Кришнамурти: Это так. Если мозг функционирует в пределах поля времени, движется вверх и вниз, в положи-тельную или отрицательную сторону, может ли разум действовать в таком движении времени? Или этот прибор должен быть спокоен для того, чтобы разум действовал? Бом: Да, я бы, пожалуй, выразил это несколько по-иному. Спокойствие прибора и есть действие разума. Кришнамурти: Да, это верно. Оба они неотделимы. Бом: Они представляют собой одно и то же. Неспокойное состояние прибора есть отсутствие действия разума. Кришнамурти: Верно. Бом: Но я думаю, было бы полезно вернуться к вопросам, возникающим во всем научном и философском мышлении. Не хотели бы вы поставить вопрос так: имело бы какой-то смысл существование разума независимо от материи? Неко-торые люди убеждены в том, что разум и материя обладают своего рода обособленным существованием. Возможно, этот вопрос не относится к делу, но я думаю, что стоит его рассмотреть, чтобы тем самым способствовать успокоению ума. Вопросы, на которые невозможно дать ясный ответ, -одна из причин беспокойства ума. Кришнамурти: Сэр, вы говорите "способствовать успоко-ению ума", - но разве мысль поможет пробуждению разума? Вы ведь это имели в виду, не правда ли? Мысль и материю, и деятельность мысли, движение мысли или мысль, которая говорит себе: "Я буду спокойной, чтобы помочь пробуждению разума". Любое движение мысли есть время, любое движе-ние, ибо мысль измерима, она функционирует положительно или отрицательно, гармонично или дисгармонично в пред-елах этого поля. И вот, уяснив это, мысль может сказать бессознательно, сама того не ведая: "Я успокоюсь, чтобы иметь то или это", но тогда она все еще находится в поле времени. Бом: Да. Она все еще проецирует. Кришнамурти: Она проецирует, чтобы овладеть чем-то. Так вот, как проявляется этот разум, вернее, не как, а когда он пробуждается? Бом: Опять-таки этот вопрос находится в поле времени. Кришнамурти: Вот почему я не хочу пользоваться сло-вами "когда" и "как". Бом: Возможно, вы могли бы сказать, что условием для этого пробуждения является не-действие мысли. Кришнамурти: Да. Бом: Но это то же самое, что и пробуждение, это не просто условие. Вам нельзя даже спрашивать о том, существуют ли условия для пробуждения разума. Даже говорить о каком-нибудь условии есть некоторая форма мысли. Кришнамурти: Да. Давайте условимся: любое движение мысли в любом направлении - вертикальном, горизонталь-ном, ее действие или не-действие - все это происходит во времени. Любое движение мысли! Бом: Да. Кришнамурти: Каково же тогда отношение такого дви-жения к разуму, который не является движением, который не от времени, который не есть результат мышления? Где они могут встретиться? Бом: Они не встречаются. Но все же между ними есть некоторая связь. Кришнамурти: Вот это мы стараемся выяснить, сущес-твует ли вообще какое-либо взаимоотношение? Мы думаем, что такое взаимоотношение есть, надеемся, что оно есть, мы проецируем взаимоотношение. Но существует ли оно вообще? Бом: Это зависит от того, что вы подразумеваете под взаимоотношением. Кришнамурти: Взаимоотношение - это быть в контакте, это узнавать друг друга, ощущать соприкосновение друг с другом. Бом: Кстати, слово "взаимоотношение" может означать и еще кое-что. Кришнамурти: Какое другое значение оно имеет? Бом: Например, параллель, не так ли? Гармония двух. Две вещи могут иметь взаимоотношение без контакта, а просто, пребывая в гармонии друг с другом. Кришнамурти: Означает ли гармония движение обоих элементов в одном и том же направлении? Бом: Она могла бы также в каком-то смысле означать поддержание того же самого порядка. Кришнамурти: Того же самого порядка: одинаковое направление, одна и та же глубина, напряженность - все это есть гармония. Но может ли мысль когда-либо быть гармо-ничной? Мысль как движение, не статичная мысль. Бом: Понимаю. Есть такая мысль, которую вы абстраги-руете как статичную, скажем, в геометрии, и она может обладать некоторой гармонией; но мысль, какой она бывает в действительном движении, всегда противоречива. Кришнамурти: Поэтому она не обладает гармонией в самой себе. А разум обладает гармонией в самом себе. Бом: Думаю, я вижу причину недоразумения. Мы имеем статические продукты мысли, и кажется, что они обладают некоторой относительной гармонией. Но эта гармония в действительности есть результат разума, по крайней мере, мне так кажется. В математике мы можем получить некото-рую относительную гармонию продукта мысли, несмотря на то, что действительное движение мысли математика не обя-зательно бывает гармоничным. И вот эта гармония, которая является в математике, представляет собой результат разума, не правда ли? Кришнамурти: Продолжайте, сэр. Бом: Эта гармония несовершенна, потому что всякая форма