ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

 Преданное служение

 1


 арджуна увача

эвам сатата-йукта йебхактас твам парйупасате
йе чапй акшарам авйактамтешам ке йога-виттамах

 арджунах увача-Арджуна сказал; эвам-таким
образом; сатата-всегда; йуктах-занят; йе-те, кто;
бхактах-преданные; твам-Тебе; парйупасате-должным образом
поклоняются; йе-те, кто; ча-также; апи-вновь;
акшарам-недосягаемый для чувств; авйактам-непроявленному;
тешам-из них; ке-кто; йога-вит-тамах-более преуспел в йоге.

 Арджуна спросил: Кто более преуспел в йоге, тот, кто всегда с
любовью и преданностью служит Тебе, или тот, кто поклоняется безличному
Брахману, непроявленному?

 КОММЕНТАРИЙ:Кришна уже рассказал Арджуне о личной, безличной и
вселенской формах Господа, а также о различных категориях преданных и методах
йоги. Обычно трансценденталистов разделяют на два класса: это имперсоналисты и
персоналисты. Преданный-персоналист все свои силы и энергию отдает служению
Верховному Господу. Имперсонались также занимается духовной практикой, но не
непосредственным служением Кришне, а медитацией на безличный Брахман,
непроявленное.

 Из этой главы мы узнаем, что из всех методов осознания
Абсолютной Истины высшим является бхакти-йога, преданное служение. Тот, кто
действительно хочет вступить в общение с Верховной Личностью Бога, должен
встать на путь преданного служения.

 Тех, кто, занимаясь преданным служением, поклоняется
непосредственно Верховному Господу, называют персоналистами, а тех, кто
медитируют на безличный Брахман-имперсоналистами. В данном стихе
Арджуна спрашивает Кришну, кто из них занимает более высокое положение. Есть
много разных методов осознания Абсолютной Истины, но в этой главе Кришна
говорит о том, что самым лучшим из них является бхакти-йога, или преданное
служение Господу. Это самый прямой и легкий путь к общению с Личностью Бога.

 Во второй главе "Бхагавад-гиты" Верховный Господь объяснил, что
живое существо является не материальным телом, а духовной искрой, искрой
духовного целого, Абсолютной Истины. В седьмой главе Он рассказал о живом
существе как о частице верховного целого и призвал живые существа сосредоточить
на нем все свое внимание. Затем в восьмой главе вновь говорилось о том, что
живое существо, которое, оставляя тело, думает о Кришне, тотчас переносится в
духовное небо, в обитель Кришны /Господа. В конце шестой главы Господь ясно
указал на то, что тот, кто думает о Кришне в сердце, является самым лучшим из
всех йогов. Таким образом, практически в каждой главе Господь, подводя итог,
говорил, что живое существо должно сосредоточить свой ум на личной форме
Кришны, ибо это высший уровень духовного самоосознания.

 Однако есть люди, не испытывающие влечения к личностной форме
Господа Кришны. Они столь непоколебимы в своих убеждениях /воззрениях,
взглядах/, что составляя комментарии к "Бхагавад-гите", они делают все, чтобы
отвлечь внимание людей от Кришны и перенести его на безличное брахмоджьти.
Они предпочитают медитировать на безличную форму Абсолютной Истины,
недосягаемую для материальных чувств и непроявленную.

 Итак, существует два класса трансценденталистов. Арджуна хочет
знать, какой из двух методов легче и представители какого класса
трансценденталистов находятся на более высоком уровне. Тем самым он хочет
определить и свое положение, ибо сам он привязан к личностной форме Кришны, а
не к безличному Брахману. Он хочет знать, насколько надежно /и прочно/ его
положение. Безличная форма Верховного Господа, проявленная в духовном или в
материальном мире, весьма проблематична как объект медитации. В сущности мы не
можем даже составить правильное представление о безличном аспекте Абсолютной
Истины. Поэтому, задавая свой вопрос, Арджуна как бы говорит "Зачем же зря
терять время?" В одинадцатой главе Арджуна уже убедился в том, что лучше всего
быть привязанным к личностной форме Кришны, поскольку, испытывая такую
привязанность, он одновременно осознал все остальные формы Господа, и это не
помешало ему любить Кришну. Арджуна задал Кришне очень важный вопрос, который
поможет разграничить личностную и безличностную концепции Абсолютной Истины.

 2

 2

 

 шри-бхагаван увача
майй авешйа мано йе мамнитйа-йукта упасате
шраддхайа парайопетасте ме йуктатама матах

 шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога
сказал; майи-на Мне; авешйа-сосредоточив; манах-ум;
йе-те, кто; мам-Мне; нитйа-вседа; йуктах-занятые;
упасате-поклонением; шраддхайа-с верой;
парайа-трансцендентной; упетах-наделены; те-они; ме-Я;
йукта-тамах-доитигшими высшего совершенства в йоге; матах-считаю.

 Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Тех, кто
сосредоточил свой ум на Моей личной форме и всегда поклоняется Мне, обладая /с/
глубокой трансцендентной верой, Я считаю достигшими высшей ступени
совершенства.

 КОММЕНТАРИЙ:Отвечая на вопрос Арджуны, Кришна со всей ясностью
говорит, что тот, кто сосредоточил ум на Его личностной форме и поклоняется Ему
с верой и преданностью, достиг высшего совершенства йоги. Деятельность человека
в сознании Кришны не является материальной, ибо все, что он делает, он делает
для Кришны. Чистый преданный ни минуты не остается в бездействии. Он либо
повторяет имена Господа, либо слушает и читает повествования о Кришне, иногда
он готовит прасад или отправляется в магазин, чтобы купить что-нибудь для
Кришны, а иногда убирает храм или моет посуду-он каждую минуту делает
что-либо для Кришны. Такая деятельность получила название /?/ полного
самадхи.

