Предисловие
Автор этой книги привлекает внимание читателя к традиционной ведийской культуре. Он стремится определить ее настоящее значение для современного мира, не ограничиваясь и даже вовсе не принимая во внимание ее декоративное и экзотическое присутствие в западном массовом сознании.
Обращение исследователей к традиционной культуре может быть мотивировано различным образом, оно также может предполагать различные рамки соотнесения. Сравнение культур можно вести исходя из определенной идеи единства человечества или же из представлений о его эволюции, можно предполагать трансцендентный по отношению к истории метафизический принцип или, напротив, эмпирическим образом фиксировать наличные культурные формы, специфические для того или иного региона, для той или иной эпохи. Доминирующим для западных исследователей, ориентирующихся на научные методы (социологии, этнографии, археологии), является европоцентризм, когда традиционные культуры Востока представляются как менее развитые ступени по сравнению с европейской и вообще западной культурой Нового времени. Разумеется, и здесь есть исключение, существуют и пропагандисты традиционных культур, хотя такая пропаганда нередко является следствием вкуса к экзотике. В целом, взгляд современной науки на традиционные «восточные» культуры характеризуется определенной незрячестью, на зеркало прошлого проецируется собственное представление о «своем другом». Избежать этого тупика «западного Востока» довольно трудно, но, только избежав его, можно надеяться найти принцип духовного единства разных и, по-видимому, несовместимых конкретных культурных традиций.
Автор данного исследования занят поисками такого
принципа, выбрав предметом своего научного интереса ведийскую культуру. При
этом получаются совершенно различные результаты в зависимости от того, в чем
полагаются основания этого принципа, а также основания всяческого раз
вития и
трансформаций, а значит и конкретных различий. Если принцип единства и причины
изменений ищут только в мире наличного или, проще говоря, все стараются объяснить
исходя из того, что существует в физическом мире, то, естественно, духовный мир
предстает как продукт воображения. К чему ведет такая позиция, материалистическая
по своей сути, демонстрирует современная западная цивилизация. Если же видеть в
физическом мире лишь следствие и отнюдь не самодостаточное проявление
превосходящего и объемлющего его духовного мира, то результат будет иной.
Очевидно, что ведийская культура, будучи традиционной, может быть понятой лишь
с учетом того, что она покоится на втором принципе, на принципе духовного
основания любого проявления. В этом смысле автор справедливо утверждает, что ее
ядром является идея трансценденции. Исходя из этого далее осуществляется
сравнение ценностных систем традиционной ведийской культуры и современной
западной. В таком же ключе рассматривается проблема истоков русской культуры и
ее связи с ведизмом. При этом ведется анализ не только совокупности фактов, но
и смыслообразующих идей. В работе, таким образом, исследование философских оснований
традиционного мира сопровождается междисциплинарным анализом образцов поведения
человека в семье и в обществе, образцов мышления и эстетического восприятия, а
через их рассмотрение просматриваются те глубинные структуры, которые
детерминируют ход культурных изменений. Такой подход предоставляет новые
возможности для преодоления тесных ограничений европоцентризма не только в
сравнительных межкультурных исследованиях, но и в более широкой перспективе
понимания общего движения человеческой культуры и ее метафизического смысла.
Т.Б. Любимова, доктор философских наук