математики, как это доказано, имеет некоторые огра-ничения; вот почему я называю ее только относительной. Кришнамурти: Да. Теперь посмотрим, есть ли гармония в движении мысли? Если она есть, то мысль имеет взаимоот-ношения с разумом. Если гармонии нет, а существуют только противоречия и тому подобное, то мысль не имеет взаимоот-ношений с разумом. Бом: Не хотите ли вы сказать, что мы могли бы пол-ностью обойтись и без мысли? Кришнамурти: Я бы повернул вопрос в ином направле-нии. Разум пользуется мыслью. Бом: Хорошо. Но как может он использовать нечто дисгармоничное? Кришнамурти: Выражение, общение, основанные на противоречивой, дисгармоничной мысли, могут создавать только то, что мы видим в мире. Бом: Но в том, что делается мыслью, должна все же существовать гармония в каком-то ином смысле, как мы это только что описали. Кришнамурти: Давайте, не спеша, рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, можем ли мы выразить в словах, положительно или отрицательно, что такое разум, и что не является разумом? Или это невозможно, так как слова суть мысль, время, измерение и так далее? Бом: Мы не можем выразить это словами. Мы пытаемся наметить путь. Можем ли мы сказать, что мысль в состоянии функционировать как стрелка, указывающая на присутствие разума, и тогда ее противоречивость не имеет значения? Кришнамурти: Это верно. Верно. Бом: Потому что мы пользуемся ею не ради ее содержа-ния или смысла, а, скорее, как стрелкой, которая указывает за пределы сферы времени. Кришнамурти: Итак, мысль есть указатель. Содержани-ем является разум. Бом: Тем содержанием, на которое мысль указывает. Кришнамурти: Да. А не можем ли мы подойти к вопросу совершенно по-иному? Можем ли мы сказать, что мысль бесплодна? Бом: Да. Когда она движется сама по себе, - да. Кришнамурти: Что является движением механическим и прочее. Мысль - указатель, но без разума указатель ничего не значит. Бом: Не могли бы мы сказать, что разум считывает данные указателя? Ведь если указатель никто не будет видеть, то он не даст никаких указаний. Кришнамурти: Совершенно верно. Таким образом, ра-зум необходим. Без него мысль вообще не имеет никакого значения. Бом: А не можем ли мы сказать, что когда мысль неразумна, ее показания весьма запутанны? Кришнамурти: Да, в том смысле, что они не имеют отношения к разуму. Бом: Неразумны, бессмысленны и тому подобное. А благодаря разуму мысль начинает давать показания по-иному. При этом мысль и разум как бы объединяются в своем действии. Кришнамурти: Да. Но мы можем спросить, что означает действие применительно к разуму, -- верно? Бом: Да. Кришнамурти: Что означает действие применительно к разуму, и необходима ли для осуществления такого дейст-вия мысль? Бом: Да, прекрасно. Мысль нужна, и эта мысль указы-вает, очевидно, в сторону материи. Но она как-будто указы-вает в обе стороны, также и в сторону разума. Один из вопросов, который всегда приходит на ум, состоит в следую-щем: должны ли мы сказать, что разум и материя - это всего лишь проявление своеобразия в единстве или они различны по существу? Действительно ли они раздельны? Кришнамурти: Я думаю, они раздельны, они различны. Бом: Они различны, но являются ли они действительно раздельными? Кришнамурти: Что вы понимаете под словом "раздель-ные"? Не имеющие связи, не соприкасающиеся друг с дру-гом, не имеющие общего источника? Бом: Да. Имеют ли они общий источник? Кришнамурти: В этом-то как раз все дело. Мысль, материя и разум -- имеют ли они общий источник? [Долгая пауза] Думаю, имеют... Бом: Конечно, ведь иначе не могло бы быть никакой гармонии. Кришнамурти: Но, как видите, мысль покорила мир. Понимаете? -- покорила. Бом: Господствует над миром. Кришнамурти: Мысль, интеллект, господствует над миром. И потому для разума здесь остается очень мало места. Когда что-то одно господствует, другое должно находиться в подчиненном положении. Бом: Не знаю, относится ли мой вопрос к делу, но хотелось бы знать, как это случилось. Кришнамурти: Это весьма просто. Бом: И что бы вы сказали?
Кришнамурти: Мысль должна обладать безопасностью:
она ищет безопасности во всем своем движении. Бом: Да. Кришнамурти: Но разум безопасности не ищет, он ее не имеет. В разуме не существует идеи безопасности. Разум сам по себе вне тревог, а не то, чтобы он "искал безопасности". Бом: Да, но как же тогда получилось, что разум позво-лил, чтобы над ним господствовали? Кришнамурти: О, это достаточно ясно. Наслаждение, комфорт, физическая безопасность... Прежде всего физичес-кая безопасность; безопасность в отношениях, безопасность в действии, безопасность... Бом: Но это же иллюзия безопасности!.. . Кришнамурти: Разумеется, иллюзия. Бом: Вы могли бы сказать, что мысль отбилась от рук, перестала подчиняться порядку, следовать велению разума, или, по крайней мере, быть в гармонии с разумом, и начала действовать своей волей. Кришнамурти: Сама по себе. Бом: Ища безопасности, наслаждения и тому подобного. Кришнамурти: Как мы говорили на днях во время нашей беседы, весь западный мир основан на мере; а восточный мир пытался выйти за ее пределы. Но в качестве средства при этом использовалась мысль. Бом: Пытались, так или иначе. Кришнамурти: Они старались выйти за пределы измере-ний, употребляя для этого мысль, и оказались в ловушке мысли. Так вот, безопасность, физическая безопасность явля-ется необходимой; поэтому физическое существование, физи-ческие удовольствия, благополучие приобрели колоссальную важность. Бом: Да, я немного думал об этом. Если вы возвращаетесь назад, к животному, то налицо инстинктивная реакция, направленная к удовольствию и безопасности, и это правиль-но. Но теперь, когда в дело вступает мысль, она может ослепить инстинкт и создать всевозможные соблазны: больше удовольствия, больше безопасности. Инстинкты недостаточ-но разумны, чтобы иметь дело со сложностью мысли, и поэтому мысль пошла по неверному пути, возбуждая инстин-кты, а инстинкты требовали большего. Кришнамурти: Таким образом, мысль действительно создала мир иллюзии, разложения, смятения и отстранила разум. Бом: Значит, как мы говорили раньше, все это сделало мозг весьма хаотичным и шумным; а разум есть безмолвие мозга; поэтому шумный мозг неразумен. Кришнамурти: Конечно, шумный мозг неразумен! Бом: Итак, это более или менее объясняет первопричину всего. Кришнамурти: Мы пытаемся выяснить, каковы взаимо-отношения в действии между мыслью и разумом. Все есть действие или бездействие. И как это соотносится с разумом? Мысль производит хаотическое, фрагментарное действие. Бом: Когда оно не направляется разумом. Кришнамурти: А оно не направляется разумом при том образе жизни, который мы все ведем. Бом: Это следствие того, о чем мы только что говорили. Кришнамурти: Это фрагментарная деятельность, это не деятельность целого. Деятельность целого есть разум. Бом: Разуму также необходимо понимать деятельность мысли. Кришнамурти: Да, мы говорили об этом. Бом: Не хотели бы вы сказать, что когда разум понимает деятельность мысли, мысль в своих действиях является иной? Кришнамурти: Да, очевидно. Например, когда мысль создала национализм как средство безопасности, а затем человек увидел его ложность, само понимание этой ложности есть разум. Тогда мысль создает мир иного порядка, в котором национализма не существует. Бом: Да. Кришнамурти: Не существует также разделения, войны, конфликта и всего прочего. Бом: Это очень ясно. Разум видит ложный характер того, что происходит. Когда мысль свободна от этой лжи, она становится иной. Тогда она начинает двигаться параллельно разуму. Кришнамурти: Верно. Бом: Иными словами, начинает осуществлять то, что подразумевается разумом. Кришнамурти: Поэтому мысль оказывается на месте. Бом: Это очень интересно. Потому что на деле мысль никогда не контролируется, не управляется разумом, мысль всегда движется самостоятельно. Но в свете разума, когда видна ложность, мысль движется параллельно разуму, в гармонии с ним. Кришнамурти: Это верно. Бом: Ничто не может заставлять мысль действовать каким-то образом, и это как бы подсказывает предположе-ние, что разум и мысль имеют общий источник или общую субстанцию, и что они представляют собой два способа привлечь внимание к более великому целому. Кришнамурти: Да. Можно видеть, как в политической, религиозной, психологической сферах мысль создала мир ужасающих противоречий, разобщения, и разум, который является результатом этой путаницы, старается потом уста-новить порядок в таком беспорядке. Это не тот разум, который видит ложность всего этого. Не знаю, достаточно ли ясно я выражаюсь. Понимаете, можно быть чрезвычайно умным человеком и в то же время хаотичным. Бом: Да, в некоторых отношениях. Кришнамурти: Именно это происходит в мире. Бом: Но я полагаю, что в данный момент понять это довольно трудно. Вы можете сказать, что в некоторой огра-ниченной сфере разум как-будто способен действовать, а вне ее пределов -- не способен. Кришнамурти: В конце концов, нас интересует жизнь, а не теории. Нас интересует жизнь, в которой действует разум. Разум, который не от времени, который вне измерений, который не является продуктом или движением мысли, не принадлежит порядку мысли. И вот человек хочет, чтобы его жизнь была иной. Он во власти мысли, а мысль его всегда функционирует в измерении, в сравнении, в конфликте. Он спрашивает: "Как мне освободиться от всего этого, чтобы быть разумным?", то есть "Как может "я", личность быть орудием этого разума? ". Бом: Очевидно, она не может быть им. Кришнамурти: Вот в этом-то и дело! Бом: Потому что эта