 3-4

 4

 

 

 йе тв акшарам анирдешйамавйактам парйупасате
сарватра-гам ачинтйам чакута-стхам ачалам дхрувам

 саннийамйендрийа-грамамсарватра сама-буддхайах
те прапнуванти мам эвасарва-бхута-хите ратах

 йе-те, кто; ту-но; акшарам-лежащему за
пределами чувственного восприятия; анирдешйам-неопределенному;
авйактам-непроявленному; парйупасате-полностью посвящают себя;
сарватра-гам-вездусущему; ачинтйам-непостижимому; ча-также;
кута-стхам-неизменному; ачалам-неподвижному;
дхрувам-постоянному; саннийамйа-контролируя;
индрийа-грамам-все чувства; сарватра-всюду;
сама-буддхайах-относясь беспристрастно; те-они;
прапнуванти-достигают; мам-Меня; эва-непременно;
сарва-бхута-хите-на благо всех живых существ; ратах-занятые
деятельностью.

 Те же, кто, контролируя чувства и беспристрастно относясь ко
всем живым существам, поклоняются исключительно непроявленному, лежащему за
пределами чувственного восприятия, вездесущему, непостижимому, неизменному,
постоянному и неподвижному-безличному аспекту Абсолютной Истины, такие
люди занимаются деятельностью ради всеобщего блага и в конце концов достигают
Моей обители.

 КОММЕНТАРИЙ:Те, кто поклоняются не непосредственно Верховной
Личности, Кришне, а пытаются достичь той же самой цели, Шри Кришны, окольным
путем, в конце концов все же достигают Его /ее. "После великого множества
жизней мудрец, нашедший прибежище во Мне, постигает, что Васудева суть все".
Когда человек, пройдя через множество жизней, обретает полное знание, он
предается Господу Кришне. Тот, кто идет к Богу путем, указанным /описанным в
данном стихе, должен научиться контролировать чувства, служить каждому живому
существу и заниматься деятельностью ради всеобщего блага. Отсюда следует /?/,
что достичь высшей ступени духовного самоосознания можно только обратившись к
Господу Кришне. Зачастую, прежде чем предаться Господу, человек проходит через
множество аскез и испытаний.

 Чтобы ощутить присутствие Сверхдуши в сердце индивидуальной
души, необходимо прекратить деятельность материальных чувств, перестать видеть,
слышать, ощущать вкус, работать и т.д. Тогда человек ощутит /поймет/, что
Сверхдуша пребывает всюду. Осознав это, он не испытывает зависти и враждебности
ни к одному живому существу: он уже не проводит разницы между человеком и
животным, ибо видит одну только душу, а не внешнюю оболочку. Однако
обыкновенному человеку очень трудно следовать методу, ведущему к осознанию
безличного аспекта Абсолютной Истины.

 5

 5

 

 клешо 'дхикатарас тешамавйактасакта-четасам
авйакта хи гатир духкхамдехавадбхир авапйате

 клешах-трудности; адхика-тарах-многочисленные;
тешам-тех; авйакта-на непроявленном; асакта-сосредоточены;
четасам-тех, чей ум; авйакта-к непроявленному; хи-безусловно;
гатих-прогресс; духкхам-с трудом; деха-вадбхих-воплощенные;
авапйате-достигают.

 Те, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте
Абсолютной Истины с большим трудом продвигаются по пути духовного развития. Для
воплощенных живых существ каждый шаг на этом пути сопряжен с многочисленными
трудностями.

 КОММЕНТАРИЙ:Трансценденталистов, стремящихся к познанию
непостижимого, непроявленного безличного аспекта Верховного Господа, называют
гьяна-йогами, а тех, кто, полностью развив в себе сознание Кришны, занимаются
преданным служением Господу-бхакти-йогами. В данном стихе определена
разница между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Хотя те, кто занимаются
гьяна-йогой, в конце концов достигают того же результата, что и
бхакти-йоги, они преодолевают на своем пути многочисленные трудности, тогда
как метод бхакти-йоги, непосредственного служения Верховной Личности Бога,
значительно легче и гораздо более естественен для воплощенной души.
Индивидуальная душа с незапамятных времен находится в материальном теле, и ему
очень трудно понять, даже теоретически, что оно не является телом /отлично от
тела/. Вот почему бхакти-йоги поклоняются Божеству Кришны, тем самым
задействуя в служении Господу телесную концепцию, которая прочно запечатлелась
в нашем уме. Разумеется поклонение Верховной Личности Бога в форме стоящего в
храме Божества не имеет ничего общего с идолопоклонничеством. В Ведах говорится
о двух формах поклонения: сагуна и ниргуна, когда Господу поклоняются как
обладающему и необладающему качествами /атрибутами?/. Поклонение Божеству в
храме относится к категории сагуны, ибо Господь воплощен там в форме,
состоящей из материальных элементов. Однако форма Господа, воплощенная в камне,
дереве или красках, которые являются материальными, сама не является
материальной. Такова абсолютная природа Верховного Господа.

 В связи с этим можно привести одно, может быть несколько грубое
сравнение. Если мы опустим письмо в какой-нибудь из многочисленных почтовых
ящиков, развешанных на улицах, оно без труда найдет своего адресата. Однако
любой другой ящик, даже похожий на почтовый, но не установленный почтовым
отделением, не годится для этой цели. Аналогичным образом, Бог представлен в
установленной в храмах форме Божества, которую называют арча-виграха и
которая является воплощением Верховного Господа. Представая перед нами в этой
форме, Господь принимает у нас наше служение. Господь всемогущ и всесилен /?
вездесущ/, поэтому воплощаясь в форме арча-виграхи, он принимает служение
преданных, чтобы облегчить процесс поклонения Ему для тех, кто находится в
обусловленном состоянии.

 Итак для преданных не составляет труда обратиться к Господу
сразу и напрямую, но для тех, кто пытается осознать безличный Брахман, путь
духовного самоосознания сопряжен с многочисленными трудностями. Чтобы постичь
непроявленный аспект Всевышнего, им приходится изучать такие ведические
произведения, как Упанишады, они должны знать язык этих писаний, постичь
невоспринимаемые ощущения /?/ и пройти через все эти процессы /?/. Для
обыкновенного человека это вовсе нелегко. Тот, кто занимается преданным
служением, следуя указаниям истинного духовного учителя, ежедневно поклоняясь
Божеству, слушая повествования о величии Господа и питаясь остатками
предложенной Ему пищи, постепенно развивает в себе сознание Кришны и с
легкостью постигает Верховную Личность Бога. Несомненно, что имперсоналисты
напрасно подвергают себя стольким неудобствам, ибо велика верятность, что в
конце концов им не удастся познать Абсолютную Истину. Однако те, кто
поклоняется Ее личностному аспекту, приближаются к Верховной Личности Бога
напрямую /?/, ни чем не рискуя, не испытывая никаких беспокойств и трудностей.
Аналогичное утверждение содержится в "Шримад-Бхагаватам". Там говорится, что
если человек в конечном итоге должен предаться Верховной Личности Бога (этот
процесс называют бхакти), но вместо этого берет на себя такую трудную задачу,
как постижение Брахмана и того, что не является Брахманом, тратя на это целую
жизнь, он в результате не получает ничего, кроме трудностей и беспокойств. Вот
почему в данном стихе Кришна не рекомендует нам идти к самоосознанию столь
сложным путем, ибо мы все равно не можем быть уверены в конечном результате.

 Живое существо вечно остается индивидуальной душой, и, желая
слиться с духовным целым, оно может осознать такие аспекты Его первозданной
/изначальной природы, как вечность и знание, но ему не удасться постичь аспект
блаженства. Получив милость преданного /милостью преданного/,
трансценденталист, достигший совершенства в гьяна-йоге, может начать
заниматься бхакти-йогой, преданным служением Господу. Однако многолетние
занятия гьяна-йогой /поиски безличного аспекта Абсолютной Истины/ и на этот
раз создают /приносят/ много осложнений, так как он никак не может отказаться
от идей имперсонализма. Таким образом постижение непроявленного всегда является
для воплощенной души источником трудностей-и когда она занимается
гьяна-йогой, и когда достигает самоосознания. Каждое живое существо обладает
некоторой долей независимости, и мы должны твердо знать /всегда помнить о том/,
что погружение в непроявленное противно самой природе живого существа,
исполненного духовного блаженства. Нам не следует вставать на этот путь. Самым
лучшим методом духовного самоосознания для каждого живого существа является
метод сознания Кришны, непрекращающееся преданное служение Господу. Тот, кто
отвергает преданное служение, рискует сделаться завзятым атеистом. Таким
образом, как указано в данном стихе, живые существа никогда, и осообенно в век
Кали, не должны направлять свои усилия на познание непроявленного и
непостижимого, лежащего за пределами чувственного восприятия /недосягаемого для
материальных чувств.

 6-7

 7

 

 

 йе ту сарвани карманимайи саннйасйа мат-парах
ананйенаива йогенамам дхйайанта упасате

 тешам ахам самуддхартамртйу-самсара-сагарат
бхавами на чират партхамайй авешита-четасам

 йе-те, кто; ту-но; сарвани-все;
кармани-действия; майи-Мне; саннйасйа-отказываясь;
мат-парах-испытывая ко Мне привязанность; ананйена-безраздельно;
эва-непременно; йогена-занимаясь бхакти-йогой; мам-Мне;
дхйайантах-медитируя; упасате-поклоняется; тешам-их;
ахам-Я; самуддхарта-избавитель; мртйу-смерти; самсара-в
материальной жизни; сагарат-из океана; бхавами-Я становлюсь;
на-не; чират-долго; партха-о сын Притхи; майи-на Мне;
авешита-сосредоточен; четасам-тех, чей ум.

 Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и
посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и
постоянно медитирует на Меня, сосредоточив на Мне свой ум-таких людей,
о сын Притхи, Я незамедлительно освобождаю из океана рождения и смерти.

 КОММЕНТАРИЙ:Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпадает
великая удача, ибо Господь очень быстро освобождает их из плена материальной
жизни. Занимаясь преданным служением, человек осознает, что Бог велик, и
индивидуальная душа подвластна Богу. Ее долг-служить Господу, и не
делая этого, она попадает в услужение к /начинает служить/ майе.

 Как уже говорилось, постичь Господа можно только в процессе
преданного служения. Поэтому мы должны служить Господу двадцать четыре часа в
сутки /безоговорочно предаться Господу/. Чтобы постичь Кришну, мы должны
полностью сосредоточить на нем свой ум. Всякое наше действие должно быть
посвящено только Кришне. Чем бы мы ни занимались, мы должны делать это только
для Кришны. Вот что такое преданное служение. Единственное желание
преданного-доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Цель всей
его жизни-своими действиями удовлетворить Кришну, и ради этого он готов
пожертвовать всем, как сделал Арджуна на поле битвы Курукшетра. Метод
черезвычайно прост: мы должны посвящать все свои действия Господу и повторять
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама
Рама, Харе Харе. Эти трансцендентные звуки привлекают преданного к Верховной
Личности Бога.

 В данном стихе Господь обещает освободить чистого преданного,
занятого такого рода деятельностью, из океана материальной жизни. Великие
йоги-мистики с помощью своих мистических сил могут отправится в духовном теле
/?/ на любую планету, какую только пожелают, /также как и другие ?/, но что до
преданного, то Господь Сам вызволяет его из материального плена. Преданному не
нужно ждать, пока он обретет мистические силы, которые помогут ему достичь
духовного неба.