мысль во времени и составляет сущность неразумности. Кришнамурти: Но человек все время мыслит в подобных терминах. Бом: Да. Это значит, что мысль проецирует в некотором роде фантастические представления о том, чем является разум, и старается осуществить свою фантазию. Кришнамурти: Поэтому я сказал бы, что для пробужде-ния разума мысль должна быть полностью спокойна. Движе-ние мысли исключает пробуждение разума. Бом: На определенном уровне это ясно. Мы считаем, что мысль действительно механична, и можем это видеть на данном, конкретном уровне -- но, тем не менее, эта механич-ность мысли все же продолжается. Кришнамурти: Продолжается, да,... Бом: ... в инстинктах, в удовольствиях, страхе и так далее. Разуму необходимо хорошо разобраться в этом вопросе удовольствия, страхов, желаний, которые создают непрерыв-ность мысли. Кришнамурти: Да. Бом: И всегда тут ловушка: это наша идея или образ, которые всегда являются неполными. Кришнамурти: Поэтому как человек я занялся бы только этим центральным вопросом. Я знаю, насколько жизнь запутанна, противоречива, дисгармонична. Возможно ли изменить ее, так чтобы в моей жизни мог функционировать разум, чтобы я жил без всякой дисгармонии, чтобы указатель направления находился под руководством разума? Быть может, именно поэтому религиозные люди вместо слова "разум" употребляли слово "Бог". Бом: А какое в этом преимущество? Кришнамурти: Не знаю, в чем здесь преимущество. Бом: Так зачем же употреблять такое слово? Кришнамурти: Оно пришло от примитивного страха, боязни природы; постепенно отсюда выросла идея о том, что существует некий верховный отец. Бом: Но это все еще мысль, которая функционирует по-своему, без разума. Кришнамурти: Конечно. Я просто напоминаю об этом. Говорят: положись на Бога, имей веру в Бога, и тогда Бог будет действовать через тебя. Бом: Пожалуй, Бог - это метафорическое выражение разума, однако люди в большинстве своем не воспринимают это как метафору. Кришнамурти: Конечно нет, для них это устрашающий образ. Бом: Да. Можно было бы сказать, что если слово "Бог" означает то, что неизмеримо, что находится за пределами мысли... Кришнамурти:... что не имеет имени, что неизмеримо и, следовательно, не имеет образа. Бом: Тогда оно будет действовать внутри измеримого. Кришнамурти: Да. Я стремлюсь довести до сознания следующее: желание обрести с течением времени этот разум создало образ Бога. И с помощью образа Бога, образа Иисуса, Кришны или какого-то другого образа, благодаря вере в него, - которая все еще является движением мысли, - человек надеется, что в его жизни будет существовать гармония. Бом: А образ подобного рода в силу своей тотальности вызывает непреодолимое желание, стремление; иными слова-ми, он пересиливает рассудок, подавляет собой вообще все. Кришнамурти: Вы слышали, как на днях архиепископы и епископы говорили, что только Иисус имеет значение, все остальное не имеет значения. Бом: Но это то же самое движение, посредством которого удовольствие пересиливает здравый рассудок. Кришнамурти: Страх и удовольствие. Бом: Они пересиливают; не может быть установлено никакой пропорции. Кришнамурти: Да, я стараюсь сказать: "Вы видите, таким образом обусловлен весь мир". Бом: Да, однако, вы подсказали вопрос: что представляет собой этот мир, который обусловлен подобным образом? Если мы будем считать, что этот мир существует независимо от мысли, мы попадем в ту же ловушку. Кришнамурти: Конечно, конечно. Бом: Иными словами, весь обусловленный мир есть результат этого образа мышления, его причина и одновремен-но его следствие. Кришнамурти: Верно. Бом: А такой образ мышления представляет собой дис-гармонию, хаос, неразумие и так далее. Кришнамурти: Я слушал в Блэкпуле выступления на съезде лейбористской партии. Как они все умны, а некоторые из них весьма серьезны; и тут же вся эта двусмысленность и тому подобное, мышление в понятиях лейбористской и кон-сервативной партий. Они не говорят: "Давайте соберемся все вместе и посмотрим, что для людей будет лучше всего". Бом: Они не способны на это. Кришнамурти: В том-то и дело, но ведь они пользуются своим разумом! Бом: Ну, только в этих ограниченных рамках. Это то, что всегда представляет для нас трудность: люди развили техни-ку и многое другое за то время, когда разум их был ограничен, а ограниченный разум может служить в высшей степени неразумным целям. Кришнамурти: Да, именно так. Бом: Это продолжается тысячелетиями. Потом, разуме-ется, возникает реакция, ибо проблемы чересчур велики, слишком обширны. Кришнамурти: Но по существу все очень просто, чрезвы-чайно просто, это - чувство гармонии. И оттого, что оно так просто, оно может работать в самых сложных условиях. Давайте вернемся назад. Мы сказали, что мысль и разум имеют общий источник... Бом: Да, мы дошли так далеко. Кришнамурти: Что это за источник? Обычно его припи-сывают какому-нибудь философскому понятию или говорят, что этим источником является Бог, - я просто пользуюсь таким словом в данный момент, -- или Брахман. Это общий источник, центральное движение, которое разделяется на материю и разум. Но это - всего лишь идея, словесное утверждение, которое по-прежнему является мыслью. А этот источник вы не можете найти при помощи мысли. Бом: Здесь возникает вопрос: если вы найдете его, чем тогда будете "вы"? Кришнамурти: "Вы" не существуете. "Вы" не можете существовать, когда спрашиваете, что такое этот источник. "Вы" - это время, движение, обусловленность внешней средой. Вы -- все это. Бом: В этом вопросе всякое разделение утрачивает смысл. Кришнамурти: Совершенно. В этом его суть, не правда ли? Бом: Не существует времени... Кришнамурти: И все же мы говорим: "Я не стану пользоваться мыслью". Когда в дело вступает "я" - это означает разделение; поэтому для понимания всего, о чем мы говорим, я устраняю это "я" полностью. Бом: Но это звучит как противоречие. Кришнамурти: Понятно. Я не могу его устранить. Оно существует. Что тогда является источником? Может ли он когда-либо быть назван? Например, религиозное ощущение иудаизма таково, что он не может быть назван; вы не называете его, не можете о нем говорить, не можете к нему прикоснуться. Вы можете только смотреть. Индусы и прочие говорят то же самое, но по-другому. Христиане споткнулись на слове "Иисус", на этом образе, и они никогда не доходили до источника. Бом: Это сложный вопрос. Возможно, они пытались синтезировать несколько философских систем: еврейскую, греческую и восточную. Кришнамурти: И вот я хочу выяснить: что является источником? Может ли мысль найти его? Однако же мысль рождена из этого источника, равно как и разум. Они подобны двум потокам, которые движутся в различных направлени-ях. Бом: Можно ли сказать, что материя, в наиболее общем смысле, также рождена из этого источника? Кришнамурти: Конечно. Бом: Я имею в виду всю вселенную. Но тогда этот источник находится за пределами вселенной. Кришнамурти: Разумеется. Не можем ли мы сказать так: мысль есть энергия, равно как и разум? Бом: Да. А также и материя. Кришнамурти: Мысль, материя, механическое - это энергия. Разум - также энергия. Мысль запутана, загрязне-на; она сама себя разделяет, дробит на части. Бом: Да, она множественна. Кришнамурти: А разум - нет. Он не загрязнен. Он не может разделять себя на "мой разум" и "ваш разум". Он просто разум, и он неделим. И вот он проистекает из источника энергии, которая разделилась. Бом: Почему же она разделилась? Кришнамурти: В силу физических причин, для удобст-ва... Бом: Чтобы поддерживать физическое существование. И часть разума должна быть изменена таким образом, чтобы она могла способствовать поддержанию физического сущес-твования. Кришнамурти: Да. Бом: И она развилась особым образом. Кришнамурти: И продолжает идти в этом направлении. Обе части - суть энергия. Существует только одна энергия. Бом: Да, это различные формы энергии. Этому много аналогий, хотя в гораздо более ограниченном масштабе. В физике мы можем сказать, что свет обычно представляет собой весьма сложное волновое движение, но в лазере можно сделать так, что эти волны будут двигаться все вместе очень просто и гармонично. Кришнамурти: Да, я читал о лазере. Какие чудовищные вещи собираются делать с его помощью! Бом: Да, используя его для разрушения. Мысль может найти нечто полезное, но затем это полезное всегда используется более широко и становится разрушительным. Кришнамурти: Итак, существует одна-единственная энергия, которая и является источником. Бом: Можно сказать, что энергия есть род движения? Кришнамурти: Нет, это просто энергия. В тот момент, когда она оказывается движением, она и попадает в это поле мысли. Бом: Мы должны внести ясность в понятие энергии. Это слово я также проверил в словаре, в основе его -- понятие работы. "Энергия" означает "работать внутри". Кришнамурти: Да, "работать внутри". Бом: Теперь вы говорите, что существует энергия, кото-рая производит работу, но не движение. Кришнамурти: Да. Я думал об этом вчера, не думал, а понял, что источник существует - не подверженный загряз-нению, пребывающий вне движения, недоступный для мысли. Он есть. И от него происходят эти две формы. Почему они вообще появились? Бом: Одна была необходима, чтобы выжить. Кришнамурти: Это и все. При выживании этот источник, во всей его целостности, во всей полноте был подвергнут отрицанию или отброшен. Вот это я и пытаюсь понять, сэр. Как человек, живущий в этом мире, со всем его хаосом и страданием, я хочу выяснить, может ли человеческий ум соприкоснуться с самим источником, в котором этих двух