 В "Вараха-пуране" есть такой стих:

 найами парамам стханамарчир-ади-гатим вина
гаруда-скандхам аропйайатхеччхам аниваритах

 Смысл этого стиха в том, что преданному не нужно заниматься
аштанга-йогой, чтобы перенестись на духовные планеты. Господь Сам
позаботиться об этом. Здесь Он ясно говорит, что Он Сам становится спасителем
преданного /Он Сам спасает преданного из океана материальной жизни. Всю заботу
о ребенке берут на себя его родители, поэтому малыш чувствует себя в полной
безопасности. Точно также, преданному не нужно прилагать каких-то особых усилий
к тому, чтобы попасть на другие планеты, и заниматься мистической йогой.
Верховный Господь Сам по Своей великой милости прилетает за преданным на Своем
возничьем Гаруде и освобождает его из материального плена. Человек, тонущий в
океанских волнах, может изо всех сил бороться за жизнь и быть замечательным
пловцом, но ему все равно не удасться спастись самому. Если же кто-то другой
ему на помощь, он, вытащив его из воды, без труда спасет его от верной смерти.
Так и Господь спасает преданного из океана материальной жизни. Все что нам
нужно, это воспользоваться несложным методом сознания Кришны и посвятить себя
преданному служению Господу. Всякий разумный человек предпочтет метод
преданного служения всем другим методам духовного самоосознания. В "Нарайанийи"
это подтверждается следующим образом:

 йа ваи садхана-сампаттихпурушартха-чатуштайе
тайа вина тад апнотинаро нарайанашрайах

 Из данного стиха следует, что вместо того, чтобы заниматься
кармической деятельностью или филсофскими изысканиями, человек должен предаться
Верховной Личности Бога. Так он получит все блага, к которым стремятся
йоги-мистики, спекулятивные философы, а также те, кто совершает ведические
ритуалы и жертвоприношения, раздает пожертвования и т.д. В этом особое
преимущество преданного служения.

 Просто повторяя святое имя Кришны-Харе Кришна, Харе
Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе
Харе-преданный Господа легко и радостно достигает высшей цели, которая
недоступна для тех, кто исповедует другие религии.

 В восемнадцатой главе, подводя итог всему сказанному в
"Бхагавад-гите", Господь говорит:

 сарва-дхарман паритйаджйамам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйомокшайишйами ма шучах

 Отказавшись от всех прочих методов духовного самоосознания, человек
должен заниматься преданным служением в полном сознании Кришны. Только тогда он
сможет достичь высшего совершенства жизни. Ему не нужно бояться последствий тех
грехов, которые он совершил в прошлом, ибо он находится под покровительством и
защитой Господа. Поэтому мы не должны тщетно пытаться спасти себя с помощью
того или иного метода духовного самоосознания. Пусть каждый найдет прибежище у
верховной и всемогущей Личности Бога, Кришны. Вот что такое высшее совершенство
жизни.

 8

 8

 

 майй эва мана адхатсвамайи буддхим нивешайа
нивасишйаси майй эваата урдхвам на самшайах

 майи-Мне; эва-непременно; манах-ум;
адхатсва-сосредоточь; майи-на Мне; буддхим-разум;
нивешайа-применяя; нивасишйаси-ты будешь жить; майи-во Мне;
эва-безусловно; атах урдхвам-с этих пор; на-никогда;
самшайах-сомнение /сомневаться.

 Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога и направь
на Меня весь свой разум /заполни Мной/. Так ты будешь жить во Мне вечно, и в
этом не может быть никаких сомнений /и в этом нет сомнения/.

 КОММЕНТАРИЙ:Тот, кто с любовью и преданностью служит Кришне,
непосредственно общается с Верховным Господом, и сразу же поднимается на
трансцендентный уровень /с самого начала находится/. Преданный не живет в
материальном мире, его жизнь-в Кришне. Господь и Его святое имя
неотличны друг от друга, поэтому когда преданный произносит Харе Кришна, Кришна
и Его внутренняя энергия танцуют у него на языке. Когда преданный предлагает
Кришне пищу, Кришна Сам принимает его подношение и, вкушая затем остатки этой
пищи, преданный постепенно Кришнаизируется /развивает в себе сознание Кришны.
Тому, кто не занимается преданным служением, никогда не понять, как все это
происходит, однако преданное служение это метод, рекомендованный в
"Бхагавад-гите" и других ведических писаниях.

ТНО = 9

 

 атха читтам самадхатумна шакноши майи стхирам
абхйаса-йогена татомам иччхаптум дхананджайа

 атха-поэтому если; читтам-ум;
самадхатум-держать сосредоточенным; на-не; шакноши-ты
способен; майи-на Мне; стхирам-постоянно;
абхйаса-йогена-занимаясь преданным служением; татах-тогда;
мам-Меня; иччха-желание; аптум-достичь; дханам-джайа-о
Арджуна, завоеватель богатств.

 Мой дорогой Арджуна, о завоеватель богатств, если ты не
можешь /если тебе трудно/ постоянно держать свой ум сосредоточенным на Мне, то
следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание /у
тебя появится, в тебе проснется/ достичь Меня.

 КОММЕНТАРИЙ:В данном стихе описаны две категории преданных,
занимающихся бхакти-йогой. К первой относятся те, кто, поднявшись на уровень
трансцендентного любовного служения, уже развил в себе привязанность к Кришне,
Верховной Личности Бога. А во вторую категорию входят /?/ преданные, в ком еще
нет настоящей привязанности к Господу, которая появляется в процессе
трансцендентного любовного служения. Для преданных второго класса существуют
многочисленные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в
конечном итоге развить в себе любовь и привязанность к Кришне.

 Бхакти-йога это процесс очищения чувств. Сейчас мы находимся в
материальном мире, поэтому наши чувства всегда остаются в оскверненном
состоянии, ибо мы действуем ради их удовлетворения /все время стараемся
удовлетворить их запросы. Занимаясь бхакти-йогой, мы сможем очистить чувства,
и тогда они войдут в непосредственное соприкосновение с Верховным Господом. В
материальном мире слуга служит своему господину, но делает это не из любви, а
из желания заработать деньги. И хозяин также не испытывает к слуге особой
любви, он пользуется его услугами и платит ему. Их отношения никак не назовешь
любовными. Однако, занимаясь духовной практикой, мы должны развить в себе
чистую любовь к Богу. Достичь этого уровня можно в процессе преданного
служения, в котором участвуют наши оскверненные чувства.

 Любовь к Богу дремлет в сердце каждого живого существа. В
материальном мире Эта любовь проявляет себя по-разному, но всегда остается
оскверненной материальным влиянием. Поэтому мы должны очистить свое сердце от
материальной скверны и развить в себе любовь к Кришне, изначально присущую
каждому живому существу. Такова суть метода бхакти-йоги.

 Занимаясь бхакти-йогой, регламентированной правилами и
предписаниями, человек должен под руководством опытного духовного учителя
следовать определенным принципам: вставать рано утром, совершать омовение,
приходить в храм /посещать храм/, чтобы вознести Господу молитвы, повторять
Харе Кришна, собирать цветы и предлогаиь их Божеству, готовить для Божества
вкусные блюда, принимать прасад и т.д. Есть много разных правил и
предписаний, которым должен следовать преданный. Ему необходимо также регулярно
слушать "Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам" в изложении чистого преданного.
Этот метод поможет нам развить в себе любовь к Богу, и тогда перед нами
откроется путь в Его царство. Тот, кто, выполняя правила и предписания,
занимается бхакти-йогой под руководством духовного учителя, непременно
достигнет любви к Богу.

 10

 10

 

 абхйасе 'пй асамартхо 'симат-карма-парамо бхава
мад-артхам апи карманикурван сиддхим авапсйаси

 абхйасе-на практике; апи-даже если;
асамартхах-не способен; аси-ты есть; мат-карма-Моей
деятельности; парамах-посвященный; бхава-стань;
мат-артхам-ради Меня; апи-даже; кармани-работу;
курван-исполняя; сиддхим-совершенства; авапсйаси-ты
достигнешь.

 Если ты не в состоянии следовать правилам и предписаниям
бхакти-йоги, тогда просто работай для Меня, ибо делая это, ты в конце концов
достигнешь совершенства.

 КОММЕНТАРИЙ:Тот, кто не способен даже следовать регулирующим
принципам под руководством духовного учителя, может достичь совершенства,
работая для Верховного Господа. О том, что значит трудиться для Господа, уже
говорилось в пятьдесят пятом стихе одиннадцатой главы. Человек должен всемерно
способствовать проповеди сознания Кришны. Есть много преданных, занятых
проповедью сознания Кришны, которым необходима помощь. Поэтому тот, кто не
может сам следовать регулирующим принципам бхакти-йоги, может оказать помощь
и содействие деятельности проповедников. Для любого начинания /предприятия/
необходимы земля, капитал, организация и рабочая сила. Как бизнесмену необходим
офис, капитал, рабочая сила и организация, которая поможет ему расширить свою
деятельность, все это требуется и в служении Кришне. Единственная разница в
том, что материалист действует исключительно ради удовлетворения собственных
чувств. Однако если та же самая работа выполняется ради удовлетворения Кришны,
он становится духовной деятельностью. Тот, у кого достаточно средств, может
помочь построить офис или храм для проповеди сознания Кришны. Или помочь
издавать книги. Духовная деятельность многообразна, и мы должны стремиться
принять в ней посильное участие. Если человек не может предложить Кришне
результаты своего труда, он может пожертвовать какой-то процент от своих
доходов на проповедь сознания Кришны. Такое добровольное служение,
способствующее распространению сознания Кришны, поможет нам развить в себе
любовь к Богу, и, поднявшись на этот уровень, мы достигнем совершенства.

 11

 11

 

 атхаитад апй ашакто 'сикартум мад-йогам ашритах
сарва-карма-пхала-тйагамтатах куру йататмаван

 атха-даже если; этат-это; апи-также;
ашактах-не способен; аси-ты; картум-выполнять; мат-Мне;
йогам-в преданном служении; ашритах-находя прибежище;
сарва-карма-всей деятельности; пхала-от результатов;
тйагам-отречение; татах-поэтому; куру-делать;
йата-атма-ван-познавший свою истинную сущность.

 Если ты тем не менее не можешь работать для Меня, то
постарайся отдавать Мне плоды своего труда и таким образом познать свою
истинную сущность.

 КОММЕНТАРИЙ:Нередко случается, что люди не могут даже выразить
свое сочувствие и поддержку деятельности преданных в сознании Кришны из-за тех
или иных социальных, семейных, релегиозных или каких-то других факторов. Тот,
кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить
сопротивление со стороны членов своей семьи, а также много других трудностей.
Такому человеку рекомендуют отдавать средства, накопленные в результате труда,
на какое-нибудь доброе дело. Правила, регламентирующие подобную деятельность,
изложены в Ведах, где приводятся многочисленные описания жертвоприношений и
различных видов пунйи, или особой деятельности, в которой используются
результаты наших прошлых действий. Таким образом человек сможет постепенно
обрести знание. Говорится также, что когда человек, не проявляющий никакого
интереса к деятельности в сознании Кришны, дает пожертвования больницам или
различным благотворительным организациям, он таким образом отрекается
/отказывается/ от результатов своего труда, доставшихся ему ценой немалых
усилий. В данном стихе Кришна также советует людям заниматься подобной
деятельностью, ибо, отдавая плоды своего труда, человек с течением времени
сможет очистить ум, что впоследствии поможет ему принять сознание Кришны.
Безусловно, развитие сознания Кришны, не зависит ни от какой другой
деятельности, поскольку метод сознания Кришны сам по себе является могучим
средством очищения ума, но если человек по тем или иным причинам не может
заниматься деятельностью в сознании Кришны, он должен стараться отдавать
результаты своего труда на какое-нибудь благородное дело. Для этого он может
заниматься деятельностью на благо государства, общества, своего народа и
страны, чтобы в будущем он смог подняться на уровень чистого преданного
служения Верховному Господу. В "Бхагавад-гите" (18.46) сказано: йатах
праврттир бхутанам. Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то даже не
зная, что такой целью является Кришна, он, совершая жертвоприношения, поймет,
что Кришна-это причина всех причин.