частей не существует? А соприкоснувшись с источником, где разделения нет, он сможет действовать без разделения. Не знаю, удается ли мне ясно это выразить. Бом: Но как может быть, чтобы ум человека не соприкос-нулся с этим источником? Почему он его не касается? Кришнамурти: Потому что мы поглощены мыслью, ее хитростью, ее движением. Все наши боги, наши медитации -- все это мысль. Бом: Да. Я думаю, тут мы подходим к вопросу о жизни и смерти. Это относится к выживанию, ибо одна из них стоит на пути как препятствие. Кришнамурти: Мысль и ее сфера безопасности, ее жажда безопасности -- создали смерть как нечто отдельное от себя. Бом: Да, это может быть ключевым моментом. Кришнамурти: Именно так. Бом: Можно взглянуть на мысль под этим углом зрения. Она задумала себя как инструмент выживания. И потому... Кришнамурти: ... она создала бессмертие в Иисусе или в чем-либо еще. Бом: Мысль, возможно, не в состоянии представить себе собственную смерть. Поэтому, когда она пытается это сде-лать, она всегда проецирует что-то еще, какой-то иной, более широкий взгляд на вещи, который, как ей кажется, позволя-ет глядеть на себя со стороны. Если кто-то пытается вообра-зить, что он умер, то он все еще воображает себя живым и глядящим на самого себя, как на мертвого. Вы всегда можете усложнить это всякого рода религиозными понятиями; но поскольку попытка исходит от мысли, она, очевидно, не может понять смерть должным образом. Кришнамурти: Не может. Это означало бы прекращение ее самой. Бом: Это очень интересно. Предположим, мы берем смерть тела, которую видим во внешних проявлениях: орга-низм умирает, утрачивает свою энергию, и, следовательно, распадается. Кришнамурти: Тело действительно есть инструмент этой энергии. Бом: Итак, давайте скажем, что энергия перестает пи-тать тело и, следовательно, тело не может долее сохранять какую-либо целостность. Можно сказать, что то же самое происходит и с мыслью: энергия определенным образом питает мысль, как и тело, - ведь так? Кришнамурти: Верно. Бом: Вы и другие часто употребляли выражение "ум полностью умирает для мысли". Такое определение сначала вызывает недоумение, потому что вполне можно подумать, что это мысль должна умереть. Кришнамурти: Именно, именно так. Бом: Но вы говорите, что умирает ум, или его энергия умирает для мысли. Прежде всего я замечаю, что когда мысль действует, она получает определенную энергию, исходящую от ума или интеллекта; а когда мысль не является более необходимой, энергия уходит, и мысль становится подобной мертвому организму. Кришнамурти: Правильно. Бом: И вот уму очень трудно согласиться с этим. Срав-нение между мыслью и организмом кажется таким неубеди-тельным, ведь мысль не имеет субстанции, а организм субстанцию имеет. Поэтому смерть организма представляется чем-то гораздо большим, нежели смерть мысли. Вот этот-то пункт и не ясен. Можете ли вы сказать, что смерть мысли по сути является смертью всего организма? Кришнамурти: Очевидно. Бом: Хотя она и в малом масштабе, она той же природы? Кришнамурти: Как мы сказали, в организме и в мысли - в обоих действует энергия, и движение мысли происходит за счет этой энергии; так что мысль не может увидеть собственную смерть. Бом: У нее нет возможности вообразить, спроецировать или постичь ее. Кришнамурти: Поэтому она убегает от смерти. Бом: Да, она создает себе иллюзию. Кришнамурти: Разумеется, иллюзию. И она создала иллюзию бессмертия или бытия по ту сторону смерти, проек-цию собственного желания своей непрерывности. Бом: Ну вот, перед нами одна из причин: началом мысли могло явиться желание непрерывности существования орга-низма. Кришнамурти: Да, верно; а затем она пошла еще дальше. Бом: Пошла дальше: стала желать собственной непре-рывности. Это было ошибкой, именно здесь она направилась по неверному пути. Она стала считать себя чем-то более обширным, чем сам организм, не просто распространением его, а его сущностью. Сначала мысль просто функционирует в организме, а затем она начинает представлять себя сущ-ностью организма. Кришнамурти: Правильно. Бом: Затем мысль начинает желать своего собственного бессмертия. Кришнамурти: А сама она знает, очень хорошо чувству-ет, что она не бессмертна. Бом: Она знает это, однако, лишь внешне. Я хочу сказать, что она сознает это как внешний факт. Кришнамурти: Поэтому она создает бессмертие в пред-ставлениях, в образах. Я слушаю это как сторонний наблю-датель и говорю себе: "Все это совершенно верно, так ясно, логично, разумно; мы видим это со всей ясностью и психоло-гически и физически". И вот, когда я наблюдаю все это, у меня возникает вопрос: может ли ум сохранять чистоту первоначального источника? Первозданную, девственную ясность той энергии, которая не тронута распадом мысли? Не знаю, понятно ли я выражаюсь. Бом: Вопрос ясен. Кришнамурти: Может ли ум сделать это? Может ли ум когда-либо это открыть? Бом: Какой ум? Кришнамурти: Ум или, как мы теперь говорим, орга-низм, мысль, мозг, со всеми его воспоминаниями, опытом и всем прочим -- ум, который от времени. И мой ум спрашивает: "Могу я к этому прийти?" Он не может. Тогда я себе говорю: "Поскольку он не может прийти, я буду спокойным". Видите, какие фокусы он проделывает? Бом: Да. Кришнамурти: Я хочу научиться, как быть спокойным; я хочу научиться медитировать, чтобы быть спокойным. Я вижу, как важно иметь ум, свободный от времени, от меха-низма мысли; и я буду контролировать его, подчинять, устранять мысль. Но все это остается действием мысли. Это очень ясно. Что же тогда делать? Поскольку человек живет в этой дисгармонии, ему необходимо ее исследовать. Вот это мы и делаем. Когда мы начинаем такое исследование, или в самом процессе исследования, мы приходим к этому источни-ку. Что же это такое -- восприятие, озарение? И имеет ли это озарение хоть что-нибудь общее с мыслью? Является ли озарение результатом мысли? Заключительный вывод озаре-ния есть мысль; но само озарение - не мысль. Таким образом я получаю к этому ключ. Тогда что же такое озарение? Могу ли я вызывать его, культивировать? Бом: Это невозможно. Но существует особый вид энер-гии, который для этого необходим. Кришнамурти: В том-то и дело. Я ничего не могу в отношении этого предпринять. Когда я культивирую озаре-ние -- это желание; когда я говорю, что сделаю то или другое - это то же самое. Так что озарение - не продукт мысли. Оно не входит в порядок мысли. Как же тогда приходят к этому озарению? (Пауза) Мы пришли к нему, потому что отвергли все. Бом: Да, оно тут. Но вы никогда не сможете ответить на вопрос, как вы к чему-либо пришли. Кришнамурти: Нет. Я думаю, сэр, это достаточно ясно. Вы приходите к этому, когда видите все в целом. Таким образом, озарение есть восприятие целого. Отдельная часть не может этого видеть, но "я, которое видит отдельные части, видит целое; и качество ума, который видит целое, не затронуто мыслью. Отсюда - целостностное восприятие, озарение. Бом: Может быть, мы разберемся в этом, не торопясь? Мы видим все отдельные части. Можем ли мы сказать, что подлинная энергия, деятельность, которая видит эти фраг-менты, являет собой целое? Кришнамурти: Да, да. Бом: Мы никогда не умеем видеть целое, потому что ... Кришнамурти: ... нас так обучали - и все прочее. Бом: Но я думаю, мы все равно не могли бы увидеть целое как нечто. Целостность - это, скорее, свобода видеть отдель-ные части. Кришнамурти: Верно, свобода видеть. Свободы нет, пока существуют отдельные части. Бом: Это создает парадокс. Кришнамурти: Конечно. Бом: Но целое не начинается с фрагментов. Пока дей-ствует целое, фрагментов не существует. Так что парадокс происходит от предположения, что отдельные части реальны, что они существуют независимо от мысли. Тогда, я полагаю, можно было бы сказать, что фрагменты существуют у меня в мыслях, и тогда я должен что-то с ними делать - вот это и будет парадоксом. Целое начинается с озарения, открывше-го, что эти фрагменты в каком-то смысле - ничто. Мне это именно так представляется. Они не имеют субстанции, они просто нереальны. Кришнамурти: Нереальны, да. Бом: И поэтому они не нарушают целостности. Кришнамурти: Совершенно. Бом: Понимаете, одна из причин, часто вызывающих путаницу, заключается в следующем. Когда вы формулиру-ете этот вопрос в терминах мысли, вам кажется, что перед вами отдельные части, что они реальны, обладают веществен-ной реальностью. Тогда вам нужно увидеть их; тем не менее, вы говорите, что пока эти отдельные части существуют, нет целостности. Так что вы не в состоянии их увидеть. Но все это возвращается к единственной вещи - к единому источнику. Кришнамурти: Я уверен, сэр, что подлинно серьезные люди задавали этот вопрос. Они задавали его и старались найти ответ при помощи мысли. Бом: Да, ведь это представляется естественным. Кришнамурти: И они никогда не замечали, что они -- в ловушке мысли. Бом: С этим всегда беда! В нее попадает каждый. То, что он принимает за видение своих проблем, говоря: "Вот мои проблемы. Я их вижу", на самом деле -- всего лишь процесс мышления. Но его смешивают с видением. Таково одно из возникающих недоразумений. Если вы говорите: "Не думай-те, а смотрите", то этот человек чувствует, как будто он уже видит. Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, вы понимаете, возникает этот вопрос, и люди говорят: "Все в порядке, тогда я должен контролировать мысль, должен подчинять ее, и мне необходимо сделать ум спокойным, чтобы он стал целостным; тогда я сумею увидеть все части, все фрагменты; тогда я прикоснусь к источнику". Но это все та же деятельность мысли, которая происходит все время. Бом: Да, это значит, что деятельность мысли большей своей частью бессознательна, и потому человек не знает, как это происходит. Сознательно мы можем сказать, что постигли необходимость полной перемены, что все должно быть иным. Кришнамурти: Но это все еще остается на уровне бессо-знательного. Итак, можете ли вы обратиться к моему бессо-знательному, понимая, что мой сознающий мозг будет вам сопротивляться? Ибо вы говорите мне нечто такое, что является революционным, что рушит весь мой дом, который я так тщательно построил, и я не стану вас слушать, - вы следите за ходом моих мыслей? В своих инстинктивных реакциях я отталкиваю вас. Так что вы, поняв все это, говорите: "Послушай, старина, все в порядке, ты и не старайся меня слушать, а я поговорю с твоим бессознатель-ным умом. Я стараюсь поговорить со сферой твоего бессозна-тельного мышления, стараюсь заставить ее увидеть, что любое ее движение все еще находится в поле времени" и так далее. По существу, ваш сознательный ум никогда не нахо-дится в действии. Его деятельность неизбежно сводится к тому, что он либо сопротивляется, либо говорит: "Я прини-маю" , и тем самым создает конфликт в самом себе. Вы можете обращаться к моей бессознательной сфере, -- так ведь? Бом: Всегда можно спросить, как это сделать. Кришнамурти: Нет, нет. Вы можете сказать другу: "Не сопротивляйся, не думай об этом. А я буду говорить с тобой. Мы оба общаемся друг с другом без того, чтобы это слушал сознающий ум". Бом: Да. Кришнамурти: Я думаю, что именно так в действитель-ности и происходит. Когда вы говорили со мной, я замечал, что не слишком прислушиваюсь к вашим словам. Я слушал вас; я был открыт для вас, а не для ваших слов, когда вы объясняли и так далее. Я сказал себе: "Хорошо, оставим все, я слушаю вас, а не слова, которыми вы пользуетесь; прислу-шиваюсь к смыслу, ко внутреннему качеству вашего чувства, которое вы хотите сообщить мне". Бом: Понимаю. Кришнамурти: Это и изменяет меня, а не все словесные приемы. Так что вы можете говорить мне о моих безумствах, о моих иллюзиях, особых склонностях. без того, чтобы сознающий ум вмешивался и говорил: "Пожалуйста, не касайтесь всего этого, оставьте меня в покое!" Вот, например, в рекламе пробовали применять сублиминальную (воздей-ствующую на подсознание) пропаганду; так что, хотя вы по-настоящему не обращаете на нее внимания, ваша бессозна-тельная сфера видит, воспринимает ее, и вы покупаете мыло именно того, особого сорта! Мы этого не делаем, - это было бы убийственно. Я говорю вот что: не слушайте меня ушами внимания, а слушайте меня ушами, которые слышат гораздо глубже. Вот так я слушал вас сегодня утром, потому что меня, как и вас, чрезвычайно интересует этот источник. Вы соглас-ны со мной, сэр? Я действительно интересуюсь одной этой вещью. Все это легко объяснимо, понятно, - но прийти к этому вместе, ощутить вместе! Понимаете? Я думаю, что это и значит разбить какую-то обусловленность, привычку, пред-ставление, которые выросли в нас. Вы говорите об этом на таком уровне, где сознательный ум не проявляет тотального интереса. Это звучит нелепо, но вы ведь понимаете, что я хочу сказать? Допустим, например, у меня есть какая-то обусловлен-ность. Вы можете указывать на нее десятки раз, убеждать меня, показывать ее ложность, бессмысленность, -- но я продолжаю стоять на своем. Я сопротивляюсь, говорю, что так и должно быть, что мне нельзя поступать по-иному в этом мире, и все прочее. Но вы видите ту истину, что до тех пор, пока ум обусловлен, должен существовать конфликт. Поэто-му вы проникаете сквозь мое противодействие или отталки-ваете его и добираетесь до бессознательного, заставляете его слушать вас, - потому что бессознательное гораздо тоньше, обладает большей быстротой. Возможно, оно испытывает страх; однако, оно увидит опасность страха гораздо скорее, чем это сделает ум сознательный. Как было со мной, когда я бродил в Калифорнии высоко в горах: я смотрел на птиц, на деревья, наблюдая вокруг, - и вдруг, услышав шорох, я отпрыгнул. Это бессознательный ум заставил тело отскочить; я увидел гремучую змею, когда отскакивал, она была в двух или трех футах от меня и очень легко могла на меня броситься. Если бы здесь действовал сознательный мозг, на это ушло бы несколько секунд. Бом: Чтобы достигнуть бессознательного, вы должны обладать таким действием, которое не обращено непосред-ственно к сознательному. Кришнамурти: Да. Это благожелательность, это любовь. Когда вы обращаетесь к моему бодрствующему сознанию, оно жестко, хитро, тонко, ломко. И вы проникаете сквозь него -своим взглядом, своей благожелательностью, всеми чувства-ми, которыми вы обладаете. Только это и действует - не что иное. Броквуд Парк 7 октября, 1972

Hosted by uCoz