 12

 12

 

 шрейо хи джнанам абхйасаджджнанад дхйанам вишишйате
дхйанат карма-пхала-тйагастйагач чхантир анантарам

 шрейах-лучше; хи-безусловно;
джнанам-знание; абхйасат-чем практика; джнанат-чем знание;
дхйанам-медитация; вишишйате-считается лучше; дхйанат-чем
медитация; карма-пхала-тйагах-отречение от результатов кармической
деятельности; тйагат-в результате такого отречения; шантих-покой;
анантарам-затем.

 Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои
усилия к тому, чтобы обрести знание. Того, кто старается обрести знание,
превосходит человек, занимающийся медитации, а еще выше стоит тот, кто
отрекается от плодов своего труда, ибо подобное отречение помогает привести ум
в состояние умиротворения /успокоить, обуздать ум/.

 КОММЕНТАРИЙ:Как было сказано в предыдущем стихе, существует два
вида преданного служения: преданное служение, регламентированное системой
правил и предписаний и преданное служение, основанное на глубокой любви и
привязанности к Верховной Личности Бога. Те, кто не способен следовать
принципам сознания Кришны, должны стараться обрести знание, которое поможет им
осознать свою истинную сущность /свое истинное положение/. Постепенно знание
приведет их на уровень медитации, и, занимаясь медитацией, человек с течением
времени сможет постичь Верховную Личность Бога. Некоторые методы духовного
самоосознания помогают человеку осознать себя Брахманом; подобного рода
медитацию рекомендуют тем, кто не может заниматься преданным служением. Тем,
кто не способен заниматься медитацией, Веды предписывают выполнять обязанности
брахманов, кшатриев, ваишьей или шудр, перечисленные в последней главе
"Бхагавад-гиты". Но в любом случае человеку необходимо отречься от плодов
своего труда, то есть отдавать результаты кармической деятельности на какое-то
доброе дело /на благотворительные цели/.

 Таким образом, к высшей цели, какой является Верховная Личность
Бога, ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное
служение в сознании Кришны-это прямой путь, другие же методы духовного
самоосознания учат человека отречению от результатов своей деятельности. Это
поможет ему обрести знание, затем перейти к медитации и, осознав Сверхдушу,
постичь Верховную Личность Бога. Человек может либо пройти через все эти
ступени, либо воспользовться прямым методом духовного самоосознания. Поскольку
последний предназначен далеко не для каждого живого существа, многоступенчатый
путь познания истины также имеет большое положительное значение. Необходимо
учесть, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Арджуне, ибо тот уже с
любовью и преданностью служил Верховному Господу. Многоступенчатый метод
предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и поэтому
должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации
осознать Сверхдушу и Брахман. Однако "Бхагавад-гита" уделяет основное внимание
прямому пути духовного самоосознания /подчеркивает важность/. Она призывает
каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне.

 13-14

 14

 

 

 адвешта сарва-бхутанаммаитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарахсама-духкха-сукхах кшами

 сантуштах сататам йогийататма дрдха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхирйо мад-бхактах са ме прийах

 адвешта-не питающий зависти и вражды;
сарва-бхутанам-ко всем живым существам; маитрах-дружелюбно;
карунах-желая блага; эва-безусловно; ча-также;
нирмамах-лишенный собственнических чувств; нираханкарах-лишенный
ложного эго; сама-одинаково невозмутимый; духкха-в горе;
сукхах-и счастье; кшами-прощая; сантуштах-удовлетворенный;
сататам-всегда; йоги-занимающийся преданным служением;
йата-атма-владеющий собой; дрдха-нишчайах-с решимостью;
майи-Мной; арпита-занятый; манах-ум; буддхих-разум;
йах-тот, кто; мат-бхактах-Мой преданный; сах-он;
ме-Мне; прийах-дорог.

 Тот, кто, никому не завидуя, является другом и доброжелателем
всех живых существ, кто перестал считать себя собственником чего бы то ни было
и освободился от ложного эго, кто невозмутим в радости и горе, терпелив и
всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и
разум, с решимостью занимается преданным служением-такой преданный
необыкновенно дорог Мне.

 КОММЕНТАРИЙ:Возвращаясь к описанию чистого преданного служения,
Господь в этих двух стихах перечисляет качества, которыми обладает Его чистый
преданный. Такой преданный всегда, в любых обстоятельствах остается спокойным и
невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает враждебных чувств.
Вместо того, чтобы отвечать на выпады своих врагов, преданный думает: "Этот
человек действует враждебно, наказывая меня за мои прошлые грехи /в наказание/.
Поэтому лучше не протестовать, а терпеливо сносить причиняемые им страдания". В
"Шримад-Бхагаватам" (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано
бхунджана эватма-кртам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями,
преданный считает все это проявлением милости Господа. "В наказание за
совершенные в прошлом грехи"-думает он-"я должен страдать
гораздо больше, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не
получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога
мне досталась лишь малая доля страданий". Поэтому преданный всегда остается
спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит все страдания. Преданный всегда
добр ко всем живым сущесвам, даже к своим врагам. Нирмама: он не обращает
внимания на страдания материального тела, ибо прекрасно знает, что не является
телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него
нет ложного эго и он одинаково относится к радостям и бедам. Он терпелив и
всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа.
Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной цели, он всегда
пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям
духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и поскольку он
обуздал свои чувства, он решительно движется к цели. Его не собьют с пути
надуманные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься
преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна это /его/ вечный Господь,
и уже ничто не может поколебать его веру. Все это помогает ему сосредоточить
свой ум и разум целиком на Верховной Личности Бога. Редко кому удается достичь
столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту
ступень, выполняя правила и предписания /следуя регулирующим принципам/
преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень
дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что он делает в полном сознании
Кришны.

 15

 15

 

 йасман нодвиджате локолокан нодвиджате ча йах
харшамарша-бхайодвегаирмукто йах са ча ме прийах

 йасмат-от кого; на-никогда; удвиджате-не
приходят в беспокойство; локах-люди; локат-от людей;
на-никогда; удвиджате-не испытывает беспокойства; ча-также;
йах-любой, кто; харша-в счастье; амарша-горе;
бхайа-страха; удвегаих-и тревог; муктах-свободный;
йах-кто; сах-любой; ча-также; ме-Мне;
прийах-очень дорог.

 Тот, кто никому не причиняет беспокойств и остается
невозмутимым, когда его беспокоят другие, кто одинаково спокоен и в радости, и
в горе, кто не ведает страха и тревог-такой преданный очень дорог
Мне.

 КОММЕНТАРИЙ:Здесь названы еще несколько качеств, которыми
обладают преданные. Такой преданный никогда не поставит других в трудное
положение, никогда не станет для них источником тревог, страха или
неудовлетворенности. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не
станет причинять другим беспокойств. Вместе с тем, если его тревожат другие, он
продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Спокойствию в трудных ситуациях
он научился по милости Господа. Поскольку преданный всегда погружен в сознание
Кришны и занят преданным служением, внешние /материальные/ обстоятельства не
вызывают у него беспокойства /он не реагирует/. В материальном мире люди обычно
радуются тому, что доставляет удовольствие их чувствам, но лишенные
удовольствий, которые испытывают другие, они огорчаются и мучаются завистью.
Ожидая мести своих врагов, они пребывают в постоянном страхе, а терпя неудачи,
впадают в уныние. Преданный, который всегда трансцендентен к подобного рода
беспокойствам, очень дорог Господу Кришне.

 16

 16

 

 анапекшах шучир дакшаудасино гата-вйатхах
сарварамбха-паритйагийо мад-бхактах са ме прийах

 анапекшах-отстраненный; шучих-чистый;
дакшах-сведущий /опытный; удасинах-свободный от забот;
гата-вйатхах-не знающий тревог; сарва-арамбха-всех действий;
паритйаги-отрекающийся; йах-любой, кто; мат-бхактах-Мой
преданный; сах-он; ме-Мне; прийах-очень дорог.

 Преданный, отстраненный от жизни внешнего мира, чистый,
сведущий /?/, не знающий забот и тревог и не стремящийся к результатам,
необыкновенно дорог Мне.

 КОММЕНТАРИЙ:Преданный может принимать деньги от других, но не
должен прилагать слишком много усилий, чтобы получить их. Если деньги приходят
к нему сами собой, по милости Господа, он продолжает оставаться невозмутимым.
По меньшей мере два раза в день он совершает омовение и встает до восхода
солнца, чтобы заниматься служением Господу. Тем самым он всегда остается чистым
внутри и снаружи. Преданный сведущ во всем, ибо постиг /знает суть всех видов
жизнедеятельнсти и верит словам священных писаний. Преданный никогда не встает
на чью-либо сторону и потому никогда не испытывает тревог. Он никогда не
чувствует боли, ибо не отождествляет себя с телом. Он знает, что тело это всего
лишь внешняя оболочка и не страдает, когда тело испытывает боль. Чистый
преданный никогда не стремится к тому, что противоречит принципам преданного
служения. К примеру, строительство высотного дома требует больших затрат
энергии /огроных усилий/, и преданный никогда не возьмется за это, если конечно
такое строительство не будет благоворным для его преданного служения. Он может
построить храм для Господа и взять на себя связанные с этим заботы, но он
никогда не станет строить огромный дом для себя лично /собственных нужд/.

 17

 17

 



 йо на хршйати на двештина шочати на канкшати
шубхашубха-паритйагибхактиман йах са ме прийах

 йах-тот, кто; на-никогда не;
хршйати-ликует; на-никогда не; двешти-горюет;
на-никогда не; шочати-скорбит; на-никогда не;
канкшати-желает; шубха-хорошего; ашубха-плохого;
паритйаги-отрекшийся; бхакти-ман-преданный; йах-тот, кто;
сах-он; ме-Мне; прийах-дорог.

 Тот, кто не ликует и не впадает в уныние, кто ни о чем не
сокрушается и ничего не желает, кто отрекается от хорошего и плохого, такой
преданный очень дорог Мне

 КОММЕНТАРИЙ:Чистый преданный никогда не радуется материальным
приобретениям и не горюет о потерях, он не стремится к тому, чтобы иметь
сыновей или учеников и не сокрушается о том, что их у него нет. Птеряв то, что
ему дорого, преданный не скорбит об этой потере и не впадает в уныние, когда не
может получить того, что желает. Он трансцендентен к любой благоприятной,
неблагоприятной и греховной деятельности. Ради удовлетворения Верховного
Господа он готов пойти на любой риск. Ничто не может помешать ему заниматься
преданным служением. Такой преданный очень дорог Кришне.

 18-19

 19

 

 

 самах шатрау ча митре чататха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешусамах санга-виварджитах

 тулйа-нинда-стутир маунисантушто йена кеначит
аникетах стхира-матирбхактиман ме прийо нарах

 самах-одинаково; шатрау-к врагу; ча-также;
митре-к другу; ча-также; татха-таким образом;
мана-почет; апаманайох-и бесчестье; шита-холод;
ушна-жару; сукха-счастье; духкхешу-и страдания;
самах-уравновешенный; санга-виварджитах-отказавшийся от всякого
общения; тулйа-одинаково; нинда-позор; стутих-и славу;
мауни-молчаливый; сантуштах-удовлетворенный; йена
кеначит-всем; аникетах-не имея крыши над головой;
стхира-утвердившийся; матих-решимость; бхакти-ман-посвятивший
себя преданному служению; ме-Мне; прийах-дорог;
нарах-человек.

 Тот, кто одинаково относится к другу и врагу, кто одинаково
встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор,
кто не оскверняет себя дурным общением, всегда хранит молчание и всем
удовлетворен, кто не беспокится о крыше над головой, кто обрел знание и
преданно служит Мне-того Я называю Своим дорогим преданным.

 КОММЕНТАРИЙ:Преданный всегда избегает дурного общения. Порою нас
превозносят, а порою бесчестят, такова природа человеческого общества.
Преданный же всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору, счастью и
страданиям. Его терпение поистине беспредельно. Он никогда не говорит ни о чем,
кроме деяний Кришны, поэтому его называют молчаливым. Молчаливость вовсе не
означает, что человек должен перестать говорить вообще, он просто не должен
болтать о пустяках. Говорить нужно только на жизненно важные темы, и для
преданного такой темой является прославление Верховного Господа. Преданный
счастлив в любых обстоятельствах; иногда ему предлагают вкусные блюда, а иногда
нет, но он всегда остается удовлетворенным. Он не заботится и о крыше над
головой. Порою он находит приют под сенью какого-нибудь дерева, а порою живет в
роскошном дворце, не испытывая привязанности ни к тому, ни к другому. Его
называют целеустремленным, ибо он тверд своей решимости и знании. В описании
качеств чистого преданного можно обнаружить повторы, но их
цель-подчеркнуть, что преданный должен развить в себе все эти качества.
Не обладая ими, он не сможет стать чистым преданным. Харав абхактасйа куто
махад-гунах: тот, кто не является преданным, лишен всяких положительных
качеств. Тот, кто хочет быть признан /стать/ преданным, должен развить в себе
все эти качества. Разумеется, он не прилагает к этому никаких особых усилий,
они появляются у него как резальтат преданного служения в сознании Кришны.

 20

 20

 

 йе ту дхармамртам идамйатхоктам парйупасате
шраддадхана мат-парамабхактас те 'тива ме прийах

 йе-те, кто; ту-но; дхарма-религии;
амртам-нектар; идам-это; йатха-как; уктам-сказано;
парйупасате-целиком отдают себя; шраддадханах-обладая верой;
мат-парамах-считая, что Я, Верховный Господь, суть все;
бхактах-преданные; те-они; атива-очень и очень; ме-Мне;
прийах-дороги.

 Те, кто, обладая непоколебимой верой идут вечным путем
преданного служения и считают Меня высшей целью, дороги Мне более всех
других.

 КОММЕНТАРИЙ:В данной главе начиная со второго стиха (майй авешйа
мано йе мам, "сосредоточив на Мне свой ум") и до конца (йе ту дхармамртам
идам, "эта вечная религиозная деятельность"), Верховный Господь рассказал о
формах трансцендентного служения, занимаясь которым, живое существо может
прийти к Нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу, и всех, кто
так или иначе служит Ему, Он считает Своими преданными /?/. Отвечая на вопрос
Арджуны о том, что лучше, стремиться к осознанию безличного Брахмана или
служить непосредственно Верховной Личности, Господь сказал ясно, что преданное
служение Личности Бога, безусловно, является лучшим из всех методов духовного
самоосознания. Иначе говоря, в этой главе было установлено, что, вступая в
общение с преданными /общаясь/, человек развивает в себе привязанность к
чистому преданному служению и обращается к истинному духовному учителю.
Выполняя указания гуру, он начинает слушать и повторять святые имена и
следовать регулирующим принципам. Развив в себе веру, привязанность и
преданность к Господу, он с течением времени поднимается на уровень
трансцендентного преданного служения. В этой главе Господь призывает каждого
встать на этот путь, поэтому преданное служение несомненно является
единственным абсолютным методом духовного самоосознания, дающим живому существу
возможность достичь Верховной Личности Бога. Безличной концепцией Абсолютной
Истины можно руководствоваться до тех пор, пока человек не встал на путь
духовного самоосознания. Иными словами, пока человек не вступил в общение с
чистым преданным Господа, безличная концепция Абсолютной Истины может принести
ему /некоторое/ благо. Стремясь к познанию безличного аспекта Абсолютной
Истины, человек отказывается от результатов своего труда, занимается медитацией
и проводит философские изыскания, чтобы отделить материю от духа. Все это
необходимо ему до тех пор, пока он не вступил в общение с чистым преданным
Господа. Если же человеку посчастливится и у него сразу появится желание
обрести сознание Кришны и подняться на уровень чистого преданного служения, ему
не придется проходить весь многоступенчатый процесс духовного самоосознания.
Преданное служение, как явствует из шести серединных глав "Бхагавад-гиты",
гораздо более соответствует природе живого существа. Преданному не нужно
беспокоится о средствах к существованию. Милостью Господа к нему само собой
приходит все необходимое.

 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе
"Шримад-Бхагавад-гиты", которая называется "Преданное служение".